По просьбам субъектов закона №115-ФЗ пояснения по методическим рекомендациям дает Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт в области финансового мониторинга и ПОД/ФТ, руководитель МЭЦФМ «Национальное достояние».
На что стоит обратить внимание в соответствии с выпущенными рекомендациями:
Все что изложено в методических рекомендациях новостью для нас конечно не является. Обязанности по выявлению публичных должностных лиц (далее – ПДЛ) и порядок их приема на обслуживание изложены в законе №115-ФЗ, и их давно необходимо было выполнять. Ценность указанных методических рекомендаций, безусловно, велика как для нас – экспертов сферы ПОД/ФТ, так и для субъектов «антиотмывочного» закона т.к. для многих ранее не была ясна позиция Росфинмониторинга о способах выявления публичных должностных лиц.
На всех семинарах и вебинарах, где я выступаю в качестве спикера программ целевых инструктажей в целях ПОД/ФТ, я демонстрирую слушателям анкету, которая представляется клиенту для заполнения, в целях принятия субъектами закона №115-ФЗ мер, направленных на выявление, в том числе публичных должностных лиц. Приятно видеть в методических рекомендациях Росфинмониторинга именно тот способ выявления, который мы много лет рекомендуем нашим слушателям. Форму анкеты мы представляем и вам для использования в работе. В представленной форме для клиента – физического лица, клиент сразу ответит вам и другие вопросы, о наличии у него бенефициарного владельца, выгодоприобретателя.
ПОД/ФТ для НЕДВИЖИМОСТИ. Все что нужно знать! Отрывок вебинара для агентств недвижимости.
Скачать анкету для клиента
Итак, Росфинмониторинг рекомендует использовать для выявления публичного должностного лица анкетирование и устный опрос одновременно.
Сначала клиент заполняет анкету, которую вы ему предлагаете, а после заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.
Т.е. согласно рекомендациям, организациям и предпринимателям необходимо подготовить для клиента справочные материалы, из которых клиент сможет сделать правильные выводы о своем статусе или связи с лицами, имеющими статус публичного должностного лица и ответить на вопросы.
По результатам анкетирования и устного опроса Росфинмониторинг рекомендует обратиться к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
ПОД/ФТ для Ювелиров — Операции обязательного контроля!
В случае, если ваш клиент оказался публичным должностным лицом или его родственником (в т.ч. супругом), принятие его на обслуживание осуществляется в особом порядке.
Принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц можно только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее – уполномоченное должностное лицо).
При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля1.
И внимание! В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.
Таким образом, нам необходимо разработать указанную форму и утвердить ее по организации или у индивидуального предпринимателя.
Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.
Остались вопросы?
вы можете задать их эксперту, написав нам на адрес электронной почты .
1 Правила внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга разрабатываются в соответствии с Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
Источник: wamaje.jewelry
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПРОСОВ РОСФИНМОНИТОРИНГА
В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет в организации письменные запросы о представлении информации и документов по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и по подозрительным операциям.
В соответствии с подпунком 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации обязаны представить запрашиваемую информацию и документы в Росфинмониторинг по его письменным запросам в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных сделок.
В соответствии с требованиями Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (приказ Росфинмониторинга от 5 октября 2009 г. № 245 в редакции приказа от 26.04.2013 г. № 101), организации представляют запрашиваемую информацию и документы в Росфинмониторинг в течение пяти рабочих дней с даты получения соответствующего письменного запроса.
Более подробная информация размещена на сайте: www.marka- volga.ru
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- 1. Какие организации являются субъектами первичного финансового мониторинга согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
- 2. Какие требования Федерального закона № 115-ФЗ обязаны исполнять представители нефинансовых профессий?
- 3. Какие организации обязаны пройти процедуру постановки на учет в Росфинмониторинге?
- 4. Какие основные обязанности организаций в сфере ПОД/ФТ предусмотрены ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ?
- 5. В каких случаях, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, идентификация клиентов и выгодоприобретателей не проводится?
- 6. Какие основания для документального фиксирования информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом предусмотрены Федеральным законом № 115-ФЗ?
- 7. Что является основанием для приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом?
- 8. Какой срок предусмотрен Федеральным законом № 115-ФЗ для предоставления информации по подозрительным операциям?
Тест к главе 4.
Источник: m.studref.com
В каких случаях на организации и ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ?
В настоящее время в России не все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, знают о том, что на них возложены обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Когда указанные лица сталкиваются с информацией о новых для себя обязанностях, а происходит это как правило уже в кабинете Прокуратуры, возникает множество вопросов: в каких случаях на них эти обязанности распространяются, какие именно обязанности на них возложены и как их исполнить. Разъяснения для лиц, оказывающих юридические и/или бухгалтерские услуги представлены экспертом в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ/ФРОМУ Пинигиной Еленой — генеральным директором ООО МЭЦФМ «Национальное достояние» Статья 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) устанавливает, что некоторые обязанности в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) в отношении идентификации клиентов, разработки правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, назначения специального должностного лица, фиксирования и хранения информации, прохождения обучения в форме целевого инструктажа распространяются в том числе на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и/или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Учитывая положения ст. 7.1 только в указанных случаях обязанности в сфере ПОД/ФТ возлагаются на компании и предпринимателей, оказывающих подобные услуги.
Отдельного внимания заслуживают услуги по обеспечению деятельности организаций!
Что понимает Росфинмониторинг под обеспечением деятельности организаций?
Еще в июле 2018 года Федеральная служба по финансовому мониторингу разместила на своем сайте Информационное письмо №45 от 19.07.2018 «О применении отдельных норм Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг». http://www.fedsfm.ru/
В указанном письме Росфинмониторинг ответил на вопрос: «Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности» и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?».
По нашему мнению, ответ Росфинмониторинга можно считать исчерпывающим.
«Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.
Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.
Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.
Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.
При этом субъектом исполнения статьи 7.1. Федерального закона№ 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.».
С учетом ответа Федеральной службы по финансовому мониторингу, каждая вторая организация или каждый второй предприниматель, оказывающий юридические и/или бухгалтерские услуги, является субъектом Федерального закона №115-ФЗ, относящимся к иным лицам статьи 7.1.