Какой бизнес у церкви

Канал Деньги там. Следуй за нами на Яндекс.Дзен

Продолжаем рассматривать финансовую сторону жизни людей разных профессий. В статье мы поговорим о доходах и расходах церкви и ее служителей. Информацией из первых рук поделился действующий приходской священник.

Как строится церковная иерархия

Чтобы стать священником, необходимо получить духовное образование в семинарии. Ранее при длительном служении в церкви и наличии сильного желания такой статус могли дать человеку со стороны. Сейчас правила изменились. Семинарии теперь официально отнесены к государственным высшим учебным заведениям. На деле же духовное образование очень не похоже на светское.

Выпускник семинарии редко может устроиться на стандартную работу. Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан (путем прохождения рукоположения).

Без лица: помощник священника про домогательства в церкви, иконки в машинах и схемы откатов

Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно.

В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания.

В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников (присматривают за храмом). Священник же будет приходить только на служения.

Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить.

Бюджет церкви

Как формируется бюджет церкви

Денежными средствами распоряжается настоятель. Это глава юрлица — православной религиозной организации в определенной местности. Храмы регистрируются в установленном законодательством РФ порядке как некоммерческие организации. У них есть свои уставы и бухгалтерия.

Приходы существуют на пожертвования от прихожан и захожан. Люди покупают свечи, иконы, записки, и другие предметы, заказывают требы (священнодействия, совершаемые по просьбе, например, освящение, крещение, венчание). Приобретая крестик, человек по сути делает пожертвование на рекомендуемую сумму. Если рассматривать эту операцию юридически, то вернуть религиозный аксессуар нельзя, поскольку он получен бесплатно. Какую сумму устанавливать на те или иные товары, также решает настоятель.

История РПЦ. Власть. Бизнес. Вера

Летом доход церкви ниже, чем в другие времена года. Люди разъезжаются по отпускам и больше занимаются личными делами. Наиболее прибыльное время — это церковные праздники, особенно Пасха, Рождество и Крещение. В крупных городах денег жертвуют больше. В деревнях бабушки могут приносить еду с собственного огорода, какие-то заготовки и вещи.

Храмы областных столиц могут собирать доход около 1–2 млн. в месяц. В Москве — еще больше. Иногда предприниматели жертвуют церкви строительные материалы, оплачивают коммунальные расходы или оказывают другую материальную и нематериальную помощь.

Помимо обычных пожертвований деньги также поступают на расчетный счет. Это обязательно фиксируется в бухгалтерских документах. Расходовать полученные средства можно только по целевому назначению. Направления для трат прописаны в Уставе.

На что храмы тратят деньги

Для отлаженной работы составляется штатное расписание, где указывают всех сотрудников: настоятеля, священника, диаконов, свечниц, уборщиц, звонарей. Строго установленной границы окладов для служителей церкви нет. Могут быть рекомендованные нормы с опорой на ТК РФ. Минимальный оклад стараются делать не ниже установленного государством прожиточного минимума.

Второе по объему направление расходования средств — приобретение необходимых для храма товаров. Здесь вступают в силу правила рыночной экономики. Настоятель пытается совершать покупки по наиболее приятной цене. Стоимость литургических наборов, кадил и других предметов для богослужения достигает десятков и сотен тысяч рублей.

Если приход имеет много денег, то он может потратиться на замену или изготовление нового иконостаса. Это стоит от 1,5 до 10 млн. рублей. Но даже богатые приходы редко делают такие покупки. В деревенских небольших церквях иконостас могут вообще распечатать на фотобумаге. Издалека будет непонятно, иконы это или репродукции.

Пожертвования на храм

Из чего состоит доход священника

Рабочий день служителя часто не нормирован. На утреннюю службу необходимо прийти к 7–8 утра, заканчивается она примерно в 11 часов. Далее — работа с прихожанами и другие обязанности.

Доход священника формируется из оклада и денежных средств за проведенные требы. Размер пожертвований за богослужения на заказ устанавливает настоятель. Некоторые храмы выставляют список цен у входа, чтобы все могли с ним предварительно ознакомиться. В других случаях люди сами интересуются, сколько должны.

Тогда священник может назвать размер пожертвования или сказать «Сколько можете подать». В таких случаях человек часто начинает переживать, что ошибется с оценкой, и дает большую сумму. Если говорить о границах, то одна треба может стоить от 500 до 30 000 рублей.

Зарплата священника за месяц может варьироваться от 20 000 до 200 000 рублей. Начинающие зарабатывают мало. Как правило, около 20 тысяч на требах и 15 — в качестве оклада. У настоятеля доход больше. В Москве 200 тыс. может быть не максимальной, а средней зарплатой служителя.

В центральных храмах по городам настоятель может получать от 1 млн. руб.

Каковы светские расходы священников

Личное жилье они оплачивают самостоятельно. Редкие богатые храмы имеют служебные квартиры для своих работников. Такое встречается в качестве исключения.

На еду может уходить около 15–20 тысяч рублей. Зависит от региона. Как правило, расходы на пропитание небольшие, потому что часть продуктов можно взять в церкви. Люди приносят их за проведение обрядов поминовения. Часто есть в доступе крупы, хлеб, растительное мало, конфеты, кагор.

Что касается одежды. Ряса и подрясник изнашиваются достаточно медленно, поэтому их покупают раз в 5–10 лет. Они стоят 15 и 10 тысяч рублей соответственно. Облачение священника и другие специфические аксессуары приобретаются за счет прихода.

Многие священнослужители посещают спортзал. Это не просто забота о здоровье, а жизненная необходимость. Богослужения идут много часов, в течение которых нужно стоять практически без движений. Это требует физической силы и выносливости. Со временем начинает болеть поясница и появляются другие проблемы со здоровьем.

Поэтому нужно следить за физическим состоянием.

По нормам ТК РФ служителям также положен полноценный отпуск 28 дней. Важно заранее условиться, чтобы даты не совпали с другим священником, который его заменит. Место и тип отдыха можно выбирать на свое усмотрение. По достижении пенсионного возраста необязательно уходить со своей должности. Не запрещается работать до глубокой старости.

Уйти из церкви может вынудить состояние здоровья или другие серьезные жизненные обстоятельства.

Источник: moneyzz.ru

Деньги во славу Божию. Как финансируется РПЦ

Патриарх Кирилл

События последних дней дали новую почву для размышлений на тему Русской православной церкви. Московский патриархат получил приходы в Западной Европе и ушел на длинную дистанцию в отношениях с греками. Этот факт можно расценивать не только с внешнеполитической точки зрения, но и… с финансовой. РПЦ считается совсем не бедной структурой, а с расширением «географии присутствия» бюджет, вероятно, еще больше скорректируется. «ФедералПресс» провел собственное расследование и выяснил, как финансируется православная церковь, на чьи деньги ремонтируют храмы, кто платит зарплату священникам и из-за чего европейцы готовы судиться с нашими иерархами. Подробности – в материале нашего агентства.

Читайте также:  Как улучшить бизнес в торговле

Цена «победы»

Недавно Русская православная церковь отмечала триумф: к московскому патриархату присоединились приходы в Западной Европе. «Речь идет о том, что архиепископия русских приходов в Западной Европе (большей частью духовенство) воссоединилась с Русской церковью. Таково было желание ее основателя – митрополита Евлогия (Георгиевского). Это большой естественный шаг, которого многие ждали», – отмечает протоиерей Всеволод Чаплин.

Священнослужитель признал, что присоединение далось нелегко. «Были выходцы из старой интеллигенции, которые с подозрением относились к современной России. Но парижская богословская школа всегда славилась большей либеральностью», – отметил отец Всеволод. По его словам, мигранты последних лет из стран постсоветского пространства уже не думают о том, что церковь в современной России какая-то «неправильная». Поэтому давний разговор о присоединении теперь решился в пользу Москвы.

Чаплин считает, что несогласных присоединиться к Москве, скорее всего, ждет незавидная участь: «Небольшие приходы просто растворятся под руководством Константинополя или других церквей».

В то же время священник отмечает, что и в самой России неоднозначно отнеслись к присоединению. Некоторые опасаются слишком большого влияния европейских модернистов на нашу церковь. Но этого, уверен отец Всеволод, не произойдет.

Как это часто бывает, без ложки дегтя не обошлось. По словам историка и религиоведа Константина Михайлова, экономические выгоды от присоединения если и есть, то это «вопрос второстепенный». «Русская православная церковь находится в сложном положении. На прошлой неделе патриарх Александрийский и всей Африки признал Украинскую православную церковь, то есть занял в этой дискуссии не сторону Москвы», – прокомментировал Михайлов.

Но «на фоне того, что происходит на Украине, включая поддержку Александрийской церкви, западноевропейские приходы – не такой уж большой успех», считает христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко.

По словам ученого, к РПЦ присоединились не все приходы, а около 40 %. Эксперт прогнозирует «целый ряд затяжных судов». Те, кто не поддержал присоединение, будут оспаривать права на собственность объектов недвижимости западноевропейской церкви, чтобы они не перешли под контроль московского патриархата. А речь идет о крупнейших храмах и земельных участках. К примеру, отмечает Семенко, «назревает большой судебный процесс, касающийся судьбы собора Александра Невского в Париже».

Выгода РПЦ от присоединения зарубежных приходов есть. Но это не «игра в одни ворота». Вкладывает ли сам московский патриархат средства в иностранные церкви, доподлинно не известно, но вот государство вливает деньги в них активно.

Зачастую, конечно, не напрямую из бюджета. Например, Московский центр международного сотрудничества потратил почти миллион бюджетных рублей летом прошлого года на «помощь приходам Русской православной церкви за рубежом в приобретении церковной утвари и литературы». Данные опубликованы на сайте госзакупок. Почти 300 тысяч было потрачено тем же центром в октябре этого года на закупку утвари и литературы в церкви Кишинева, 200 тысяч рублей для тех же целей выделено церкви в городе Резекне (Латвия), 635 тысяч рублей – в Магдебурге (Германия) и почти полмиллиона ушло приходу в Дублине (Ирландия).

Однако это мизерная часть затрат. По словам источника «ФедералПресс» в РПЦ, речь о куда больших суммах. «Сотни тысяч проводятся через различные фонды и организации международного сотрудничества. Госбюджет России оказывает существенную финансовую помощь РПЦ за рубежом», – рассказал источник.

Несмотря на это, как рассказал «ФедералПресс» протоиерей Всеволод Чаплин, у приходов в Западной Европе больше самостоятельности. «Архиепископии в Западной Европе дано право выбирать своего иерея. Такая практика есть и в Эстонии, и в ряде других стран. Да, в этом случае есть некоторая опасность влияния на выбор епископа политических и финансовых элит.

Но такие угрозы легко преодолеваются, когда есть подлинный церковный дух. А единичные квазилибералы из парижской школы погоду не сделают», – считает священник.

Экономика веры

Юридически Русская православная церковь относится к религиозным НКО. То есть она не облагается налогом и имеет право на льготы. В их числе такие «бонусы», как право бессрочной аренды государственной земли, за которую церковь не платит.

«В России храмы и земля под ними находятся в бессрочной аренде у государства. В Молдавии же есть целый ряд приходов, где земля и недвижимость являются частной собственностью либо принадлежат общине», – отметил научный сотрудник Владимир Семенко.

Работник епархии на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», как устроены финансовые схемы в церкви. По его словам, сумма устанавливается на основе возможностей того или иного прихода. Епархиальное управление собирает деньги со всех и дальше распределяет в соответствии с определенными «коэффициентами». Какой-то церкви достается больше средств, какой-то меньше. Часть суммы отчисляется в Москву.

«Каждый приход имеет четкий план (заработка). Ряд церквей этот план выполняет легко, ряд – с трудом, отсюда и разница в благосостоянии батюшек. Четкого контроля за тем количеством денег, которые зарабатывают храмы, нет», – добавил епархиальный работник.

Религиовед Владимир Семенко подтверждает эту схему. «По неофициальным правилам у нас в среднем 20 % должно переводиться в центральные церковные органы», – рассказал Семенко.

Чтобы выполнить план, каждый старается как может. В туристических зонах зарабатывают на сувенирах (нередко из Китая). Во многих монастырях Москвы и других городов любой светский человек может пообедать в трапезной, купить местную косметику. Еще один источник доходов – паломники. Не секрет, что паломничество обходится дешевле обычного светского тура по тем же местам.

Но самую большую прибыль приносит привоз крупных святынь с международным статусом: паломнические поездки и продажа предметов культа приносят в такие дни баснословную прибыль.

Золотой крест, купленный в храме, обычно в два-три раза дороже, чем такой же крестик в ювелирном магазине. От чего это зависит? Просто стоимость устанавливает сам приход. То же самое касается свечек, себестоимость которых копейки, а продаются они за десятки, а то и сотни рублей. Впрочем, так не везде.

«Например, в Новоспасском монастыре (в Москве) за записки и свечи нет фиксированной платы. Есть ящик – опускайте сколько можете. А на сорокоуст (поминовение 40 дней подряд) или годичное поминание установлена определенная плата. Это зависит от местного руководства, как и зарплата священника», – рассказал религиовед Владимир Семенко.

Кстати, Семенко называет большой иллюзией то, что все священнослужители много зарабатывают. Служение в храме Христа Спасителя – одно дело, где-то в глубинке – другое. Есть приходы, где священники вообще оплаты не получают. Формально зарплата священника должна устанавливаться приходским собранием, и в центральной России действительно эта система строго выстроена. Но никакой правящий столичный архиерей не будет определять зарплату священника в регионах – там все-таки размер платы зависит от возможностей общины.

Более того, как сообщил Владимир Семенко, в России нет пенсий для священников. Социальное расслоение, характерное для России, проявляется и в церкви. «Даже в центре Москвы есть ряд приходов, где священники после выхода на пенсию выживают как могут. Например, за счет родственников. Есть узкая прослойка церковной сверхбогатой бюрократии, остальные живут бедно», – отмечает эксперт.

Читайте также:  Как начать свой лизинг бизнес

Так не во всех странах. К примеру, в Греции православные священники имеют статус госслужащих, получают оклады, надбавки и пенсии и отчитываются о доходах.

Сложно судить, способно ли государство контролировать доходы и расходы религиозных организаций. Скорее нет, чем да. Но и сама церковь не может гарантировать подконтрольность денежных потоков в разных приходах.

А еще можно вспомнить банк «Пересвет», который в свое время СМИ связали с РПЦ и патриархом Кириллом. Еще в 1992-м «Пересвет» был «дочкой» Торгово-промышленной палаты. Тогда он еще назывался «Экспобанк». «Структуры финансово-хозяйственного управления (ФХУ) РПЦ стали владельцем почти контрольного пакета банка – 49,99 %. Патриарх после избрания из совета директоров вышел, однако в него входил глава ФХУ РПЦ, викарий патриарха Тихон (Зайцев)», – отмечается в одном из журналистских расследований.

В 2015 году представители РПЦ покинули совет директоров. Позже банк обанкротился. Однако сайт «Пересвета» (вероятно, как и банк) работает и сейчас, притом регулярно обновляется.

«Светское» государство

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, на начало 2019 года в России насчитывалось 38,5 тысячи приходов, в том числе около 900 приходов ближнего и дальнего зарубежья (до присоединения). За последние 20 лет количество приходов значительно выросло. Например, в Москве даже реализуется целевая программа «200 храмов». Суть ее в том, чтобы в каждом районе города была своя церковь.

Правда, по словам эксперта Владимира Семенко, «в одних районах строят большие презентабельные церкви, в других – маленькие типовые здания». Однако при этом, как отмечает историк и религиовед Константин Михайлов, «посещаемость церквей в нашей стране довольно низкая».

Кстати, есть на сайте госзакупок и тендеры на строительство новых храмов на территории военных частей за счет средств Минобороны.

Несмотря на то что по Конституции в России церковь отделена от государства, власти активно помогают РПЦ. Согласно расследованию РБК, в 2012–2015 годах православная церковь и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд рублей (в среднем это 4,6 млрд рублей в год). Как сообщает источник в церковных кругах, финансирование сохраняется и даже растет.

Значительные средства идут по линии Минкульта России. Финансирование предусмотрено в рамках нацпроекта «Культура». На реализацию этого проекта в России на ближайшую пятилетку планируется выделить свыше 100 млрд рублей: просто многие старые храмы являются памятниками архитектуры, объектами культурного наследия.

Мониторинг сайта госзакупок показывает, что почти все храмы в России ремонтируются за счет федерального бюджета. Например, от 5,6 млн рублей и выше стоит только разработка проектно-сметной документации на реконструкцию храма. Отремонтировать крышу или пол в храме Санкт-Петербурга – от 20 миллионов. Реставрация церкви фактически из руин в Свято-Троицком скиту – около 26 млн рублей. Во всех случаях заказчик – Министерство культуры России.

Между тем сегодня в России насчитывается около шести тысяч заброшенных церквей, которые остались вне поля внимания государства. Старые храмы восстанавливаются очень медленно и не везде, да и то лишь за счет благотворительных фондов, частных организаций, редко – за счет бюджета. Причина банальна – в вымирании деревни.

Например, в Калужской области стоит одна отреставрированная колокольня и стенд с информацией о том, что до революции тут было цветущее место со своим храмом, школой, больницей, полицейским участком. А теперь три покосившиеся избы и животноводческий комплекс, который и восстановил колокольню да табличку добавил. Какой смысл тут восстанавливать храм?

Есть священники, которые, не получая никакой зарплаты, сами ищут деньги, чтобы «на своем энтузиазме консервировать старинные храмы до лучших времен». Они верят, что с маленькой деревни начинается Россия, а в древнем храме когда-то еще зазвенит колокол. «Это по сути святые люди. Но сказать, что их сильно поддерживают из центра, я не могу, – отмечает Семенко. – Сама община не может содержать храмы и строения. В определенный момент приходит носитель финансового ресурса (спонсор. – Прим. ред.) и оплачивает строительство и реконструкцию».

Администрации ряда регионов также выделяют средства областных бюджетов на организацию паломнических поездок православных верующих. Кроме того, во многих городах православные школы носят статус муниципальных учреждений, следовательно, получают средства из бюджета. На сайте госзакупок есть такие тендеры: закупка оргтехники для нужд муниципальной православной гимназиив Звенигороде, размещенная в октябре 2019 года, проведение Соловецкого православного форума (тендер на 5 млн рублей размещен в июле 2019 года), благоустройство территории у частной православной гимназиив Гусь-Хрустальном (первый этап) – 8,6 млн рублей. Активно выделяются бюджетные средства для закупки православной литературы в библиотеки вузов, а в отдельных случаях – на написание церковных книг.

Государственную поддержку РПЦ отрицать нельзя. Вместе с тем эксперты говорят о «некотором перекосе». «Я не могу давать этому этических оценок, однако тот факт, что государство помогает реконструировать храмы РПЦ, но не помогает баптистам, к примеру, смотрится несколько удивительно», – отмечает эксперт Константин Михайлов.

Другими словами, в России на протяжении последних 20 лет так или иначе поддерживаются четыре традиционные религии. Однако православная церковь находится в привилегированном положении – именно ей идет основное финансирование. По словам религиоведа Владимира Семенко, понятно, почему: руководство страны не будет игнорировать крупную влиятельную структуру, ведь большинство россиян все-таки идентифицируют себя с православием.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин, kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».

Источник: fedpress.ru

На все доля Господа Как религиозные организации занимаются бизнесом и богатеют

Церковь Англии, управляющая активами на 7,9 миллиарда фунтов стерлингов, сообщила о доходе от инвестиций в размере 17,1 процента. По итогам прошлого года церковь оказалась самым успешным британским инвестором. Другие конфессии тоже редко рассчитывают исключительно на пожертвования прихожан. Чтобы успешно заниматься духовной деятельностью, надо зарабатывать. «Лента.ру» ознакомилась с бизнес-стратегиями религиозных учреждений.

Даром не снисходит

Отношение к деньгам и материальному достатку в доктринах разных конфессий сильно различается. Некоторые постулируют, что накопление материальных благ — зло. Другие относятся к богатству спокойно, считая его не более чем инструментом для совершения добрых дел. Третьи поощряют стремление к достатку.

По данным социологической службы Pew Research, наибольшая доля богатых людей (с годовым доходом более 100 тысяч долларов) у евреев (44 процента), индуистов (36 процентов) и православных христиан (29 процентов). Меньше всего богатых среди «Свидетелей Иеговы» (4 процента; организация запрещена в России). У неверующих средний показатель — 21 процент.

Материалы по теме:

Полумесяц без процента Кому нужны исламские банки в России

Полумесяц без процента Кому нужны исламские банки в России
23 июля 2015

Так или иначе, у религиозных организаций есть собственность, которую надо обслуживать и ремонтировать, а также штат сотрудников, которым надо платить зарплату. То есть без финансово-хозяйственной деятельности никак не обойтись. Что касается поступлений, то самый естественный источник дохода церквей — добровольные пожертвования как рядовых прихожан, так и особо состоятельных.

Также организации взимают плату за исполнение различных религиозных обрядов и торгуют предметами, связанными с культом. Но, как правило, этих источников недостаточно, особенно если учреждениям приходится содержать большие здания, многочисленный персонал и проводить пышные обряды. В этом случае церквям приходится вести непрофильный бизнес, доход от которого направляется на поддержание основной деятельности.

Читайте также:  Социальные коммуникации бизнеса это

Для организации, аккумулирующей большие объемы средств, вполне естественной является банковская и инвестиционная деятельность — ведь деньги надо не только перераспределять, но и управлять ими. Если есть какие-то запасы, которые можно потратить не сразу, — значит, их необходимо вкладывать.

Здесь также встает проблема правильного, с точки зрения доктрины той или иной конфессии, вложения средств. Мусульмане считают неприемлемыми ссуды под проценты. Также они не вкладывают в компании, производящие свинину, алкоголь или связанные с развлекательной индустрией.

Христианские инвесторы не покупают акции компаний, зарабатывающих на продаже оружия, табака и азартных играх. Католики воздерживаются от инвестиций в бумаги производителей контрацептивов. У каждой структуры — свои правила инвестирования и ведения бизнеса.

Пожертвования — далеко не единственный источник доходов религиозных учреждений

Папа мне купил

Бюджет Ватикана превышает 300 миллионов долларов. Один из источников дохода города-государства — отчисления от арендной платы за земли, принадлежащие церкви в католических странах всего мира. По сути это десятина. Кроме того, в папскую казну поступают доходы от туризма —оплата экскурсий, выручка от продаж почтовых марок, сувениров, печатной продукции, а также от чеканки монет. Но это скорее «профильный» бизнес католической церкви.

Из поступлений, не связанных с основной деятельностью, следует назвать операции Банка Ватикана с недвижимостью и, соответственно, рентный доход. Речь идет о двух тысячах квартир и домов по всей Италии. Есть недвижимость и в других странах — Франции, Швейцарии, Великобритании. Общий объем активов, которым распоряжается папский банк, составляет примерно 1 процент от суммы активов всех кредитных организаций Италии (это около 4 миллиардов долларов). Собственной индустрии и сельского хозяйства в микрогосударстве нет, но оно успешно инвестирует капиталы в промышленность Италии и других стран.

В мире существуют католические инвестфонды (Ave Maria Growth Fund, Ave Maria Rising Dividend Fund, BlackRock Charifaith CIF-ACC и другие), которые демонстрируют весьма неплохую доходность: 10-16 процентов годовых. Такие фонды следуют достаточно агрессивной стратегии инвестирования и не боятся вкладываться в рискованные бумаги.

Католическая церковь устроена так же, как транснациональная корпорация. Ватикан — это центральное отделение, которое управляет 3127 территориальными подразделениями (диоцезами) в 157 странах. Каждый диоцез представляет собой отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом.

Они связаны с центром только с точки зрения церковного права, таким образом вся финансовая ответственность лежит только на территориальном отделении. Так, когда в США разразился скандал, связанный с сексуальным насилием со стороны католических священников, обанкротились 11 диоцезов: они потратили деньги на выплаты компенсаций жертвам. Но этим ответственность и ограничилась, церковь в целом по данному делу не отвечала.

Католическая церковь США — самая обеспеченная. Она насчитывает 88 миллионов приверженцев (четвертое место в мире). Американские епархии контролируют 60 процентов всех финансов католической церкви. В разное время Католическая церковь Штатов владела тремя крупными банками. Нью-йоркский Franklin National Bank рухнул в 1974 году.

Говорят, что он был вовлечен в отмывание преступных доходов. Управляющий банком Майкл Синдона вскоре после краха финучреждения был отравлен в тюрьму. Continental Bank of Chicago в начале 1980-х годов через дочернюю компанию задолжал японцам около 20 миллиардов долларов и вскоре перешел под контроль других владельцев. Основанный в Калифорнии Bank of America также долгое время контролировался католической церковью, однако из-за проблем с долгами тоже перешел к другим хозяевам.

И сейчас крупные доли в энергетических компаниях США принадлежат непосредственно Ватикану (в частности, Commonwealth Edison и Florida Power), а американская католическая церковь вложила более 100 миллионов долларов в акции нефтегазовых компаний. Кроме того, кардинал Нью-Йорка известен как крупнейший владелец недвижимости на Манхэттене.

Ватикан зарабатывает и на продаже сувениров

Бизнес последних дней

Организация мормонов активно вкладывает средства в бизнес и недвижимость. Церкви принадлежит медиакомпания Bonneville International, книгоиздательская фирма Deseret Book Company, а также скотоводческие ранчо в Юте, Флориде и Канаде.

В 2012 году мормонская церковь открыла в Солт-Лейк-Сити торговый центр City Creek, строительство которого обошлось примерно в 2 миллиарда долларов. Это здание с выдвижной стеклянной крышей, 5 тысячами подземных парковочных мест и почти сотней магазинов и ресторанов располагается прямо через дорогу от культового неоготического храма церкви.

Торговый центр — лишь часть обширной корпоративной империи мормонов, которая, по словам руководства церкви, способствует распространению ее миссии, повышению экономической самообеспеченности и строительству Царства Божьего на земле. «Мы уделяем внимание не только духовности, но и материальному достатку, — поясняет один из мормонских лидеров Кейт МакМуллин. — Мы считаем, что человек, который обеднел, не может расцвести духовно».

Церковь мормонов строится по принципу компании, принадлежит и управляется Корпорацией президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. И хотя это юридическое лицо, фактически она принадлежит одному человеку — лидеру мормонов Томасу Монсону, который почитается его последователями как пророк.

Торговый центр City Creek — один из важнейших элементов бизнес-империи мормонов

Англиканский менеджмент

Ежегодные доходы Церкви Англии составляют немногим менее 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Это чуть больше доходов McDonald’s в Великобритании и втрое больше, чем у сети кофеен Starbucks. Причем почти половину составляют поступления от прихожан, которые вносят ежегодно порядка 500-700 миллионов фунтов стерлингов.

Большая часть остальных поступлений приходится на инвестиционный фонд объемом 6 миллиардов фунтов (тот самый, который оказался самым успешным инвестором в Соединенном Королевстве). Также небольшая часть поступает от сборов за свадьбы и похороны.

Церковь Англии нередко выступает с социально ориентированными заявлениями. Например, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби регулярно критиковал правительство, поощряющее капиталистов, и призывал обеспечить всем рабочим МРОТ в размере 8,25 фунта стерлингов в час. В то же время он признавал, что англиканская церковь вплоть до 2014 года платила некоторым своим сотрудникам меньше.

Золотые купола

Если рассматривать Русскую православную церковь как корпорацию, она вполне напоминает католическую: единый центр, координирующий деятельность территориальных отделений, которые формально финансово независимы.

Доходы от «профильной» деятельности церкви — оплата проведения обрядов и поступления от продажи религиозной литературы, — по разным оценкам, составляют около 6 миллиардов рублей в год. Эти доходы налогом не облагаются. Структура поступлений и расходов РПЦ закрыта.

Материалы по теме:

Полный аминь Банк РПЦ гибнет из-за паники вкладчиков, пресс-службы и крымских татар

Полный аминь Банк РПЦ гибнет из-за паники вкладчиков, пресс-службы и крымских татар
24 октября 2016

В то же время доходы церкви складываются в том числе и из поступлений от коммерческих предприятий. Такие доходы, согласно экспертным оценкам, составляют 55 процентов от бюджета организации. Спонсорские пожертвования — около 40 процентов.

Также церковь управляет своими временно свободными средствами, размещая их на депозитных счетах, и вкладывает в ценные бумаги (в том числе государственные). Известен аффилированный с РПЦ банк «Пересвет», который занимал 41-е место по размеру активов в банковской системе России. Московский патриархат РПЦ владел 49 процентами акций «Пересвета».

У кредитной организации была обнаружена «дыра» в капитале на 5 миллиардов рублей. Похожая ситуация наблюдалась в рухнувшем в начале 2016 года Эргобанке, который обслуживал множество структур РПЦ. Кроме того, церковь субсидируется государством. Так, в бюджете 2016 года на нужды РПЦ выделялось порядка миллиарда рублей.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин