Тимофеева, Т. А. Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие / Т. А. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62337/ (дата обращения: 23.05.2023).
В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на развитие современного предприятия», «зависимость деятельности предприятия от импорта», «социально — культурное окружение предприятия». Изучив, различные факторы внешней среды, был сделан вывод, что большое влияние на деятельность предприятия имеют факторы таких групп, как маркетинговые и экономические.
Ключевые слова: внешняя среда, факторы, воздействие на предприятие, анализ, оценка деятельности предприятия.
Менеджерам современных организаций особенно следует учитывать влияние факторов, находящиеся непосредственно вне предприятия. Существует двое путей влияния: один из этих путей включает факторы внутренней среды, другой включает факторы внешней среды.
Как внешние факторы влияют на ваши доходы
Следовательно, менеджер современного предприятия должен уметь выявлять значительные группы факторов, которые имеют воздействие на предприятие. Однако одно действие выявить группы таких факторов и совсем другое нахождение способов устранения пагубного влияния данных факторов на будущее развитие предприятия.
Лишь благодаря быстрым и своевременным действиям менеджеров, предприятия могут также быстро приспосабливаться к существующей среде для дальнейшего выживания и сохранения эффективности. Какие же факторы имеют наибольшее значение? Таких не существует. Для полного развития предприятия, а главное прибыльного, менеджерам нужно обязательно контролировать влияние и тех и других.
Для анализа предприятия «Н» был проведен анализ, который включает основные факторы внешней среды, которые наиболее имеет сильное воздействие на данное предприятие. Анализ включает в себя анкетирование респондентов, которые занимают руководящую деятельность в той или иной деятельности предприятия.
Так были рассмотрены экономические факторы, маркетинговые факторы, технологические факторы, политико — правовые, социально — культурные и экологические факторы. Согласно результатом опроса выяснилось, что наиболее сильное влияние имеют маркетинговые и экономические факторы. Сделанные выводы можно наблюдать в Рис. 1, который описывает состояние предприятия на 2018 г., а именно влияние и готовность предприятия к влиянию внешних факторов.
Рис. 1. Анализ воздействия внешних факторов на предприятие
Исследования в области влияния факторов внешней среды показали, что наибольшая уязвимость находится в маркетинговых факторах. Данные факторы находится на низком уровне относительно других. По сравнению с предыдущему году, также можно сделать отметку, что к маркетинговым факторам приближаются экономические.
Среди экономических факторов был выделен такой фактор, как кризисные явления и нестабильность экономики. Многие современные предприятия еще отходят и восстанавливаются после кризиса в 2014 г., который привел к большим трудностям компаниям занимающиеся торговлей вне рынка Российской Федерации и компаний, тесно связанных с инвесторами из вне государства.
Относительно маркетинговых факторов, был выделен такой фактор, как снижение заказов, включая заказы МО РФ и РЖД. Сейчас предприятие занимается производством большого спектра изделий, связанных с авиационной, космической отрасли, тепловой и атомной энергетики, машиностроения, автомобилестроения, строительства и транспорта. Приведенные результаты анализа могут сообщить нам, что уровень по перечню факторов находятся на низком уровне. Однако, следует отметить, что данная ситуация может измениться и в будущем. По мнению опрошенных, готовность предприятия к важным группам факторов значительно укрепится.
Как было указано выше, именно из-за подобных показателей, сотрудники руководящих должностей предприятия «Н» считают, что следует уделить больше сил и времени на усиление позиций предприятия относительно маркетинговых и экономических факторов.
Проанализировав влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия, был сделан вывод, что особое влияние оказывают экономически и маркетинговые факторы. Следующим этапом будет узнать готовность предприятия к воздействию этих факторов. С текущей готовностью предприятия к воздействию внешних факторов можно ознакомиться, обратившись к Рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ готовности предприятия «Н» к влиянию факторов внешней среды
Относительно Рисунка 2 можно сделать вывод, что наименьшая готовность предприятия «Н» также относится к факторам экономическим и маркетинговым. То есть на момент изучения деятельности предприятия, оно не имело разработанных стратегий для устранения пагубного влияния данных факторов.
Стоит также отметить, что относительно оставшихся факторов уровень балла готовности предприятия к их воздействию возрастал. Такие факторы, как экологические являются на самом высшем уровне, что означает ответственность предприятия относительно защиты и охраны окружающей среды.
Что же касается относительно готовности предприятия «Н» к будущему влиянию внешних факторов, то относительно проведенного анализа, можно сделать вывод, что наиболее уязвимое место являются экономические факторы. В 2018 г. готовность к влиянию экономических факторов составила 6,8 баллов, когда за предыдущие годы готовность составляла 7,1 и 7,15 баллов соответственно. К влиянию маркетинговых факторов предприятие готово, в 2018 г. составляет 6,8 баллов. Относительно прошлого года увеличилось на 0,1 балла.
Подводя итоги, стоит отметить, что наибольшее влияние на предприятие в настоящий момент осуществляют экономические и маркетинговые факторы. Такие факторы, как зависимость от крупных основных заказчиков, экономическая самостоятельность предприятия и другие.
Для оценки нынешнего состояния предприятия был проведен анализ, который включил в себя изучения групп факторов внешней среды. Были представлены оценки уровня текущей готовности и будущего влияния внешней среды на состояние предприятия.
Относительно деятельности предприятия, является крупнейшим производителем и разработчиком в области авионики, космической отрасли, машиностроения, что именно и способствует сегодняшней позиции на рынке. Развитие технологий и науки в этой области, а также наличие заинтересованности покупателей в стране и из вне, способствует предприятию «Н» стимулом для дальнейшего развития и нахождения на рынке. Анализ деятельности предприятия указал на наличие затруднений с влиянием экономических факторов и маркетинговых. Однако, была также замечена положительная тенденция в готовности предприятия к воздействию маркетинговых факторов в будущем и тенденция к снижению влияния этих факторов, которые также достигали своего минимума за последние 10 лет.
- Головачев А. С. Конкурентоспособность организации Учебное пособие. — Минск: Выш.шк., 2016. — 319с.
- Киреев А. Экономика в графиках: Учеб. пособие. — М.: Вита-пресс, 2017. — 96с.
- Моисеева Н. К. Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг. — М.: Внешторгиздат, 2016. — 404 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, влияние, готовность предприятия, деятельность предприятия, предприятие, будущее влияние, космическая отрасль, пагубное влияние данных, современное предприятие, состояние предприятия.
Источник: moluch.ru
Влияние внешних факторов на предпринимательскую деятельность
Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда.
Под, предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью и позволяющая предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении ими прибыли.
Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на:
· внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей;
· внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.
Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменения почти или совсем не подвластно воле предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервной в целях повышения эффективности производства.
Для устойчивости предприятия очень важна не только общая величина затрат но и соотношение между постоянными и переменными издержками.
Для развития в такой системе как среда, необходимо стать ее элементом, влиться в процесс и технологию ее существования и развития, обрасти связями, быть гибкой модульной организацией, способной преодолевать угрозы и разделять риски и поэтому можно выделить еще один фактор, оказывающий влияние на финансовую устойчивость — диверсификация деятельности.
Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависят от качества управления текущими активами от того, сколько задействовано оборотных средств и каких именно, какова величина запасов и активов в денежной форме, и т.д. Следует помнить, что если предприятие уменьшает запасы и ликвидные средства, то оно может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но одновременно возрастает риск неплатежеспособности предприятия и остановки производства из-за недостаточности запасов.
Влияние внешних факторов на предпринимательскую деятельность
Внешние факторы влияют на экономическую устойчивость и финансовую состоятельность коммерческого субъекта.
Нельзя сказать, что какой-то один фактор деловой среды имеет доминирующее значение, предпринимателя интересует комбинация факторов деловой среды.
К внешним факторам относятся:
Правовой фактор – правила игры в деловой сфере предпринимателя устанавливает общество. Под правилами игры понимаются разрешенные и запрещенные действия.
Например. Предприниматель может нанимать работника, но заставлять его трудиться более восьми часов в день без его согласия не имеет право.
Правовой фактор-это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод предпринимателя. Законодательная основа для функционирования предпринимателя может быть полной и неполной, стабильной или нестабильной. Неполнота и нестабильность (законы часто меняются) законодательной базы негативно воздействуют на предпринимательскую активность и наоборот.
Слабость правового режима отражает слабость государственной власти, что приводит экономику к следующим негативным последствиям:
· неспособности собирать налоги, вследствие чего возрастает роль инфляционного налога или обострение бюджетного кризиса, за которым следует недофинансирование государственных обязательств;
· демонетизация народного хозяйства (наблюдалась в странах, которым удавалось избежать инфляционных процессов, и было обусловлено уходом денег из обращения в сокровища);
· решению социально политических и фискальных задач при осуществлении приватизации в противовес экономической эффективности.
Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя входит в понятие политического фактора. Такое вмешательство может быть не лимитированным или строго дозированным. Отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.
Стабильность политического строя определяющая характеристика этого фактора. Если политический строй нестабилен, то предприниматели будут заинтересованы в краткосрочных операциях, не требующих больших вложений, но обещающих значительную прибыльность. Стабильность политической ситуации дает предпринимателю возможность стратегического планирования, т.е. долгосрочных расчетов своих действий.
Социальный фактор по структуре более сложен, чем другие факторы. Он включает в себя множество элементов не учет которых предпринимателем может иметь для него негативные последствия.
Основные элементы социального фактора:
· доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;
· национальные традиции и обычаи;
· образовательный уровень нации;
· особенности национальной культуры;
· уровень профессиональной подготовки рабочей силы;
· отношение окружающих к предпринимателям и предпринимательской деятельности;
Экономический фактор – это прежде всего условия конкуренции и ценообразования. Последние базируются на уровне цен на факторы производства, вовлекаемые предпринимателем в производительный процесс, включая стоимость рабочей силы, размер ставок ссудного процента, а также уровень налогообложения и обязательных платежей (например, за используемые ресурсы).
Условия конкуренции анализируются как с количественной, так и с качественной стороны. Количественная сторона характеризуется размером доли предпринимателя на рынке, которая может быть большей или меньшей (а это означает стабильное или неустойчивое развитие производства, осуществляемого предпринимательской структурой), а также ценовой политикой предпринимателя на рынке. Качественная сторона условий конкуренции означает степень удовлетворения потребностей покупателей в связи с приобретением ими товара.
Источник: poisk-ru.ru