Каковы условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя

Правовой статус предпринимателя составляет совокупность прав и обязанностей.

Содержание прав предпринимателя в основном определяется такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции РФ).

Предприниматели имеют право:

1)совершать собственные действия,

2) требовать исполнения обязанностей и обязательств

другими лицами в интересах предпринимателя;

3)защищать свои интересы,

4) иметь в собственности имущество, иные имущественные и неимущественные права;

5)создавать юридические лица;

6)совершать не противоречащие закону сделки;

7)участвовать в обязательствах;

8) обладать правами авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Азбука доступных финансов. Как осуществлять предпринимательскую деятельность на законных основаниях?

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.

Обязанность предпринимателя — мера ограничения его экономической свободы, условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В зависимости от круга лиц, чьи интересы затрагиваются в результате предпринимательской деятельности, обязанности предпринимателя могут

быть установлены по отношению к следующим субъектам предпринимательских отношений:

1) общество в целом Например, государство устанавливает обязанности предпринимателей по охране окружающей среды, по производству и экспорту продукции двойного назначения и т. д.;

2) потребители товаров, работ и услуг, контрагенты.

Устанавливаются требования к предпринимателям по поводу качества и безопасности произведенной продукции;

3) наемные работники. Работодатели выполняют обязанности, в частности по обеспечению безопасных условий труда, предоставлению компенсации при

4) участники хозяйственных обществ и товариществ,

члены производственных кооперативов. Закон обязывает органы управления и иных представителей действовать добросовестно и разумно в интересах коммерческой организации, а следовательно, в общих интересах указанных лиц в целом;

5) конкуренты. Предпринимателям запрещается осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции, а также действия в форме недобросовестной конкуренции.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные

Налоги ИП и ООО. Бизнес советы. Бизнес блог

законодательством особенности налогообложения.

Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке.

Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:

1) правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности;

2) дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ);

3) наличие местожительства, т. е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане — граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя

практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

Индивидуальные предприниматели вправе:

1)заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, — при наличии лицензии;

2) заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом;

3)быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:

1 упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НКРФ);

2)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не апрещено совмещать с предпринимательством.

ГАРАНТИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система гарантий предпринимательского права представляет собой общие принципы права и специальные конституционные принципы, которые

направлены на юридическую защиту предпринимательской деятельности и свободу предпринимательства.

Общие принципы предпринимательского права:

1) правовое государство;

2)уважение основных прав и фундаментальных свобод человека;

3) формальное равенство;

Специальные конституционные принципы:

1) единство экономического пространства;

2)свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержка свободной конкуренции;

4)признание частной собственности;

5) юридическое равенство всех форм собственности.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности:

1)формальное равенство участников предпринимательских отношений;

2) свобода договора;

3) обязательность выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;

4) неприкосновенность собственности предпринимателя;

5) недопустимость произвольного вмешательства

в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства;

6) необходимость обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, также субъективные права субъектов предпринимательства, которые являются выражением экономических свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность

предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Гарантии предпринимательства образуются комплексом организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей, которые включают:

1) контроль со стороны органов государства над соблюдением законодательствао предпринимательской деятельности;

2) применение мер принуждения к правонарушителям;

3) предоставление предпринимателям возможности

защиты своих прав и интересов в суде;

4)обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства;

5)создание необходимой инфраструктуры рынка и необходимых условий;

6)устранение административных и иных препятствий для развития предпринимательства;

7) обеспечение стабильности в деятельности рынков;

8)недопущение недобросовестной конкуренции;

9) экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности и др.

Источник: infopedia.su

Особенности приобретения и реализация правового статуса индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Порядок приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон №129-ФЗ) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр сведений, свидетельствующих о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Как уже было сказано выше, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданин должен обратиться в регистрирующий орган. Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». С 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»). Согласно статье 3 Закона №129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Читайте также:  Узнать ИП адрес по ссылке ВК

Согласно статье 4 Закона №129-ФЗ в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях, который называется Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП). Указанный реестр является федеральным информационным ресурсом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года 438 и 439» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее — Правила ведения ЕГРИП). В соответствии с указанными Правилами ФНС Российской Федерации и его территориальные органы формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

ЕГРИП ведется на бумажных и электронных носителях регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если будет обнаружено несоответствие между записями на бумажных носителях и электронных носителях, приоритет будут отдан записям, сдуланным на бумажных носителях.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, которые гражданин, собирающийся стать индивидуальным предпринимателем, предоставил при государственной регистрации. Каждой такой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается в случаях: если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве; не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется должна быть осуществлена в срок не более чем пять рабочих дней со дня, когда гражданин предоставил весь перечень документов в соответствующий регистрирующий орган. То есть предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя согласно пункту 3 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется по месту его жительства.

Местом жительства гражданина законом принято признавать то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).

В качестве индивидуального предпринимателя также может быть зарегистрирован иностранный гражданин или лицо без гражданства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство.

Следует обратить внимание, что Закон №129-ФЗ не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а деятельность собирается осуществлять в другом населенном пункте, то он подлежит государственной регистрации по месту жительства.

После принятия документов для регистрации и выдачи расписки о приеме документов уполномоченное лицо регистрирующего органа, руководствуясь действующим законодательством, принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в регистрации. Для принятия решения проверяется полнота представленных на регистрацию документов, соответствие их формы установленной законодательством форме, а также наличие в регистрирующем органе информации о заявителе, запрещающей ему в это время заниматься предпринимательской деятельностью (например, наличие решения суда в отношении заявителя, запрещающего ему заниматься этой деятельностью). Принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр.

Форма Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Арбитражная практика свидетельствует о том, что обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды в пятидневный срок возложена на налоговые органы, в частности, лишь в отношении тех индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 1 января 2004 года (Постановления ФАС Уральского округа от 27 апреля 2005 года №Ф09-1021/05-АК, от 29 марта 2005 года №Ф09-1007/05-АК, ФАС Поволжского округа от 7 марта 2006 года по делу №А55-8302/2005-39).

Таким образом, после прохождения процедуры регистрации и получения Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, гражданин может вести деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

Указанной статьей закона, а также пунктом 7 Правил ведения ЕГРИП предусмотрены основания для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такими основаниями являются:

— заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (представляются в установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ порядке);

— копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

— предпринимателя в принудительном порядке;

— копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

— информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Лишь в связи с принятием решения индивидуальным предпринимателем о прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация осуществляется платно, то есть уплачивается государственная пошлина.

Данное положение подтверждено и арбитражной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 октября 2004 года по делу №А79-3031/2004-СК1-2827.

Как указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 года по делу №А17-6690/5-2004 на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подпись должна быть нотариально удостоверена. Но в то же время, отсутствие нотариального свидетельствования подписи заявителя в заявлении о прекращении предпринимательской деятельности не может являться препятствием к прекращению его деятельности. К такому выводу пришли судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 27 сентября 2005 года №А43-11412/2005-9-371.

При поступлении вышеназванных документов регистрирующий орган осуществляет следующие действия:

1. делает запись об этом в книге учета;

2. выдает расписку о принятии документов;

3. принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

Читайте также:  Как зарегистрировать название компании для самозанятых граждан

4. вносит соответствующую запись в ЕГРИП;

5. выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (формы №Р65001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

По всем другим основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя государственная регистрация осуществляется бесплатно по информации, поступившей в регистрирующий орган из других органов. Рассмотрим основания прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, и на основании чего осуществляется государственная регистрация.

1) в связи со смертью физического лица — регистрируется на основании поступивших в регистрирующий орган сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, представляют в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ, сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

2) в связи с принятием арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) — регистрируется на основании копии решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом).

3) в принудительном порядке по решению суда — регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда общей юрисдикции о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

4) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, — регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

5) в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа — регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган из органов внутренних дел информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в пятидневный срок.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Исключение составляют случаи:

— смерть физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

— признание его судом несостоятельным (банкротом);

— прекращение в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

— аннулирование документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

Государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

При внесении соответствующих записей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по той или иной причине на основании выписки из ЕГРИП налоговый орган снимает индивидуального предпринимателя с налогового учета. Причем эта процедура согласно Письму МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №ММ-6-09/1384 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводится налоговым органом без заполнения предпринимателем заявления о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства. В настоящее время у индивидуального предпринимателя нет обязанности подачи такого заявления.

Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Кроме того, индивидуальный предприниматель может стать несостоятельным (банкротом)

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя

Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано им самим, его кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами. В ходе процедур банкротства кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования («личные долги»). Объясняется это тем, что имущественная состоятельность гражданина не может быть разделена на две независимые части, поэтому притязания кредиторов удовлетворяются как за счет имущества, задействованного в бизнесе, так и за счет личного имущества.

Особым последствием начала процедур банкротства является то, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя автоматически утрачивает силу. Кроме того, аннулируются все выданные ему лицензии на соответствующие виды предпринимательской деятельности. Гражданин не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Источник: studbooks.net

7.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя

Приобретение статуса индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ограничения в приобретении статуса индивидуального предпринимателя следующие.

1. Возраст. Заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения этого возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные дееспособными по решению органа опеки или попечительства или по решению суда (в соответствии со ст. 27 ГК).

Несовершеннолетние вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя, зарегистрироваться в качестве такового с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст. 22.1 Закона о регистрации). Закон не определяет возраст таких лиц. На наш взгляд, следовало бы установить его — 16 лет.

Именно с этого возраста наступает налоговая, административная ответственность, уголовная ответственность за экономические преступления. Обратим внимание, что членом фермерского хозяйства может стать физическое лицо, достигшее 16 лет.

Письменное согласие родителей необходимо рассматривать не только в качестве условия регистрации несовершеннолетнего предпринимателя, но и как постоянное согласие на совершение им сделок в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В противном случае согласно ст.

26 ГК несовершеннолетний предприниматель (в возрасте с 14 до 18 лет) должен будет получать письменное согласие родителей, усыновителей, попечителей на совершение большинства сделок. Он не сможет самостоятельно получить кредит, налоговый кредит, выступать в качестве поставщика, подрядчика и пр. Представляется, что по данному вопросу необходимо изменение ст. 26 ГК РФ либо хотя бы разъяснение высших судебных инстанций.

2. Состояние здоровья само по себе не является препятствием для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Но не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные недееспособными (они самостоятельно не участвуют в совершении сделок, от их имени сделки совершают их опекуны — ст.

29 ГК РФ), или ограниченные в дееспособности решением суда лица, которые самостоятельно вправе совершать только мелкие бытовые сделки (ст. 30 ГК РФ). В Законе о регистрации такие основания отказа в регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, как недееспособность и ограниченная дееспособность, прямо не указаны.

Но это не значит, что в регистрации по этим основаниям им отказать нельзя. Законодательство о государственной регистрации состоит из норм ГК РФ, Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (ст. 1 Закона о регистрации). Из смысла указанных выше норм ГК — ст. 26, 29, 30 ГК РФ, ст.

Читайте также:  Как вернуть деньги за кассовый аппарат в налоговой ИП на УСН

22.1 Закона о регистрации следует, что недееспособность и ограниченная дееспособность граждан как очевидные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью должны рассматриваться как основания для отказа в регистрации. Представляется вместе с тем, что в Законе о регистрации эти факты следовало бы указать как обстоятельства, препятствующие регистрации, равно как и механизм выявления, проверки этих обстоятельств, препятствующих регистрации. Надо иметь в виду, что существуют также ограничения (противопоказания) для лиц дееспособных, но страдающих различными серьезными заболеваниями, к работе на высоте, под землей, работе, требующей быстрой реакции и осторожности (на транспорте, в охране с оружием и пр.). Но подобные обстоятельства, препятствующие выполнению конкретной работы, выявляются не в момент регистрации, а при получении водительских прав, прав на ношение оружия, а в установленных случаях — при аттестации специалистов, выдаче лицензии.

3. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе в РФ»*(338)).

При проверке Генеральной прокуратурой РФ соблюдения законодательства о противодействии коррупции в органах власти субъектов РФ в 2004 г., установлено, что почти повсеместно чиновники занимаются коммерческой деятельностью, участвуют в управлении разного рода структурами, извлекают другие выгоды из своего положения. Проверка выявила более 22 тыс. таких нарушений лишь за полгода, в том числе случаев взяточничества*(339).

