Малышева Дарья Дмитриевна, студент 2 курса Самарский государственный экономический университет. Научный руководитель: Черноусова Ксения Сергеевна, Доцент, Самарский государственный экономический университет
Данная статья посвящена анализу, исследованию, а также выявлению систем и особенностей налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Актуальность статьи заключается в том, что сельское хозяйство значится одной из основных сфер экономики и от формы налогообложения её деятельности зависит насыщенность рынка продукцией сельского хозяйства, процветание страны, поэтому для данного сектора предусмотрены как общие, так и особые, привилегированные, отличающиеся от других, системы налогообложения для финансовой поддержки и налогового стимулирования. Поэтому это важнейшая сторона, требующая изучения. В статье представлены виды систем, детализированная и обобщенная (в таблице) характеристики общей, специальной и упрощенной систем налогообложения.
This article is devoted to the analysis, research, as well as the identification of systems and features of taxation of peasant (farmer) farms (peasant farms). The relevance of the article lies in the fact that agriculture is one of the main areas of the economy and the saturation of the market with agricultural products and the country’s prosperity depend on the taxation of the forms of its organizational activity; therefore, this sector has special, privileged tax systems for financial support and tax incentives. So this is the most important side that needs to be studied. The article presents the types of systems, detailed and generalized (in the table) characteristics of the general, special and simplified tax systems.
КАКИЕ НАЛОГИ МЫ ПЛАТИМ ЗА КФХЧТО С СОЦ-КОНТРАКТАМ\НАША ПТИЦЕ ФЕРМА1 ЧАСТЬ ВИДЕО
Ключевые слова:
сельское хозяйство; КФХ; налог; налогообложение; общая система налогообложения; специальная система налогообложения; упрощенная система налогообложения
agriculture; peasant farms; tax; taxation; general taxation system; special taxation system; simplified taxation system
УДК 5995
Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики РФ, которая является отражением развития в целом всего государства, так как удовлетворение первичных (базовых) потребностей населения – приоритетная задача любой страны. Основное назначение сельского хозяйства – обеспечить население продуктами питания, легкую и пищевую промышленности – сырьем, в целом же для экономики государства – обеспечить поступление денежных средств в бюджет. По данным американского финансово-экономического журнала “Forbes” в 2018 году доходы России от продажи зерновых культур составили $10,5 млрд., что превосходит показатель 2017 года на $3млрд.
Россия имеет огромный потенциал не только для обеспечения продуктами питания своих граждан, но и для экспорта. По данным в 2018 году объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 25 млрд. долларов.
Если в 2000 году на экспорт шло 1,5 млн.т. зерна, то в 2018 году – 55 млн. т., причем в 2018 году был установлен рекорд по экспорту пшеницы,44 млн.т., что на 0,1 млн. т. превосходит экспорт главной страны- эскпортера пшеницы США в 1981 году. Однако сегодня многие отрасли с/х испытывают проблемы, из-за того что это единственная отрасль материального производства, которая зависит от погодных условий, а так же из-за недостатка финансирования.
Налоги для фермера в России
Правительство обратило внимание на процессы, происходящие в сельском хозяйстве, и прикладывает усилия к решению данных проблем, поэтому в Российской Федерации выработан курс на поддержку сельского хозяйства. Государство выделяет огромные суммы на его развитие. Из федерального бюджета в рамках реализации государственных программ на 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. выделяются субсидии в размере около 200 млрд. руб. (0,3% ВВП). Однако из-за ряда причин (вступление России в ВТО; недостаточное субсидирование для достижения уровня рентабельности в 25% необходимого для расширения воспроизводства (Решение Комитета по аграрным вопросам №38 от 22.11.2013.)) приходится искать новые способы финансовой поддержки аграрного сектора [1]. Ключевыми являются механизмы налогового стимулирования.
Целью нашей статьи является изучение особенностей налогообложения крестьянских ( фермерских) хозяйств.
Задачи – исследование использования общей, специальной и упрощенной систем налогообложения применительно к КФХ; анализ их особенностей, а так же положительных и отрицательных черт.
К методам, используемым в статье, относятся: логический и статистический анализ.
Научная новизна статьи заключается в том, что она написана с учетом изменений в налоговом законодательстве, принятым в 2019 году.
Одной из форм организации деятельности в сфере сельского хозяйства является крестьянское (фермерское) хозяйство. КФХ — это вид предпринимательской деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, направленный на извлечение прибыли из создания, реализации товаров сельского хозяйства. Так же определение КФХ дается в федеральном законе от 11.06.2003г. №74-ФЗ
В соответствии с НК РФ малые предприятия имеют право сами выбирать режим уплаты налогов в бюджет. Фермерские хозяйства имеют широкий выбор системы налогообложения, который они могут выбрать исходя из особенностей своей деятельности.
Если КФХ по каким-либо причинам при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них автоматически действует общая система. Далее в течение месяца (30 дней) можно написать заявление о переводе на другую систему налогообложения, по истечению указанного срокапереход возможно будет осуществить только на следующий год.
При общей системе налогообложения КФХ уплачивают в бюджет НДФЛ(13%), НДС( 10 или 20%), а так же земельный и транспортный, имущественный налоги, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС. В первые пять лет после открытия фермерские хозяйства освобождаются от уплаты НДФЛ. Так же всоответствии со статьей 284.1.3 для некоторых КФХ налог на прибыль может иметь ставку 0%. Крестьянские хозяйства могут использовать общую систему в целях приумножения и сохранения заказчиков своей продукции, так как большинство из них работает по ОСН и для них важно покупать продукцию с НДС для получения вычета по нему.
При упрощенной системе налогообложения те фермерские хозяйства, которые имеют небольшие расходы, предпочитают уплачивать 6% с доходов, в свою очередь те, у кого расходы большие используют “доходы минус расходы”, когда налогом в 15% облагается полученная прибыль. По решению органов субъектов РФ данные ставки могу снижаться с 6% до 1% для первого случая и с 15% до 5% для второго. При данной системе КФХ ведут упрощенный бухгалтерский учет по книге учета доходов и расходов и предоставляют данные в налоговые службы один раз за год, не позднее 30 апреля. Налог уплачивается каждый квартал, первые три — не позднее 25 числа и последний – итоговый — не позднее 30 апреля. КФХ могут использовать данную систему только до тех пор, пока сумма их доходов отчетного периода не превысит 150 млн.руб.
Специальные системы налогообложения[3].
В отношении фермерских хозяйств ЕНВД не применяется.
Главы КФХ могут применять ПСН только в отношении таких видов деятельности, как:
— производство молочной продукции;
— оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке и выпасу скота;
— производств кожи и изделий из кожи
— производство плодово-ягодных растений для посадки;
— производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
— оказание услуг, связанных со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
— сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей (ст. 346.43 НК РФ).
При данной системе налогообложения КФХ освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН; при ввозе на территорию РФ и территории под ее юрисдикцией товаров, а также при совершении действий, указанных в статье 174.1 НК РФ) [4].
1 января 2002 года ФЗ от 29.12.2001г.№187-ФЗ на территории РФ начал действовать единый сельскохозяйственный налог. Фермерские хозяйства вправе использовать ЕСНХ, если:
— доход от продаж собственной продукции составляет не менее 70%.
— среднегодовая численность сотрудников не превышает 300 человек и доход от реализации в соотношении к общей выручке не менее 70% (для ИП и рыбохозяйственных организаций)[5].
Для этого КФХ должны предоставить в налоговую службу установленной формы заявление о намерении применения ЕСХН по своему местонахождению (жительству). Это можно сделать в течение месяца после регистрации, либо до 31 декабря. Переход фермерских хозяйств на данный налог освобождает их от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и НДФЛ для ИП, до 2019 г. НДС(кроме случаев осуществления импортных операций), налога на имущество.
С 1 января 2019 года КФХ , применяющие ЕСХН, обязаны платить НДС. Однако законодательство предусматривает 2 варианта . Первый, уплата только ЕСХН. Второй, ЕСХН совместно с НДС. Выбор зависит от выручки.
Сельхозпроизводители могут воспользоваться первым вариантом, если переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году, а так же если сумма доходов в 2018 году не превысила в совокупности 100 млн. руб . В последующие годы сумма будет снижаться и к 2022 году составит 60 млн.руб. Первый вариант будет выгоден для небольших КФХ , так как уплата НДС- тяжёлое бремя для них , потому что они редко сотрудничают с крупными фирмами , уплачивающими НДС. Второй вариант предпочтителен крупным сельхозпроизводителям, так как у них появляется возможность получить вычет «входного» НДС[7].
Так же обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация сельскохозяйственной продукции. Ее переработка не является условием перехода на ЕСХН.
Налоговая ставка составляет 6%.
При регистрации КФХ один из его членов определяется в качестве главы и регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Так как статус ИП получает только глава КФХ, в отличие от остальных его членов, то он один является плательщиком ЕСХН.
Глава КФХ определяет налоговую базу не по полученному лично им доходу и произведенных расходов, а на основании деятельности всего коллектива фермерского хозяйства. Всем предпринимателям, перешедшим на уплату ЕСХН, необходимо вести учетную книгу (КУДиР). В налоговые органы до 31 марта необходимо предоставлять всю отчетность. Авансовый платеж– до 25 июля, а полная уплата ЕСХН до 31 марта следующего календарного года[6].
Таблица 1. Сравнительная таблица режимов налогообложения КФХ
Общая система налогообложения
Действует автоматически — т.е. если КФХ при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них действует общая система.
НДФЛ, НДС, земельный, транспортный, имущественный налоги + взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС.
— Возможность привлечения новых покупателей и заказчиков продукции, для которых важны партнеры, уплачивающие НДС для получения вычет по нему (все крупные предприятия работают на ОСН).
— НДФЛ уплачивается только на 6-ой год деятельности.
-Высокая налоговая нагрузка.
Дополнительные затраты на оплату деятельности опытного бухгалтера, способного вести налоговую отчетность.
-Строгая отчетность (необходимость подтверждения сделок от контрагентов).
Упрощенная система налогообложения
УСП нельзя применить если:
-среднесписочная численность работников не более 100 человек;
-годовая выручка не превышает 120 млн. руб.
6% с дохода или 15% с дохода минус расходы (налогом 15% облагается прибыль)
— Налогоплательщики платят один налог + социальные выплаты, что облегчает налогообложение.
-Упрощенное ведение отчетности (всего одна декларация)
-Ненужность доказывать обоснованность и правильность документального оформления расходов.
-ограниченность в привлечении покупателей и заказчиков, из-за неуплаты НДС.
-При УСН “доходы-расходы” необходимо уплачивать минимальный налог даже при отсутствии прибыли
— При ставке 15 % сложное ведение отчетности
Специальная система налогообложения– ЕСХН
Обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация с/х продукции
Уплачиваются все налоги, кроме определённых (см. плюсы специальной системы налогообложения)
— Отчетность один раз в год.
— Уплата 6% с дохода.
— Освобождение от налога на прибыль для юридических лиц, налога на имущество, НДС, НДФЛ
-Обязательное определение одного из членов в качестве главы и регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя
-ведение учетной книги.
Специальная система налогообложения– ПСН
-Режим доступен только для ИП.
-Срок действия патентов от 1 до 12 месяцев одного года.
-среднесписочная численность работников не более 15 человек.
— Годовая выручка не превышает 60 млн. руб.
Платит налог за выданный патент
-Отсутствие налоговой отчетности
-Ведение простого налогового учета в КУД.
-Выплачивает заранее определенную и неизменную сумму налога за патент
-Возможность применения пониженных страховых выплат к вознаграждениям наемных работников.
-Оплата патента сразу, не зависимо есть прибыль или нет.
Следовательно, можно сделать вывод, что сельское хозяйство – важнейшая часть экономики, основной формой организации деятельности которой является крестьянское (фермерское) хозяйство. Так как КФХ – это вид предпринимательской деятельности, то он подлежит налогообложению. Рассматривая режимы уплаты налогов в бюджет, можно констатировать следующее: система налогообложения КФХ состоит из трех подсистем – общей, специальной и упрощенной, выбор которых зависит от особенностей, специализации и желания КФХ.
Библиографический список:
1. Назаров М.А., Азархин А.В. Особенности применения специальных налоговых режимов. В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Г.Р. Хасаев, С.И.
Ашмарина (ответственный редактор), В.А. Пискунов, Е.П. Фомин, А.П. Жабин [ и др.] 2014. С. 289-292.
2. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина- Москва, 2018г. – 494 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117ФЗ (ред. от 30.11.2016)
4. Пинская М.Р. Налоговые меры государственной поддержки экономического роста в сельском хозяйстве.//Налоги и финансы. 2016. №1.С.29-35.
5. Погорелова Т.Г. Современные возможности выбора режима налогообложения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. №4.
6. Сулейманов М. Д. Налоговая поддержка Российских сельхозпроизводителей// Вестник Российского Нового Университета, 2019 г.
7. Федеральный закон от 11.06.2003 N74ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
11.11.2019, 12:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. В работе имеются все необходимые разделы, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно цели, задачи, а также научная новизна. Аннотация статьи дана в нормальном объеме, перевод качественный.
Список литературы состоит из 7 источников информации, которые были изучены автором. Вывод сделан. Данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале.
11.11.2019, 17:45 Лакота Елена Александровна
Рецензия: Статья «Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств» — автор Шурукова Мария Александровна, Самарский Государственный Экономический Университет представляет собой законченную рукопись, изложенную в грамотной и доступной для определенного круга читателей форме. Оформление статьи соответствует требованиям, предъявляемым научным журналом SCI-ARTICLE, и она может быть рекомендована к печати. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока»,г. САратов, доктор сельскохозяйственных наук, Лакота Елена Александровна.
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
8. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств
Для крестьянских (фермерских) хозяйств удобной системой налогообложения является налогообложение по системе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), установленнная гл.26.1 НК РФ. Для организаций переход на ЕСХН заменяет уплату:
— налога на прибыль организаций;
— налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
— налога на имущество организаций;
— единого социального налога (ЕСН).
Крестьянские(фермерские) хозяйства, уплачивающие ЕСХН, перестают быть плательщиками:
— налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
— налога на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
— налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
— единого социального налога.
При этом крестьянские фермерские) хозяйства продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иные налоги и сборы, предусмотренные общим режимом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и положениями гл.26.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме.
Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) состоят в следующем. Переход на ЕСХН и возврат на общий режим налогообложения осуществляются организациями добровольно.
Для того чтобы применять ЕСХН с 1 января 2005 г., организация должна соответствовать следующим требованиям:
1) быть сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивать рыбу, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовывать эту продукцию и (или) рыбу.
2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ею рыбы, по итогам 9 месяцев 2004 г., а также в течение всего времени применения ЕСХН должна составлять не менее 70%.
Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 N 449.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такое хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица и согласно п.2 ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. Поэтому на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются правила, установленные для предпринимателей.
При этом п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
Следовательно, на крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица, распространяются положения гл.26.1 НК РФ, предусмотренные для юридических лиц.
Главой 26.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели — плательщики ЕСХН не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в частности по НДФЛ, предусмотренных ст.226 НК РФ.
Несмотря на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит им выплаты и является по отношению к ним налоговым агентом, следовательно, обязан удержать с этих выплат НДФЛ.
В то же время п.14 ст.217 НК РФ установлено, что обложению НДФЛ не подлежат доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Не вправе перейти на уплату ЕСХН:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ.
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Обратите внимание! Организация может иметь розничный магазин (другую торговую точку), который в учредительных документах не оформлен как филиал и представительство, и продавать через него только продукцию собственного производства.
В этом случае розничная торговля не будет признаваться видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, и организация может перейти на ЕСХН.
Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-13/11.
Данная форма заявления носит рекомендательный характер (о чем прямо указано в тексте Приказа). Поэтому если организация подает заявление в произвольной форме, то налоговый орган обязан его принять.
В заявлении должны быть указаны: общая сумма доходов от реализации, сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и ее доля в общей сумме доходов.
Для плательщиков ЕСХН установлен единый объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка составляет 6%.
Подав в установленный срок заявление о переходе на ЕСХН, организация, ранее применявшая общий режим с использованием метода начисления, должна рассчитать налоговую базу на 1 января 2005 г. Это связано с тем, что доходы и расходы на ЕСХН признаются кассовым методом.
Согласно правилам ст.346.6 НК РФ при переходе на уплату ЕСХН такая организация должна исчислить налоговую базу следующим образом:
— увеличить налоговую базу на суммы авансов и предварительной оплаты, полученные в период нахождения на общем режиме налогообложения, если товары будут поставляться после перехода на ЕСХН;
— включить равномерно в расходы остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения. Если основные средства были приобретены до перехода, а их оплата будет осуществлена после перехода на ЕСХН, то их стоимость учитывается в расходах начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата (аналогичный порядок установлен и для нематериальных активов);
— включить в расходы затраты на дату их осуществления, если они были предварительно оплачены до перехода на ЕСХН (если, например, товары были получены, когда организация находилась на общем режиме, а оплата будет произведена после перехода на ЕСХН, то они включаются в расходы на ЕСХН на момент их оплаты);
— не включаются в доходы денежные средства, полученные после перехода на ЕСХН, если организацией эти суммы ранее уже были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
— не включаются в расходы денежные средства, уплаченные после перехода на ЕСХН в оплату расходов, если до перехода такие расходы уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вышеперечисленные правила не распространяются на организации, применявшие и до перехода на ЕСХН кассовый метод, а также на индивидуальных предпринимателей.
В отношении необходимости восстанавливать НДС при переходе на ЕСХН теперь имеется полная определенность. Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ ст.346.3 НК РФ была дополнена п.8.
Согласно этому пункту суммы НДС, принятые к вычету по правилам гл.21 НК РФ до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять и упрощенную систему налогообложения (УСН). Применение УСН регулируется гл.26.2 НК РФ. Как и ЕСХН, УСН предусматривает уплату единого налога вместо ряда налогов. Перечень заменяемых налогов при УСН аналогичен ЕСХН. Соответственно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги уплачиваются организациями согласно правилам общей системы налогообложения.
Организации, применяющие УСН, продолжают вести кассовые операции и представлять статистическую отчетность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Хотя «упрощенцам» гл.26.2 НК РФ и п.3 ст.4 Закона N 129-ФЗ позволяют не вести бухгалтерский учет в полном объеме, в некоторых случаях без ведения бухгалтерского учета обойтись нельзя (см. статью И. Кирюшиной «Учетная политика для «упрощенца»» на с. 51).
Переход на УСН является добровольным.
При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев 2004 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).
Не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ.
К ним относятся организации, имеющие филиалы (представительства), организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%), организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, и др.
Главой 26.2 НК РФ предусмотрены два объекта налогообложения: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (налоговая ставка 15%). Выбор объекта налогообложения осуществляется организацией при подаче заявления о переходе на УСН.
Подав заявление о переходе на УСН, например с 1 января 2008г., и указав в нем объект налогообложения, например доходы, организация может его изменить, но только до 20 декабря 2007 г. После этой даты объект налогообложения нельзя будет изменить в течение всего периода применения УСН.
Применяя УСН, организация должна следить за тем, чтобы по итогам налогового (отчетного) периода ее доход не превысил 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превысила 100 млн руб.
Если такое превышение произойдет, организация будет считаться вернувшейся на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Кроме того, налоговые и финансовые органы настаивают на том, что организация должна вернуться на общий режим при нарушении любого из условий применения УСН, установленных п.3 ст.346.12 НК РФ.
При этом переход на общую систему налогообложения, по мнению налоговых органов, необходимо осуществить начиная с того квартала, в котором допущено нарушение (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 21-09/05568), а по мнению Минфина России, в подобной ситуации организация должна перейти к общему режиму налогообложения с начала того года, в котором произошло нарушение условий применения УСН (см. Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52).
Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при исчислении налоговой базы на дату перехода на УСН выполняют правила, аналогичные правилам исчисления налоговой базы, установленным для перехода на ЕСХН. В частности, в налоговую базу следует включить авансы, полученные в период применения общего режима налогообложения, по договорам, исполняемым после перехода на УСН, а также остаточную стоимость основных средств. Не включаются в налоговую базу денежные средства, включенные организацией в доходы при исчислении налога на прибыль по общему режиму налогообложения.
Расходы, осуществленные как до, так и после перехода на УСН, признаются в зависимости от даты их осуществления и оплаты. Не уменьшают налоговую базу денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Обратите внимание! В отличие от ЕСХН УСН не предусматривает порядок признания в расходах стоимости нематериальных активов, приобретенных до перехода на УСН. Аналогичное разъяснение дано в Письме УМНС России по г. Москве от 27.04.2004 N 21-08/28628.
Согласно изменениям, внесенным в гл.26.2 и 26.3 НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на ЕНВД по одному из видов деятельности, разрешено по другим видам деятельности применять УСН.
Поскольку п.7 ст.346.26 НК РФ установлена обязанность организации вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, и предпринимательской деятельности, находящейся на иных режимах налогообложения, ведение раздельного учета как при совмещении ЕНВД с общим режимом, так и при совмещении ЕНВД с УСН необходимо продолжать.
Применяя одновременно УСН и ЕНВД, организация обязана следить за тем, чтобы предельный размер выручки по всем видам деятельности не превышал установленный годовой лимит в 15 млн руб., а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышала 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).
Закон N 129-ФЗ и гл.26.3 НК РФ освобождение от ведения бухгалтерского учета для ЕНВД не предусматривают. Поэтому, применяя УСН и ЕНВД, организации следует продолжать вести бухгалтерский учет в полном объеме.
Организации придется соблюдать и другие требования.
Как уже было отмечено, при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, а также учитывать неразделимые расходы и уплачиваемые по обоим спецрежимам страховые взносы. Работников, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, и работников, занятых в «упрощенной» деятельности, также необходимо разделить.
Источник: studfile.net
Какие налоги и взносы должно платить крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)
Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется. В частности, для сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, установлена пониженная ставка – 0 процентов.
Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.
Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.
Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.
Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке.
Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.
Основные моменты
Множество КФХ не отказываются от общей системы налогового обложения, чтобы сохранить заказчиков товаров. Это объясняется тем, что почти все покупатели оптом осуществляют работу на ОСНО, и для уменьшения собственной нагрузки по налогам им нужно приобретать товары у хозяйств (КФХ, ИП), работающих с НДС. Ведь лишь в таком случае они могут компенсировать из госказны оплаченный за товары НДС и в результате дополнительно получить прибыль от сделки.
Не существует особенностей использования агрохозяйством «упрощенки», если сравнивать с другими организационно-правовыми формами. Тут все обычно. Для использования УСН 6 % или 15 % (в некоторых регионах ставка уменьшена) нужно подать заявление налоговикам во время госрегистрации.
Особенно интересно выглядит использование ЕСХН. Практика показывает, что налоги ЕСХН считаются самым выгодным способом налогообложения работы агрохозяйства. Чтобы его использовать, тоже надо выполнить подачу заявления о переходе на ЕСХН.
КФХ может использовать одну из трех форм налогового обложения:
- общую — это налоговая система, при которой ИП уплачивают налоги в бюджет;
- упрощенка — в этом случае применяется ставка 6 % или 15 %, исходя из типа налоговой облагаемой базы;
- единый сельхозналог — применяется ставка 6 %.
Если две первые налоговые системы лучше всего знакомы юрлицам и бизнесменам, то третью выбирают не очень часто.
УСН
Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке.
Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов?
Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд. Причем это касается как КФХ, зарегистрированного как организация, так и без регистрации юридического лица.
Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. И закон приравнивает его к индивидуальному предпринимателю.
Глава КФХ уплачивает обязательные страховые взносы за себя и членов хозяйства в фиксированном размере.
Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 2 и пункте 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Основываясь на этих положениях, Минфин России в письме от 22 декабря 2014 г. № 03-11-06/2/66200 тоже для целей упрощенки приравнял КФХ к предпринимателям. То есть КФХ без наемного персонала уменьшить единый налог может на всю сумму страховых взносов, уплаченных за главу КФХ и его членов (абз. 3 подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
Ограничение в 50 процентов к ним не относится.
Виды налогообложения КФХ
Среди фермерских хозяйств чаще всего применяется ЕСХН – сельскохозяйственный налог, который фактически был введен специально для КФХ. Но тем не менее как организациям, так и ИП, в сфере сельского хозяйства доступны и другие системы налогообложения.
На каждой системе налогообложения ООО (в отличие от индивидуальных предпринимателей) сдают дополнительно декларации по транспортному и земельному налогу (до 1.02), бухгалтерскую отчетность и сведения о финансовых итогах (до 31 марта).
ОСНО
Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:
- НДФЛ;
- НДС;
- земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
- транспортный налог.
Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.
НДФЛ с доходов членов КФХ
С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.
Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя
Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.
По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель.
С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.
Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:
- бюджетные субсидии;
- бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.
Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
НДФЛ с доходов наемных сотрудников КФХ
Глава КФХ как предприниматель может привлекать наемных сотрудников по трудовым договорам. С их доходов он платит НДФЛ в общем порядке как налоговый агент (ст. 207 и 226 НК РФ).
Налогообложение крестьянских и фермерских хозяйств Версия для печати
Специальный налоговый режим для КФХ
В соответствии со статьей 702 Налогового кодекса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств (далее- СНР для КФХ) вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования).
В целях применения СНР для КФХ совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не должна превышать размер предельной площади земельного участка, установленный для:
- 1 территориальной зоны — 5 000 га;
- 2 территориальной зоны — 3 500 га;
- 3 территориальной зоны — 1 500 га;
- 4 территориальной зоны — 500 га.
СНР для КФХ предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции и ее реализации, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства, реализации продуктов такой переработки, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.
Согласно статье 703 Налогового Кодекса, объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для КФХ, является полученный за налоговый период доход от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.
Исчисление единого земельного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 0,5 процента.
Уплата единого земельного налога, платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников, производятся в следующем порядке:
1) суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября налогового периода, не позднее 10 ноября текущего налогового периода;
2) суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря налогового периода, не позднее 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом.
Уплата единого земельного налога производится в бюджет по месту нахождения земельного участка.
В декларации для плательщиков единого земельного налога по форме 920.00 отражаются исчисленные суммы:
- единого земельного налога,
- индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты,
- платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников,
- социальных платежей.
Декларация для плательщиков единого земельного налога представляется не позднее 31 марта налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и платежей в бюджет:
- ИПН с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный СНР;
- Земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками — по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный СНР, за исключением земельных участков, используемых с нарушением законодательства РК;
- Налога на транспортные средства — по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1) и 2) пункта 3 статьи 490 Налогового кодекса;
- Налога на имущество — по объектам налогообложения, указанным в подпункте 1) пункта 3 статьи 517 Налогового кодекса;
- Социального налога — по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный СНР;
- Платы за эмиссии в окружающую среду — по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный СНР.
Как отчитываться перед бюджетом, если применяются два налоговых режима
Если крестьянское хозяйство решило применять одновременно два налоговых режима для разных направлений своей деятельности, то необходимо:
- обеспечить раздельный учет доходов от деятельности, попадающей под действие СНР, и от прочей деятельности;
- сдавать отчетность по каждому налоговому режиму в установленные сроки.
Например, если фермерское хозяйство для прочих видов деятельности решило применять упрощенку, то необходимо будет сдавать форму налоговой отчетности 910.00. в установленные Налоговым кодексом сроки.
При этом в декларации 910.00. указать доходы, расчеты и ставки, установленные для упрощенной декларации, а во второй ФНО 920.00 – обороты и налоги, относящиеся к основной деятельности.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанного примера, социальные платежи за главу хозяйства и его членов также указываются в форме налоговой отчетности 920.00, в случае привлечения наемных работников по другим видам деятельности, социальные платежи за работников указываются в упрощенной декларации формы 910.00.
ЕСХН
Особенность единого сельскохозяйственного налога заключается в нестрогих требованиях к ведению учета и льготах, предусмотренных специально для КФХ.
Однако, хозяйства не применяют его по умолчанию сразу после регистрации, а должны подавать заявление в ИФНС о намерении использовать ЕСХН. Сделать это можно в течение месяца после регистрации в налоговой, чтобы сразу начинать свою работу на ЕСХН, либо до 31 декабря – чтобы начать применять режим с 1 января следующего года.
Налоговая ставка по ЕСХН – 6% от чистой прибыли (доходы за вычетом расходов). На основании решения местных властей процент иногда снижается до 4%.
Использовать ЕСХН вправе:
- Производители сельхозпродукции, организации, перерабатывающие и реализующие ее. При этом доход от продажи продукции собственного фермерского производства должен быть более 70% от общего.
- Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых более 70% дохода приходится на реализацию продуктов производства членов кооператива.
- ИП и рыбохозяйственные предприятия со средней годовой численностью сотрудников менее 300, с доходом от реализации улова в соотношении к общей выручке более 70%.
- Организации, оказывающие услуги сельхозназначения.
Чтобы перейти на ЕСХН предприятие обязательно должно производить или реализовывать продукцию сельского хозяйства. Например, недопустимо заниматься только ее переработкой.
Всем предпринимателям, избравшим ЕСХН обязательно вести книгу учета (КУДиР). В 2021 году ее больше не нужно заверять в ИФНС, что относится в том числе и к КФХ на ЕСХН.
Отчетность по налогам сдается в виде декларации ЕСХН ежегодно, до 31 марта следующего года. Авансовый платеж по ЕСХН производится до 25 июля, а полная уплата налога до 31 марта следующего календарного года.
Срок сдачи отчетности в ПФР – 1 марта, по форме РСВ-2.
Другие возможности ЕСХН:
- Списание основных средств при вводе их в оборот;
- Включение в статью дохода авансовых платежей;
- Освобождение от налога на имущество, НДС и НДФЛ.
Источник: mjjm.ru