Ответ от Борис П[гуру]
Мы ведем учет ИП и ООО.
По Камеральной проверке налоговики не вправе требовать документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).
По Выездной — обычно проводят «проверку по всем налогам». При этом они требуют Книгу Д-Р, Банк и Кассу, а также подтверждающие расходы документы.
Вы правы, их цель попытаться признать расход организации доходом физ лица — подотчетного или учредителя.
Однако, НК РФ имеет более жесткие рамки для истребования документов. Поэтому у налогоплательщика всегда есть выбор:
— «пытаться предоставить всё, чтобы отстали» — утопия, так как по негласному порядку проверяющий должен доначислить организации не менее млн. налогов, штрафов и пеней. Иначе будет наказан.
— занимать жесткую позицию — представлять только то что считает законным (п. 7.ст3. НК РФ) , затягивая налоговиков в Арбитражный суд. Если выясняется, что к-л документы были затребованы законно, то налогоплательщик может их (четко определенный список) предоставить в суд.
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ УСН В 2021 году
Второй путь труднее, но гарантированно отбивает «наезд» налоговиков.
Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: ООО УСН 6% регион Москва. У кого есть опыт налоговой проверки, откликнитесь, проверяют ли расходы и как ?
Источник: 22oa.ru
Как налоговая узнаёт о доходах предпринимателя
Основанием для проведения выездной налоговой проверки, как правило, является необходимость удостовериться в том, что налогоплательщик имеет право на применение УСН, т. е. соблюдает все установленные для «упрощенцев» требования, а также в том, что он правильно рассчитывает упрощенный налог. Потенциальными проверяемыми являются те «упрощенцы», кто много лет декларирует убыточную деятельность, или те, кто часто переводится из одной ИФНС в другую.
Кто может применять УСН, узнайте из публикации.
О порядке продления проверки читайте в нашей статье «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».
Проверка может охватывать всю деятельность налогоплательщика за последние 3 года. Проверяются все имеющиеся у него документы, в том числе и бухгалтерские, ведь с 2013 года у юрлиц-«упрощенцев» появилось обязательство вести бухгалтерский учет. В случае необходимости в ходе проверки могут быть произведены инвентаризация, осмотр, выемка документов и прочие специальные мероприятия по налоговому контролю.
По итогам проверки выдается справка, а через 2 месяца — акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Лимит доходов и их учет
В 2014 году максимально возможный размер доходов организации на УСН (с учетом коэффициента-дефлятора) был равен 62,02 млн. рублей. Основным последствием превышения этого лимита является потеря права применять упрощенную систему налогообложения и, как следствие — переход на ОСН. Что это значит? Во-первых, придется вносить изменения в учет с начала того квартала, в котором было зафиксировано превышение (задним числом). Во-вторых, доначислять и выплачивать налоги.
Доходы на УСН учитываются кассовым методом, то есть на дату фактического получения денежных средств. В налогооблагаемую базу попадают реализационные (в том числе авансы) и внереализационные доходы. Обязанность начислять и плачивать налог возникает в том налоговом периоде, когда были получены денежные средства. Но бывают и непростые случаи.
Например, когда в одном квартале был получен аванс от покупателя, а в следующем его вернули обратно. В ст. 346.17 НК РФ говорится, что при возврате аванса покупателю на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Камеральная проверка на УСН
Проведение камеральной проверки регламентируется ст. 88 Налогового кодекса. Проверка проводится налоговыми инспекторами без выезда к налогоплательщику. Иногда о проведении такой проверки налогоплательщик может и не знать, пока проверяющим не потребуются пояснения или документы, объясняющие выявленные в декларации неясные моменты.
Какую отчетность должен сдать «упрощенец» в 2021 — 2021 годах, узнайте здесь.
Если в результате проверки выявляются нарушения налогового законодательства, проверяющими в 10-дневный срок после ее завершения составляется акт. Такой порядок указан в п. 1 ст. 100 Налогового кодекса.
Камеральная и выездная проверки могут совмещаться по времени проведения: в ходе камеральной проверки изучается поданная налогоплательщиком отчетность за текущий год, а при выездной проверке — за больший период, и для ее назначения могут быть более широкие основания. О возможности проведения одновременно 2 типов проверки указано в письме ФНС от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529.
По каким критериям налоговики проверяют декларацию по УСН, подробно рассмотрено в разъяснениях от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению материала бесплатно.
Какие бумаги могут потребовать налоговики при проверке декларации по УСН
— Какие документы инспекторы могут запросить при проверке декларации?
— Есть две группы бумаг, которые могут попросить подать налогоплательщика. Первая группа — это документы, подтверждающие те или иные сведения. Их перечень строго ограничен Налоговым кодексом РФ. В частности, сюда относятся бумаги, обосновывающие налоговые льготы (п. 6 ст.
88 НК РФ). А также документы, которые должны быть приложены к декларации в соответствии с Налоговым кодексом РФ, если они не были представлены (п. 7 ст. 88 НК РФ и п. 2.1 Порядка заполнения декларации по УСН, утвержденного приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н).
Например, если декларация подписана представителем организации или предпринимателя, то в инспекцию вместе с ней нужно сдать копию доверенности, подтверждающую полномочия этого представителя (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ). Что касается Книги учета доходов и расходов, платежек, накладных, актов и иных первичных документов, то их Налоговый кодекс РФ представлять в ИФНС вместе с декларацией не требует.
Вторая группа — это письменные пояснения. Их налоговики могут требовать, если в декларации по УСН есть ошибки или противоречия между сведениями, которые содержатся у самих инспекторов. А также если контролеры получили декларацию по «упрощенке», в которой заявлен убыток. Либо уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК РФ).1
Кроме того, налоговики могут вызвать к себе для дачи устных пояснений. В таком случае следует явиться в ИФНС в срок, указанный в уведомлении о вызове.
— Как следует оформлять пояснения? Есть ли для этого какая-либо унифицированная форма?
— Нет, унифицированного бланка не предусмотрено. Пояснения следует составлять в произвольной форме.
— Какие данные нужно отразить в пояснении при убытке?
— В пояснении об убытке следует изложить конкретные причины, из-за которых он возник. Так, недавно созданные фирмы могут обосновать убыток началом деятельности и большими расходами на покупку оборудования, сырья, рекламу и пр. Субъекты, которые на рынке уже несколько лет, — освоением производств, модернизацией оборудования и реконструкцией помещений. Также сокращение выручки можно объяснить снижением объема заказов, понижением цен и пр. В целом же здесь все достаточно индивидуально.
Если конкретную причину возникновения убытков выделить нельзя (например, когда он связан с общим ростом расходов), то в пояснении лучше привести постатейный анализ затрат с расшифровкой.
Кроме того, при желании в пояснении можно отметить, что убыток является временным явлением, и фирмой будут приниматься определенные меры, чтобы его устранить.2
— Как быть, если инспекторы нашли ошибки в декларации по УСН?
— В такой ситуации следует внимательно изучить требование инспекторов, перепроверить расчет еще раз. Если ошибка привела к недоплате «упрощенного» налога, нужно подготовить пояснение с правильным расчетом сумм. И сдать уточненную декларацию.
Если ошибка не привела к недоплате или не связана с уплатой налога, следует представить пояснение. Подавать ли при излишнем начислении налога уточненную декларацию — вы решаете сами (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Если ошибки нет, то напишите в пояснении, что декларация составлена правильно и ошибок нет.
—В декларации по УСН указана небольшая прибыль. А в отчете о финансовых результатах получился убыток, поскольку списали в прошлом году на расходы дебиторскую задолженность, а она при налогообложении в затратах не учитывается, только в бухучете. Как пояснить налоговикам данное расхождение?
— Так и написать, что в бухучете списали безнадежную дебиторскую задолженность, в то время как на расходы при «упрощенке» эти суммы отнести нельзя.
— Нужно ли подтверждать свои выводы в пояснениях какими-либо документами?
— Подтверждать пояснения документами или нет, фирмы и индивидуальные предприниматели решают самостоятельно (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Конечно, все выводы лучше обосновать, чтобы не быть голословными. Для этого можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета при УСН и прочие документы (копии договоров, платежек).
Читать дальше: Декларация по ндс по оборотно сальдовой ведомости
— В какой срок нужно отправить документы и пояснения в инспекцию?
— Документы, которые требуют налоговики, в 10-дневный срок, а пояснения — в течение пяти дней с момента, когда получили требование (п. 3 ст. 93 и п. 3 ст. 88 НК РФ).
Особенности проверки УСН 6%
Тем, кто применяет УСН по ставке 15%, нужно быть готовым подтвердить документально и свои доходы, и свои затраты. Что касается проведения выездной проверки налогоплательщиков, избравших упрощенную систему налогообложения c объектом «доходы», то проверяющие и у них могут затребовать расходные документы. В первую очередь, понадобятся документы об уплате страховых взносов, ведь они оказывают прямое влияние на расчет налога.
Какие страховые взносы уменьшают упрощенный налог, см. в материале «Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)».
Если «упрощенец» (6%) уплачивает торговый сбор по одному из нескольких осуществляемых видов деятельности, он может учесть уплаченный сбор при расчете УСН-налога, если организует раздельный учет доходов и УСН-налога по виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор. Наличие такого учета также находится под пристальным вниманием налоговиков при проверке «упрощенца».
Рассчитать сумму торгового сбора поможет статья «Как рассчитать торговый сбор для ИП?».
Также документы по расходам могут понадобиться в случае проверки правильности начисления и удержания НДФЛ, если упрощенец выступает налоговым агентом.
Подробнее о том, что нужно знать об учете на системе УСН с объектом налогообложения «доходы», читайте в нашей статье «УСН «доходы» в 2020-2021 годах (6 процентов): что нужно знать?».
Таблица. Какие документы могут запросить налоговики, проверяющие декларацию по УСН
Вид бумаг
Когда могут потребовать
Как оформить
Документы, подтверждающие льготы
По общему правилу инспекторы запрашивают эти бумаги, если есть льготы по налогу, но документы, их подтверждающие, не представлены вместе с декларацией. Однако у «упрощенцев» специальных льгот по единому налогу при УСН нет. Поэтому и подтверждать нечего.
На практике же в качестве льготы некоторые ИФНС рассматривают возможность «упрощенцев»-доходников уменьшать единый налог при УСН на страховые взносы. И требуют платежки, подтверждающие уплату этих взносов. Поэтому если пришел такой запрос, направьте инспекторам соответствующие платежные поручения (п. 6 ст. 88 НК РФ)
Читать дальше: Возврат 13 процентов с покупки квартиры супругами
Можно сделать сопроводительное письмо (опись), где перечислить все направляемые бумаги
Документы, которые нужно приложить к декларации в соответствии с НК РФ
В некоторых случаях НК РФ обязывает плательщиков прикладывать к декларации определенные документы. Например, если декларацию подписал представитель «упрощенца», то нужно приложить к расчету копию доверенности, подтверждающую полномочия лица. Соответственно, если копии не будет, налоговики запросят ее (п. 6 ст. 88 и абз.
3 п. 5 ст. 80 НК РФ)
Попросить пояснения инспекторы могут в трех случаях: 1) если найдены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые имеются у инспекторов; 2) в декларации по УСН заявлен убыток; 3) представлена «уточненка» с суммой единого налога при УСН к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Составлять пояснения нужно в письменном виде. Форма — свободная
Камеральный контроль осуществляется согласно статье 88 НК РФ на регулярной основе, как правило, на протяжении 3 месяцев после сдачи документации. При этом сам предприниматель может даже не знать о том, что в отношении него проводится какая-то проверка, поскольку та не предполагает специальной процедуры или же отдельного вручения уведомления. ФНС РФ традиционно изучает уже имеющиеся у него на конкретное лицо документы, а также проверяет недавно сданную декларацию и прочее.
Налоговые проверки упрощенца и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание
Ст. 54.1 появилась в НК РФ совсем недавно (введена законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ) и посвящена вопросам необоснованной налоговой выгоды.
С понятием «необоснованная налоговая выгода» вы познакомитесь в материале «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».
Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов.
К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов. На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов).
Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс и узнайте 17 критериев оценки дробления бизнеса, на которые ориентируются налоговики при проведении проверки.
Таким образом, «упрощенцу» нужно быть готовым доказать разумную деловую цель своих действий (например, цель дробления бизнеса), а также позаботиться о документальном обосновании реальности своих сделок, подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагентов и т. д.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Итоги
Проверки упрощенцев налоговой службой мало чем отличаются от проверок налогоплательщиков, работающих на общей системе налогообложения. Исключением является то, что поводов для проведения налоговой проверки деятельности бизнесменов на УСН меньше.
Вся информация о налоговых проверках содержится в нашем разделе «Налоговые проверки».
Обычно если по декларации у налоговых инспекторов не возникает никаких вопросов, то проверки ожидать не следует. Тем не менее следует тщательно вести бухгалтерский и налоговый учет и хранить всю документацию, ведь решение о проведении камеральной проверки исполняется проверяющими немедленно, без предварительного уведомления налогоплательщика, а проверяемый период при выездной проверке захватывает 3 года.
- Налоговый кодекс РФ
- поручение Правительства РФ от 18.03.2020
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: regalos.ru
Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки при применении усн
Выездная налоговая проверка налогоплательщика в соответствии со ст.89 части I Налогового кодекса РФ проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Пунктом 1 ст. 89 НК РФ устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
Исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, — в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
В силу п. 17 ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся не только в отношении налогоплательщиков, но и в отношении плательщиков сборов, и в отношении налоговых агентов.
Как установлено в п. 4 ст. 89 НК РФ, предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В п. 2 ст. 89 НК РФ указывается, что решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.
При проверке УСН следует руководствоваться главой 26.2 части 2 НК РФ.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Налоговой базой по налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Это зависит от того, какой объект налогообложения избран: доходы или доходы минус расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Выездная проверка организаций, применяющих специальные режимы, начинается с того, что уточняется, может ли она работать на «упрощенке» или уплачивать ЕНВД.
Прежде всего проверяется численность персонала.
Хотя при «упрощенке» и уплате ЕНВД требуется не превышать определенный размер численности персонала (не более 100 человек), понятие численности и ее расчет разный. У организаций на «упрощенке» отслеживается средняя численность, а у организаций на ЕНВД – среднесписочная численность работников.
Определить среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период, можно путем:
СЧ = ССЧ + СЧвс + СЧгп,
где СЧ – средняя численность работников;
ССЧ – среднесписочная численность работников;
СЧвс – средняя численность внешних совместителей;
СЧгп – средняя численность работников, с которыми оформлены гражданско-правовые договоры.
То есть понятие средней численности более расширенное, чем понятие среднесписочной численности.
Кроме того, надо учитывать, что работники по договорам подряда включаются в численность как целые единицы. Тогда как работники по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.
При выездной налоговой проверке инспекторы контролируют соблюдение численности, изучая все трудовые договоры и договоры подряда, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и иные платежные документы о выплате дохода.
Далее уточняется доля участия других организаций в уставном (складочном) капитале торговой фирмы.
У компаний на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций не должна превышать 25 процентов. Исключение сделано лишь для компаний, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов. Проверяют данное условие инспекторы по документам купли — продажи долей в уставном капитале, решениям общих собраний акционеров, а также по сведениям из государственного реестра. Если компания перешла на спецрежим, а долю участия других компаний снизила только на бумаге (без госрегистрации), права на спецрежим у нее нет.
При «упрощенке» иные требования к применению налогового режима.
Во-первых, необходимо соблюдать лимит доходов. Если за отчетный (налоговый) период доходы превысили 60 млн руб., надо перейти на общий режим начиная с квартала, в котором превышен лимит (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Проверять данные условия инспекторы будут на основании книги учета доходов и расходов, выписок по расчетному счету и кассовым документам (кассовой книге, кассовым чекам, журналу учета кассира — операциониста).
Во-вторых, у организаций на «упрощенке» не должно быть филиалов или представительств (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Данное условие инспекторы проверяют, анализируя открытые расчетные счета в других регионах, договоры с работниками, которые не проживают в месте регистрации компании. Однако если создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не мешает применять специального режим.
В-третьих, общая остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Проверка правильности исчисления единого налога при применении УСН в рамках выездной налоговой проверки проводится путем осмотра (обследования) объекта деятельности с составлением протокола, в котором фиксируются указанные налогоплательщиком в налоговой декларации данные и фактически используемое им количество физических показателей. Кроме того, в протокол заносятся иные сведения, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющие интерес для данной проверки (количество работающих, ассортимент товаров, соответствие инвентаризационных и правоустанавливающих документов фактическому использованию площади, наличие торговых залов и открытых площадок).
При проведении осмотра (обследования) вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется данная процедура или его представитель, а также специалисты.
При проведении осмотра (обследования) рекомендуется производить фотоснимки и (или) видеозапись тех моментов, которые могут служить основанием для подтверждения факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Выполненные при производстве осмотра фотоснимки, негативы, видеозаписи и другие материалы прилагаются к протоколу осмотра.
Протокол подписывается проверяющими и понятыми, а также другими присутствующими и участвующими при производстве осмотра (обследования) лицами. При отказе налогоплательщика подписать протокол в нем делается соответствующая запись.
В случае воспрепятствования должностным лицам налоговых органов проведения осмотра (обследования) объектов обложения едином налогом, проверяющими составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт воспрепятствования доступу на территории или в помещения, используемые налогоплательщиком для предпринимательской деятельности. Указанный акт подписывается проверяющими, налогоплательщиком и понятыми. При отказе налогоплательщика подписать указанный протокол в нем делается соответствующая запись. Незаконное воспрепятствование должностным лицам налоговых органов проведению процедур осмотра (обследования) признается административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную частью I ст. 19.4 КоАП РФ.
Для обеспечения исполнения возложенных на налоговый орган обязанностей по решению лица, ответственного за организацию проведения проверки, привлекаются представители правоохранительных органов.
Протоколы осмотра и показания свидетелей приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.
При установлении фактов уплаты единого налога по видам деятельности, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, необходимо произвести перерасчет налогов, подлежащих уплате. При этом сумма уплаченного единого налога должна быть зачтена в счет уплаты налогов по общей системе налогообложения. Аналогичный порядок применяется в случае установления фактов уплаты налогов по общепринятой системе налогообложения по видам деятельности, по которым необходимо применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Результаты выездной налоговой проверки организации оформляются актом выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Источник: infopedia.su