Какие сведения обязаны предоставлять в росфинмониторинг организации и ИП

Соблюдение 115-ФЗ обслуживающими бухгалтерии и аутсорсерами

Соблюдение 115-ФЗ обслуживающими бухгалтерии и аутсорсерами

Принято полагать, что ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходв, полученных преступных путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ предназначен для банков, так как именно они проверяют клиентов, транзакции, блокируют счета компаний, если выявляют подозрительные действия. Однако следовать данному закону обязаны не только банки, но и компании, ведущие бухгалтерский учёт.

Рассмотрим, как выполнить требования закона.

Субъекты 115-ФЗ

По ст. 7.1 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – 115-ФЗ) действие закона распространяется на бухгалтерские фирмы, а также на лица, оказывающие бухгалтерские услуги.

Соответственно, закон распространяется на все обслуживающие бухгалтерии.

Требования к СДЛ для нефинансовых организаций и ИП. Росфинмониторинг и ПОД/ФТ

Перечень операций, которые позволяют отнести бухгалтерскую фирму к субъектам 115-ФЗ:

  • управление денежными средствами, ценными бумагами либо иным имуществом клиента
  • оформление сделок с недвижимым имуществом
  • привлечение денежных средств для создания юрлиц, обеспечения их деятельности либо управления ими
  • управление банковскими счетами или счетами по ценным бумагам
  • создание компаний, обеспечение их деятельности или управления ими
  • купля-продажа организаций

Многие фирмы, оказывающие бухгалтерские услуги, ошибочно полагали, что не проводят вышеперечисленные операции, поэтому на них не распространяется действие закона 115-ФЗ. Чтобы внести ясность в этот вопрос, Росфинмониторинг разъяснил, что «обеспечением деятельности», упоминаемом в одном из пунктов перечня операций, считается в том числе бухучёт и сдача отчётности (информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54). Соответственно, все обслуживающие бухгалтерии автоматически подпадают под 115-ФЗ.

По закону бухгалтерские фирмы и ИП находятся в равных условиях. Допустим, бухгалтер-ИП, который заключил с организацией договор об оказании бухгалтерских услуг, автоматически становится субъектом 115-ФЗ.

Инструкция по выполнению требований закона

Контроль за тем, как обслуживающие бухгалтерии и бухгалтеры-аутсорсеры соблюдают 115-ФЗ, может осуществлять и прокуратура, и ФНС. При этом налоговая выступает регулятором деятельности бухгалтерских компаний в сфере «антиотмывочного» законодательства.

Чтобы сделать всё правильно, рекомендуем опираться на:

  1. Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366, в котором описан процесс построения системы работ по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
  2. Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59, в котором описано, как оценивать риски по ПОД/ФТ.
  3. Методические материалы Минфина – презентация для компаний, оказывающих бухгалтерские услуги.
  4. Постановление Правительства от 14.07.2021 № 1188, в котором содержатся требования к правилам внутреннего контроля (ПВК) бухгалтерских фирмам.

А теперь перейдём к инструкции по выполнению требований законодательства.

Правила внутреннего контроля организации в целях ПОД/ФТ и изменения в 115-ФЗ. Обзор изменений.

Регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга

Заявку на регистрацию личного кабинета на сайте Росфинмониторинга можно подать сразу же после открытия фирмы или ИП по оказанию бухгалтерских услуг. И, хотя для действующих юрлиц не предполагается штрафов за отсутствие личного кабинета, чем быстрее вы его зарегистрируете, тем лучше.

Контур.Фокус

Чтобы создать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, необходимо:

  • перейти по ссылке и выбрать нужную форму для регистрации. Обратите внимание, что для юрлиц и ИП страницы заявок разные
  • заполнить заявление на подключение к личному кабинету
  • подписать заявление квалифицированной электронной подписью
  • после регистрации заявления ожидайте уведомление по электронной почте

Разработайте и утвердите правила внутреннего контроля, прикрепите их в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга

Под правилами внутреннего контроля (ПВК) понимается объёмный документ, составленный в электронном либо в бумажном виде и утверждённый подписью руководителя организации.

В ПВК нужно отразить, как вы:

  • идентифицируете клиентов
  • управляете рисками по 115-ФЗ
  • выявляете сомнительные операции
  • отправляете формализованные сообщения в Росфинмониторинг
  • обучаете сотрудников по ПОД/ФТ и другое

Назначение ответственного за соблюдение ПВК

Специальное должностное лицо – сотрудник, который будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля. Он назначается руководителем организации.

Сотрудник должен вступить в должность в день принятия ПВК, чтобы избежать ситуации, когда правила приняты, но за их соблюдением никто не следит. При проверке регулятор сочтёт это нарушением.

Идентифицируйте клиентов до приёма на обслуживание

Необходимость идентификации клиентов (и физических, и юрлиц) прописана в ст. 7 115-ФЗ: до заключения договора нужно изучить будущего клиента, начиная ИНН и заканчивая его финансовым положением. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами, найти информацию в интернете, попросить клиента заполнить анкету и т.д.

Читайте также:  Для открытия мастерской по ремонту автомобилей предприниматель взял кредит закупил оборудование егэ

Контур.Фокус

Определите уровень риска клиентов

После получения необходимых данных о клиенте присвойте ему уровень риска: низкий, средний или высокий. В ПВК нужно прописать перечень факторов, которые влияют на уровень риска.

Зачастую, если есть хотя бы один из следующих критериев, клиенту присваивается высокий уровень риска:

  • массовый адрес регистрации
  • частая смена учредителей
  • директор выступает генеральным директором исполнительного лица
  • вид деятельности по ОКВЭД отнесён ЦБ к высокорискованному
  • нет публикаций бухотчётности за последний год или несколько лет
  • неуплата налоговых платежей

Сверка клиентской базы со списками Росфинмониторинга (террористов и экстремистов и др.)

При первичной идентификации клиента важно проверить, есть ли он в перечнях Росфинмониторинга. Для этого нужно проверить 3 основных списка:

  • террористы и экстремисты
  • распространители оружия массового уничтожения (ОМУ)
  • список межведомственной комиссии (МВК)

Каждый из списков доступен для скачивания в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Для первичной идентификации нужно выбирать последнюю редакцию. Если клиент отсутствует в списках, с ним можно сотрудничать.

Так как перечни постоянно обновляются, клиентскую базу нужно регулярно сверять с ними. При выходе новой редакции перечня в личном кабинете появится уведомление.

При обнаружении в списках кого-либо из клиентов обязательно сообщите об этом в Росфинмониторинг, отправив формализованное электронное сообщение (ФЭС) через личный кабинет.

Также в личном кабинете можно просмотреть статистику работы с перечнями. С помощью интерфейса можно проверить действия с определённой редакцией списка: была она загружена или нет.

Формирование анкеты клиента

Все результаты идентификации, сверку с перечнями и уровень риска нужно зафиксировать в анкете (приложение № 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366). Хранить анкету требуется весь период сотрудничества с клиентом, а также 5 лет после.

Все идентификационные данные стоит обновлять не реже 1 раза в год.

Способы проверки клиентов: автоматически, вручную

Хотя Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов, используя специальные программы, это необязательно, так как идентификацию можно проводить и вручную. Основная проблема состоит в том, что делать это нужно регулярно по множеству списков и критериев. Допустим, в момент заключения договора с обслуживающей компанией по ней было «всё чисто», а через полгода директор появился в списке экстремистов. Поэтому, чтобы соблюсти все требования законодательства, нужно минимум раз в месяц проверять данные.

Рассмотрим другую ситуацию: директор клиента стал публичным должностным лицом. Но как это можно проверить, учитывая, что в открытом доступе нет списка публичных должностных лиц? Придётся вручную искать приказы о назначении клиента, а также его родственников на публичную должность или приказы о снятии с должности.

Но, если у вас на обслуживании только 1-2 компании, провести проверку вручную – вполне посильная задача. А вот для ручной проверки 5-10 клиентов уже потребуется довольно много времени. И проблема не только в удобстве, но и в эффективности такой проверки: вручную можно пропустить какую-либо информацию, а штрафы от 50 тысяч рублей. Дешевле и надёжнее автоматизировать процесс. Тогда программа проверит клиента по всем требованиям законодательства.

Прогнозы по проверкам и штрафам

Контур.Норматив

Контур.Норматив — справочно-правовая система!

Пока регулятор не проверяет обслуживающие бухгалтерии. Но это временно. Росфинмониторинг сообщил только в 2018 году о том, что бухгалтерские фирмы попадают под 115-ФЗ, поэтому компаниям дали время на разработку ПВК, назначение специального должностного лица, обучение и включение в процесс.

Однако проверки не проводили по ещё одной причине: для обслуживающих бухгалтерий не были определены штрафы за несоблюдение 115-ФЗ. Штрафы появятся в новой редакции КоАП. Сейчас проект Кодекса находится на стадии публичных обсуждений.

По п. 7 ст. 30.3 новой редакции КоАП бухгалтерские фирмы за несоблюдение требований 115-ФЗ получат предупреждение или административный штраф в размере от 50 до 100 тысяч руб.

Самые распространённые поводы для назначения штрафов у других субъектов 115-ФЗ (по статистике Росфинмониторинга):

  • отсутствие ПВК
  • нет специального должностного лица
  • нет анкет клиентов с необходимыми данными или они не были вовремя обновлены
  • не проводились проверки по перечням Росфинмониторинга
Читайте также:  УСН нулевка что сдавать

Источник: kontursverka.ru

Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению»

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37436), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые описание форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендации по их заполнению.

2. Признать утратившими силу приказы Федеральной службы по финансовому мониторингу:

от 27 августа 2015 г. N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению»,

от 20 октября 2015 г. N 332 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению».

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней, следующих за днем его размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 07.10.2021 N 219

ФОРМАТОВ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ,

НАПРАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ИНСТРУКЦИЕЙ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ

МОНИТОРИНГУ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ЗАКОНОМ ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА», УТВЕРЖДЕННОЙ

ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ

МОНИТОРИНГУ ОТ 22 АПРЕЛЯ 2015 Г. N 110,

И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ

1. Принятые обозначения

При описании форматов формализованных электронных сообщений (далее — ФЭС), направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 (далее — Инструкция N 110), используются обозначения, приведенные в таблице 1.

Приводится полное наименование показателя.

Сокращенное наименование показателя (тег)

Приводится сокращенное наименование показателя. Синтаксис сокращенного наименования показателя удовлетворяет спецификации XML формата.

Для каждого показателя указывается синтаксис значения этого показателя и в круглых скобках — максимальное количество символов, допустимое для значения показателя.

Формат значения показателя определяется следующими условными обозначениями:

ЦЧ — целое число, последовательность цифр (без лидирующих нулей);

ДЧ — дробное число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), включающая десятичную точку (символом разделителем целой и дробной части чисел является десятичная точка «.»);

Д — дата в формате < ДД/ММ/ГГГГ >, где < ДД >- две цифры, соответствующие номеру дня в месяце, < ММ >- две цифры, соответствующие номеру месяца в году, < ГГГГ >- четыре цифры года;

Читайте также:  Считается ли самозанятость трудовым стажем

В — время в формате < ЧЧ:ММ:СС >;

В5 — время в формате < ЧЧ:ММ >;

ВЧП — время с учетом часового пояса относительно московского времени в формате < ЧЧ:ММ:СС >(МСК +/- < чч:мм >),

где: < ЧЧ:ММ:СС >- местное время,

< чч:мм >- разница (с учетом знака) во времени в часах и минутах между местным и московским временем;

МСК — буквы русского алфавита (при этом регистр значения не имеет);

Л — логическое значение (1 — верно, 0 — не верно);

К — код, последовательность содержащихся в соответствующих справочниках любых символов, без учета регистра, включая пробелы и знаки препинания;

N — число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), может включать десятичную точку;

T — текст (символьная строка), последовательность символов, в качестве которых используются буквы русского и латинского алфавитов, цифры, а также любые другие символы, за исключением символов «возврат каретки» и «перевод строки» Первый символ текста должен быть отличен от пробела, в составных реквизитах (например, адрес, ФИО) использование запятых допускается только в качестве разделителя.

Формат символьной строки указывается в виде T(n-к), где n — минимальное количество знаков, k — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель.

Формат имеет вид:

T(0) — в случае, если минимальное количество знаков равно 0;

T(n-) — в случае, если максимальное количество знаков неограниченно;

T(n) — в случае, если количество знаков задано однозначно.

Признак обязательности показателя

Определяет обязательность наличия показателя (совокупности наименования показателя и его значения) в электронном документе.

Признак обязательности показателя принимает следующие значения:

О — обязательный показатель, наличие значения показателя обязательно;

Н — необязательный показатель, показатель, который может отсутствовать;

У — условно-обязательный показатель, показатель, присутствие которого в электронном документе обусловлено значениями, наличием или отсутствием других показателей этого же документа. В случае выполнения условия присутствия условно-обязательный показатель по всем своим свойствам приравнивается к обязательному показателю, а в случае невыполнения — отсутствует. Условия наличия условно-обязательных показателей указываются в графе «Структура показателя и дополнительная информация»;

П — предписанный показатель, показатель, тег которого должен обязательно присутствовать в электронном документе, в то время как значения показателя может и не быть;

О(У), П(У) — смешанный признак обязательности показателя — значение признака обязательности показателя, приведенного в скобках, определяет наличие показателя, в случае если организация (филиал организации, индивидуальный предприниматель, лицо установленной категории) представляет Росфинмониторинг сведения об участнике операции, не являющимся клиентом этой организации (филиала организации, индивидуального предпринимателя, лица установленной категории) в ином случае обязательность показателя определяется значением, приведенном перед скобками.

Признак множественности показателя

Определяет множественность показателя.

Е — единичный показатель, показатель, который встречается в электронном документе один раз;

М — множественный показатель, показатель, который может встречаться в электронном документе более одного раза.

Структура показателя и дополнительная информация

Для сложного показателя указывается его структура.

Для показателя, принимающего ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение.

Для показателя, определенного как условно-обязательный, указывается условие наличия данного показателя.

Комментарии ( < !—. — >) могут присутствовать в электронном документе, но не являются обязательными.

В электронном документе значения показателей не должны содержать непреобразованные символы, зарезервированные в формате XML как специальные, знаки меньше ( < ), больше ( >), амперсанд ( ). Преобразование указанных символов в электронном документе должно осуществляться в соответствии с правилами синтаксиса XML формата.

В наименованиях электронных документов, предусмотренных настоящим документом, допускается использование как строчных, так и прописных букв.

Тип данных «Фамилия, имя, отчество» (ФИО)

Сокращенное наименование показателя (тег)

Признак обязательности показателя

Признак множественности показателя

Структура показателя и дополнительная информация

Источник: nkrfkod.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин