В настоящее время существуют два подхода к построению информационных систем: позадачный и процессный. Эти подходы отражают различные взгляды на систему управления предприятием, организацией, корпорацией, офисом. Первый подход, исторически появившейся ранее, базируется на функциональной модели управления предприятием, отражающей выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей согласно целям и функциям управления. В структуре таких ИС выделяют функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и обеспечивающую часть, содержащую средства решения задач
В соответствии с данным подходом ИС создается как инструмент, предназначенный для автоматизации функций управления, типовыми среди которых являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, регулирование. Для реализации одной функции или ее части создаются функциональные подсистемы.
Позадачный подход в управлении обладает рядом недостатков:
— размытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции за конечный результат управления;
— сложность увязки всех функций производства и управления в единую технологию.
В настоящее время постепенно развивается новый подход к управлению – процессный. Этот подход ориентирует на управления не отдельными структурными подразделениями предприятия, выполняющими свои функциональные обязанности, а сквозными бизнес-процессами. Эти процессы связывают воедино деятельность определенных структурных подразделений, предназначенных для производства конкретного конечного продукта или услуги. Процессный подход к управлению изменяет структуру ИС. Функциональная часть не исчезает, но принимает форму бизнес-процессов, которые поддерживаются обеспечивающими подсистемами.
Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу). Поэтому важнейший шаг при создании ИС на основе данного подхода – выделение бизнес-процессов, которые делятся на следующие классы: основные, вспомогательные, сопутствующие.
Основные бизнес-процессы – это процессы, которые создают то главное, ради которого и существует предприятие (товар, услуга). В большинстве случаев они отражают выпуск продукции и обслуживание конечных потребителей, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции, послепродажные услуги и т.д.
Вспомогательные бизнес-процессы, как правило, соответствуют управленческой деятельности: планирование, учет, процессы на складе, маркетинг, финансовая деятельность и т.д.
Сопутствующими бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и вспомогательных процессов. Например, процессы обеспечения кадрами, юридическое обеспечение и т.д.
Бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, выполняемых с помощью АРМ. Каждый бизнес-процесс характеризуется определенными во времени началом и концом, интерфейсом с другими процессами, последовательностью выполнения бизнес-операций, а также владельцем бизнес-процесса, т.е. лицом, которое несет ответственность за его выполнение. Их выделение и их увязка позволяют получить единую многоуровневую бизнес-модель предприятия, под которым понимается структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных документами, информационными потоками и организационными предписаниями. Такая информационная сеть отражает деятельность структурных подразделений предприятия.
Моделирование бизнес-процессов состоит в последовательном отражении всех бизнес-операций. Управление бизнес-процессами называется инжинирингом бизнеса. Исследования последних лет показали, что повышение производительности за счет использования информационных технологий достигается очень редко. Главная причина в том, что новые информационные технологии часто являются зеркальным отображением предыдущих методов и процессов. Осознание того привело к появлению нового направления в области управления – реинжиниринга бизнес-процессов, под которым понимается улучшение или совершенствование уже существующего бизнес-процесса за счет использования информационных технологий с параллельным фундаментальным осмыслением радикальной переориентацией деловых процессов для достижений резких улучшений важных показателей (повышение производительности, улучшение качества, снижение себестоимости).
Источник: studopedia.su
Особенности классификации бизнес-процессов
Классификация бизнес-процессов – способ упорядочивания бизнес-процессов в зависимости от их особенностей. Большинство ведущих компаний, предпочитая процессную ориентацию, успешно проводят с помощью методов данной классификации полноценный анализ своей деятельности.
Основные способы классификации
Бизнес-процесс – сложное явление, которое имеет множество классификаций в зависимости от того, с какой стороны и в какой сфере он рассматривается. Уместным будет более подробное изучение каждого из видов.
По месту в оргструктуре
Деловые процессы в зависимости от занимаемого ими места в организационной структуре фирмы бывают:
- горизонтальные – отражают действия компании, происходящие по горизонтали оргструктуры;
- индивидуальные по горизонтали – описывают задания, выполняемые по горизонтали отдельными организационными единицами (работниками);
- горизонтальные межфункциональные – показывают деятельность, осуществляемую множеством работников фирмы;
- вертикальные – представляют собой взаимодействие сотрудников по вертикали организационной структуры;
- интегрированные – идеальный тандем вертикальных и горизонтальных, так как отражают взаимодействие организационных единиц по обоим направлениям.
По сложности
Классификация бизнес-процессов организации по степени сложности:
- односложный или монопроцесс;
- вложенный процесс – вхождение в состав сложного макропроцесса совокупности более простых монопроцессов;
- связанный – выполнение определенного вида монопроцессов по заранее заданному алгоритму действий.
По предназначению
В зависимости от предназначения они подразделяются на:
- Основные. Это операционные бизнес-процессы, связанные с производством продуктов. Происходят по горизонтали организационной структуры предприятия. Обеспечивают выполнение существующих операционных заданий, которые тесто связаны с созданием товаров и их реализацией непосредственному покупателю. Именно поэтому они играют важную роль в формировании добавочной стоимости товаров.
- Вспомогательные бизнес-процессы. Сюда относят горизонтальные поддерживающие процессы, которые обеспечивают своевременное выполнение основных производственных заданий. Они не имеют прямого отношения к произведенным товарам или услугам, но без них невозможно представить реализацию целей, влияющих на создание добавочной стоимости.
- Управляющие бизнес-процессы. Представители этого вида происходят только по вертикали организационной структуры. Обеспечивают исполнение основных функций менеджмента. Являются своеобразным союзом основного и вспомогательного видов. Обеспечивают формирование стратегии компании.
- Обеспечивающие бизнес-процессы.
По иерархии
Виды деловых процессов в зависимости от их расположения в иерархической цепи целей предприятия бывают:
- Нижнего уровня. Представляют собой реализацию оперативных заданий компании.
- Среднего уровня. Основная задача – формирование и выполнение тактических целей.
- Верхнего уровня. Комплекс мероприятий, направленных на воплощение в жизнь наиболее значимых стратегических целей организации.
По степени детализации
По степени детализации бизнес-процессы бывают следующих видов:
- Микропроцессы. Они являются наиболее детализированными и выступают единицей измерения более крупных «собратьев».
- Субпроцессы или процессы среднего уровня. Имеют достаточную степень детализации для описания составляющих деловых процессов среднего уровня.
- Макропроцессы. Описывают действия, происходящие на верхнем уровне.
По содержанию
В зависимости от сбалансированной системы показателей фирмы деловые процессы бывают:
- производственные;
- финансовые;
- клиентские;
- обучающие и прочие.
По функциям
Бизнес-процессы в зависимости от охвата функциональных составляющих:
- финансовый менеджмент;
- управление персоналом;
- логистика и т.д.
Понятие бизнес-процессов и их классификация возникли после нескольких удачных попыток современных компаний определить и упорядочить в строгой последовательности все виды деятельности, осуществляемые компанией.
Обобщающая информация
В соответствии с теорией Портера о цепочке ценностей, все процессы, происходящие в компании, были разделены на:
- первичные;
- вспомогательные (поддерживающие).
Некоторые из них, входящие во вторую группу, в дальнейшем трансформировались в отдельный вид – развивающий.
Первичным называется процесс, который является основным и создающим ценности для предприятия.
Подобные процессы пронизывают насквозь всю компанию, начиная с производства товаров и заканчивая их реализацией.
Вторая группа процессов (вспомогательные) не принимает непосредственного участия в создании добавленной стоимости товара. Однако они необходимы для поддержания основных процессов. Сюда, к примеру, относится менеджмент финансов, управление персоналом.
Процессами развития называют мероприятия, позволяющие создать ценностную цепочку на основном и поддерживающем уровнях. Например, создание нового товара и установление долгосрочных отношений с надежными поставщиками.
Связи между типами процессов
Какова же взаимосвязь между обеспечивающими и управленческими бизнес-процессами? Сложно переоценить важность обеспечивающих бизнес-процессов. Они, в отличие от основных, не способствуют созданию материальных ценностей для компании. Однако без них невозможно поддержание всей инфраструктуры предприятия. Покупатель за них денег не даст, но сама организация без таковых просто не сможет существовать.
Обеспечивающие и управленческие процессы обслуживают внутренних клиентов, к которым относятся сотрудники и структурные подразделения компании. Обеспечивающие бизнес-процессы способны производить товары, реализуемые на внешнем рынке, но такие товары не могут быть отнесены к основному производству. Важной характеристикой подобных процессов является то, что они не имеют никакого стратегического значения, в отличие от управленческих.
Бизнес процессы: Видео
Источник: ipinform.ru
Какие виды бизнес процессов существуют
Наиболее простой и прикладной подход к классификации бизнес-процессов был предложен в результате выполнения норвежского проекта TOPP по сравнительному бенчмаркингу. Эта программа по разработке методов повышения продуктивности производства выполнялась под управлением организации NTNU/SINTEF. В результате была предложена структурная схема бизнес-процессов, включающая первичные и поддерживающие (вспомогательные) в соответствии с теорией Портера о цепочках ценности. Некоторые из поддерживающих процессов были потом выделены в отдельный класс — процессов развития.
Данные группы процессов определяются следующим образом:
- Первичными процессами (другое наименование ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ) называются основные и создающие ценности процессы предприятия. Эти процессы пронизывают всю компанию, начиная с потребителя и заканчивая поставщиками.
- Поддерживающие (вспомогательные) процессы (другое наименование ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ) не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов.
- Развивающие процессы (другое наименование ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ) — это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательных процессах на новом уровне показателей.
Пример модели бизнес-процессов верхнего уровня с использование данной классификации приведен на рисунке:
Консультация по услугам
Мы с радостью ответим на ваши вопросы и предложим индивидуальное решение
- Программные решения
- Организационные решения
Business Studio
Что такое Business Studio?
Система бизнес-моделирования, применяемая для описания бизнес-архитектуры организации.
Бизнес-архитектура организации включает:
- требования к организации со стороны владельца/собственника и формализованную стратегию их выполнения;
- концептуальную модель работы бизнеса, используемую для выработки принципиальных решений о его устройстве и организации;
- подробные операционные описания бизнес-процессов, дающие конкретные представления о том, что и как должно делаться в компании; организационную структуру, структуру информационных систем и других средств производства, которые описывают все ресурсы, участвующие в выполнении операций.
Разработанная модель используется как проект, на основе которого происходит изменение или строительство бизнеса в реальности: подбор и обучение персонала, закупка необходимых средств производства и внедрение информационных систем.
Дополнительным эффектом использования Business Studio является то, что разработанные модели, преобразованные в специальные регламентирующие документы, позволяют эффективно обучать новых сотрудников.
BP
Modeling
BP
Manage-
ment
Project
Manage-
ment
Бизнес-инженер
Что такое Бизнес-инженер?
Профессиональное программное средство бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью организации.
Области применения Бизнес-инженер:
- Стратегия
- Цели и показатели
- Процессы
- Оргструктура
- Персонал
- Информационные и материальные объекты
- Качество
- Аудиты
- Риски
- Финансы
- Бизнес-анализ
Кто работает с Business Studio?
Руководство компании
Разработка стратегической карты компании в формате Balanced ScoreCard. Разработка системы ключевых показателей эффективности компании (KPI) Определение ответственных за стратегические цели, за достижение KPI Формализация стратегических программ и стратегических инициатив для достижения целей.
Контроль реализации стратегии развития компании через управление показателями.
BP
Modeling
BP
Manage-
ment
Project
Manage-
ment
Elma
Что такое Elma?
Elma — система управления компанией, содержащая платформу BPM (Business Process Management), для моделирования и автоматизации бизнес-процессов компании, систему электронного документооборота, систему управления показателями, CRM и управление проектами, а также другие функциональные модули, которые могут быть приобретены и функционировать как отдельные приложения, так и вместе в едином информационном пространстве.
Elma позволяет построить эффективное взаимодействие сотрудников компании по различным направлениям (задачи и поручения, документооборот, регламентированные бизнес-процессы, взаимоотношения) и осуществлять оперативный контроль исполнительской дисциплины и улучшение бизнес-процессов с целью повышения качества работы всей компании.
Кто работает с Elma?
Elma способна охватить весь персонал компании, и даже вовлечь в работу поставщиков, клиентов и иных заинтересованных лиц.
В компании с Elma работают рядовые сотрудники и линейные руководители, осуществляющие постановку, выполнение и контроль текущих задач в рамках своей деятельности и деятельности своих подчиненных; они запускают и выполняют задачи по бизнес-процессам, работают с документами, показателями и проектами.
Руководство компании осуществляет оперативный контроль за качеством выполнения бизнес-процессов, отслеживает показатели эффективности, определяет пути дальнейшего совершенствования деятельности.
Бизнес-аналитики осуществляют улучшение существующих и проектирование новых бизнес-процессов, совершенствуют документооборот, анализируют эффективность деятельности компании.
При реализации сложной логики извлечения и обработки информации из базы данных, к работе привлекаются ИТ-специалисты (языки c#, SQL-запросы).
Источник: plansys.ru