А.С. Пушкин всегда использовал средства художественной выразительности в своих стихотворениях, «Зимнее утро» не исключение.
Среди метафор я бы выделила такие (сами метафоры взяты в цитирование):
Это означает, что навстречу зимнему утру.
Здесь автор показывает красоту девушки, которая сравнима только со звездой
Что означает, что снега много и он укрыл всю землю, как один белый и пушистый ковер.
Теперь выделим эпитеты, их очень много в стихотворении, поэтому я выпишу несколько:
1) чудесный (день).
4) янтарным (блеском).
И еще около 10 штук точно можно найти в стихотворении.
Если нужны олицетворения, то можно привести пример фразы «вьюга злится» или про мглу, которая носилась.
Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Zolot ynka [552K]
4 года назад
Данное стихотворение Пушкина просто изобилует разного рода эпитетами. Приведу несколько примеров.
- изобразительные:
- выразительные: тучи мрачные, мутное небо.
- метафорические: прозрачный лес, веселый треск, янтарный блеск.
Теперь обратимся к метафорам. Поскольку метафора — это перенос признаков одного сравниваемого предмета на другой, основанный на их общем сходстве, можно назвать метафорами следующие слова и словосочетания: звезда севера (слово «Красавица» заменено данным словосочетанием по принципу сходства).
И еще одна метафора «берег»: в данном контексте
слово «берег», на мой взгляд, замещает для поэта (по принципу сходства) дом, родной край.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Любоп ытств о [135K]
6 лет назад
Все средства художественной выразительности в стихотворении служат для создания неповторимого и запоминающегося образа зимнего утра.
У Пушкина в «Зимнем утре» эпитеты просты, но выразительны. Например: чудесный, прелестный, мутном, мрачные, печальная, великолепными, прозрачный. Они выражены прилагательными. Эти художественно-выразительные средства подчёркивают красоту и великолепие зимней картины.
Метафоры: вьюга злилась, мгла носилась. Это не простые метафоры, а олицетворения, при которых перенесение значения происходит с человеческих качеств и свойств на неживые предметы, в данном случае на образы природы. Ещё один вид метафоры — метонимия «трещит печь», тут мы имеем дело с перенесением-переименованием.
Что такое эпитет и метафора? #русскийязык #огэ2023 #умскул
Источник: www.bolshoyvopros.ru
«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Источник: poetpushkin.ru
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет насладиться жизнерадостной и простой манерой написания. Благодаря легкому слогу автора, стихотворение читается на одном дыхании. Но при всей своей легкости и невесомости, оно способно растопить лед даже самых холодных сердец. Лирика Пушкина – это возможность насладиться прекрасными строками, которые способны покорить любого. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ данного стихотворения.
История создания
Это прекраснейшее стихотворение вышло из-под пера поэта 3 ноября 1829 года. Находясь в данный период времени в гостях, гений пишет стихотворение «Зимнее утро». Кому оно посвящено – так и остается загадкой, предлагая лишь догадываться об истинной музе автора, вдохновившей его на написание этого шедевра.
По утверждению одних – его вдохновила на написание текста юная дочь помещика, встреча с которой произошла в Павловском. Мария Васильевна Борисова сумела зацепить поэта, чем и могла натолкнуть его на создание произведения.
По мнению же других людей – то стихотворение «Зимнее утро» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей супруге Наталье Гончаровой, а так же своей няне Ирине Родионовне. Он никогда не скрывал того, что они являются его главными и любимыми женщинами в жизни.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
Композиция
Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
В первом шестистишие Александр Сергеевич знакомит нас с лирической героиней, предлагая ей проснуться. А так же описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
Во втором шестистишие он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
В третьем шестистишие поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам.
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи.
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Образы и символы стихотворения
В произведении автор использует на первый взгляд достаточно простые, но очень емкие образы, которые помогают читателю как можно лучше представить картину происходящего. В образе луны поэт показывает одиночество. Образом растопленной печи символизируется домашний уют и тепло. Бег коня показывает желание жить, яркость впечатлений и ожидание исполнения желаний.
Показывая природу, автор переплетает её с обликом девушки, тем самым передает нам зеркальное настроение. Даже просыпаются они вместе. Утро, когда природа только отходит ото сна, вместе с ней готовится открыть глаза и лирическая героиня произведения.
Лирический герой одинаково восхищается и красотой природы и девушки. Он находится под большим впечатлением от их облика, восторгаясь им.
В образе же лирического героя мы видим влюбленного молодого человека. Причем влюблен он не только в прекрасные черты молодой избранницы. С одинаковым упоением он восхищается и красотой окружающего его пейзажа. Он не может разделить их. Для него они одинаково прекрасны.
Он преклоняется перед всем прекрасным, что включает в себя окружающий мир. Будь то природа или же прекрасная дама сердца.
Жанр, направление, размер
Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.
Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.
Темы и проблемы произведения
В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.
Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице. Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа.
Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.
Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
- Сравнение – “как бледное пятно”
- Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица” .
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась ), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Лексика
Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.
Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.
Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:
- нега — нежиться, наслаждаться;
- нынче — сегодня, сейчас.
Какую роль играют эпитеты?
Эпитеты служат, главным образом, усилителями художественной выразительности. Они придают нашей речи или произведению образность, яркость, поэтическую окраску. Обычно тропы указывают на определенное свойство, черту предмета (объекта) и тем самым вызывают соответствующие эмоции, отношение к нему.
Если обобщить информацию из различных источников и авторов, то эпитеты выполняют следующие функции:
- характеризуют предмет образно;
- передают отношение автора/его литературного персонажа/рассказчика к описываемому предмету либо событию, ситуации и т.д.;
- задают определенное настроение, создают атмосферу;
- объединяют все вышесказанное.
Примеры эпитетов
В поэтической литературе важность троп особенно хорошо прослеживается. Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»:
Сквозь волнистые туманыПробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит, Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.
Выделенные слова являются эпитетами, которые выполняют все три основные функции. Из этих восьми строчек читатель узнает, что действие происходит ночью, окрестности освещаются лунным светом.
- Изобразительность речи. Эпитеты, сравнения, тропы, фигуры. — Творческий… — LiveJournal
Создается грустная атмосфера, ощущается тоска и утомление. Если убрать эпитеты из стихотворения либо заменить простыми словами без эмоциональной окраски, потеряется всякий смысл произведения.
Особую роль эпитеты играют в поэзии – авторы используют их в качестве стихотворного инструмента. Расположение определения после основного слова называется инверсией эпитета. Например, как у А. Пушкина:
Твоих оград узор чугунный; И пунша пламень голубой.
Возможен вариант, когда определяемое и эпитет разделены другими словами:
В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной.
Определение тропа
Некоторые авторы считают, что подобное разделение лишь усиливает эффект, значение и эмоциональный окрас эпитета. А когда эпитет и основное слово расположены на разных строчках стихотворения, возникает так называемый эффект «разрыва звучания»:
Все как было. Только странная Воцарилась тишина.
Интересный факт: подобные способы расположения эпитетов позволяют автору создать особую риторическую фигуру – хиазм. При этом происходит крестообразная перестановка слов. Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева).
Источник: konspektiruem.ru