Однако Закон о регистрации не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве санкции за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью прежде всего должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе).

4. Виды деятельности. Индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью и могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом.

Право заниматься лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии (п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Однако некоторые виды деятельности осуществляют только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели (например, банковская деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Предусмотрены некоторые особенности легитимации и осуществления деятельности физического лица — индивидуального предпринимателя:

— для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется стартовый капитал (в отличие от коммерческих организаций, формирующих уставный (складочный) капитал);

— меньшее количество документов представляется в регистрирующий орган (нет учредительных документов);

— предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в Книге учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе;

— в отношении индивидуального предпринимателя применяется судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке*(340);

— на него не распространяются установленные Центральным банком для юридических лиц ограничения в расчетах наличными деньгами;

— для него облегчен (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения.

Например, препятствием такого перехода для юридических лиц является наличие основных средств и нематериальных активов с остаточной стоимостью их по балансу более 100 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ). На индивидуальных предпринимателей это ограничение не распространяется, так как они не ведут бухгалтерского учета.

Указанные особенности скорее относятся к неким преимуществам в деятельности индивидуального предпринимателя по сравнению с юридическими лицами.

Но риск индивидуального предпринимателя в ряде случаев выше риска юридических лиц. Ведь его имущество не обособлено на балансе, как это имеет место в деятельности юридических лиц. Поэтому по требованиям кредиторов он отвечает всем своим имуществом, за исключением небольшого перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание (предусмотрен ст. 446 ГПК РФ).

Требования кредиторов к гражданину, не связанные с ведением им предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены и после завершения процедур банкротства (ст. 25 ГК РФ). Юридическое лицо после завершения процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя с момента принятия решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) утрачивает юридическую силу (п. 1 ст. 25 ГК РФ). Но в отличие от юридического лица, которое в результате банкротства как субъект права прекращает существование, физическое лицо живет и работает, а по истечении года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) вправе вновь зарегистрироваться в качестве предпринимателя (ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статус других членов фермерского хозяйства (кроме его главы) ст. 23 ГК РФ не определен. Фермерское хозяйство вроде бы регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретает прав юридического лица, не признаются предпринимателями и члены крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме его главы.

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»*(341) (далее — Закон о фермерском хозяйстве) рассматривает фермерское хозяйство по сути в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Эта организация:

— создается гражданами, связанными родством (или свойством). В его состав могут входить и граждане, не состоящие с главой хозяйства в родстве. Однако их максимальное количество не должно превышать пять человек. Фермерское хозяйство может быть создано и одним лицом. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве);

— фермерское хозяйство основано на членстве;

— организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства (о членах этого хозяйства, порядке принятия в члены и выхода из фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, о признании главой фермерского хозяйства одного из членов хозяйства и порядке управления хозяйством, о порядке распределения доходов, продукции, плодов, полученных от его деятельности);

— глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение (ст. 17 Закона о фермерском хозяйстве);

— фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность, и к этой деятельности применяются правила гражданского законодательства о деятельности коммерческих организаций — юридических лиц, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа обязательства;

— оно может в соответствии с законодательством РФ признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем (п.

4 ст. 1 Закона о фермерском хозяйстве);

— во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица. Вмешательство этих органов власти, их должностных лиц в его хозяйственную деятельность не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Отдельная статья Закона о фермерском хозяйстве (ст. 5) посвящена регистрации фермерского хозяйства — оно считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

Однако Закон о регистрации говорит только о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он исключает возможность регистрации фермерского хозяйства как организации, не являющейся юридическим лицом.

Фактически, хотя в подзаконных актах упоминается о регистрации фермерского хозяйства, специального реестра регистрации фермерских хозяйств не существует. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей производится запись только о главе фермерского хозяйства*(342).

Члены фермерского хозяйства не являются наемными работниками, они реализуют функции предпринимателей, за исключением представительских функций, возложенных на главу фермерского хозяйства.

Источник: knigi.news

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин