Какими мотивами руководствуются предприниматели создавая материальные запасы

В данной научной статье отражена сущность запасов предприятия, определены причины их создания и функции.

Ключевые слова

ФУНКЦИИ ЗАПАСОВ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ, ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Текст научной работы

В условиях рыночных отношений каждое предприятие нацелено на повышение эффективности своей работы. Инфляция, неплатежи, срыв поставок сырья, невыполнение договоров партнерами, финансовые кризисы, изменение спроса на продукцию, рост цен на сырьё вынуждают руководителей искать разнообразные способы для преодоления кризисных явлений и применять различные подходы к рациональному расходованию средств. Наличие на предприятии оптимального количества производственных запасов в наше время приобретает все большую значимость.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей запасов предприятия.

Для выполнения цели были выделены следующие задачи: формулировка понятия запасов предприятия, определение причин их возникновения и выявление функций запасов.

Материальные запасы

Итак, для того, чтобы разобраться в данной теме, для начала нужно дать определение запасам предприятия. Запасы предприятия — это материальные или финансовые активы, которые используются для производства, управленческих нужд или последующего сбыта продукции с целью повышения прибыли предприятия с учетом колебания цен на сырьё и готовую продукцию.

Сырьё, полуфабрикаты и материалы являются наиболее распространенным видом запасов в сфере товарного производства. Предприятие перерабатывает сырьё и создает готовый продукт, реализуя который получает прибыль.

На разных этапах этого процесса образуется два основных вида запасов: производственные и товарные.

Причин, по которым могут создаваться запасы, достаточно много. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Предприятию необходимо обеспечить непрерывность процесса производства на всех его этапах. На этапе поставок сырья, а также при транспортировке готовой продукции заказчику иногда происходят отклонения от плановых сроков и размеров партий. Очень часто накопление запасов является вынужденной мерой снижения риска недопоставки сырья и материалов. Так для обеспечения ритмичной работы производства очень важно избежать остановки производства из-за отсутствия сырья. Не менее важно четко выполнять договоры поставок готовой продукции с целью поддержания деловой репутации.
  2. Колебания спроса на продукцию. Колебание спроса может быть вызвано сезонными, финансовыми или политическими факторами. Если предприятие не имеет достаточного запаса сырья, либо готовой продукции, не исключены сбои в работе и снижение прибыли.
  3. Рост цен и инфляция. Грамотные менеджеры, сумевшие предугадать инфляционные процессы, могут создать на предприятии оптимальный запас готовой продукции для того, чтобы получить прибыль за счет прироста ее рыночной стоимости. Кроме этого, неиспользуемые средства могут быть инвестированы в перспективные проекты или высокодоходные ценные бумаги. Однако, создавая подобные запасы, необходимо внимательно оценить затраты и риски хранения.
  4. Скидки от поставщиков. Довольно крупные поставщики очень часто предоставляют скидку при покупке большой партии товаров, тем самым стимулируя предприятия на создание или увеличение запасов. Увеличение объема заказываемой партии сокращает количество заказов, одновременно снижая административные затраты на производство единицы продукции.
Читайте также:  Достависта ИП как работать

Производственные запасы выполняют различные функции. Три самые важные из них это:

Материальные запасы, их классификация, задачи учета ice video 20200425 174138

  1. накопление;
  2. защита от колебания цен и инфляции;
  3. управление издержками.

Функция накопления является главной. Суть ее заключается в повышении надежности и стабильности производственного процесса, так как в производстве наиболее важной задачей является обеспечение непрерывности.

Вторая функция заключается в сбережении денежных ресурсов. Если вложить свободные денежные средства в ценные бумаги, то можно сохранить их от обесценивания и даже получить прибыль. Однако, как показывает практика, ценность запаса может расти значительно быстрее, чем стоимость ценных бумаг. Таким образом, запасы можно рассматривать как капитальные вложения, которые с учетом повышения их стоимости приносят стабильный доход.

Управление издержками, как третья функция запасов, в значительной степени зависит от объемов партий, которые заказываются для накопления запасов. С ростом объемов поставок снижаются издержки. Кроме этого, большинство поставщиков предлагают скидки на крупные партии, а иногда устраивают распродажи. Транспортные компании также снижают тарифы с увеличением веса и объема грузов.

Управление запасами направлено на обеспечение непрерывности процесса производства и реализации продукции, а также на минимизацию затрат по их обслуживанию на предприятии. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, снизить уровень текущих затрат на их хранение, избежать излишних издержек.

В заключение, стоит отметить, что оптимально рассчитанные запасы на производстве играют очень важную роль. Для успешной работы предприятия необходимо уделять внимание управлению запасами и грамотно к этому подходить. Так можно предотвратить многие проблемы, возникающие в процессе работы предприятия, тем самым обеспечивая его эффективное функционирование.

Принципы финансового менеджмента

  1. Юсуфович Н.

В данной статье отражена сущность понятия «финансовый менеджмент» и основных принципов финансового менеджмента.

Политика управления денежными активами

  1. Зеленкова К.Ф.

В представленной научно-исследовательской работе рассмотрена «политика управления денежными активами», выделены основные этапы и дана их краткая характеристика, рассчитана минимальная потребность предприятия в денежных активах.

Цель и задачи финансового менеджмента

  1. Гоманюк С.Д.

В данной научно-исследовательской работе рассмотрена сущность финансового менеджмента, а также цели и задачи, необходимые для достижения основной цели финансового менеджера.

Стратегическое планирование организации: сущность, особенности. Стратегический план предприятия

  1. Данилов Г.В.

В статье рассматривается проблема стратегического планирования организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды, которая требует от руководства детальной проработки и аналитического мышления, чтобы не только не повторять ошибки прошлого времени, но и предвосхитить потенциальные ошибки в будущем.

Методические подходы к оценке финансовой стратегии предприятия

  1. Сафронов Р.А.
Читайте также:  Образец ко 4 для ИП

В статье представлены актуальные теоретические аспекты методических подходов к оценке финансовой стратегии предприятия в условиях интенсивных перемен внешней среды. Аргументирована необходимость методического подхода финансовой стратегии для развития современных предприятий.

Список литературы

  1. Акулов В. Б., Финансовый менеджмент, учебник, 2010.
  2. Берзон Н. И., Теплова Т. В., учебник, Финансовый менеджмент, 2014.

Цитировать

Худякова, В.В. Запасы предприятия: понятия, причины создания / В.В. Худякова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 74 — С. 211-214 — URL: https://novainfo.ru/article/14206 (дата обращения: 19.09.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Контрольная работа: Система управления материальными запасами

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Создавая материальные запасы, предприниматель руководствуется следующими основными мотивами:

• возможностью колебания спроса;

• сезонными колебаниями спроса на некоторые виды товаров;

• скидками за покупку крупной партии товаров;

• спекуляцией на росте цен;

• снижением издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;

• снижением издержек, связанных с производством единицы изделия;

• возможностью равномерного осуществления операций по производству и распределению;

• возможностью немедленного обслуживания покупателей;

• сведением к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;

• упрощением процесса управления производством.

Функции запасов, обеспечивающих гибкость системы обслуживания потребителей следующие:

− накопление продукции с последующим распределением;

− защита от изменения цен и инфляции;

− управление затратами путем использования ценовой скидки, зависящей от величины заказа.

Запасы выполняют буферную роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом. Они позволяют оптимизировать функционирование всей системы. Это особенно важно в условиях быстрой реакции на изменения спроса. Запасы являются одним из важнейших факторов, определяющих ритмичность работы производства и транспорта. Они могут быть размещены непосредственно у производителя или различными путями приближены к потребителю.[2]

2. Система управления материальными запасами «точно в срок»

Система управления запасами – это совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.[3]

Одной из систем сокращения запасов, повышения гибкости производства и возможности противостояния возрастающей конкуренции стала система управления материальными запасами «Точно в срок», получившая наибольшее распространение в США и странах Западной Европы.

Система управления запасами «Точно в срок» представляет собой систему планирования материально-технического снабжения, предусматривающую полную синхронизацию с производственным процессом. В рамках этой системы:

1) сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя складские помещения.

2) готовая продукция также отгружается потребителям непосредственно по мере завершения производства.

Идея этой системы базируется на трех предпосылках. Во-первых, предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти с колес.

Читайте также:  ИП юридическое или физическое рк

Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации и управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует, в известном смысле маскирует ошибки и недостатки в этой области, узкие места производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые производственные мощности, ненадежную работу поставщиков и посредников. В-третьих, для оценки эффективности производственного процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, следует учитывать срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного цикла. Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и способствуют росту конкурентоспособности благодаря возможности оперативного и гибкого реагирования на изменения внешних условий.

Система управления запасами «Точно в срок» получает все более широкое распространение и позволяет эффективно управлять производственными ресурсами: людьми, материалами, площадями, станками, машинами и информацией. Ее основополагающим принципом является выработка и поставка продукции точно в заданный срок и не ранее, то есть производить требуемое количество продукции, реализовывать ее заказчику, затем снова производить и так далее.

Характерными чертами системы «Точно в срок» являются:

Источник: cwetochki.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Запасы — это количество товара по каждой товарной позиции, хранимое на складе для обеспечения бесперебойности производственного процесса или продаж. Различают запасы производственных предприятий, торговых предприятий и домашних хозяйств. При изучении и планировании запасов используется номенклатура или поименный перечень товарных позиций торгового или промышленного предприятия.

Причины создания запасов в торговле:

  • ? непрерывность процесса производства или потребления. Продажи товаров в магазине непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются запасы;
  • ? сезонность производства. Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года;
  • ? сезонность спроса. По отдельным видам товаров в периоды года возникает «пиковый» спрос, следовательно, к этому моменту необходимо создавать запасы товаров (примеру, кондитерские изделия к праздникам);
  • ? длительное время транспортировки. Транспортировка товаров требует определенного времени, поэтому в период между заказом и поступлением товаров предприятию необходимо создавать запас;
  • ? партионность производства. Предприятия производят продукцию крупными партиями, а приобретаются товары потребителями штучно. В этом случае запас сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров;
  • ? неравномерность спроса. Продавец точно не знает, сколько купят товара по каждой позиции, поэтому вынужден создавать запасы;
  • ? колебание сроков поставки товаров. Запасы в этом случае необходимы для удовлетворения спроса при опозданиях в отгрузке товара продавцом или несоблюдении сроков транспортировки;
  • ? вероятность увеличения цены на закупаемый товар.

Таким образом, существует три мотива создания запасов: необходимость совершения торговых операций, предосторожность, спекуляции.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин