«Без политики, без ярлыков и шаблонов, через повседневные предметы, которые сейчас уже стали артефактами, мы вместе запустим механизм счастливых воспоминаний», – так приветствуют посетителей на главной странице сайта музея советского быта в Екатеринбурге. Его придумала и создала журналистка Ирина Светоносова. О том, как устроен музей «Сделано в СССР» и почему он вызывает интерес в том числе и у молодёжи, Ирина рассказала порталу Biz360.ru.
Ирина Светоносова – 44 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель музея советского быта «Сделано в СССР» . По образованию журналист, работала на ТВ продюсером новостей. Первый бизнес-опыт – аренда детских тележек-машинок в торговых центрах. В 2017 году открыла в Екатеринбурге музей советского быта. Постоянно в музее работает два человека – Ирина и её мама.
Однажды в Казани я оказалась в музее социалистического быта. Меня там зацепила атмосфера, потому что в обычных музеях нельзя шуметь, бегать, что-то трогать, это почти режимные объекты. А там такой гогот стоял, одежду можно было примерить, все экспонаты потрогать. Взрослые вели себя как дети, настроение было очень классное.
Я подумала: «Почему у нас нет такого музея?» Здорово же, когда ты в музей приходишь не только за знаниями и чтобы «окультуриться», а ещё и получаешь положительные эмоции. Я знаю по себе: на экскурсиях засыпаю, если нет диалога. Поэтому у меня всегда много разговоров, воспоминаний и шуток.
Чтобы открыть музей, я взяла деньги из прибыли от первого своего бизнеса. Стартовый капитал составил около 60 тысяч рублей. Ещё когда работала на ТВ, я начала задумываться о том, что журналистом всю жизнь не пробегаешь. Лет восемь назад я купила франшизу по прокату детских тележек-машинок в торговых центрах. Взяла кредит, и как-то это всё быстро окупилось, буквально в течение года, поэтому я открыла ещё две такие точки.
Есть бизнес, который можно долго крутить, а историю с машинками я сразу воспринимала как что-то краткосрочное. Невозможно этим всю жизнь зарабатывать. Первый год именно за счёт машинок я платила за аренду помещения, где работал музей. Потом часть оборудования продала, часть до сих пор стоит в гараже.
Сейчас музей – мой единственный проект, и я называю его бизнесом, потому что других источников дохода у меня нет. Я сразу понимала, что запускаю проект, который будет обеспечивать меня и моих детей.
Меня очень раздражает, когда люди приходят и спрашивают: «А почему не бесплатный вход?» Я говорю: ну ребят, вы же тоже работаете не бесплатно. Давайте с уважением относиться к любому труду.
При этом я сразу понимала, что музей – это дело, которое будет приносить мне удовольствие. Первое время я вообще кайфовала, что у меня такое есть: настолько мощная это была самореализация.
Локация
Открывались мы в 2017 году, арендовав у министерства госимущества Свердловской области двухэтажный особняк XIX века. Здание находилось в самом центре города, и идея была в том, что музей сам себя будет раскручивать, потому что расположен рядом с самыми туристическими местами. Неподалеку находится несколько крупных гостиниц, и я рассчитывала на туристический трафик.
Но это не сработало. Оказалось, что народ из гостиниц вообще никуда не ходит, потому что это больше бизнес-аудитория. Днём они заняты своими делами, а вечером сидят в ресторанах или отдыхают в номере. В месяц из гостиниц приходило один-два человека. Мы всегда спрашиваем, откуда кто о нас узнаёт, поэтому установить это было нетрудно.
На том месте мы отработали только год и решили съехать. Новая площадка располагалась дальше от центра, в здании НИИ, которое было построено при СССР. Экспозицию разместили на площади 800 квадратных метров (до нашего музея тут работал какой-то московский квест).
В особняке было, с одной стороны, более уютно, но с другой – поскольку то помещение относилось к концу XIX века, то пространство и экспозиция немного спорили. Плюс аренда там была выше, оборотов на расходы не хватало, и один этаж я стала сдавать в субаренду. Тогда получилось, что музей совсем маленький. Люди приходят, а гулять им негде.
А посетителям нужно нагуляться, иначе они уходят разочарованные, полуголодные, с ощущением «И это всё?». Сейчас это компенсируется большим пространством, где можно бродить больше часа.
Экспонаты
Прелесть музея советского быта в том, что советского барахла у всех полно, и люди с удовольствием от него избавляются. Если предлагают что-то купить (такое бывает крайне редко) – я отказываюсь, потому что всё, что есть у меня в музее, мне отдали просто так. Вся коллекция собрана из того, что принесли жители Екатеринбурга, а кое-что даже присылали из других городов.
У меня были в гостях коллеги из Чебоксар. У них тоже музей советского быта, и они приезжали обменяться опытом. Рассказывали, что, во-первых, у них народу очень мало, а во-вторых, все экспонаты они покупают. Я говорю: «А вам что, ничего не отдают просто так?» «Нет», – отвечает мне владелец музея.
Нам же отдают целыми квартирами, и сейчас я уже ничего практически не беру, потому что складывать негде. При этом у меня есть экспонаты, которые вызывают удивление даже у людей, которые росли в Советском Союзе. Это какие-то вещи, которые дорого стоили или не были продуктами массового спроса. Например, звуковая приставка для ТВ, утюжок для лыж, маленькая ультразвуковая стиральная машина.
Не у всех вещей можно установить дату выпуска. Например, у нас есть игрушка, она точно довоенная, но год не знаем. На патефонах есть дата, поэтому мы достоверно можем утверждать, что у нас есть патефон 1935-го года выпуска.
Нас иногда спрашивают, почему у нас экспонаты не расставлены по хронологии. Но большая часть музея оформлена как жилые комнаты, поэтому в интерьере всё вперемешку – так же, как в обычных квартирах: что-то от бабушки досталось, что-то современное докупили.
Услуги
Сначала я думала, что буду только продавать билеты и экскурсии. Но через год поняла, что этого категорически не хватает, экономика не сходится, и надо формировать как можно больше предложений. Сейчас у нас около 15 вариантов: мастер-классы, дни рождения, корпоративы, фотосессии.
- Взрослый входной билет в музей «Назад в СССР» стоит 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Экскурсионное обслуживание для группы от одного до 15 человек – 500 рублей с человека; для школьных групп – 200 рублей с человека (в цену включена экскурсия, игровая часть, чаепитие).
Запросы бывают разные. Кто-то берёт нашу площадку в аренду, кому-то нужны дополнительные услуги, и тут у нас конструктор: надо ведущего – ищем ведущего, надо программу – делаем программу, надо фотографа – зовём фотографа и т.д.
Фотосессии и видеосъёмки – отдельная история. Наш музей – очень популярное место у фотографов. Город у нас вроде большой и много фотостудий, но если ты начинаешь работать фотографом, то быстро устаёшь от одних и тех же локаций. К нам приходят за другими картинками и за новыми впечатлениями.
Очень активно раньше я проводила квесты. Например, года полтора назад придумала квест «Мама, я пионер». Но если мне что-то надоедает, я больше это не делаю, поэтому временно по квестам у нас затишье.
Сейчас меня «прёт» от экскурсий. Когда запускали музей, я очень стеснялась, поэтому у меня были только наёмные экскурсоводы. А потом так получилось, что пару раз они не смогли выйти ко мне на работу, и я подумала: «Блин, я же теряю деньги». Сказала себе: «Ты же разговаривала раньше с людьми нормально, ничего не стеснялась, мэра могла на интервью позвать спокойно».
Я начала сама проводить экскурсии и поняла, что в этом нет ничего сложного. И я от этого получаю удовольствие, заряжаюсь от общения с людьми.
Бывает, что у нас проходят концерты. В Свердловске было очень развито рок-направление, и я хотела эту историю развить. Были удачные концерты, а были провальные. И у меня не хватило сил докрутить это направление. Но в этом году хочу снова за него взяться.
Дело в том, что к любому формату людей надо приучать, и рок-концерты тут не исключение.
Мастер-классы в плане посещаемости и прибыли тоже бывают удачные и не очень. Наш хит – «Тайна красной комнаты», мастер-класс по фотопечати. Для Екатеринбурга он уникальный, потому что практически не осталось людей, которые работают с аналоговой печатью, а к нам как раз приходит такой человек.
Сначала ценник на этот мастер-класс был небольшой, мы как бы стеснялись. А сейчас он стоит 3000 рублей с человека, и всегда аншлаг. Мне кажется, что причин успеха несколько. Во-первых, это новые впечатления и новые навыки. Во-вторых, люди не уходят с пустыми руками, а получают свой портрет: они себя сфотографировали, потом проявили и идут довольные со своим чёрно-белым снимком.
Я помню, как сама занималась фотографией и сидела в ванной с увеличителем. А дети, которые приходят к нам на мастер-класс, только на телефон фотографировали. Поэтому, когда в проявитель опускают бумагу и там проступает изображение, у них восторг: какое чудо происходит. Такой мастер-класс идёт почти шесть часов.
Аудитория
Что касается аудитории музея, то тут зависит как раз от формата. Какое мероприятие – такой и клиент.
Например, на мастер-классы по фотопечати, ювелирному искусству, рисованию приходят в основном девушки 16-25 лет, иногда чуть старше. Они приходят по «Пушкинской карте», поэтому, как правило, большинство из них студенты, школьники, иногда фрилансеры.
На экскурсии в основном приходят компаниями или семьями: дети от 7 до 10 лет и мама-папа или бабушка. На концертах – публика 25-40 лет.
Если ты ничего не будешь проводить, у тебя будет мало посетителей. Чем больше делаешь движухи, тем больше будет гостей. В новогодние праздники у нас было около 1000 человек, мы открылись со 2-го января. По два раза в день были большие группы по 40 человек и просто так люди шли.
В будни такого нет, гостей мало. В основном приходят туристы, которые ищут именно культурную программу, или кто-то приехал к родственникам из другого города, и его ведут к нам, чтоб немного развлечь.
Маркетинг
Однажды я ходила к министру культуры. Она спрашивает: «Чего вы от меня хотите?». Я говорю: «Ну, не знаю. Может, на баланс меня возьмёте?». Она говорит: «У нас своих ртов хватает».
А сейчас я думаю: «Ну, так она же была права». Я непонятно кто, у меня непонятно что, я ещё не начала толком работать, а уже что-то прошу у неё. Сейчас у меня подход другой.
В феврале на «Ночи городских инициатив» я встречалась с руководителем городского управления культуры Ильёй Маркиным. Он спрашивает: «Чем я могу вам помочь?». Я говорю: «Ну, поддержите информационно. Даже если вы просто своим друзьям расскажете о нашем музее, это уже будет поддержка». В общем, когда идёшь к кому-то – чётко формулируй, что ты хочешь.
Иногда по незнанию люди говорят: «Хоть что-нибудь дайте», – но это так не работает.
Я могу сравнить свой предыдущий бизнес и частный музей. Когда ты сидишь в торговом центре, тебя продвигает сам торговый центр. Человек выбрал, в какой ТЦ он пойдёт и что он будет там покупать. От тебя по факту ничего не зависит. Если у торгового центра хороший трафик и хорошая аудитория – будешь зарабатывать.
Если нет, то нет.
Здесь же не совсем стандартный подход. Экономику музея сложно планировать, потому что трудно предугадать трафик. Плюс у музея довольно большой период раскрутки: год ты будешь работать даже не в ноль, а в минус.
А ещё в нашем деле очень важно сарафанное радио, в наше время это в первую очередь социальные сети и мессенджеры. Понимая это, даже когда расставляли мебель, я сразу фотографировала себя, чтобы посмотреть, хорошая получается картинка или нет (ведь гости будут делать селфи и выкладывать в соцсети!). Если меня не устраивало, всё переставляли заново.
Почти три года я не запускала платной рекламы, мы жили за счёт сарафанного радио. Журналисты с удовольствием ходили к нам на любые информационные поводы, и мы получали бесплатный охват в СМИ. Сейчас я использую платную рекламу в соцсетях и работаю с двумя площадками – «Яндекс.Афиша» и «PRO.Культура».
P.S.
Если подытожить, то всем, кто хочет открывать частный музей, я могу дать три рекомендации:
- Закладывайте в своём бизнес-плане минимум год на раскачку.
- Не рассчитывайте на трафик, который может обеспечить вам локация, проводите мероприятия, чтобы привлекать людей.
- Как можно раньше запускайте рекламу, не рассчитывайте только на «сарафанку».
В статье использованы фото Петра Мартынова, Дмитрия Емельянова и из архива Ирины Светоносовой.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
22 марта 2022
Хотите автоматизировать бизнес?
Оставьте заявку — и получите доступ к 1С
Спасибо, в ближайшее время наши партнёры свяжутся с вами
Источник: biz360.ru
Заработать на любви к истории: как предприниматель открыл частный музей в Сысерти
Пряники, балалайки, янтарь, чай, утюги, конфеты и даже смекалка и темнота — это только небольшой перечень того, вокруг чего существуют частные музеи в России. Сегодня этот формат — ещё один интересный канал продаж и привлечения аудитории. Мы попросили рассказать о нём Александра Савичева — основателя частного Сысертского завода-музея, который посещают около 400 человек в месяц.
Сысерть — город в 43 км от Екатеринбурга, который знаменит тем, что там родился знаменитый публицист и фольклорист, автор «Хозяйки медной горы» Павел Бажов. Город появился в 1732 году вокруг железоделательного завода, в одном из цехов которого сейчас находится частный музей. Музей открыл пару лет назад 29-летний краевед и экскурсовод Александр Савичев.
«У города очень удобное расположение, — говорит он. — Сысерть находится недалеко от Екатеринбурга, около трассы, которая соединяется с Челябинском. Здесь престижно иметь дачу — рядом много коттеджных посёлков. Плюс у нас есть природный парк, питомник хищных птиц, гольф-клуб, единственный в регионе фарфоровый промысел. В этих местах проходило действие сказов Бажова, поэтому у нас много туристов».
Александр занимается краеведческой деятельностью с 2014 года: начиналось всё с исследований, далее с проведения экскурсий. Постепенно молодого человека стали узнавать в городе, так как он принимал активное участие в развитии местного туризма и предпринимательства.
В каталоге Ассоциации частных и народных музеев России на конец 2022 года насчитывался 561 частный музей.
«У меня постоянно были разные идеи, как помочь городу, — рассказывает Александр о решении открыть музей. — Щелчок произошел два года назад, когда на территории завода сделали фестиваль «Лето на заводе». Я увидел, что люди не просто пришли на завод, они ещё купили еду, сувениры и приятно провели время. Я подумал, что можно было бы на территории завода сделать музей. Продумал детали и объявил о поиске инвестора».
Музей удалось открыть через три месяца. Всё благодаря прошлой работе: «Я не начинал всё с нуля: меня уже хорошо знали. Я был знаком с владельцем завода, который понимал, что я вкладываю время и силы в это место. Меня знали местные, которые иногда дарили или приносили мне какие-то предметы, изготовленные на заводе.
Я знал, как взаимодействовать с администрацией, турфирмами и туроператорами, волонтёрскими организациями. Плюс я имел опыт понимания, что нужно для развития проекта — например, бизнес-план».
Если вы хотите открыть свой музей, у вас есть три пути:
.
Открыть ИП (в ОКВЭД можно указать «деятельность музеев» и «деятельность туристических агентств и прочих организаций»).
.
Открыть АНО.
.
Открыться как частное учреждение культуры.
Чаще всего у частных музеев есть несколько юрлиц. ИП — для коммерческих заработков, АНО/общественные организации — для государственной поддержки, участия в получении грантов.
Начинать любой бизнес проще и выгоднее со специальными условиями от Сбера ко Дню предпринимателя: при открытии счета с пакетом услуг «Только для ИП», «Набирая обороты» или «Полным ходом» вы получите 3 месяца обслуживания за 1 ₽ в месяц, кешбэк 3000 ₽ за покупки по кредитной бизнес-карте и многое другое.
«Я всё время тестировал идею»
До открытия нужно понимать, где будет располагаться музей и как вы будете пополнять коллекцию. «Предметы приходят ко мне разными путями, — рассказывает Александр. — Что-то мне дарят жители, что находят, что-то отдают или временно предоставляют коллекционеры, что-то выкупаю я сам».
К музею Александр относится как к бизнесу, поэтому перед тем, как искать инвестора, он составил бизнес-план: «Это то, что в первую очередь спросит инвестор. И то, что сразу покажет жизнеспособность идеи. Когда я искал финансирование первый раз, я точно знал, сколько денег мне нужно и на что они пойдут. А ещё я всё время тестировал идею музея: рассказывал экспертам из этой области, слушал обратную связь — всё это также помогло».
Бизнес-план был расписан на год: по словам Александра, дольше планировать не выходит ввиду рисков. В плане описана концепция проекта, приложены результаты анализа рынка, SWOT-анализ, смета, стратегия продвижения и вовлечения аудитории.
Один в поле
Александр — единственный штатный сотрудник музея, он же ИП. Поэтому вся деятельность музея, от привлечения людей до организации мероприятий, лежит на нём: «Я занимаюсь продажами, но не в классическом понимании этого слова. Скорее продаю себя, чтобы привлечь людей на экскурсии».
На чём может зарабатывать музей:
- экскурсии
- продажа билетов
- событийные мероприятия (мастер-классы, лекции, презентации, корпоративы)
- издательство книг и брошюр, полиграфической продукции
- изготовление сувениров/мерча, реализация изделий мастеров
- партнёрские проекты
- музейный консалтинг
- исследования
- разработка концепций
Частный музей работает по тем же принципам, что и любой другой бизнес: то есть одна из его задач — зарабатывать деньги, чтобы музей действовал. Это можно сделать разными способами. Так как Александр — единственный сотрудник, музей с первого месяца стал прибылен.
Средняя посещаемость музея летом — 400-500 человек в месяц
Один из способов привлечь инвестиции в проект — это корпоративное сотрудничество. Сысертский завод-музей работал с компанией МТС, заводами «Известь Сысерти» и «Техносила», компанией-застройщиком Villa66.
«Как их привлечь? Всё так же, как и в любом другом бизнесе: нужно предложить уникальный продукт, в котором есть амбиции. Плюс партнёрам важно, чтобы участие в проекте помогло решать им свои задачи — например, тот же пиар или укрепление имиджа. И, конечно, будут смотреть на репутацию и презентацию проекта».
Из чего складывается бюджет музея
- грантовая поддержка — 30%
- рекламные проекты с партнёрами — 30%
- народные инвестиции — 30%
- личные средства — 10%
«Около 40% гостей музея — местные жители, все остальные — туристы из разных городов. Повторюсь, я не начинал проект с чистого листа — кто-то не раз был на моих экскурсиях, поэтому в данном случае хорошо работает сарафанное радио, благодаря хорошим отзывам», — рассказывает Александр.
Привлекать людей помогает публичная активность, взаимодействие с местными школами, сотрудничество с турфирмами, местными базами отдыха и гостиницами, культурно-познавательными объектами. С кем-то это сотрудничество за процент, с кем-то — взаимная реклама. У музея есть социальные сети, но пока это работает не так эффективно, как другие каналы или личные страницы самого Александра.
Как музей изменил жизнь города
На вопрос, что для него музей — социальный бизнес, призвание, любовь к родному краю — Александр говорит, что прежде всего — самореализация: «Я краевед, поэтому мне нравится быть первооткрывателем: благодаря музею я узнаю новые факты про город. Да, это социально-ориентированный бизнес, но я занимаюсь этим не ради денег. Меня даже многие не воспринимают как предпринимателя».
Музей поддерживает развитие города. «Завод 15 лет был заброшен, а сейчас сердце Сысерти снова начало биться. Основной толчок случился благодаря фестивалю «Лето на заводе», а музей стал душой этого места. Ко мне подходят многие и говорят, что мой пример вдохновляет. Музей на заводе становится всё более привлекательным местом: недавно у нас снимали клип, меня стали чаще приглашать консультировать другие проекты», — подытоживает Александр.
А нужен ли вашему бизнесу музей?
Частные музеи сегодня — не редкость. Это ещё один канал как продаж, так и привлечения аудитории. Например, в Казани есть музей чая, в котором также находится магазин. Музей привлекает покупателей в магазин и наоборот: в итоге человек оставляет больше, чем рассчитывал, приятно проводит время и забирает домой сувенир. Широко известен музей пастилы в Коломне, при котором, помимо магазина, работает небольшое кафе.
Александр согласен и говорит, что сегодня в бизнесе в тренде комплексный подход: «Чем больше центров притяжения и объектов интереса вы создадите, тем больше будет выручка. Сам формат музея формирует доверие людей к бренду. Ещё это неплохой рекламный ход».
Источник: sberbusiness.live