Какой музей открыть для бизнеса

«Без политики, без ярлыков и шаблонов, через повседневные предметы, которые сейчас уже стали артефактами, мы вместе запустим механизм счастливых воспоминаний», – так приветствуют посетителей на главной странице сайта музея советского быта в Екатеринбурге. Его придумала и создала журналистка Ирина Светоносова. О том, как устроен музей «Сделано в СССР» и почему он вызывает интерес в том числе и у молодёжи, Ирина рассказала порталу Biz360.ru.

Ирина Светоносова – 44 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель музея советского быта «Сделано в СССР» . По образованию журналист, работала на ТВ продюсером новостей. Первый бизнес-опыт – аренда детских тележек-машинок в торговых центрах. В 2017 году открыла в Екатеринбурге музей советского быта. Постоянно в музее работает два человека – Ирина и её мама.

Ирина Светоносова

Однажды в Казани я оказалась в музее социалистического быта. Меня там зацепила атмосфера, потому что в обычных музеях нельзя шуметь, бегать, что-то трогать, это почти режимные объекты. А там такой гогот стоял, одежду можно было примерить, все экспонаты потрогать. Взрослые вели себя как дети, настроение было очень классное.

Я подумала: «Почему у нас нет такого музея?» Здорово же, когда ты в музей приходишь не только за знаниями и чтобы «окультуриться», а ещё и получаешь положительные эмоции. Я знаю по себе: на экскурсиях засыпаю, если нет диалога. Поэтому у меня всегда много разговоров, воспоминаний и шуток.

Чтобы открыть музей, я взяла деньги из прибыли от первого своего бизнеса. Стартовый капитал составил около 60 тысяч рублей. Ещё когда работала на ТВ, я начала задумываться о том, что журналистом всю жизнь не пробегаешь. Лет восемь назад я купила франшизу по прокату детских тележек-машинок в торговых центрах. Взяла кредит, и как-то это всё быстро окупилось, буквально в течение года, поэтому я открыла ещё две такие точки.

Есть бизнес, который можно долго крутить, а историю с машинками я сразу воспринимала как что-то краткосрочное. Невозможно этим всю жизнь зарабатывать. Первый год именно за счёт машинок я платила за аренду помещения, где работал музей. Потом часть оборудования продала, часть до сих пор стоит в гараже.

Сделано в СССР

Сейчас музей – мой единственный проект, и я называю его бизнесом, потому что других источников дохода у меня нет. Я сразу понимала, что запускаю проект, который будет обеспечивать меня и моих детей.

Меня очень раздражает, когда люди приходят и спрашивают: «А почему не бесплатный вход?» Я говорю: ну ребят, вы же тоже работаете не бесплатно. Давайте с уважением относиться к любому труду.

При этом я сразу понимала, что музей – это дело, которое будет приносить мне удовольствие. Первое время я вообще кайфовала, что у меня такое есть: настолько мощная это была самореализация.

Локация

Открывались мы в 2017 году, арендовав у министерства госимущества Свердловской области двухэтажный особняк XIX века. Здание находилось в самом центре города, и идея была в том, что музей сам себя будет раскручивать, потому что расположен рядом с самыми туристическими местами. Неподалеку находится несколько крупных гостиниц, и я рассчитывала на туристический трафик.

Но это не сработало. Оказалось, что народ из гостиниц вообще никуда не ходит, потому что это больше бизнес-аудитория. Днём они заняты своими делами, а вечером сидят в ресторанах или отдыхают в номере. В месяц из гостиниц приходило один-два человека. Мы всегда спрашиваем, откуда кто о нас узнаёт, поэтому установить это было нетрудно.

На том месте мы отработали только год и решили съехать. Новая площадка располагалась дальше от центра, в здании НИИ, которое было построено при СССР. Экспозицию разместили на площади 800 квадратных метров (до нашего музея тут работал какой-то московский квест).

Сделано в СССР

В особняке было, с одной стороны, более уютно, но с другой – поскольку то помещение относилось к концу XIX века, то пространство и экспозиция немного спорили. Плюс аренда там была выше, оборотов на расходы не хватало, и один этаж я стала сдавать в субаренду. Тогда получилось, что музей совсем маленький. Люди приходят, а гулять им негде.

А посетителям нужно нагуляться, иначе они уходят разочарованные, полуголодные, с ощущением «И это всё?». Сейчас это компенсируется большим пространством, где можно бродить больше часа.

Экспонаты

Прелесть музея советского быта в том, что советского барахла у всех полно, и люди с удовольствием от него избавляются. Если предлагают что-то купить (такое бывает крайне редко) – я отказываюсь, потому что всё, что есть у меня в музее, мне отдали просто так. Вся коллекция собрана из того, что принесли жители Екатеринбурга, а кое-что даже присылали из других городов.

У меня были в гостях коллеги из Чебоксар. У них тоже музей советского быта, и они приезжали обменяться опытом. Рассказывали, что, во-первых, у них народу очень мало, а во-вторых, все экспонаты они покупают. Я говорю: «А вам что, ничего не отдают просто так?» «Нет», – отвечает мне владелец музея.

Сделано в СССР

Нам же отдают целыми квартирами, и сейчас я уже ничего практически не беру, потому что складывать негде. При этом у меня есть экспонаты, которые вызывают удивление даже у людей, которые росли в Советском Союзе. Это какие-то вещи, которые дорого стоили или не были продуктами массового спроса. Например, звуковая приставка для ТВ, утюжок для лыж, маленькая ультразвуковая стиральная машина.

Читайте также:  Бизнес как социальный институт функции

Не у всех вещей можно установить дату выпуска. Например, у нас есть игрушка, она точно довоенная, но год не знаем. На патефонах есть дата, поэтому мы достоверно можем утверждать, что у нас есть патефон 1935-го года выпуска.

Сделано в СССР

Нас иногда спрашивают, почему у нас экспонаты не расставлены по хронологии. Но большая часть музея оформлена как жилые комнаты, поэтому в интерьере всё вперемешку – так же, как в обычных квартирах: что-то от бабушки досталось, что-то современное докупили.

Услуги

Сначала я думала, что буду только продавать билеты и экскурсии. Но через год поняла, что этого категорически не хватает, экономика не сходится, и надо формировать как можно больше предложений. Сейчас у нас около 15 вариантов: мастер-классы, дни рождения, корпоративы, фотосессии.

  • Взрослый входной билет в музей «Назад в СССР» стоит 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Экскурсионное обслуживание для группы от одного до 15 человек – 500 рублей с человека; для школьных групп – 200 рублей с человека (в цену включена экскурсия, игровая часть, чаепитие).

Запросы бывают разные. Кто-то берёт нашу площадку в аренду, кому-то нужны дополнительные услуги, и тут у нас конструктор: надо ведущего – ищем ведущего, надо программу – делаем программу, надо фотографа – зовём фотографа и т.д.

Сделано в СССР

Фотосессии и видеосъёмки – отдельная история. Наш музей – очень популярное место у фотографов. Город у нас вроде большой и много фотостудий, но если ты начинаешь работать фотографом, то быстро устаёшь от одних и тех же локаций. К нам приходят за другими картинками и за новыми впечатлениями.

Очень активно раньше я проводила квесты. Например, года полтора назад придумала квест «Мама, я пионер». Но если мне что-то надоедает, я больше это не делаю, поэтому временно по квестам у нас затишье.

Сейчас меня «прёт» от экскурсий. Когда запускали музей, я очень стеснялась, поэтому у меня были только наёмные экскурсоводы. А потом так получилось, что пару раз они не смогли выйти ко мне на работу, и я подумала: «Блин, я же теряю деньги». Сказала себе: «Ты же разговаривала раньше с людьми нормально, ничего не стеснялась, мэра могла на интервью позвать спокойно».

Я начала сама проводить экскурсии и поняла, что в этом нет ничего сложного. И я от этого получаю удовольствие, заряжаюсь от общения с людьми.

Ирина Светоносова

Бывает, что у нас проходят концерты. В Свердловске было очень развито рок-направление, и я хотела эту историю развить. Были удачные концерты, а были провальные. И у меня не хватило сил докрутить это направление. Но в этом году хочу снова за него взяться.

Дело в том, что к любому формату людей надо приучать, и рок-концерты тут не исключение.

Мастер-классы в плане посещаемости и прибыли тоже бывают удачные и не очень. Наш хит – «Тайна красной комнаты», мастер-класс по фотопечати. Для Екатеринбурга он уникальный, потому что практически не осталось людей, которые работают с аналоговой печатью, а к нам как раз приходит такой человек.

Сначала ценник на этот мастер-класс был небольшой, мы как бы стеснялись. А сейчас он стоит 3000 рублей с человека, и всегда аншлаг. Мне кажется, что причин успеха несколько. Во-первых, это новые впечатления и новые навыки. Во-вторых, люди не уходят с пустыми руками, а получают свой портрет: они себя сфотографировали, потом проявили и идут довольные со своим чёрно-белым снимком.

Сделано в СССР

Я помню, как сама занималась фотографией и сидела в ванной с увеличителем. А дети, которые приходят к нам на мастер-класс, только на телефон фотографировали. Поэтому, когда в проявитель опускают бумагу и там проступает изображение, у них восторг: какое чудо происходит. Такой мастер-класс идёт почти шесть часов.

Аудитория

Что касается аудитории музея, то тут зависит как раз от формата. Какое мероприятие – такой и клиент.

Например, на мастер-классы по фотопечати, ювелирному искусству, рисованию приходят в основном девушки 16-25 лет, иногда чуть старше. Они приходят по «Пушкинской карте», поэтому, как правило, большинство из них студенты, школьники, иногда фрилансеры.

На экскурсии в основном приходят компаниями или семьями: дети от 7 до 10 лет и мама-папа или бабушка. На концертах – публика 25-40 лет.

Сделано в СССР

Если ты ничего не будешь проводить, у тебя будет мало посетителей. Чем больше делаешь движухи, тем больше будет гостей. В новогодние праздники у нас было около 1000 человек, мы открылись со 2-го января. По два раза в день были большие группы по 40 человек и просто так люди шли.

В будни такого нет, гостей мало. В основном приходят туристы, которые ищут именно культурную программу, или кто-то приехал к родственникам из другого города, и его ведут к нам, чтоб немного развлечь.

Маркетинг

Однажды я ходила к министру культуры. Она спрашивает: «Чего вы от меня хотите?». Я говорю: «Ну, не знаю. Может, на баланс меня возьмёте?». Она говорит: «У нас своих ртов хватает».

А сейчас я думаю: «Ну, так она же была права». Я непонятно кто, у меня непонятно что, я ещё не начала толком работать, а уже что-то прошу у неё. Сейчас у меня подход другой.

Читайте также:  Наука и инновационный бизнес как основа модернизации России

В феврале на «Ночи городских инициатив» я встречалась с руководителем городского управления культуры Ильёй Маркиным. Он спрашивает: «Чем я могу вам помочь?». Я говорю: «Ну, поддержите информационно. Даже если вы просто своим друзьям расскажете о нашем музее, это уже будет поддержка». В общем, когда идёшь к кому-то – чётко формулируй, что ты хочешь.

Иногда по незнанию люди говорят: «Хоть что-нибудь дайте», – но это так не работает.

Я могу сравнить свой предыдущий бизнес и частный музей. Когда ты сидишь в торговом центре, тебя продвигает сам торговый центр. Человек выбрал, в какой ТЦ он пойдёт и что он будет там покупать. От тебя по факту ничего не зависит. Если у торгового центра хороший трафик и хорошая аудитория – будешь зарабатывать.

Если нет, то нет.

Сделано в СССР

Здесь же не совсем стандартный подход. Экономику музея сложно планировать, потому что трудно предугадать трафик. Плюс у музея довольно большой период раскрутки: год ты будешь работать даже не в ноль, а в минус.

А ещё в нашем деле очень важно сарафанное радио, в наше время это в первую очередь социальные сети и мессенджеры. Понимая это, даже когда расставляли мебель, я сразу фотографировала себя, чтобы посмотреть, хорошая получается картинка или нет (ведь гости будут делать селфи и выкладывать в соцсети!). Если меня не устраивало, всё переставляли заново.

Почти три года я не запускала платной рекламы, мы жили за счёт сарафанного радио. Журналисты с удовольствием ходили к нам на любые информационные поводы, и мы получали бесплатный охват в СМИ. Сейчас я использую платную рекламу в соцсетях и работаю с двумя площадками – «Яндекс.Афиша» и «PRO.Культура».

P.S.

Если подытожить, то всем, кто хочет открывать частный музей, я могу дать три рекомендации:

  1. Закладывайте в своём бизнес-плане минимум год на раскачку.
  2. Не рассчитывайте на трафик, который может обеспечить вам локация, проводите мероприятия, чтобы привлекать людей.
  3. Как можно раньше запускайте рекламу, не рассчитывайте только на «сарафанку».

В статье использованы фото Петра Мартынова, Дмитрия Емельянова и из архива Ирины Светоносовой.

Ирина Светоносова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

22 марта 2022

Хотите автоматизировать бизнес?
Оставьте заявку — и получите доступ к 1С

Спасибо, в ближайшее время наши партнёры свяжутся с вами

Источник: biz360.ru

Заработать на любви к истории: как предприниматель открыл частный музей в Сысерти

Самые выгодные предложения ко Дню Предпринимателя

Пряники, балалайки, янтарь, чай, утюги, конфеты и даже смекалка и темнота — это только небольшой перечень того, вокруг чего существуют частные музеи в России. Сегодня этот формат — ещё один интересный канал продаж и привлечения аудитории. Мы попросили рассказать о нём Александра Савичева — основателя частного Сысертского завода-музея, который посещают около 400 человек в месяц.

Сысерть — город в 43 км от Екатеринбурга, который знаменит тем, что там родился знаменитый публицист и фольклорист, автор «Хозяйки медной горы» Павел Бажов. Город появился в 1732 году вокруг железоделательного завода, в одном из цехов которого сейчас находится частный музей. Музей открыл пару лет назад 29-летний краевед и экскурсовод Александр Савичев.

«У города очень удобное расположение, — говорит он. — Сысерть находится недалеко от Екатеринбурга, около трассы, которая соединяется с Челябинском. Здесь престижно иметь дачу — рядом много коттеджных посёлков. Плюс у нас есть природный парк, питомник хищных птиц, гольф-клуб, единственный в регионе фарфоровый промысел. В этих местах проходило действие сказов Бажова, поэтому у нас много туристов».

Александр занимается краеведческой деятельностью с 2014 года: начиналось всё с исследований, далее с проведения экскурсий. Постепенно молодого человека стали узнавать в городе, так как он принимал активное участие в развитии местного туризма и предпринимательства.

В каталоге Ассоциации частных и народных музеев России на конец 2022 года насчитывался 561 частный музей.

«У меня постоянно были разные идеи, как помочь городу, — рассказывает Александр о решении открыть музей. — Щелчок произошел два года назад, когда на территории завода сделали фестиваль «Лето на заводе». Я увидел, что люди не просто пришли на завод, они ещё купили еду, сувениры и приятно провели время. Я подумал, что можно было бы на территории завода сделать музей. Продумал детали и объявил о поиске инвестора».

Музей удалось открыть через три месяца. Всё благодаря прошлой работе: «Я не начинал всё с нуля: меня уже хорошо знали. Я был знаком с владельцем завода, который понимал, что я вкладываю время и силы в это место. Меня знали местные, которые иногда дарили или приносили мне какие-то предметы, изготовленные на заводе.

Я знал, как взаимодействовать с администрацией, турфирмами и туроператорами, волонтёрскими организациями. Плюс я имел опыт понимания, что нужно для развития проекта — например, бизнес-план».

Если вы хотите открыть свой музей, у вас есть три пути:

.

Открыть ИП (в ОКВЭД можно указать «деятельность музеев» и «деятельность туристических агентств и прочих организаций»).

Читайте также:  Гараж для бизнеса размеры

.

Открыть АНО.

.

Открыться как частное учреждение культуры.

Чаще всего у частных музеев есть несколько юрлиц. ИП — для коммерческих заработков, АНО/общественные организации — для государственной поддержки, участия в получении грантов.

Начинать любой бизнес проще и выгоднее со специальными условиями от Сбера ко Дню предпринимателя: при открытии счета с пакетом услуг «Только для ИП», «Набирая обороты» или «Полным ходом» вы получите 3 месяца обслуживания за 1 ₽ в месяц, кешбэк 3000 ₽ за покупки по кредитной бизнес-карте и многое другое.

«Я всё время тестировал идею»

До открытия нужно понимать, где будет располагаться музей и как вы будете пополнять коллекцию. «Предметы приходят ко мне разными путями, — рассказывает Александр. — Что-то мне дарят жители, что находят, что-то отдают или временно предоставляют коллекционеры, что-то выкупаю я сам».

К музею Александр относится как к бизнесу, поэтому перед тем, как искать инвестора, он составил бизнес-план: «Это то, что в первую очередь спросит инвестор. И то, что сразу покажет жизнеспособность идеи. Когда я искал финансирование первый раз, я точно знал, сколько денег мне нужно и на что они пойдут. А ещё я всё время тестировал идею музея: рассказывал экспертам из этой области, слушал обратную связь — всё это также помогло».

Бизнес-план был расписан на год: по словам Александра, дольше планировать не выходит ввиду рисков. В плане описана концепция проекта, приложены результаты анализа рынка, SWOT-анализ, смета, стратегия продвижения и вовлечения аудитории.

Один в поле

Александр — единственный штатный сотрудник музея, он же ИП. Поэтому вся деятельность музея, от привлечения людей до организации мероприятий, лежит на нём: «Я занимаюсь продажами, но не в классическом понимании этого слова. Скорее продаю себя, чтобы привлечь людей на экскурсии».

На чём может зарабатывать музей:

  • экскурсии
  • продажа билетов
  • событийные мероприятия (мастер-классы, лекции, презентации, корпоративы)
  • издательство книг и брошюр, полиграфической продукции
  • изготовление сувениров/мерча, реализация изделий мастеров
  • партнёрские проекты
  • музейный консалтинг
  • исследования
  • разработка концепций

Частный музей работает по тем же принципам, что и любой другой бизнес: то есть одна из его задач — зарабатывать деньги, чтобы музей действовал. Это можно сделать разными способами. Так как Александр — единственный сотрудник, музей с первого месяца стал прибылен.

Средняя посещаемость музея летом — 400-500 человек в месяц

Один из способов привлечь инвестиции в проект — это корпоративное сотрудничество. Сысертский завод-музей работал с компанией МТС, заводами «Известь Сысерти» и «Техносила», компанией-застройщиком Villa66.

«Как их привлечь? Всё так же, как и в любом другом бизнесе: нужно предложить уникальный продукт, в котором есть амбиции. Плюс партнёрам важно, чтобы участие в проекте помогло решать им свои задачи — например, тот же пиар или укрепление имиджа. И, конечно, будут смотреть на репутацию и презентацию проекта».

Из чего складывается бюджет музея

  • грантовая поддержка — 30%
  • рекламные проекты с партнёрами — 30%
  • народные инвестиции — 30%
  • личные средства — 10%

«Около 40% гостей музея — местные жители, все остальные — туристы из разных городов. Повторюсь, я не начинал проект с чистого листа — кто-то не раз был на моих экскурсиях, поэтому в данном случае хорошо работает сарафанное радио, благодаря хорошим отзывам», — рассказывает Александр.

Привлекать людей помогает публичная активность, взаимодействие с местными школами, сотрудничество с турфирмами, местными базами отдыха и гостиницами, культурно-познавательными объектами. С кем-то это сотрудничество за процент, с кем-то — взаимная реклама. У музея есть социальные сети, но пока это работает не так эффективно, как другие каналы или личные страницы самого Александра.

Как музей изменил жизнь города

На вопрос, что для него музей — социальный бизнес, призвание, любовь к родному краю — Александр говорит, что прежде всего — самореализация: «Я краевед, поэтому мне нравится быть первооткрывателем: благодаря музею я узнаю новые факты про город. Да, это социально-ориентированный бизнес, но я занимаюсь этим не ради денег. Меня даже многие не воспринимают как предпринимателя».

Музей поддерживает развитие города. «Завод 15 лет был заброшен, а сейчас сердце Сысерти снова начало биться. Основной толчок случился благодаря фестивалю «Лето на заводе», а музей стал душой этого места. Ко мне подходят многие и говорят, что мой пример вдохновляет. Музей на заводе становится всё более привлекательным местом: недавно у нас снимали клип, меня стали чаще приглашать консультировать другие проекты», — подытоживает Александр.

А нужен ли вашему бизнесу музей?

Частные музеи сегодня — не редкость. Это ещё один канал как продаж, так и привлечения аудитории. Например, в Казани есть музей чая, в котором также находится магазин. Музей привлекает покупателей в магазин и наоборот: в итоге человек оставляет больше, чем рассчитывал, приятно проводит время и забирает домой сувенир. Широко известен музей пастилы в Коломне, при котором, помимо магазина, работает небольшое кафе.

Александр согласен и говорит, что сегодня в бизнесе в тренде комплексный подход: «Чем больше центров притяжения и объектов интереса вы создадите, тем больше будет выручка. Сам формат музея формирует доверие людей к бренду. Ещё это неплохой рекламный ход».

Источник: sberbusiness.live

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин