Переход к устойчивому развитию требует существенных инвестиций в природоохранную и природовосстановительную деятельность Согласно закону «Об охране окружающей среды » (статья 14) предприятиям предоставляются налоговые и иные льготы при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экономическое стимулирование в среде природопользования должно быть направлено прежде всего на устранение причин загрязнения окружающей среды, а не на ликвидацию их последствий.
Правовые основы охраны окружающей среды.
Экономические затраты, связанные с решением этой задачи с каждым годом увеличиваются. Конкретный уровень таких расходов устанавливаются с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала и возможности государства.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера. В последние годы в России экономическому стимулированию придается все большее значение.
В ближайшее время необходимо решить задачу разработки научных основ экологического стимулирования рационального природопользования. Разработка общих принципов стимулирования природоохранной деятельности имеет международное значение.
Основными принципами экономического стимулирования рационального природопользования являются: 1. Комплексность стимулирования, означающая обязательность стимулирования как операции ресурсосберегающих процессов, так и природоохранных мероприятий( утилизация отходов, строительство очистных сооружений в целях предотвращения загрязнения водных источников и атмосферного воздуха. 2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями, т.е. между методами воздействия на природопользователей.
3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма. Недостаточно только поощрять работников за природоохранную деятельность в рамках предприятия, необходимо побуждать к этой деятельности и предприятие как юридическое лицо. 4. Сочетание экономического стимулирования с другими элементами экономического механизма природопользования: планированием, регулированием, контролем, санкциями. Экономическое стимулирование не отражает заметного влияния на процесс природопользования в отрыве от других элементов деятельности предприятия. 5. Сочетание материального и морального стимулирования предприятий, основывающих эффективную природоохранную политику.
Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды
Главное меню
- Главная
- Лекции по инженерной экологии
- Основы природообустройства и защиты окружающей среды
- Учебник по промышленной экологии
- Познавательные материалы
- Подходы к управлению с экологическим риском
- Управление природопользованием
- Приборы и оборудование для экологического мониторинга
- Учебно-практическое пособие по экологии
- Курс лекций — Экология
- Курс лекций по экологии
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология»
- Учебное пособие по теме: «Науки о Земле»
- Учебное пособие по теме «Физико-химические и гидробиологические методы исследования экологического состояния водоемов»
- Лекции по дисциплине «Экология»
- Ответы на вопросы по Экологии
Источник: ekologyprom.ru
Природоохранные организации РФ
Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.
Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.
Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.
Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.
Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.
Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:
- координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;
- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;
- осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;
- организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;
- принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
- устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Специализированные природоохранные органы
Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.
Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.
Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.
Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.
Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.
Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.
Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.
Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.
Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.
Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.
Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.
Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.
Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.
Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.
В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.
Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.
Общественные природоохранные организации
Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.
ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения.
Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.
ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.
ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России
ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.
Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:
- разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;
- требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;
- создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
- проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
- организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
- требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
Источник: www.aboutecology.ru
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и основные направления рационального природопользования. Экологический налог.
Использование природных ресурсов с экономической точки зрения включает в первую очередь планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности.
Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым возмещается вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения.
Планирование природоохранных мероприятий осуществляется с учетом государственных программ и требований природоохранного законодательства.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природы производится за счет республиканского и местного бюджетов. Могут быть поступления от банков (в виде кредитов), юридических лиц, общественных организаций, населения и других источников.
Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются республиканские, областные, городские внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы образуются за счет:
* средств, поступающих от юридических и физических лиц;
* платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
* платы за размещение отходов;
* штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;
* добровольных взносов юридических лиц;
* пожертвований граждан и других поступлений;
* долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;
* доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.
Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.
Лимиты на пользование природными ресурсами представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного типа пользования природных ресурсов, загрязняющих веществ, размещения отходов.
Оплата природных ресурсов включает два вида платежей:
1) платежи за пользование природными ресурсами;
2) платежи за выбросы загрязняющих веществ и плату за размещение отходов.
Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду определяется законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами». За размещение отходов сверх установленных лимитов взимается в 5-кратном размере. С 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленной нормы — в 15-кратном. По данным Минприроды Республики Беларусь экологический налог в среднем по республике составляв 1,0-1,5% себестоимости продукции предприятий.
Экономический механизм природопользования представлен, в первую очередь, формами и методами экономического стимулирования. Оно направлено на создание у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер по охране природы. Экономическое стимулирование осуществляется методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.
Позитивные меры экономического стимулирования представлены в виде следующих элементов;
а) формирование источников финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;
б) установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;
в) предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации отходов;
г) совершенствование ценообразования (более полное отражение в ценах нормативных затрат на охрану окружающей среды, установление выгодных цен на отходы);
д) освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;
е) компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранных показателей;
ж) создание специализированных предприятий по переработке отходов, прямых длительных хозяйственных связей между различными предприятиями по использованию отходов производства;
з) включение показателей природоохранной деятельности в перечень фондообразующих показателей предприятий и подразделений предприятий;
и) совершенствование системы материального стимулирования работников предприятий.
Экологический налог.
Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.
Экологическим налогом облагаются объемы:
· выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
· сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
· отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
· нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
· нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;
· производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;
· производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.
Экологический налог — состоит из:
· Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загр. веществ в воздух, сбросы сточных вод или загр. в-в в окружающую среду, платежей за размещение отходов пр-ва
· Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов
· Платежей за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
· Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
56,Международное сотрудничество в области охраны природы
Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального использования ее ресурсов – основа сохранения среды обитания человечества. История развития международного сотрудничества в области охраны природы. Современные проблемы международного сотрудничества в решении природоохранных задач. Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды.
Глобальные модели развития мира. Возможные пути выхода из геоэкологического кризиса. Зарубежный опыт решения природоохранных проблем.
Международные организации, программы и проекты в области охраны окружающей среды. Международный Союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Всемирная стратегия охраны природы и ее основные этапы. Вопросы охраны окружающей среды в органах ООН.
Работа сельскохозяйственной и продовольственной организации (ФАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), комиссии по атомной энергетике (МАГАТЭ), Европейской экономической комиссии (ЕЭК).
Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА). Многосторонние и двусторонние международные соглашения и конвенции. Международные конференции по охране окружающей среды. Концепция устойчивого развития. Геоэкологические аспекты национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
1. Предмет, цели и задачи инженерной экологии. Связь инженерной экологии с другими науками. Значение экологического инженерного образования.
2. Экологические проблемы развития промышленного производства. Внедрение современных экологически безопасных технологий в народное хозяйство.
3. Современные экологические проблемы в сфере природопользования. Пути экономии природных ресурсов.
4. Ресурсосбережение. Традиционные и альтернативные источники энергии. Использование вторичных энергетических ресурсов (ВЭР).
5. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Классификация загрязнений биосферы. Характеристика загрязняющих веществ как ксенобиотиков. Токсичность и опасность ксенобиотиков.
Порог действия ксенобиотиков.
6. Регламентация содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Понятие раздельной регламентации загрязняющих веществ. Предельно-допустимые концентрации (ПДК). Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).
7. Предельно-допустимая концентрация.
8. ксенобиотики.
9. биосфера.
10. Регламентация содержания загрязняющих веществ в водной среде. Характеристика водной среды как многокомпонентной системы. Показатели качества природной воды.
11. Научно-технические нормативы допустимых выбросов (ДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и допустимых сбросов (ДС) в водный бассейн. Обеспечение качества природной среды.
12. Допустимый выброс.
13. Допустимый сброс.
14. Инженерная экологич защита. Экологизация современного производства.
15. Комплексное использование природных ресурсов. Особенности организации природно-территориального комплекса.
16. Природные ресурсы.
17. Классификация природных ресурсов.
18. Природопользование.
19. Ресурсообеспеченность.
20. Рациональное ресурсопотребление.
21. Нерациональное ресурсопотребление.
22. Развитие малоотход и безотходного производства. Разработ и использов биотехнологий. Экономич аспекты вторичн использования ресурсов.
23. Малоотходные технологии.
24. Безотходные технологии.
25. Биотехнологии.
26. Состав атмосферного воздуха и проблемы газового баланса атмосферы, вызванные антропогенной деятельностью. Источники и последствия загрязнения атмосферы. Нормиров степени загрязнения атмосферн воздуха.
27. Инженерная защита воздушного бассейна. Классификация инженерно-экологических мероприятий по защите атмосферного воздуха. Технологические и архитектурно-планировочные мероприятия.
28. Инженерно-организационные и санитарно-технические мероприятия по защите атмосферного воздуха. Промышленная и санитарная очистка. Классификация методов очистки газовоздушных выбросов.
29. Промышленная очистка выбросов.
30. Санитарная очистка выбросов.
31. Сухие и мокрые способы очистки. Основные типы и характеристики пылегазоочистного оборудования: пылеосадительные камеры, циклоны, скрубберы, пенные аппараты, фильтрующие установки, электрофильтры и др. Абсорбирующие и адсорбирующие методы улавливания. Каталитические, термические, термокаталитические и биологические методы очистки.
32. Газоочистные установки.
33. Водные ресурсы РБ и их оценка. Основные источники и виды загрязнения поверхностных и подземных вод в Республике Беларусь. Оценка состояния и нормирование качества воды.
34. Стандарты качества водных источников. Нормирование допустимой степени загрязнения водотоков и водоемов.
35. Категории водопользования.
36. Инженерная защита водного бассейна. Состав и классификация сточных вод. Современные химические и физико-химические методы очистки сточных вод. Основные показатели сточных вод.
37. Сточные воды.
38. Инженерная защита литосферы. Основные причины образования отходов. Примеры внедрения мало- и безотходных технологий в Республике Беларусь. Развитие безотходного производства и потребления.
39. Инженерная защита биотических сообществ. Влияние выбросов и сбросов загрязняющих веществ на растительный и животный мир.
40. Газоустойчивость живых организмов. Роль растительных сообществ в антропогенном ландшафте и на территориях промышленных предприятий. Организация санитарно-защитных зон предприятий.
41. Санитарно-защитная зона.
42. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Природопользование в Республике Беларусь.
43. Правовое регулирование охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
44. Цели и задачи экологической политики Республики Беларусь.
45. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Профессиональная ответственность. Возмещение вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства.
46. Административный механизм природопользования и охраны окружающей среды в РБ.
47. Экологический мониторинг.
48. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) в Республике Беларусь.
49. Структура государственного управления охраной окружающей среды в Республике Беларусь.
50. Экологическая сертификация. Экологический аудит. Отличительные признаки «Экологически чистого продукта».
51. Экологическая сертификация.
52. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий на производственном объекте.
53. Цели, задачи и этапы экологической паспортизации проектируемой деятельности.
54. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и основные направления рационального природопользования. Экологический налог.
Экологический налог.
56. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международные конвенции, протоколы, соглашения, программы, организации.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: zdamsam.ru