Искусственно поддерживаемые пустоты восполняются беллетристикой. Чаще всего в ней образы предпринимателей окрашены в критические тона, как правило, криминальные или полукриминальные. В литературе и кино редко увидишь изображение того, как работают современные предприниматели, как они ведут бизнес, с какими трудностями сталкиваются, как влияет на их деятельность государственная политика.
Встречаются, к счастью, и исключения. В России, например, невероятную популярность приобрела (и вполне справедливо) книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», выдержавшая за пять лет шесть переизданий на русском языке. Эта книга – гимн этике разумного предпринимательского эгоизма. Система ценностей, основанная на безграничной свободе предпринимательства, не только социально оправдана, но и нравственна, считает автор. А. Рэнд излагает свою позицию: «Моя философская концепция основана на представлении о человеке как героическом существе, нравственно оправданной целью жизни которого является собственное счастье, самой благородной деятельностью – созидательный труд, а бесспорным абсолютом – разум»[1].
Данное издание учебника «Основы предпринимательства» вместе с курсами «Управление собственным бизнесом» и «Конкуренция» призвано отчасти заполнить эту нишу. Названные учебные дисциплины образуют в настоящее время базовую линейку дисциплин по предпринимательству в Московском финансово-промышленном университете «Синергия».
По «Основам предпринимательства» студенты изучают смысл предпринимательства как профессиональной деятельности, предпринимательские функции, профессиональные предпринимательские интересы, условия ведения предпринимателями собственного бизнеса. Первокурсникам важно понять, кем в действительности являются предприниматели в современном мире, чем профессия предпринимателя отличается от других профессий, а сами предприниматели – от наемных работников.
Для этого студенты рассматривают теоретические и житейские подходы к определению предпринимательства и бизнеса, разбираются с тем, почему предпринимательство часто негативно воспринимается людьми, которые сами никогда предпринимателями не были, и, наоборот, требует рационального (прагматического) восприятия со стороны тех, кто решил заниматься предпринимательством на профессиональной основе. Им необходимо также ознакомиться с многообразными направлениями предпринимательства – с производственным, коммерческим, финансовым предпринимательством, предпринимательством на рынках различных услуг, а также с такими актуальными направлениями, как технологическое, инновационное, инвестиционное и социальное предпринимательство.
Кроме того, первокурсники знакомятся с базовыми понятиями теории и практики современного предпринимательства – «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательское дело», «система предпринимательства», «направления предпринимательства», «подходящая предпринимательская занятость», «предпринимательские ресурсы», «предпринимательский успех», «незаконное предпринимательство», «первоначальное накопление капитала» и др.
В центре внимания студентов оказываются, помимо прочего, закономерности эволюции предпринимательства во всем мире, его системные признаки в современной действительности и, наконец, история и современные особенности российского предпринимательства. Российская история, как и история любого другого государства – это не только история участия в войнах, не только история царских или императорских династий, не только история культуры, но и история предпринимательства. Эта история имеет своих героев, свои яркие имена, свои славные страницы.
Изучив «Основы предпринимательства», студенты приобретают системные представления о видах предпринимательства и предпринимательской занятости, начинают лучше понимать смысл целей, задач предпринимательской деятельности, значение общественного признания результатов своего труда, важность ответственного отношения к профессиональной работе в бизнесе. Отдельными задачами учебника являются также укрепление системного понимания взаимосвязи профессиональных предпринимательских функций и реалистичного отношения к противоречиям и конфликтам интересов, постоянно возникающим в предпринимательской среде и сопровождающих деятельность любого предпринимателя.
Важно понимать, что предпринимательство – это не только систематическое получение прибыли, как порой считают, а прежде всего, создание и поддержание рабочих мест, обеспечение занятости работников и собственной занятости, обеспечение производства товаров и оказания услуг, имеющих ценность для окружения, пополнение доходной части государственного бюджета и многое другое, что свидетельствует об уникальной полезности предпринимательской профессии.
Рэнд А. Атлант расправил плечи/А. Рэнд. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – С. 535.
Источник: readli.net
Профессиональные предпринимательские функции
В процессе создания бизнеса предприниматели
выполняют следующие профессиональные
функции
Выдвижение и утверждение бизнес-идей,
Формулирование целей и задач нового бизнеса,
Разработка бизнес-моделей и бизнес-планов нового бизнеса,
Поиск и нахождение потенциальных партнеров по бизнесу,
Разработка и утверждение учредительных документов фирмы,
Регистрация бизнеса,
Формирование системы управления бизнесом,
Обустройство бизнеса,
Проведение стартапа, в том числе разработка и выведение на рынок
продукта/услуги,
Раскрутка нового бизнеса.
4.
В процессе ведения бизнеса предприниматели
выполняют следующие профессиональные
функции
Обеспечение деятельности фирмы на стратегическом уровне,
Ресурсное обеспечение функционирования и развития бизнеса,
Обеспечение функционального применения и воспроизведения необходимой
совокупности рабочих мест,
Обеспечение маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований,
Обеспечение бесперебойного ведения и развития совокупности внутрифирменных и
межфирменных бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций,
Обеспечение конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса,
Выполнение социальных и иных договорных обязательств перед нанятыми
работниками, партнерами, поставщиками, потребителями и другими
контрагентами,
Обеспечение обязательств перед государством и обществом,
Обеспечение безопасности бизнеса,
Обеспечение правовой дисциплины бизнеса,
Поддержание собственной занятости, предпринимательский селф-менеджмент,
Аккумулирование и распределение доходов от предпринимательской деятельности,
Оценка бизнеса
5.
В процессе развития бизнеса предприниматели
выполняют следующие профессиональные
функции:
Управление ростом бизнеса,
Диверсификация бизнеса,
Внесение организационных изменений,
Реинжиниринг бизнес-единицы,
Ребрендинг и внесение изменений в имидж,
Обеспечение технологической реконструкции бизнеса,
Управление процессом внесения изменений в бизнес.
6.
В процессе прекращения участия в предпринимательской
деятельности предприниматели выполняют следующие
профессиональные функции
Продажа бизнеса посредством публичного размещения акций,
Безвозмездная передача бизнеса новым владельцам,
Ликвидация бизнес-единицы,
Участие в процедуре банкротства бизнес-единицы.
7.
Дорожная карта стартапа
1. Ключевая бизнес – идея стартапа
2. Команда стартапа
3. Ценностное предложение
4. Целевая аудитория продукта / услуги
5. Customer development
6. Конкурентный анализ стартапа
7. Рынок сбыта и его потенциал
8. MVP (тестирование прототипа)
9. Модель монетизации
10. Финансовые показатели
11. Бизнес – модель
12 Формирование воронки продаж
13. Маркетинговые коммуникации
14.Масштабирование
15. Регистрация
16. Инвестиции и инвесторы (при наличии)
8.
Ключевая
бизнес – идея
стартапа
9.
Идея
Бизнес-идея
Конкурентоспособная бизнес-идея
10.
Где искать идею
Поиск проблемы
Поиск на работе (хобби)
Создание потребности
Копирование идей, Анализ зарубежных
базы
рынков, Специализированные
Обмен идеями
Франчайзинг
Ф. Котлер — Латеральный
маркетинг , книга о том как придумывать
новые бизнес идеи (6 способов преобразовать предмет в бизнес идею:
замена, удаление, комбинирование, переворот, смена порядка,
гиперболизация) Поможет подготовить студентов к креативному поиску
11.
ГЕНЕРИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИДЕЙ
А если бы…
Оригинальное использование
Метод аналогий
Морфологический анализ
Матричное структурирование
Метод фокальных объектов
Контрольных вопросов
Кроссенс
Изящный труп
Мозговой штурм
Группа методов Дизайн-мышления
Группа методов ТРИЗ
12.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
В
основе его лежит перенесение на рассматриваемый(фокальный)
объект признаков других, случайно выбранных, объектов и
дальнейшем развитии получившихся сочетаний.
Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего
выбирать из книги или газеты (можно использовать любые
случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых
ассоциативных связей с модифицируемым.
Плюс этого метода в том, оригинальные, иногда даже
неожиданные решения.
Основным минусом же является то, что его невозможно
использовать при решении трудных задач, а среди полученных
результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей
работы.
13.
Пример Фокальный объект – кастрюля. Цель – расширение
ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево,
лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с
толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая,
матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета –
дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно
присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем.
Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с
теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на
секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая
кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово
14.
Наш Фокальный объект – сбор ИванЧай. Цель – расширение
ассортимента и спроса на продукцию, узнаваемость бренда.
Случайные объекты: дерево, костер, шар, ягода
15.
Мозговой штурм
Неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых
участниками
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику.
Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений
проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда
идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые
возникшие соображения.
Алгоритм:
участник штурма А высказал первую идею
участник В дополнил и/или изменил идею участника А и т.д., образуется цепь идей
Подготовка к «мозговому штурму»:
формулирование проблемы
подбор участников (6-12 человек) желательно различных профессий, без авторитетов
Условия проведения:
любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются
критические замечания или оценки высказанных идей запрещены
поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях
16.
Команда
стартапа
17.
Результативная команда —
это группа людей, совместно
действующая для достижения общей цели, обладающая
необходимыми компетенциями для осуществления ключевых
бизнес-процессов.
В зависимости от сложности вашего проекта и людей, которые над
ним работают, эффективной командой могут считаться как два
основателя, так и несколько человек.
18.
Методика групповой работы в процессе
формирования команды стартапа
Команда стартапа — Кто мне нужен в команде
Название должности
Функционал
Входные
компетенции (опыт)
19.
Распределение ключевого функционала
Функции
Основатель
(основатели)
Привлечение
клиентов
Продажи
Разработка
Дизайн
Операционные
процессы
Комментарий
Кто выполняет
20.
Аутсо́ рсинг — передача организацией, на основании договора,
определённых видов или функций производственной
предпринимательской деятельности другой компании,
действующей в нужной области.
Источник: ppt-online.org
города Севастополя
1. Презентация профессии
Профессия предпринимателя имеет древние исторические корни. Уже в далекие времена наши предки занимались коммерцией: одни люди продавали другим произведенные предметы, продукты (скот, зерно, мех, соль, посуду и многое другое). Позже появилась продажа услуг. Термин «предприниматель» появился во Франции в ХVIII веке и обозначал находчивого человека, который реализует свою идею с целью извлечения прибыли.
Предприниматель — это деловой, предприимчивый человек, который имеет свой бизнес, владеет своим предприятием: заводом, фабрикой, компанией. Он действует исключительно по своей воле и инициативе, принимает самостоятельные решения и работает на себя. Он берет ресурсные материалы, труд и преобразует их, тем самым увеличивая их первоначальную стоимость с целью извлечения материальной прибыли.
Трудно переоценить высокую социальную значимость и практическую пользу от представителей профессии предпринимателя в условиях рыночной экономики в современной России. Предприниматель занимается только тем, что действительно нужно людям, что востребовано потребителями (иначе никто не купит его товар, услугу и он просто обанкротится). Предприниматель создает новые рабочие места для других людей, а значит, создает условия для их профессионального совершенствования и обеспечивает их заработной платой.
Предпринимателем может быть одно или несколько физических лиц, которые создают свое предприятие, организуют его деятельность на основе принадлежащего им или привлеченного на законных основаниях имущества и получают в результате этой профессиональной деятельности прибыль в форме предпринимательского дохода.
Не каждый человек решится стать предпринимателем. Для этого нужно не просто много знать и уметь, но также иметь определенный характер, в котором доля здорового авантюризма сочетается с бизнес-планированием, целеустремленностью, упорством и развитым чувством ответственности за свои решения.
Преимущества профессии: возможность заработать большие деньги; независимость в принятии решений; свобода выбора в том, чем заниматься.
Ограничения профессии: высокая конкуренция; риск для жизни; риск банкротства; большая ответственность (за себя, за свой бизнес и за подчиненных).
2. Тип и класс профессии
Профессия предпринимателя относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, буквами, пространственное мышление.
Профессия предпринимателя относится к классу эвристических, она связана с проектированием бизнеса, с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Деятельность предпринимателя является насыщенной, многоплановой и разнообразной. Содержание деятельности конкретного предпринимателя во многом зависит от специфики его бизнеса. Здесь приведены общие для всех предпринимателей функции.
Предприниматель организует (открывает) предприятие малого, среднего или крупного бизнеса, планирует работу этого предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Он занимается организацией коммерческой деятельности, налаживает производство, покупки и продажу.
Предприниматель организует проведение ключевых для бизнеса переговоров и принимает в них личное участие, заключает сделки, внешние договора. Он осуществляет владельческий контроль бизнеса, проводит мониторинг выполнения поставленных перед организацией целей и задач. Предприниматель изучает деятельность компаний -конкурентов. Он управляет организациями, руководит людьми и проектами для достижения организационных целей и экономического успеха. Предприниматель регулярно проводит собрания, презентации внутри компании, выступает перед коллективом и дает интервью для СМИ.
4. Условия труда
Предприниматель работает в активном, мобильном режиме: он бывает в производственных помещениях, на выставках и презентациях, на совещаниях с ТОП-менеджерами, на деловых переговорах, часто в режиме поездок и перелетов. Многие предприниматели занимаются своим бизнесом без выходных, не считаясь со временем. Большинство предпринимателей в первую очередь занимаются интенсивным интеллектуальным трудом. Они часто взаимодействуют со своими непосредственными подчиненными (ТОП-менеджерами). Им совершенно необходимы навыки делового общения.
Главное средство труда предпринимателя: его интеллектуальный и материальный капитал.
К особым условиям труда следует отнести высокую личную ответственность за принимаемые решения.
Предприниматель самостоятелен в выборе и постановке задач для себя и для подчиненных. Вместе с тем, в случае нескольких собственников предприятия решающим является мнение основного держателя акций.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный предприниматель должен знать:
- основы менеджмента, в том числе управления проектами;
- основы проведения маркетинговых исследований;
- основы экономики;
- основы психологии;
- трудовое и налоговое законодательство;
- государственные законы в области предпринимательства;
- основы бухгалтерской деятельности, финансовой отчетности;
- своих конкурентов, потребителей, заказчиков;
- перспективы развития своего бизнеса;
- внутренние и внешние риски и возможности своей компании.
Квалифицированный предприниматель должен уметь:
- анализировать рынок товаров и услуг, изучать спрос и предложение;
- самостоятельно выбирать перспективные направления предпринимательства с точки зрения среднесрочного и долгосрочного прогноза;
- производить расчеты рентабельности, сроков окупаемости, строить бизнес-прогнозы экономической эффективности того или иного проекта, направления предпринимательской деятельности;
- взаимодействовать с представителями местной административной власти, с банковскими и налоговыми организациями;
- налаживать деловые контакты и вести переговоры с представителями других организаций (поставщиков, заказчиков, партнеров и т.п.);
- использовать в своей работе современные технические средства и каналы связи;
- оформлять финансовую, юридическую документацию;
- формировать и мотивировать трудовой коллектив своей компании.
- 6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве предпринимателя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- аналитический склад ума;
- креативность мышления;
- коммуникативные, организаторские и лидерские способности;
- новаторство;
- высокая самооценка;
- творческое мышление;
- энергичность;
- работоспособность;
- организованность;
- сильно выраженная склонность к управленческой работе;
- сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
- отлично развитые логические способности;
- активность и физическая подвижность;
- высокая эмоциональная устойчивость.
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для предпринимателя:
- выраженные дефекты речи и внешности;
- нервно-психические заболевания.
8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии предпринимателя можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Однако надо четко осознавать, что полученное образование вовсе не гарантирует успех в реальной коммерческой деятельности в качестве предпринимателя.
В профессию предпринимателя приходят активные, инициативные, талантливые и амбициозные молодые люди, которые сознательно хотят работать на себя. Среди современных предпринимателей встречается много бывших комсомольских активистов. Часто они имеют экономическое или юридическое образование, начинают вести свой бизнес и только потом приходят к необходимости получения специального образования. Также ряды предпринимателей пополняют ТОП-менеджеры, имеющие профессиональные знания и практический опыт работы в качестве наемных руководителей.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Предприниматели работают в сфере производства, продажи товаров и услуг. Масштаб их бизнеса варьирует от индивидуального предпринимательства до крупных международных корпораций.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития предпринимателя.
Развитие собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что со временем созданный предпринимателем бизнес может расти и развиваться. В результате у компании появляется сеть филиалов, региональных представительств, а у предпринимателя – новые заботы. Либо предприниматель может решить открыть новое направление развития своего бизнеса. В данном случае рекомендуется дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта.
Управленческое карьерное развитие
Встречаются случаи, когда человек пробует себя в роли предпринимателя, получает неудачный опыт, после чего принимает решение снова стать менеджером — наемным работником в стабильно работающей компании. Тогда рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать профессию менеджера.
Специальная карьера
Иногда предприниматели находят новые смыслы в своей жизни; с годами они устают от бизнеса, решают «выйти из игры». Кто-то продает свой бизнес, кто-то отходит от активного личного участия в бизнесе, при этом продолжает получать стабильный доход.
В любом случае, у них есть достаточно средств, чтобы можно было себе позволить наконец-то заняться делом, которое приносит удовольствие и чувство причастности к чему-то большему, чем просто коммерческая деятельность. Так возникают благотворительные фонды, миссионерские движения, политические лидеры. Кто-то пишет книги или решает заняться преподаванием, чтобы поделиться с подрастающим поколением своим бесценным опытом. В данном случае рекомендуется дополнительно осваивать такие профессии, как учитель.
11. Родственные профессии
Маркетолог, аналитик, администратор.
Источник: sevtrud.ru