Какой государственный орган уполномочен регистрировать индивидуальных предпринимателей

Орган, осуществляющий государственную регистрацию Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган).

Какие органы осуществляют регистрацию индивидуальных предпринимателей?

Какой орган осуществляет регистрацию индивидуальных предпринимателей Регистрировать ИП уполномочены сотрудники налоговой инспекции. При этом важно не ошибиться с выбором конкретной ИФНС: в общем случае место регистрации индивидуального предпринимателя определяется по месту жительства (по прописке) физического лица.

Каков порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей?

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту его жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте.

Форма документов для государственной регистрации юридических лиц

Какие нужны документы для регистрации общественной организации?

  • заявление о регистрации общественной организации (форма № РН0001);
  • устав (если есть, учредительный договор);
  • протокол о создании общества;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • подтверждение юридического адреса;

Что нужно для создания организации?

  1. Заявление о регистрации ООО по форме Р11001.
  2. Договор о создании ООО (между физ. лицами)
  3. Приказ о вступлении генерального директора вв должность
  4. Протокол собрания учредителей о создании ООО
  5. Решение о создании ООО с одним учредителем
  6. Устав ООО

Как открыть региональное отделение общественной организации?

По сути регистрация регионального отделения юридического лица — это процедура создания новой некоммерческой организации – общественной организации. То есть необходимо подготовить пакет документов такой же, как и для регистрации общественной организации – Устав, Заявление по форме Р11001, протокол о создании.

Какие есть общественные объединения?

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Чем фонд отличается от общественной организации?

Участники общественной организации могут осуществлять свои права только лично. Членство в общественной организации не отчуждаемо (пункт 3 статьи 123.

Что такое региональная общественная организация?

Нормативные акты: Региональная общественная организация «Об общественных объединениях»Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Особенности оформления документов при государственной регистрации создания юридического лица

Нужно ли регистрировать общественную организацию?

Эксперт поясняет, что создание общественной организации без образования юридического лица требует лишь принятия решения на общем собрании, после чего допустимо осуществлять общественную деятельность. . — Серьезные общественные структуры предпочитают регистрировать свои организации в качестве юридических лиц».

Где нужно регистрировать общественную организацию?

Регистрацию производит уполномоченный орган государственной власти — Министерство юстиции. Чтобы зарегистрировать устав в Минюсте, учредители обязаны подать документы на регистрацию не позже трех месяцев со дня проведения учредительного собрания. Передают пакет документации лично или через портал госуслуг.

Стоит почитать

  • Какую работу выполняет головной мозг в организме человека?
  • Что такое особое мнение судьи?
  • На каком счете отражаются доходы?
  • Что делает текстовый процессор?
  • Зачем подписывать согласие на медицинское вмешательство?
  • Что такое Тимолептическое действие?
  • Что будет если нарушить надзор?
  • Что является предметом гражданского процесса?
  • Что такое миссия организации?
  • Каковы основные способы размножения дрожжей?

Похожие вопросы

  • Какой вид принтера сжигает порошок?
  • Что такое организационный менеджмент?
  • Какие существуют языковые единицы?
  • Что является ячейкой статической памяти?
  • Что относится к количественным показателям?
  • Что такое экономическая полезность благ?
  • Какие основные проблемы изучает социальная психология?
  • Какой тканью образованы скелетные мышцы в чем особенность их сокращения?
  • Что такое рентный доход?
  • Что такое прямой действительный ущерб и упущенная выгода?

Источник: questions.students-library.com

Публичное право и экономика

Государством устанавливаются общие правила создания (учреждения) субъектов экономической деятельности, а специальными государственными органами осуществляется их государственная регистрация.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация лица означает признание субъекта права и его статуса. Целями государственной регистрации называют:

  • государственный контроль ведения хозяйственной деятельности;
  • получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота 1 См.: Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. № 1. .

Согласно закону государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

В.В. Залесский толкует природу этих актов как гражданско-правовую, «так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица как участника гражданского оборота» 2 Залесский В.В.

Постатейный комментарий к закону о государственной регистрации юридических лиц // Право и экономика. 2002. № 2. С. 9. . Однако акт государственного органа власти по определению не может быть гражданско-правовым, он способен лишь порождать в дальнейшем гражданские права и обязанности или влиять на них. Именно этот смысл заложен и в ст. 8 ГК РФ, предусматривающей возникновение гражданских прав и обязанностей из актов государственных органов и органов местного самоуправления. В акте государственной регистрации находят отражение и контрольные полномочия органа исполнительной власти, который проверяет достаточность оснований (но не целесообразность) возникновения субъекта гражданского права, изменения его состояния или ликвидации.

В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба и ее органы. Ее результаты отражаются в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Однако рассмотренный закон распространяется не на все виды юридических лиц, поскольку «федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц» (ст. 10).

Так, в отношении торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, которые могут обладать, а могут и не обладать правами юридического лица, действует специальный порядок регистрации (в органах Министерства юстиции). Кроме того, особый порядок регистрации предусмотрен в отношении кредитных организаций (в Центральном банке РФ). В любом случае такая регистрация осуществляется во взаимодействии с налоговой службой, а государственной регистрацией юридических лиц является акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти (или субъекта со смешанным статусом — ЦБ РФ), принятие которого регулируется административным правом.

Особые правила государственной регистрации действуют в отношении иностранных организаций. Вообще, для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены определенные изъятия (отступления) из общего порядка (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительного характера (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующего характера (льготы в интересах социально-экономического развития России).

Читайте также:  Как зарегистрировать бренд и логотип в России ИП

Если иностранная организация создает в России юридическое лицо по российскому праву, то порядок будет общим. Однако регистрация филиала или представительства иностранного юридического лица происходит иначе. Легализацию представительств иностранных юридических лиц осуществляют разные государственные органы власти. Этот процесс регламентируется на подзаконном уровне.

До сих пор в России не отменено Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 30 ноября 1989 г. (заметим, что в отношении кредитных организаций утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций от 7 октября 1997 г.). Уже в первом пункте названного Положения заложен принцип множественности государственных органов, принимающих участие в регистрации (в зависимости от вида деятельности иностранной фирмы).

Принцип множественности регистрирующих органов в какой-то мере сохраняется и сегодня. Вычленить государственные органы, которые осуществляют аккредитацию представительств иностранных юридических лиц, возможно из анализа положений о конкретных органах исполнительной власти, а также действующего законодательства. Результаты такого анализа представлены в таблице.

Орган, осуществляющий аккредитацию иностранного субъекта
Нормативный акт Содержание полномочия
Центральный банк РФФедеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ -0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»Банк России осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации (ст. 52)
Торгово-промышленная палата РФЗакон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»ТПП РФ выдает разрешения на открытие в РФ иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово- промышленных палат (п. 3 ст. 15)
Министерство юстиции РФУказ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»Минюст выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций (пп. 46 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ)
Федеральное агентство воздушного транспортаПостановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта»Агентство осуществляет аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации (п. 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта)
ФГУП «Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ»Приказ Минюста от 16 ноября 2005 г. № 220Регистрационная палата осуществляет аккредитацию представительств и филиалов иностранных компаний на территории Российской Федерации и ведение их сводного государственного реестра

Из таблицы становятся наглядными недостатки нынешней системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц:

  1. наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов (так, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляет ТПП РФ — негосударственный орган);
  2. субъекты, осуществляющие аккредитацию, не всегда являются органами государственной власти (например, ЦБ РФ, ТПП РФ). При этом последствия аккредитации всегда одинаковы — это акт легализации, форма официализации статуса иностранного субъекта на территории России;
  3. как правило, аккредитации подлежит представительство, а не филиал (в отличие от предшествующего законодательства). Правда, ТПП РФ выдает просто разрешения на открытие;
  4. процесс легализации иностранного субъекта на территории России проходит либо как аккредитация, либо как выдача разрешения на открытие;
  5. не существует единого и равного для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования — в отношении ТПП РФ и Банка России действуют федеральные законы, в отношении остальных — подзаконные акты;
  6. жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами 3 См.: Еремеишвили Л.A. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120. . Следовательно, мы не можем полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц.

Вывод очевиден — система аккредитации представительств иностранных фирм в России нуждается в унификации.

Следует иметь в виду, что разрешение и аккредитация — разные понятия. В теоретическом ракурсе вопрос разрешается следующим образом. Посредством разных по своей сути разрешительных методов (государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация, аттестация) государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.

Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению». При этом разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований 4 См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. 2000. № 8. С. 22-24. . Таким образом, разрешение выступает более широким понятием по отношению к лицензии. Аналогичным образом решается вопрос о соотношении понятий выдачи разрешений и аккредитации: аккредитация — частный случай выдачи разрешения.

В целом необходимо отмстить, что процедура государственной регистрации коммерческих организаций за прошедшие годы существенно упростилась и приблизилась к уведомительному порядку. Из процедуры регистрации исключено проведение правовой экспертизы документов на предмет их соответствия законодательству. «Это означает, что в случае представления всех предусмотренных законом документов создаваемая организация должна быть зарегистрирована даже при условии несоответствия поданных документов нормам российского законодательства» 5 Чумакова О. В. Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения // Законы России.

Читайте также:  Как заключить договор между ИП и физ лицом на оказание услуг

Опыт. Анализ. Практика. 2008. N° 8. С. 56. . Законодатель установил довольно жесткую по отношению к регистрирующему органу процедуру принятия и рассмотрения документов, максимально ограничив административную дискрсцию.

Государственная регистрация юридических лиц — проявление легализующих функций государства. Практически каждый юридический факт, определяющий возможности участия субъектов экономической деятельности в различного рода правоотношениях, фиксируется государством посредством осуществления государственной регистрации. Основным способом выполнения этой функции является ведение государственных кадастров, реестров и регистров. Из многочисленных нормативных актов, издаваемых самыми различными органами федеральной власти по вопросам ведения реестров и кадастров, тяжело составить даже подобие системы (отметим, что выделенные нами ниже категории объектов процитированы из действующего законодательства и потому не всегда корреспондируют с научной классификацией).

Итак, в области экономики осуществляется государственная регистрация:

  1. общая регистрация — налогоплательщиков; российских юридических лиц; юридических лиц с иностранным участием; кредитных организаций и кредитных организаций с иностранным участием; индивидуальных предпринимателей;
  2. специальная регистрация субъектов, ведущих определенную деятельность или обладающих какими-либо специфическими характеристиками — субъектов естественных монополий (в топливно-энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте); организаций, имеющих право осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения; банков, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами; финансово-промышленных групп;
  1. объектов прав — недвижимости; земли; федерального имущества; ценных бумаг; облигаций ЦБ РФ;
  2. продукции и иных результатов деятельности — опасных производственных объектов; гидротехнических сооружений; основного технологического оборудования для производства этилового спирта; изделий медицинского назначения и медицинской техники; денатурированного этилового спирта; новых пищевых продуктов, материалов и изделий;
  3. сделок — сделок с недвижимостью; контрактов, по которым предоставляются льготы в отношении уплаты ввозных таможенных пошлин; сделок с рыбопромышленными судами;

параметров — показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий; показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

лицензий (мы понимаем, что по своей сути это есть реестр субъектов, ведущих определенную деятельность, однако законодательство оперирует понятием именно реестра лицензий).

Добавим, что функциями по государственной регистрации и ведению различных реестров обладает практически каждый федеральный орган исполнительной власти. Ведутся реестры аэропортов, регистр гидротехнических сооружений, реестр пользователей водных биологических ресурсов, СМИ, объектов культурного наследия, уникальных документов и пр.

Имея теперь представление о масштабах и многообразии деятельности по государственной регистрации, обратимся к определению этого института.

Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками:

  1. установление се требований и процедур прежде всего законами;
  2. государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;
  3. обязанность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;
  4. обладание юридико-информационной ценностью.

Источник: isfic.info

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Комментарий к статье 2
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Орган исполнительной власти не может быть абсолютно незаинтересованной структурой, осуществляющей всего лишь фиксацию определенных фактов. Помимо собственно регистрации организации в качестве юридического лица, орган исполнительной власти осуществляет контрольные функции, проверяя достаточность оснований (но не целесообразность) появления нового субъекта гражданского права при учреждении юридического лица, проверяя правомерность иных действий, подлежащих государственной регистрации для придания им юридической силы. В действиях регистрирующего органа реализуются функции исполнительной власти.
На то обстоятельство, что государственная регистрация юридического лица должна осуществляться органом исполнительной власти, обращал внимание Высший Арбитражный Суд РФ в своем информационном письме от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357. ВАС РФ указал, что регистрация организаций и предпринимательской деятельности граждан осуществляется местной администрацией, а не Советом народных депутатов.
При рассмотрении споров, связанных с учреждением предприятий, возник вопрос о том, вправе ли местная администрация производить государственную регистрацию предприятий, если п. 1 ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрено, что такую регистрацию осуществляют районный, городской, районный в городе Совет народных депутатов.

Так, кассационная коллегия областного арбитражного суда оставила без удовлетворения жалобу товарищества с ограниченной ответственностью на решение суда, которым акт регистрации этого товарищества признан недействительным. Одним из оснований для принятия такого решения явилось то, что регистрация товарищества произведена администрацией, а не Советом народных депутатов.

Однако в данном случае необходимо иметь в виду, что принятым позднее Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» полномочия по регистрации предприятий предоставлены районной, городской и районной в городе администрации (п. 5 ст. 57; п. 5 ст. 68 и п. 3 ст. 78).

Поэтому вывод арбитражного суда о нарушении порядка регистрации товарищества по указанному выше основанию является ошибочным.
Несмотря на четкое указание ст. 51 ГК о том, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, Закон дает общую формулу — государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Такая гибкая формула позволяет предположить, что в качестве регистрирующего органа может быть назван иной федеральный орган исполнительной власти, например федеральный орган исполнительной власти по налогам и сборам. В истории советского государства такое решение уже применялось.

Согласно Положению о государственной регистрации от 16 апреля 1940 г. государственную регистрацию осуществляли органы Министерства финансов СССР (СП СССР 1940, N 15, ст. 363). Более того, 12 апреля 1993 г. Госналогслужбой России было утверждено Положение о порядке ведения государственного реестра предприятий, действующее и в настоящее время (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. N 8).
Но такое решение придет в противоречие со ст. 51 и п. 2 ст. 3 ГК. Снять противоречие могло бы либо изменение ст. 51 ГК, либо прямое указание в Законе органа юстиции, выполняющего роль государственного органа, производящего государственную регистрацию юридических лиц.

До вступления в силу настоящего Закона государственная регистрация юридических лиц осуществляется разными государственными органами, что, несомненно, создает большие неудобства в организации системы рыночных отношений. До сих пор не отменен Закон от 7 декабря 1991 г. (см. выше), в ст. 3 которого сказано: «Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (города без районного деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту постоянного жительства этого лица».
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» государственная регистрация коммерческих организаций с иностранным участием осуществляется в «органах юстиции». Таким органом является Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.

В Министерстве юстиции РФ производится государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений (ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» — СЗ РФ 1995, N 21, ст. 1930). Статья 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (СЗ РФ 2001, N 29, ст.

Читайте также:  Образец пояснения в налоговую по УСН расхождения по расчетному счету

2950) предусматривает, что государственная регистрация политической партии, а также и ее региональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующим органом и территориальными регистрирующими органами. Регистрирующим органом для политической партии является Министерство юстиции РФ, а для региональных отделений — главное управление (управление, отдел) Министерства юстиции РФ в соответствующем субъекте Федерации.
Кредитные организации подлежат регистрации в Банке России согласно ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Что касается регистрации кредитных организаций с иностранным участием, то здесь действует Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, утвержденное Приказом ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195 (с изменениями и дополнениями 29 июня 1999 г.). Регистрация страховых компаний также осуществляется специальным органом согласно подп. «б» п. 3 ст.

30 Закона от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 ноября 1999 г. — СЗ РФ 1999, N 47, ст. 5622). Регистрирующим органом в отношении объединений страховщиков является Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Пункт 1.3 Положения о государственной регистрации объединений страховщиков, утвержденного Приказом Росстрахнадзора от 26 апреля 1993 г. N 02-02/13, установил, что объединения страховщиков приобретают права юридического лица после регистрации в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.
До введения в действие Закона будут сохраняться и региональные акты о государственной регистрации юридических лиц. В Московской области, например, действует Закон Московской области от 12 июля 1995 г. (с изменениями до 8 декабря 2000 г.) «О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области». В ст. 8 этого Закона определено, что органом государственной регистрации является «учреждение юстиции — Московская областная регистрационная палата».
Следует отметить, что ГК предусмотрел возложение на органы юстиции регистрацию и другие правообразующие факты гражданского оборота, связанные с имущественными правами субъектов гражданского оборота. Ст.

131 ГК установила, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (СЗ РФ 1997, N 30, ст.

3594) указывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. К компетенции учреждений юстиции по государственной регистрации прав, в частности, относится государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, выдача информации о зарегистрированных правах. В соответствии с названным Законом Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. (СЗ РФ 1998, N 11, ст. 1291) было утверждено Примерное Положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сходные положения содержит Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (СЗ РФ 1998, ст. 3400): ипотека подлежит государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ипотеки осуществляется по месту нахождения имущества, являющегося предметом ипотеки.
Совершенно очевидно, что процесс создания системы органов юстиции, занимающихся государственной регистрацией юридических лиц, достаточно длительный и нуждается в детальном перспективном планировании, как это имеет место в отношении формирования системы органов юстиции по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 273 утверждена Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (СЗ РФ 2001, N 16, ст. 1602). Программа, в частности, предусматривает обеспечение развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в тесном взаимодействии с системами государственного учета, технической инвентаризации недвижимого имущества, кадастров недвижимого имущества, государственного реестра федерального имущества, учета налогоплательщиков, регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), а также с судебными, правоохранительными и налоговыми органами. Задачей Программы является также обеспечение совместимости информационных систем по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с иными информационными системами, связанными с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, т.е. субъектами гражданского оборота.
Опыт, накопленный органами юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации ипотеки, может быть использован при формировании и организации работы органов юстиции, которым предстоит заниматься государственной регистрацией юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц существует и в других государствах как непременное условие создания и функционирования различных организаций. Во многих странах государственная регистрация возлагается на судебные органы. § 21, 22 и 55 Германского гражданского уложения предусматривают регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций в участковых судах (Amtsgerichts).

Во Франции Декрет «О торговом реестре» от 30 мая 1984 г. установил, что регистрация физических лиц, имеющих статус коммерсанта, торговых товариществ и иных юридических лиц, регистрация которых предусмотрена специальными нормативными актами, осуществляется в торговых судах под наблюдением председателя суда или другого судьи, которому это поручено председателем (см. ст. 4 Декрета). В соответствии с Законом от 20 августа 1997 г. в Польше создан Общегосударственный судебный реестр. Регистрационными органами по этому Закону являются районные суды, расположенные в воеводских центрах, осуществляющие регистрационные действия на всей территории воеводства и именуемые «реестровые суды». В качестве составных частей в Общегосударственный судебный реестр входят: Реестр предпринимателей (торговые товарищества, индивидуальные предприниматели и т.п.), Реестр общественных и профессиональных организаций, фондов, некоммерческих товариществ, Реестр неплатежеспособных должников.
Возложение государственной регистрации юридических лиц на суды имеет определенные преимущества перед передачей этих функций органам исполнительной власти. Прежде всего, следует учитывать независимый характер судебной власти. Кроме того, процессуальные возможности судов обеспечивают им более глубокое исследование документов и фактов, представляемых заинтересованными лицами для государственной регистрации.

Источник: www.zonazakona.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин