Василий Вакуленко (Баста) — не только музыкант и лицо многих брендов. Он ещё и предприниматель. Правда, часть его бизнес-проектов уже закрылись, а большинство действующих не приносят прибыли. «Секрет фирмы» разобрался, в какие компании инвестирует Баста и почему они не генерируют столько же денег, как основная работа музыканта.
Сколько он зарабатывает
Уличная грязь, — мне от неё вовек не отмыться.
Что ж, что было, то было. Хочешь жить — умей крутиться!
(Баста, «Скрипка Страдивари»)
В 2020 году журнал Forbes оценил годовой доход Басты в $6,6 млн. Это позволило ему занять 4-ю строчку в рейтинге самых состоятельных российских звёзд. Сам музыкант эту цифру не подтвердил: в интервью Ксении Собчак он оценил свой годовой доход в $4–4,5 млн (хотя ранее тому же Forbes он говорил, что издание преуменьшает его доходы).
По словам Басты, его основной источник — музыка (концерты, выступление на корпоративах, продажа треков и т. д.). Также артист зарабатывает на рекламе. Например, в 2019 году Баста стал амбассадором банка «Открытие» (контракт заключён на два года и оценивается в $200 000–250 000), лицом бренда шампуня HeadShoulders, по словам музыканта, он моет голову сам. Но с презентации внедорожника GAC GS8 Баста уехал на Mercedes Gelendewagen.
Помимо традиционных способов заработка, у музыканта есть ряд других проектов. На них мы и сосредоточимся. По данным ЕГРЮЛ, рэпер зарегистрировал ИП и числится совладельцем семи коммерческих фирм. В каждой Баста выступает соучредителем.
Финансовые результаты этих организаций, мягко говоря, скромные.
Прибыль компаний с участием Басты
«Газгольдер» — лейбл без KPI
Мы в собственном ритме, Мутим то, что помогает жить нам. (Баста, «Солнца не видно») В музыкальную индустрию Баста попал во многом благодаря певцу Богдану Титомиру, который в 2005 году привёз его демозаписи своему продюсеру-инвестору Евгению Антимонию. Тот вложился и в Басту — дал около €300 000. Артист позже вернул эти деньги. После этого они с Антимонием установили партнёрские отношения, и в 2007 году Баста стал совладельцем ночного клуба Евгения «Газгольдер» (расположен в Москве недалеко от Курского вокзала).
Вокруг клуба быстро вырос лейбл и продюсерский центр. С 2011 года «Газгольдер» начал собирать под крыло артистов — к нему присоединились рэпер Смоки Мо, T-Fest, Гуф, певица Тати, рок-группа «Нервы» и другие. Антимоний в первом и пока единственном интервью в 2018 году назвал «Газгольдер» небольшим «уютным домашним» бизнесом, проектом для помощи друзьям — о бизнес-империи, по его словам, речи не идёт. «Есть два направления развития лейблов на музыкальном рынке: творческая коммуна и бизнес-структура по производству результата, — говорит директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами аудиосервиса СберЗвук Александр Гагиев. — «Газгольдер» не является классическим лейблом, Басте удалось создать легендарное творческое объединение». С тем, что «Газгольдер» трудно назвать бизнесом, согласен и основатель агентства по продвижению брендов Skillers Self Brand Борис Скобелев. «Лейбл никогда не имел бизнес-структуры с KPI, планами по выручке, захвату рынка и действовал, скорее, интуитивно. Главной идеей было создание тусовки, чтобы совместно решать разные творческие задачи, поддерживать единомышленников и тех деятелей, которые нравятся лично Василию как культурные единицы, — отмечает он. — Этим можно объяснить отсутствие публичных скандалов и уходов артистов с лейбла, лишения имени и выкупами своих контрактов за миллионы, как это случалось в «соседнем» Black Star».
Впрочем, иногда скандалы всё же случались: в 2016 году с лейбла ушла Тати, [сообщив] (https://tntmusic.ru/10015-intervyu-tati-o-zhizni-posle-gazgoldera-sobstvennom-leible-i-druzhbe-s-kristinoi-si/), что её аккаунты в социальных сетях взломали «свои же» и она больше не хочет иметь отношения к «Газгольдеру». Баста [назвал] (https://life.ru/p/899608) ситуацию «эмоциональной путаницей». Ещё более громко уходил Гуф — [заявив] (https://www.gazeta.ru/culture/2020/12/01/a_13381693.shtml), что лейбл он покидал с «бандитскими разборками».
Были и конфликты среди сооснователей. В 2016 году Денис Крючков и Юрий Булавинов, суммарно владевшие 35% акций «Газгольдер» и «Газгольдер-рекорд», подали на партнёров в суд. Они были против того, что права на несколько товарных знаков («Баста», «Ноггано», Gazgolder и другие) за 70 000 рублей выводятся на другое юрлицо — «Газгольдер-марк» (принадлежит пополам Басте и Антимонию). В итоге суд аннулировал сделки, апелляция и кассация тоже встали на сторону Крючкова и Булавинова.
Оба они остаются совладельцами «Газгольдер-рекорд», а вот «Газгольдер» в 2019 году ликвидировали по инициативе ФНС из-за недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. В 2020 году «Газгольдер-Рекорд» начал регистрировать на себя бренды Gazgolder, «Чайный пьяница», «Клубаре» (также были предметом тяжбы), рассказал эксперт в сфере патентных услуг Владимир Ревизонский. «Регистрация указанных брендов говорит о серьёзном отношении в компании к защите прав на эти наименования, и по-всему дальнейшему их перспективному развитию», — отметил он.
И хотя сейчас «Газгольдер» — один из самых популярных музыкальных лейблов, перспективы у него, как и у всех традиционных игроков этого рынка, туманные, считает Борис Скобелев. По его словам, индустрия сильно изменилась. «С приходом стриминговых платформ Spotify, VK Music, Applе Music, «Яндекс.Музыка» появилась возможность легально продавать треки поштучно. Поэтому нужда в классическом музыкальном лейбле отпала», — объясняет он. По словам Бориса, как и все традиционные лейблы, «Газгольдер» переживает стагнацию и теперь ищет новые формы взаимодействия с резидентами и публикой.
С кино не получилось, осваивают YouTube
Моя жизнь, мама, как чёрно-белое кино.
Все вроде бы неплохо, но всегда есть одно «НО». (Баста, «Мама») Одной из таких форм стал видеопродакшн. Ещё в 2014 году вышел одноименный фильм «Газгольдер» — криминальный триллер с участием звёзд российского хип-хопа — Гуфа, Смоки Мо, Тати, Витю АК и других. Баста сыграл главную роль и был композитором картины. Фильм провалился в прокате (затраты составили $2,8 млн, а сборы в России едва дотянули до $1,78 млн) и получил разгромные рецензии как кинокритиков, так и обычных зрителей. «Это не фильм, а совокупность клипов, просто набор сцен, которые слабо связаны между собой», — резюмировал в обзоре на фильм критик Евгений Баженов (Badcomedian).
Провал «Газгольдера» Василия не остановил: в 2018 году вышел фильм «Клубаре» — теперь уже не криминальный триллер, а комедия. В России фильм собрал скромные $582 000. Затраты на съёмки не раскрываются.
Судья и организатор рэп-баттлов Дмитрий Габонская Гадюка Егоров полагает, что ключевой целью обоих фильмов не был коммерческий успех: «Я думаю, Баста просто хотел сделать фильмы, какие ему всегда хотелось. Не стояла задача много заработать. Хотя, возможно, не хватило опыта, не те люди были.
Вообще с кино в России сложно — это дотационный бизнес, не всегда на нём можно заработать (если говорить не об актёрах, а о тех, кто за камерой)». Теперь «Газгольдер» развивает свой канал на YouTube (по состоянию на начало апреля 2021 года на него подписано более 4 млн человек). Первым большим проектом на этой площадке стало шоу Gazlive, в котором Баста брал интервью у гостей шоу. В 2018 году YouTube заблокировал два выпуска GazLive с рекламой букмекеров (это нарушало правила площадки). Остальные Gazgolder скрыл сам и переехал во «ВКонтакте», однако уже в начале 2019 года новые выпуски перестали появляться и там.
«GazLive закрылся из-за неновизны формата (интервью один на один, клон «вДудя») и ухода основных спонсоров после запрета прямой рекламы букмекерских контор, — полагает Борис Скобелев. — Но это был проект, который показал потенциал производства собственного немузыкального контента». В 2019 году на YouTube-канале «Газгольдера» появился ещё одно шоу — «Музыкалити», автором и ведущим которого стал Максим Галкин.
В течение 45 минут двое приглашёных гостей из старого и молодого поколения шоу-бизнеса разбирают пять музыкальных хитов. Как рассказал Вакуленко в интервью Собчак, когда ему показали идею шоу, он решил, «что это провал». Но в итоге вышло уже пять сезонов, хотя число просмотров постепенно уменьшается. Возможная причина — странный выбор треков: вместо обещанных хитов гости части разбирают малоизвестные песни.
В том же 2019 году появилось шоу «Вопрос ребром», но уже за авторством самого Басты: в чём-то похожее на GazLive, но более простое для самого артиста — вопросы задают подписчики и поклонники. Как и у «Музыкалити», просмотры падают.
У другого шоу Басты «Конечно, Вася» (и снова интервью, но в качестве ведущих три женщины) аудитория ещё меньше: выпуски едва набираются 500 000 просмотров и тонут в дизлайках. «Это была попытка зайти на новую площадку, где Басты ещё было не так много, и попытка неплохая. Для первого опыта результаты достойные, — говорит Егоров. — Да, здесь не было взрывного успеха, но, по меркам YouTube, рейтинги (просмотры) хорошие. На Западе про проекты такого рода говорят, что только на десять неудачных придётся один успешный, но он перекроет все провалы и даст заработать. Возможно, и у Басты так получится».
Источник: secretmag.ru
«А мы хотим деньги. Ты мне должен деньги»: какие бизнесы у Басты, «Касты», Тимати и Психа
В день российского предпринимательства узнали, чем кроме музыки зарабатывают на жизнь российские рэперы.
автор Анастасия Шевцова
26 мая 2016
Баста, он же Ноггано, он же N1NT3ND0, он же Василий Вакуленко
Самый известный рэпер России активно занимается не только музыкальным бизнесом. С 2015 года ростовский рэпер превращается в инвестора и занимается всем подряд. Вакуленко владеет или имеет долю в дюжине компаний. Среди них гостиница «Велий» с видом на Московский Кремль, производство кино и телесериалов и доля в «Линии кино. Студия Соловьева».
Издательский дом «Вездец» выпускает книги современных поэтов и рэперов, в рекламном агентстве «Гагарин Рэд» помогут разработать концепцию бренда и провести промоакцию. Кроме того, Баста выпускает одежду и ювелирные изделия под брендом своего продюссерского центра «Газгольдер» и продает их в собственной сети магазинов «Магаз». Там же можно купить пуэр и другой модный чай. По данным журнала Forbes, доходы рэпера в прошлом году составили больше 3 млн. долларов, из которых музыка принесла лишь 10%.
Доллары тоннами, скоро мы
Станем теми, кого называют роботами.
Головы в поисках постоянной выгоды,
Прав ли ты, играя по правилам этой игры.
Мутится игра навынос, и ты не вывез,
Ничего личного. Просто бизнес.
из песни «Деньги»
Шым из «Касты», он же Михаил Епифанов
Предпринимательская жилка у Шыма обнаружилась еще в далеких нулевых. Вместе с другом, который работал в типографии, он задумал чайный бизнес. Сырье купили на рынке, а фасовали чай в поддельные упаковки под известным брендом. Производство организовали на кухне, пакеты с чаем запаивали разогретыми ножницами. За ночь вышло 300 пачек.
Нашли на рынке точку сбыта, заработали денег и пустили в оборот. Только второй раз сбыть чай не получилось. Торговец кричал, что покупатели возмущены и пишут жалобы. Пить этот чай было просто невозможно. После этой истории Шым занимается только легальным бизнесом. Держал в Ростове магазин хип-хоп одежды «Точка», успешно просуществовавший 5 лет.
Сейчас у участника ростовской группы «Каста», пожалуй, самый необычный бизнес не только среди рэперов, но и среди звезд всего отечественного шоубиза. Он серьезно увлекается пермакультурой — созданием эко-ферм. В 2011-м прошел обучение у австрийского фермера Зеппа Хольцера, а с 2012 года руководит проектным бюро «Землематика».
Компания занимается проектированием ландшафта по методу Хольцера. Его суть коротко: меньше вмешательства в природу, больше взаимодействия с ней. Рельеф преобразуют естественным путем, без использования бетона, пленки и химикатов. «Землематика» Шыма предлагает полный цикл работ: проектирование и надзор за строительством и озеленением.
Лениво люди бродят по торговым центрам,
За рубль с чем-то технику берут под проценты.
Так бы и шло, только не заплыл бы мозг жиром.
Кому тяжело — держитесь, желаем мира.
из песни «Вокруг шум»
Тимати, он же Mr. Black Star, он же Тимур Юнусов
Когда папа — крупный бизнесмен, глупо не пойти по его стопам. Тимати оригинальничать не стал, выбрал самые популярные среди звезд бизнес-направления. Он — совладелец ресторана Black Star october и бара с таким же названием. Также был владельцем московского B-club’а, но сейчас заведение закрыто.
Кроме того, Тимати выпускает собственную линию одежды, а в 2012 году вместе с дизайнером Александром Чуляковым выпустил линию ювелирных украшений. В прошлом году певец выпустил игру для мобильных устройств под Black Star Runner. Об успешности бизнеса судить сложно. По данным журнала Forbes, годовой доход певца упал с 2,5 до 1,5 млн. долларов.
Деньги, слово, сила, власть.
Сегодня ты стоишь, завтра можешь упасть.
Бизнес, риск, шаги за спиной.
Ответит на вопрос, легко ли быть мной.
из песни «Зеро»
Кравц, он же Паффнутий, он же Паша Кравцов
Московский музыкант выпустил первый альбом в 2009-м, в в прошлом году его пластинка «Плохой романтик» заняла первое место в чарте продаж iTunes. Работал с «Кастой», записал дуэт с Иваном Дорном. Фанаты уважают его за юмор в песнях, а фанатки считают самым красивым рэпером России. Но не рэпом единым живет Паффнутий. У любителя Индии был собственный ресторан и мини-отель Lost на Гоа.
Сейчас Кравц занимается раскруткой собственного творческого объединения Presnya Family. В первую очередь это что-то собственного музыкального лейбла, но не только. Под брендом открылся Stand-up Club #1 на Новом Арбате, который работает как ресторан и площадка для выступлений комиков, в том числе и довольно известных юмористов с телеканала ТНТ. Вдобавок рэпер занимается выпуском «Стикербуков» — это такие журналы с забавными наклейками, которыми потом можно украшать свои записные книжки, скетчбуки или ноутбуки. Продаются, между прочим, по всей России.
А мы хотим деньги. Ты мне должен деньги.
Я тебя щас. Деньги.
Когда мы говорим о них, брат, — это битва.
Хэй, деньги я люблю, но душа важней.
из песни «Деньги»
Слим, он же Вадим Мотылев
Экс-участник московской группы Centr запустил доставку раков «Раки идут». Ассортимент широкий: крупные, средние, деликатесные и даже «царские». Заказать можно как живых, так и вареных. Компания работает круглосуточно и без выходных, правда пока только на территории Москвы. По столичным меркам цены приемлемые: от 1100 до 2500 рублей за килограмм. (Интересно, можно ли отдельно доплатить за доставку раков самим хозяином?)
Ты думал, это дружба, а это просто деньги,
Ты думал, это улица, а это просто деньги,
Ты думал, это любовь, а это просто деньги,
И время тебе покажет всему этому цену.
из песни «Просто деньги»
Гуф, он же Алексей Долматов
Еще один участник группы Centr тоже пытался заниматься бизнесом, но не очень успешно. В прошлом году он открыл барбершоп и тату-салон GuFactory. Планы развития бизнеса у Гуфа были большие: хотел поставить в салоне безалкогольный бар и вырасти до целой сети. Делового запала надолго не хватило. В итоге рэпер махнул на все рукой, и отдал свою долю совладелице и экс-жене Айзе.
Я бы с удовольствием послушал ваши овации,
Но сложилась немного другая ситуация:
Мне отец не покупает джипы, не снимает клипы,
Я не могу поехать отдохнуть на Карибы.
из песни «Планка»
Егор Псих, он же Егор Бурлов
Андеграундный ростовский рэпер из проекта «Песочные люди» нарушает общепризнанные традиции не только в музыке, но и в бизнесе. Недавно он открыл в родном Ростове-на-Дону, на углу Ворошиловского и Баумана, прачечную самообслуживания (мы много раз видели такие в американских фильмах). За 250 рублей можно постирать и высушить 13 кг вещей.
Псих назвал свою маленькую компанию «Чистилище». PR-акции тоже нетривиальные: рэпер устроил вокруг сушку старой одежды, и иногда сам стоит у входа и зазывает людей. Подобный бизнес может приносить порядка 250-350 тысяч рублей в месяц, но это при максимальной прибыли и минимальных расходах.
Мы любим быстрые деньги,
Утолить голод не хватит жизни.
Кто дарит мне эти мысли?
из песни «Кто сказал?»
Источник: nationmagazine.ru