Какое требование не является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

– обязательный контроль температуры у сотрудников,

– обеспечение их масками, перчатками, антисептиками,

– соблюдение социальной дистанции,

– дезинфекция помещений и оборудования,

– своевременная изоляция лиц с симтомами инфекционного заболевания,

– информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Федресурс 2019:(он же ЕФРСФДЮЛ). Обзор ВСЕХ обязательных сообщений на Федресурс. Ответственность.

Для отдельных субъектов в зависимости от специфики их деятельности рекомендованы дополнительные мероприятия*(1).

В этой связи возникает вопрос: должны ли лица, которым адресованы эти рекомендации, исполнять их в полном объеме? Конечно, письма Роспотребнадзора по своей юридической природе не являются нормативными правовыми актами и носят лишь рекомендательный характер. Подобными рекомендациями ведомство в силу возложенных на него полномочий указывает на желательное поведение субъектов в условиях распространения коронавирусной инфекции. Минэкономразвития также подтвердило статус рекомендаций – они не обязательны к выполнению. Так, по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции от 6 мая 2020 года Минэкономразвития России направило в Роспотребнадзор соответствующее письмо (исх. от 21 мая 2020 года N 16169-АХ/Д26и), в котором с целью исключения недопонимания между поднадзорными объектами и территориальными органами Роспотребнадзора предлагается “… дополнительно проинформировать хозяйствующие субъекты и территориальные органы Роспотребнадзора о рекомендательном характере размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора в сети “Интернет” документов и невозможности проверки соблюдения положений рекомендаций в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору)”.

По словам представителя первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, предпринимателей не будут штрафовать за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора. Однако при выявлении вспышки заболевания предприятия будут закрывать на карантин (информация размещена на сайте https://www.gazeta.ru/business/2020/06/03/13106113.shtml).

То есть неисполнение рекомендаций не является основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются ни санитарными правилами, ни гигиеническими требованиями и не имеют нормативного характера.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушений обязательных требований| ЭКВИТАС

Однако необходимо учитывать, что такие рекомендации являются обязательными для лиц, инспектирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями, которые, скорее всего, будут ими руководствоваться при проведении контрольных мероприятий.

Кроме того, рекомендации и предложения Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции могут учитываться при издании региональных нормативно-правовых актов, и тогда такие рекомендации приобретают силу правовой нормы.

Так, например, Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ (далее – Указ N 100-УГ) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пункт 12 Указа N 100-УГ (в редакции до 07.06.2020) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15. На этом основании рекомендации Роспотребнадзора становятся обязательными (см. постановление Красногорского райсуда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 28.04.2020 по делу N 5-44/2020).

В п. 5 Распоряжения Главы Чувашской Республики от 18.03.2020 N 113-РГ “О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности” юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Чувашской Республики, предписано обеспечить в соответствии с законодательством РФ о мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) выполнение рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по:

обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня;

использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха;

наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников;

ограничению зарубежных командировок;

использованию аудио- и видеоселекторной связи для производственных совещаний и решения различных вопросов (при наличии технической возможности).

А п. 8 указа главы Чувашской Республики от 03.04.2020 “О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики” на руководителей юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, возложена обязанность, в числе прочего, обеспечивать измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой. Как видим, перечисленные мероприятия в полной мере соответствуют рекомендациям Роспотребнадзора, и таким образом им придана обязательная сила.

Подчеркнем также, что не все рекомендации Роспотребнадзора являются новеллами. Инфекционные заболевания существовали и до пандемии 2020 года. Поэтому в настоящее время сохраняют силу требования действующих санитарных правил.

Например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 “Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней” (далее – СП 3.1/3.2.3146-13), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения (п. п. 1.1, 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13). В п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 указано на обязательность соблюдения данных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Контроль за выполнением указанных санитарно-эпидемиологических правил обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.4 СП 3.1/3.2.3146-13). Из положений п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться, в том числе, мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В отношении инфекционных больных могут применяться такие меры, как экстренная профилактика или обязательная госпитализация или изоляция в случаях, представляющих опасность для окружающих (п. 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13); временный перевод или отстранение от работы (п. 10.2 СП 3.1/3.2.3146-13); временная изоляция по месту выявления, а также изоляция в специализированных инфекционных стационарах (п.

10.3 СП 3.1/3.2.3146-13), а в отношении лиц, контактировавших с заболевшими гражданами – медицинское наблюдение, лабораторное обследование и экстренная профилактика (п. 15.1 СП 3.1/3.2.3146-13); разобщение, т.е. ограничение общения с населением, запрет на допуск в трудовой коллектив и т.п. (п. 16.1 СП 3.1/3.2.3146-13).

Следовательно, в каждом конкретном случае, принимая решение о соблюдении или несоблюдении рекомендаций Роспотребнадзора, необходимо убедиться, что они не инкорпорированы в региональное законодательство, а также что аналогичные предписания не содержатся в санитарных правилах и гигиенических требованиях, в противном случае игнорирование таких рекомендаций может обернуться привлечением хозяйствующего субъекта к ответственности.

*(1) См., например, письма Роспотребнадзора:

от 21 апреля 2020 г. N 02/7500-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19”;

от 12 мая 2020 г. N 02/9060-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19”;

от 30 апреля 2020 г. N 02/8480-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях распространения COVID-19”;

Читайте также:  Уведомление об отказе от УСН при переходе на НПД

от 21 апреля 2020 г. N 02/7515-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы на предприятиях общепита и торговли”;

рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников киноиндустрии (утв. Роспотребнадзором 10 мая 2020 г.)

Специалисты компании Гарант подготовили подборку такого рода рекомендаций Роспотребнадзора.

За нарушение распоряжений и указов глав регионов о мерах против коронавируса граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Объективная сторона состава данного правонарушения выражается в невыполнении обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В данном случае речь идет о правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При этом не имеет значения, нарушаются правила, утвержденные на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ. Верховный Суд РФ в ответе на Вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.04.2020 (далее – Обзор), акцентировал внимание на том, что лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (см. постановления Целинского райсуда Ростовской области от 27.04.2020 по делу N 5-75/2020, Ленинского райсуда г. Новосибирска Новосибирской области от 29.04.2020 по делу N 5-257/2020, Центрального райсуда г. Челябинска Челябинской области от 21.05.2020 по делу N 5-315/2020, Большеболдинского райсуда Нижегородской области от 21.05.2020 по делу N 5-34/2020).

Как следует из положений п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р), а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (см. ответ на Вопрос 18 Обзора).

Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий. Если при этом причинен вред здоровью человеку или наступила смерть человека, то противоправное поведение виновного лица квалифицируется по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ при условии, что эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются лица, допустившие нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не выполняющие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Такими правонарушителями могут быть как предприниматели (cм., например, постановления Беловского горсуда Кемеровской области от 08.04.2020 по делу N 5-233/2020, Коченевского райсуда Новосибирской области от 22.05.2020 по делу N 5-26/2020, Рудничного райсуда г. Кемерово Кемеровской области от 27.05.2020 по делу N 5-244/2020, Туапсинского горсуда Краснодарского края от 19.05.2020 по делу N 5-279/2020, Октябрьского райсуда г. Новороссийска Краснодарского края от 19.05.2020 по делу N 5-1017/2020, так и граждане (см. ответ на Вопрос 22 Обзора, пояснения МВД России (ознакомиться с которыми можно, перейдя по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/8488903?utm_source=yxnewshttps://kroosp.ru/k-voprosu-ob-obyazatelnosti-rekomendatsij-rospotrebnadzora/» target=»_blank»]kroosp.ru[/mask_link]

Права юридических лиц

Права юридических лиц при проведении государственной проверки

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен общий порядок проведения проверок государственными надзорными органами в отношении юридических лиц, а так же права и ответственность, как со стороны представителей государственного контроля, так и со стороны юридического лица в отношении которого проводится проверка.

Какие бывают виды проверок юридического лица?

Плановая проверка государственными надзорными органами

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

  • Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

Внеплановая проверка государственными надзорными органами

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом пановой проверки государственными надзорными органами является:

  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности , обязательным требованиям

Предметом внеплановой проверки государственными надзорными органами является:

  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  • выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан,вреда животным, растениям, окружающей среде,
  • по обеспечению безопасности государства,
  • по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
  • по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Как узнать о предстоящей проверке?

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Юридические лица, индивидуальным предприниматели

  • уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является

истечение трех лет со дня:

  • 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
Читайте также:  Как в 1С изменить юридическое лицо на ИП

Уведомление о проведении плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя направляется

  • не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой проверки юридические лица, индивидуальные предприниматели

  • уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Форма проведения проверки

Статья 11. Документарная проверка

  • Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

Статья 12. Выездная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Документарная проверкапроводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

  • Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • 1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя , иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • 4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • 5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • 6) превышать установленные сроки проведения проверки;
  • 7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки , давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • 2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Читайте также:  Первичные кассовые документы ИП

Источник: xn--h1aaqfnw.xn--p1ai

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и увеличение прибыли, должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства. Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за деятельностью организаций и частных предпринимателей.

Федеральный закон от 26 декабря2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –

Закон) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Данным Законом установлены (в том числе) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно статье 8 Закона (Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности):

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе установленных видов деятельности.

3. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

4. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

6. Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

7. Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ не позднее десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.

На основании статьи 21 Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Помимо прав проверяемые лица при осуществлении контролирующими органами мероприятий по контролю несут обязанности, неисполнение которых влечет за собой возможность привлечения проверяемых лиц к административной ответственности.

К числу таких обязанностей, согласно части 1 статьи 25 Закона, относится обязанность обеспечить при проведении проверки присутствие руководителей, должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченных представителей.

Часто в ходе проверок должностным лицам контролирующих органов необходимо осуществить осмотр различных помещений проверяемого лица, документов, составляемых в ходе осуществления деятельности проверяемым лицом, осмотр средств, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность и т. д. Выполнение данных действий возможно только в случае предоставления доступа к таким помещениям, документам и средствам представителями проверяемого лица.

С данной целью законодательно установлена обязанность обеспечить присутствие проверяемого лица при проведении проверок.

Согласно части 2 статьи 25 Закона руководители, должностные лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает виды административных правонарушений, за совершение которых в ходе проведения проверки проверяемое лицо может быть подвергнуто административному наказанию:

статья 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

статья 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)»;

статья 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Таким образом, чтобы начать новую деятельность, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю достаточно уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) либо МФЦ, что отменяет процедуру получения всевозможных разрешений и заключений, которые требовались ранее.

Систематическое наблюдение за исполнением обязанностей, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, четко прописанными в данном Законе, позволят действовать в рамках законодательства с целью дальнейшего развития своей деятельности.

Ирина Бударина,

ведущий специалист-эксперт Омского отдела Управления Росреестра по Омской области.

Источник: gazeta-avangard.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин