Какова доля малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 67% валового национального продукта.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах

Количество малых и средних предпри-ятий, тыс.

Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей

Занято малых и средних предпри-ятий,

Доля малых и средних предприятий в общей числен-ности, %

Доля малых и средних предприятий в ВВП, %, (оценочно)

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах показан в табл. 1.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

Меры поддержки малого и среднего бизнеса

В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) — лишь на 90 тыс.человек.

В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них — 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% — в оптовой торговле Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран.

Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.

Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. у.е. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2008 г. до 1,5 трлн. у.е.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Читайте также:  Как открыть бизнес на Филиппинах

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

— создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

— использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

— обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

— создание сети специализированных институтов, обеспечивающих

реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти;

— неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

— осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;

— разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

— оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

— предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;

— содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Источник: studbooks.net

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы состояния малого и среднего бизнеса в современной мировой экономике. Приводится статистика МСП в ряде зарубежных стран. Анализ состояния МСП в России. Вклад бизнеса в ВВП, влияние на экономический рост. Приводятся формы поддержки в зарубежных странах. Анализ сектора МСП в США, Японии, Китае, Сингапуре.

Даны рекомендации по развитию МСП в России на основе изучения опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, МСП, экономический рост, ВВП.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России идет более медленными темпами по сравнению с западными странами. Этот факт обуславливается историей нашего государства, внутренними и внешними барьерами для успешного развития предпринимательства в целом. К ним можно отнести экономические, социальные и политические факторы, которые в совокупности сильно замедляют развитие МСП, не позволяя в полной мере способствовать функционированию столь важного для национальной экономики сектора.

Многие западные страны преуспели в развитии этой сферы, и в каждой из них есть свои особенности развития и функционирования МСП.

На данный момент малое и среднее предпринимательство в западных странах представляет слой среднего класса и из всех предприятий в стране на долю МСП приходиться примерно 7090%: в США 53% от работоспособного населения страны, в Японии — около 71%, станы Евросоюза имеют половину работающего населения в этом секторе предпринимательства. Средние предприятия составляют 1% от общего количества компаний в стране, однако обеспечивают 20% общего оборота и на 17% занятость населения [4].

Далее рассмотрим основные характерные черты функционирования предпринимательства в зарубежных странах, с целью вынесли благоприятный опыт с дальнейшим применением в российской экономике.

Однако, по сравнению с развитыми странами запада и некоторыми развивающимися странами, вклад МСП в макроэкономические показатели в России заметно ниже. По статистике доля сегмента МСП в зарубежных странах составляет 50% от общего объема ВВП.[1]

Также Россия отстает от количества рабочих мест созданных малым и среднем бизнесом — всего лишь четверть всех занятых работают в сфере МСП, в то время как на западе этот показатель варьируется от 35- 80%.

Как видно из рисунка 1, плотность МСП (количество субъектов малых и средних предприятий на 1000 человек населения) находится на уровне с западными странами, однако средний объем добавленной стоимости не соответствует западным показателям.

Малое и среднее предпринимательство в Европе

Солидный опыт развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах говорит о важности данной сферы для национальной экономике, в первую очередь развитие здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг и предотвращение монополизации отраслей.

Главной целью европейского МСП является согласование интересов государства и предпринимателей, создания для них оптимальных условий для открытия и дальнейшего развития бизнеса. Такие условия стали складываться еще в 70ых годах прошлого века, и продолжают совершенствоваться с каждым годом. В эти условия входят: создания специальных фондом поддержки МСП, финансирование, упрощение нормативно- правовой базы для преодоления административных барьеров, участие различных организаций для поддержки малого и среднего предпринимательства.

Также крайне важно содействие и поддержка в сфере технологий и инноваций и подготовка высококвалифицированных кадров для качественного развития этой сферы. Развитие происходит гармонично и всесторонне, начиная от культивирования духа предпринимательства, заканчивая разработкой политики Министерствами экономики, промышленности и торговли, а также другими государственными органами. Страны члены ЕС имеют хорошо развитую сеть институтов по регулированию, поддержке и консультации ведения малого и среднего бизнеса. Данные организации готовы оказать максимальную помощь для МСП, способствовать их выход на рынок, проконсультировал по определенным правовым аспектам и предоставление важной информации. Некоторые частные финансовые и венчурные организации осуществляют финансовую поддержку МСП путем кредитов и инвестиций.

Читайте также:  Рекламное агентство как бизнес идея для начинающих

В последнее время в Европе стали очень популярны интерактивные формы обучения начинающих предпринимателей, такие как информационные порталы или вебинары. Например, континентальная сеть European Enteprise Network объединяет в себе более 600 предприятий и агентств, которые играют посредническую роль между Евросоюзом и субъектами МСП. Любой предприниматель может получить от данной сети всю важную информацию о новых технологиях и методах по оценке рисков, обрести прямые контакты и информацию в Европейском фонде. Все вышеперечисленные возможности способствуют улучшению функционирования и развития МСП в Европе и стимулируют граждан заниматься предпринимательством.[3]

Малое и среднее предпринимательство в США

Более 20 млн. предприятий, зарегистрированных сегодня в США, обеспечивает рабочими местами половину населения. По статистике каждая третья семья занята в малом бизнеса, и данные говорят о весьма оптимистичных результатах его развития — около 20 % малого бизнеса начинают с капитала 1000-5000$, и большая часть из них имеет доход до миллиона через 2-3 года.

По сравнению с Европой или Россией «малый» бизнес в США является довольно крупным (характеристики малого предприятия в США: численность работников не более 500, но в зависимости от отрасли может достигать значения 1500, оборот не более 15 млн. $) [4].

Основные принципы поддержки МСП формировались в 50-х годах, когда была создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая представляет интересы предпринимателей на правительственном уровне и имеет свои представительства в крупных городах страны. Общая стратегия развития сектора МСП регламентируется государственным законом «О малом бизнесе», который гласит, что «нормальное функционирование экономики не возможно без развития и улучшения МСП, которое нуждается в постоянной поддержке и совершенствовании путем финансовых, правовых, технических, организационных и информационных ресурсов» [5].

Помощь оказанная МСП крайне разнообразна. Она может варьироваться от инновационных методов и осуществления НИКОР до государственной поддержки на всех уровнях власти. Важно отметить, что АМБ является очень крупной площадкой поддержки МСП в мире: она имеет более 100 представительств в разных уголках страны, общий штат которых насчитывает 4000 сотрудников.

АМБ тесно связана с центрами развития предпринимательства (ЦРП), целями которых является обучения предпринимателей и содействие им в поиске финансирования. Развитие наукоемких, инновационных ниш приветствуются больше всего. Они обуславливаются высокой капиталоотдачей разработок, и большим количеством патентов, выданных на 1 субъекта МСП. Из опыта США в поддержке малого бизнеса можно выделить четкую институциональную структуру, которая позволяет поддерживать малый и средний бизнес во всех аспектах, позволяя преодолевать административные барьеры, обучать предпринимателей, оценивать риски, привлекать капитал и инвестиции.

Малое и среднее предпринимательство в Японии

На данный момент Япония является страной, достигшая высот в технологической сфере. Одним из факторов такого взлета является активное развитие сектора МСП, который составляет 40 % в национальной экономике. Данный сектор предпринимательства преобладает в основном в сферах легкой промышленности и строительства, но уступает крупным концернам в наукоёмкой сфере, такой, как производство автомобилей и другой технической продукции.

Данный факт побудил Японское Правительство развивать наукоемкие отрасли в сфере МСП. Правительственные организации для поддержки малого и среднего бизнеса такие, как УМП (управление малыми предприятиями) определяют основные направления политики для сектора МСП, контролируют выполнения антимонопольного законодательства в поддержку интересов МСП. Среди мер можно выделить: ограниченный контроль владельцев бизнеса, четкую ответственность исполнителей и заказчиков при выполнении договора. Государство предоставляет льготы для данного сектора, в то же время четко ограничивая рыночную стоимость выпускаемой ими продукции для возможности государства держать под контролем рост цен и инфляцию национальной валюты [6].

Существуют другие организации для улучшения условий работы МСП: Корпорация страхования МСП и организация по гарантированию кредитов. Государственные органы предоставляют субсидии и помощь при получении кредитов для наукоемких, высокотехнологических сфер производства. Оказывается и иная поддержка на подобии стран Евросоюза и США. Если брать под учет Японскую систему менеджмента и народный менталитет, Япония трепетно относиться к качеству оказываемых услуг и производимых продуктов,поэтомупытаетсятщательноконтролироватьразвитиесубъектовпредпринимательскойдеятельности на всех этапах их развития.

Малое и среднее предпринимательство в Китае

ВВП данной страны сфера МСП занимает порядка 55%, это не так много, по сравнению со странами Евросоюза, однако Правительство акцентирует внимание на важность развития данного сектора. Критерии разработаны и закреплены в законе «О содействии МСП». К критериям, определяющие принадлежность предприятия к сфере МСП являются: средняя заработная плата рабочих, совокупных доходы за год, совокупные активы компании. Данные критерии являются весьма специфичными, по сравнению с западными странами.

Субъекты МСП Китая имеют отраслевую принадлежность, в зависимости от которой дифференцируются количество работников и суммарный годовой доход. Роль МСП влияет на достижения «экономических чудес» в китайской экономике, путем снижение безработицы, создания дополнительных рабочих мест и создания значимого социального слоя предпринимателей.

Среди проблем в процессе становления сферы МСП Китая можно выделить следующие [7]:

• консервативная и негибкая среда, в которую входят законы, правила, регламенты которые излишне бюрократизированные;

• несовершенная ветвь исполнительней власти в вопросах экономического и административного решения проблема сферы МСП;

Читайте также:  Фейсбук как зайти на бизнес страницу

• трудно получаемые гарантии, финансировании и кредиты;

• развитие государственной поддержки МСП находиться на начальном этапе, что затрудняет вход на рынок и последующее развитие новых предпринимателей.

Можно сделать вывод, что борьба с бюрократией является главной целью для развития МСП, а также повышения конкурентоспособности товаров и услуг за счет повышения их качества с последующей реализации по приемлемой цене. На данный момент бюрократия способствует только экстенсивному росту компаний, а иерархичная организационная структура понижает эффективность менеджмента.

Кроме вышеупомянутого закона «О содействии МСП», Государственным советом был издан Указ о поощрении и поддержки образования личных хозяйств во всех сферах экономики Китая. Также введена национальная ведущая группа, которая способствует координации и организации процессов руководства МСП.

Если обратить внимание на развивающуюся теневую экономику в Китае и низкий уровень продукта в сфере производства, можно сделать вывод о невыгодном сотрудничестве с данным государством. Однако, учитывая текущую экономическую и политические ситуации, можно назвать Китай нашим основным торговым союзником, готовым идти на выгодные сделки с России и налаживать новые торговые связи в разных сферах торговли. Экономика Китая занимает второе место в мире и, несмотря на существующие проблемы, она имеет высокий потенциал для развития при должном финансировании сектора МСП и минимизации влияния бюрократии.

Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре

Сингапур является городом государством, который расположен в Юго-Восточной Азии. Отличительной чертой Сингапура является поощрение ведения инновационной деятельности, что создает хороший климат для ведения предпринимательской деятельности.

Все субъекты МСП Сингапура объединяются в одну группу. Критериями являются: численность — не более 200 человек, общий объем продаж в год не больше 100 млн. долларов в год. Сфера МСП составляет 99% всех предприятий страны, в ней занято около 70% населения [8].

Всемирный Банк оценил Сингапур как лучшую площадку для ведения бизнеса за последние 6 лет.

В Сингапуре создано специально агентство под названием «Spring», которое имеет около 50 различных программ для поддержки МСП, путем предоставления консультаций и услуг. Формы поддержки со стороны органов Государственной власти в Сингапуре принято делить на административные, фискальные и финансовые.

Существенным фактом является то, что в Сингапуре по минимуму присутствует бюрократия, а регистрация юридического лица для последующего введения бизнеса занимает не больше часа. Существует интернет портал со свободным доступом, где находится вся необходимая информация для открытия своего дела.

Интересен и государственный контроль Сингапура. Государство проводит частый мониторинг развития предприятий, чтобы понять, каким именно организациям необходима модернизация оборудования. Также государство может покрыть до 90% убытков при обучении и подготовки высококвалифицированных кадров.

По мнению автора, основным фактором успеха развития МСП в Сингапуре является активное применение инновационных технологий, особенно в производственной сфере. Предприятия делят между собой функции и взаимодействую друг с другом. Только с таким подходом можно внедрить высокотехнологическое производство и успешно его развивать.

Среди методов финансовой поддержки компании «Spring» характерны такие виды, как долевое финансирование, гранты и другие схемы государственного финансирования. Гранты покрывают большую часть расходов, но у них есть специальный круг требований. Долевое финансирование и инвестиции в проекты, как правило, рассчитаны на инновационное развитие отраслей.

Фискальные льготы тоже являются очень хорошим методом стимулирования МСП. В Сингапуре, при соблюдении предприятием определенных требований, оно может освободиться от уплаты налогов полностью на срок до 3-х лет. Сингапур заключает разные соглашения о Международной свободной торговле, и данный факт способствует выходу инновационных, успешных малых предприятий на мировой рынок.

Исходя из анализа МСП в Сингапуре, данное государство особенно остро подчеркивает важность развития сектора МСП в стране. Методы стимулирования развития оказывает позитивное влияние, которое дает предприятиям отличные возможность к инновации экономическому росту и завоеванию мирового рынка в будущей перспективе.

Таким образом, зарубежные страны опережают Россию по уровню развития сферы малого и среднего предпринимательства. Рассмотрены характерные черты функционирования предпринимательства на примере Европы, США, Японии, Китая и Сингапура. МСП обладают замечательной способностью стимулировать экономический рост. Они не только создают много новых возможностей для трудоустройства , стимулируют инновационную привлекательность и расширяют налоговую базу, но и обеспечивают поток денег на разных уровнях общества.

В долгосрочной перспективе МСП могут обеспечить существенный рост доходов, возможностей и общего ВВП. Если бизнес-среда будет благоприятной и благоприятной для новых предприятий, они будут не только создавать больше рабочих мест, но и создавать разнообразные продукты и услуги для потребителя.

[1] Заболоцкая В.В. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего в России и за рубежом / В.В. Заболоцкая, Х.А. Нафсет // Теория и практика общественного развития. — 2015. — №10. – С. 46-49;

[2] Малое и среднее предпринимательство в России. — М.: Росстат, 2017. — 176 c.

[3] Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. — М.: Наука, 2016. — 258 c.

Источник: izron.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин