Масштабные изменения в налогообложении в 2023 году затронут весь бизнес. Сдвинутся сроки уплаты большинства бюджетных обязательств и сдачи отчетности, объединятся взносы ИП «за себя», появится ЕНП. Рассказываем о важных нововведениях.
1. Введение новых налогов
Одно из основных изменений с 1 января в Налоговом Кодексе – это понятия ЕНС (единый налоговый счет) и ЕНП (единый налоговый платеж). В соответствии с нормами Закона № 263-ФЗ от 14.07.2022 с 2023 года ИП должны будут платить все налоги одной платежкой. Для этого на каждого предпринимателя откроют в казначействе специальный счет, на который будут зачисляться деньги одной суммой. В дальнейшем налоговые органы самостоятельно распределят перечисленные средства в счет уплаты имеющихся обязательств.
2. Изменения по УСН
Сейчас предприниматели платят авансы по упрощенке до 25-го числа, налог – до 30-го апреля. С 2023 года из-за новых изменений в Налоговый Кодекс (п. 7 статьи 346.21) сроки уплаты сдвинутся. Перечислять авансы потребуется до 28-го числа, итоговый налог – до 28-го апреля. Крайний срок сдачи декларации перенесен на 25-ое апреля.
⚡️НОВЫЙ ЗАКОН О ПОВЕСТКАХ. Запрещен выезд за границу. Советы юриста
Начните работать в облаке 1С бесплатно!
Предоставляем тестовый доступ на 30 дней с функционалом под ваши потребности
3. Порядок уплаты взносов ИП «за себя»
В следующем году произойдет объединение ПФР и ФСС. В стране появится новая организация СФР (Социальный фонд России). В связи с этим предпринимателям больше не придется платить отдельно пенсионные и медицинские обязательные взносы. За полный календарный 2023 год ИП нужно будет оплатить одну сумму 45 842 руб. (Закон № 263-ФЗ от 14.07.2022).
Дополнительно для тех, чей годовой доход составит более 300 000 рублей, потребуется заплатить 1% от показателя превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ). Максимальный лимит 1%-ого взноса на пенсионное страхование установлен в размере 257 061 руб.
4. Запрет на применение УСН для ювелиров
С 2023 года не смогут применять упрощенку предприниматели, занятые в ювелирном бизнесе. Это розничная или оптовая торговля, а также производство изделий из драгоценных металлов. Дополнительно для них будет действовать запрет на использование патента. Эта категория ИП переводится на общий режим, а значит, будет обязана платить НДС и налог с прибыли. Изменения внесены Законом № 47-ФЗ от 09.03.2022.
5. Продление налоговых каникул
Воспользоваться до 2024 года налоговыми каникулами смогут больше предпринимателей. Льгота распространяется на ИП, которые зарегистрированы впервые и работают на ПСН или УСН в определенных видах деятельности. Согласно Закону № 266-ФЗ от 31.07.2020 регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать налоговые каникулы для новых ИП. Применять пониженную ставку по патенту или упрощенке можно в течение 2 лет с момента постановки на учет в ИФНС. Действие данной льготы не распространяется на уплату НДФЛ, акцизов и страховых взносов.
КОГО НЕ ПРИМУТ В ГРАЖДАНСТВО РОССИИ ПОСЛЕ 25.10.2023 ПО НОВОМУ ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ?!
6. Переход на АУСН
Использовать с 2023 года АвтоУСН смогут все действующие ИП, а не только те, кто зарегистрировался в статусе предпринимателя во II полугодии 2022. Для перехода необходимо подать в ИФНС уведомление не позднее 31-ого декабря года текущего (статья 4 Закона № 17-ФЗ от 25.02.2022). Режим действует в четырех регионах России – в Калужской обл., Москве, Московской обл. и республике Татарстан.
Надеемся наша статья была полезна и теперь вы готовы ко всем изменениям в законах о налогах в 2023 году.
Источник: 1bitcloud.ru
«Предприниматели не представляют особой угрозы для общества»
30 мая Государственная Дума ФС РФ приняла в третьем чтении поправки в УПК РФ (законопроект № 253849-8), расширяющие гарантии лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как сообщает «АГ», в законе не нашло отражения предложение ВС РФ о законодательном закреплении критериев, на основании которых преступления считаются совершенными в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин отметил, что поправки являются подтверждением последовательно проводимой законодательной и судебной властью либерализации уголовной политики государства в отношении предпринимателей.
Полезный, но запоздалый законопроект
В Государственную Думу ФС РФ внесены поправки в УПК РФ, регламентирующие порядок заключения под стражу предпринимателей
Заключение под стражу в качестве меры пресечения не будет применяться в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, ст.
159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, если эти преступления совершены ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий на управление организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, ст. 171, 171.1, 171.3–172.3, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК. Помещение в СИЗО в этих случаях возможно только при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или пребывания на территории РФ; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Поправки дополняют ст. 109 УПК РФ новой ч. 2.1 о том, что при невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, срок содержания под стражей может быть продлен до шести месяцев. Также ст. 109 УПК РФ дополняется нормой, согласно которой необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей.
В свою очередь, ч. 4 ст. 162 УПК РФ дополняется указанием на то, что по уголовным делам о преступлениях в отношении подозреваемых или обвиняемых, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок предварительного следствия, установленный ч. 1 этой статьи, может быть продлен до трех месяцев только руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями.
Корреспондирующие изменения появятся в ст. 223 Кодекса в отношении полномочий прокуроров субъектов РФ и военных прокуроров касательно продления сроков дознания.
Улучшить поправки в УПК о порядке заключения под стражу предпринимателей
ВС РФ считает, что его предложение поспособствует более широкому применению мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, и позволит исключить необоснованную квалификацию преступлений в сфере экономики
Таким образом, в финальный вариант принятых Госдумой поправок не вошло предложение Верховного Суда, о котором сообщалось ранее. ВС РФ предлагал дополнить ст. 108 УПК РФ примечанием о том, что в ч. 1.1 этой статьи преступления, предусмотренные ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, считаются совершенными ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо совершенными членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий на управление организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, если такие преступления совершены предпринимателем в ходе осуществления им самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым для такой деятельности, либо совершены членом органа управления коммерческой организации при осуществлении им полномочий на управление данной организацией или в ходе осуществления коммерческой организацией самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или в ходе осуществления коммерческой организацией иной экономической деятельности.
По мнению ВС РФ, предложенное им дополнение законодательно закрепило бы критерии, на основании которых преступления считаются совершенными в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с применением соответствующих процессуальных гарантий, касающихся особенностей применения мер пресечения.
Старший партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин считает, что принятые Госдумой поправки представляют особую значимость в условиях, когда защита интересов субъектов предпринимательства от необоснованного уголовного преследования непосредственно связана с применением мер процессуального принуждения. «Несмотря на то что Верховный Суд РФ как в разъяснениях Пленума, так и при разрешении конкретных дел неоднократно обращал внимание на необходимость применения повышенных стандартов проверки обоснованности ходатайств следствия о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении представителей бизнеса, правоприменительная практика свидетельствовала об обратном. Прокуратура и органы предварительного расследования, а также суды первой инстанции под давлением обвинения фактически игнорировали эти разъяснения», – заметил он.
Эксперт добавил, что введение ч. 2 ст. 99 УПК РФ, притом что и положения ч. 1 (в новой редакции) нередко применялись формально, свидетельствует об окончательно сложившемся подходе, при котором заключение под стражу предпринимателей по так называемым предпринимательским статьям должно стать скорее исключением, чем правилом. «Реализацию этого должны обеспечить новая редакция ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, а также норма, требующая дополнительную мотивировку для разрешения вопроса о заключении под стражу предпринимателей, в случаях если следствие не связывает противоправность события преступления с предпринимательской деятельностью», – считает Алексей Нянькин.
Старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов позитивно оценил тот факт, что законодатель обратил внимание на негативно складывающуюся на практике тенденцию, связанную с избыточным применением к обвиняемым по уголовным делам наиболее строгой меры пресечения в виде заключения под стражу. «В уголовно-процессуальное законодательство регулярно вносятся новые и новые поправки, направленные на изменение складывающейся ситуации. Последовательную позицию по этому поводу в своих разъяснительных документах занимает и Верховный Суд, указывая на недопустимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, необходимость тщательной проверки доводов защиты по этому поводу. Вместе с тем все эти меры, демонстрирующие верное отношение законодателя и высшей судебной инстанции к данной практике, к сожалению, не дают должного результата», – полагает он.
По мнению эксперта, поправки либерального характера не будут работать должным образом. «Моя позиция заключается в том, что негативную тенденцию можно изменить двумя способами: во-первых, путем формирования новой судебной практики посредством регулярных отмен со стороны высших судебных инстанций решений судов, по которым мера пресечения в виде заключения под стражу была применена необоснованно; во-вторых, потребуется введение полного запрета на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по наиболее часто используемым для уголовного преследования предпринимателей делам о преступлениях по ст. 159–160 УК РФ. Такой запрет уже действует в законодательстве и показал свою эффективность по делам об уклонении от уплаты налогов, незаконной банковской деятельности и ряду иных тяжких составов преступлений, по которым преследуются предприниматели», – заметил Андрей Гривцов.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин отметил, что принятый закон является подтверждением последовательно проводимой законодательной и судебной властью либерализации уголовной политики государства в отношении предпринимателей. «Даже статистические данные о применении самой суровой меры пресечения свидетельствуют о том, что субъекты экономических преступлений значительно реже изолируются от общества, нежели остальные категории обвиняемых. Однако и показатель 71% удовлетворенных ходатайств в 2021 г. явно избыточен, так как очевидно, что предприниматели не представляют особой угрозы для общества. Установление в отношении этой категории обвиняемых приоритета иных мер пресечения следует только приветствовать и надеяться, что реализация задуманного законодателем не будет саботироваться правоприменителем и прежде всего судом, поскольку именно районные судьи зачастую игнорируют тезисы, высказываемые председателем Верховного Суда. Последовательность проводимой государством либерализации по преступлениям экономической направленности подтверждает и предложение по существенному увеличению крупного и особо крупного ущерба для статей гл. 22 УК РФ», – подчеркнул он.
Источник: fparf.ru
Какие законы для бизнеса вступят в силу в сентябре
Анализируем изменения в российском законодательстве, которые начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
С 1 сентября в Башкирии, Дагестане, Татарстане и Чечне начнется эксперимент по партнерскому (исламскому) финансированию. Как территория, так и сроки проведения эксперимента могут быть увеличены. Закон об этом вступает в силу с 1 сентября.
Цель эксперимента – протестировать исламскую финансовую модель в регионах, где проживает большое число мусульман и где уже, по сути, работают исламские финансовые структуры. Выдавать лицензии и вести реестр организаций партнерского финансирования, а также регулировать их деятельность будет Банк России. Через два года результаты эксперимента будут проанализированы и будет приниматься решение о распространении подобных правовых норм и на другие регионы России. Суть исламской финансовой модели состоит в соблюдении принципов шариата: в первую очередь, речь идет о запрете процента за использование денег, запрете чрезмерного риска, который может привести к большим убыткам, а также о запрете инвестиций в определенные отрасли (например, торговлю алкоголем и табаком, свининой, а также в индустрию «развлечений для взрослых»). Эксперимент будет проходить с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года.
Райффайзенбанк введет комиссию за входящие денежные переводы в долларах с 1 сентября. Комиссия составит 50% от суммы перевода, минимум — 1 тыс. долл. Максимальный размер комиссии составит 10 тыс. долл. В кредитной организации уточняют, что новые условия распространяются на все входящие переводы.
По сообщению пресс-службы, банк вынужден ограничивать количество входящих переводов в долларах США в связи с изменением рыночных условий. Клиентам рекомендуется использовать другие способы получения платежа.
С 1 сентября увеличится число условий, которые должна выполнить кредитная организация при заключении договора со страховой компанией, чтобы он был допустим с антимонопольной точки зрения.
Минфин планирует с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2025 года запустить сервис, который позволит зарегистрировать ИП или юрлицо за один день. Координатором станет Федеральная налоговая служба (ФНС). С помощью сервиса также можно будет открыть банковский счет и получить КЭП (квалифицированную электронную подпись). Проект получил название «Старт бизнеса онлайн». Чтобы открыть компанию или стать ИП, достаточно будет подать электронное заявление.
С 1 сентября 2023 года вступит в силу перечень документов, удостоверяющих личность, по которым можно купить билеты на поезда дальнего следования. Список приведен в приказе Минтранса России, утвержденном 5 сентября 2022 года.
Согласно приказу министерства, билеты на поезда можно приобрести по следующим документам:
· паспорту — внутригражданскому, заграничному, дипломатическому, служебному, паспорту гражданина СССР, паспорту иностранного гражданина;
· свидетельству о рождении (для пассажиров младше 14 лет);
· удостоверению личности военнослужащего или моряка; военному билету военнослужащих и курсантов военных образовательных организаций;
· справке об освобождении из мест лишения свободы или документу, удостоверяющему личность осужденного;
· временному удостоверению личности гражданина России;
· виду на жительство иностранца или лица без гражданства; свидетельству о возвращении из стран СНГ; справке о следовании иностранца в посольство своей страны;
· другим документам, удостоверяющим личность иностранца или лица без гражданства.
С 12 сентября вступят в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, которые сделают договор личного страхования непубличным. Это связано с тем, что личное страхование связано с личностью гражданина. Разработчики поправок объясняли их тем, что условия, на которых осуществляется личное страхование, всегда являются индивидуальными, поскольку естественным образом зависят от особенностей застрахованного лица (его возраста, состояния здоровья и др.). В связи с этим данные отношения не укладываются в конструкцию публичного договора, которая по общему правилу предполагает обязанность хозяйствующего субъекта реализовывать товары, работы и услуги любым заинтересованным лицам на равных условиях.
С 1 сентября в Узбекистане все услуги, связанные с выделением субсидий населению и субъектам предпринимательства, будут поэтапно переведены на оказание посредством Единой электронной платформы выделения субсидий населению и субъектам предпринимательства. Центральные аппараты органов исполнительной власти в целях ускорения процесса перехода на ведение безбумажного делопроизводства посредством модуля «edo.ijro.uz», разработанного на базе Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz», полностью переводятся на систему электронного документооборота. Также, республиканские и местные органы исполнительной власти обязаны использовать в своих информационных системах единые общегосударственные справочники и классификаторы, размещенные в Информационной системе единых идентификаторов, регистров справочников и классификаторов системы «Цифровое правительство».
С 1 сентября банки Узбекистана начнут поэтапное увеличение уставного капитала. В соответствии с Законом, подписанным президентом страны, в Закон «О банках и банковской деятельности» были внесены изменения. Согласно документу, с 1 сентября 2023 года минимальный размер уставного капитала банка должен составлять 200 млрд сумов; с 1 апреля 2024 года – 350 миллиардов сумов; с 1 января 2025 года — 500 миллиардов сумов. До этого минимальный размер уставного капитала банков составлял 100 миллиардов сумов. Увеличение минимального размера уставного капитала банков осуществляется для повышения финансовой устойчивости и надежности банковской системы.
12 сентября вводится норма закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов», регламентирующая порядок организации межведомственного взаимодействия в сфере возврата активов. Уполномоченный орган по возврату активов осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, специальными государственными органами, уполномоченными государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора в пределах своих полномочий путем:
1) сбора, анализа и мониторинга информации для противодействия незаконному приобретению активов;
2) запроса информации о незаконном приобретении и (или) выводе активов, а также сведений и документов, составляющих служебную, коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением банковской тайны, тайны страхования, тайны предоставления микрокредита и тайны на рынке ценных бумаг, в отношении лиц, включенных в реестр.
Информация, сведения и документы, составляющие банковскую тайну, тайну страхования, тайну предоставления микрокредита и тайну на рынке ценных бумаг, по лицам, включенным в реестр, предоставляются по письменному запросу уполномоченного органа по возврату активов, подписанному первым руководителем, с приложением выписки из реестра,
3) запроса сведений, связанных с незаконным приобретением и выводом активов, полученных в ходе уголовного производства и оперативно-розыскной деятельности.
Также вводятся в действия нормы, регламентирующие создание реестра лиц, в чьей собственности предположительно находятся активы, подлежащие подтверждению законности источников их приобретения.
При этом лица, включенные в реестр, вправе представить декларации о раскрытии активов, находящихся в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем таких лиц (группы лиц), в том числе активов, находящихся за пределами территории Республики Казахстан, с приложением сведений (документов), подтверждающих законность источников приобретения (происхождения) задекларированных активов.
Далее проводится проверка законности источников приобретения. И если будет установлено, что активы приобретены незаконно, то предусмотрены добровольные и принудительные способы их возврата. В частности, установлены особенности принудительного возврата активов в рамках гражданского судопроизводства и принудительное обращение в доход государства активов необъяснимого происхождения.
Также вводятся в действие поправки в Конституционный закон «О прокуратуре», в соответствии с которыми прокурору предоставлены полномочия проводить проверку законности источников приобретения (происхождения) актива, мониторинг и анализ информации для противодействия незаконному приобретению, выводу и возврата активов.
При этом проверка законности источников приобретения (происхождения) актива, проводимая ведомством органов прокуратуры по возврату активов, осуществляется по решению его руководителя в соответствии с Законом РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов».
Внесено уточнение, согласно которому положения статьи 18 КЗ, касающейся проверки соблюдения законности, не распространяются на проверки законности источников приобретения (происхождения) актива, проводимые ведомством органов прокуратуры по возврату активов, в соответствии с законодательством РК о возврате государству незаконно приобретенных активов.
Также вводятся в действие поправки в ряд кодексов и законов по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов.
В частности, в УК добавлены новые статьи:
Статья 218-1. Сокрытие незаконно приобретенных активов от обращения в доход государства, а также их легализация (отмывание) – наказывается штрафом до 3 тыс МРП, исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.
Статья 235-1. Незаконный вывоз, пересылка и перевод из РК валютных ценностей наказываются штрафом в размере пятидесятикратной суммы незаконно вывезенной, пересланной или переведенной суммы валютных ценностей либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Вносятся дополнения в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которыми предусмотрено ведение реестра бенефициарных собственников юридических лиц. Сведения из реестра будут предоставляться госорганам, ведущим финмониторинг, правоохранительным и специальным государственным органам, а также самим субъектам финмониторинга. Непредставление, несвоевременное представление, а также представление недостоверных сведений и документов о бенефициарных собственниках юридических лиц влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Поправками в Налоговый кодекс налоговые органы обязали предоставлять сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика уполномоченному органу по возврату активов.
С 25 сентября в Казахстане вступят в силу требования к подключению цифровых майнеров к электрическим сетям, утвержденные Министерством энергетики. Технические условия на подключение к электрическим сетям для цифровых майнеров выдаются энергопередающими организациями исключительно от трансформаторных подстанций напряжением 35 киловольт (кВ) и выше с разрешенной мощностью не менее 1 мегаватта (МВт) на основе заявления в произвольной форме и опросного листа.
Цифровые майнеры с установленной мощностью 5 МВт и более к опросному листу прикладывают схему внешнего электроснабжения, разработанную специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на занятие проектной деятельностью. Технические условия на подключение цифровых майнеров с заявленной мощностью свыше 5 МВт к электрической сети энергопередающей организации согласовываются с системным оператором. Не допускается выдача технических условий энергопередающими организациями и потребителями, в случае осуществления субпотребителем деятельности по цифровому майнингу. Не допускается подключение объектов цифрового майнинга к сетям потребителей (в форме субпотребителей). Также обновлены правила учета и ведения реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга.
С 1 сентября граждане Кыргызской Республики и Республики Узбекистан могут использовать ID-карты для въезда, выезда, передвижения и пребывания на территории двух государств наряду с другими проездными документами. Министерство иностранных дел Кыргызстана 25 августа проинформировало о начале практической реализации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан от 3 октября 2006 года, подписанного 27 января 2023 года в городе Бишкек.
Источник: plusworld.ru