В реальной действительности предпринимательские отношения тесно связаны с публичными отношениями, связанными с ограничениями, стимулами и т.д. соотношение предпринимательства и государства – необходимо. Свобода предпринимательства имеет границы.
Государство – это в конкретном восприятии совокупность публичных органов и должностных лиц, кот наделяются соответствующей компетенцией. Эта компетенция должна определяться законом, должна находиться в правовых рамках, не допустим произвол со стороны государства и должностных лиц. Взаимоотношение общества и государство дБ определенным образом урегулировано.
Мы так или иначе будем восходить к этому вопросу, соотношению. Эта тема такая вводная. Здесь должны просто представить систему органов управления, формы, как государство осуществляет публичную организацию управления обществом. Здесь мы в целом и общем должны представить себе этот вопрос – роль государства в сфере предпринимательства.
Трудно представить систему гос органов без какой-либо классификации. В.Ф. предлагает разделить гос органы в зависимсоти от характера компетенции:
Баланс бизнеса и государства. Честная конкуренция
Такая классификация имеет юр значение. Органы общей компетенции выделяются тем, что такие органы занимаются организацией всех сфер жизни общества. А предпринимательство – это тоже сфера жизни общества. Эти органы наряду с другими осуществляют регулирование и контроль в сфере предпринимательства.
Если говорить о федеральном уровне, то это Президент РФ, ФС, Правительство РФ, федеральные суды (осуществляют специфические функции отправления правосудия и разрешают конфликты между предпринимателями). Правовое положение этих органов и их компетенция определяется КРФ и рядом сп5ециальных законов (О правительстве, например, О КС РФ, О системе арбитражных судов).
Когда говорим о таких органах, то это не только федеральные органы, но и субъектов. Система органов субъектов устанавливается самостоятельно, самостоятельность в определеных рамках – общие принципы, конституционный строй – на это ориентирует и КРФ и соответствующие законы.
К КМП этот материал имеет самое прямое отношение – на практике вопросы об определении компетенции тех или иных вопросов определенных органов. Это серьезно влияет на решение проблем, конфликтов в сфере предпринимательства.
В свое время Волгоградская область привлекая инвестиции для разработки недр, какая-то французская компания согласилась и приступила к работе, возник вопрос (1991, 92) а были ли полномочны органы области на заключение таких соглашений, пришлось поднимать законодательство (не было законов о СРП). Или, например, Собчак принял решение своим распоряжением – запрещает создание (начало 90-х) частных охранных предприятий – вопрос, насколько законные его акты – распоряжение его было отменено по суду. Сейчас в практике высших суд инстанций – много случаев, когда государство в лице каждого органа выходит за пределы своих полномочий. Общая компетенция в чем выражается? В принятии нормативных актов или еще плюсом в принятии индивидуальных правовых актов?
🔴 В России продлили льготы для бизнеса
Органы специальной компетенции. Занимаются организацией какой-либо одной или нескольких, но взаимосвязанных сфер жизни общества. Оборона, МВД, МИД и т.д. в сфере предпринимательства такие органы создаются. Всякого рода гос органы, создание любого органа определяется потребностями общества – если есть потребность, то создается. Потребности общества определяют количество, систему, качество, виды соответствующих органов.
Это Счетная Палата РФ (контроль за использованием фиктивных бюджетных средств), прокуратура РФ (контроль надзор за законностью), ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. В основном сосредоточить внимание на федеральных органов исполнительной власти. Это действительно органы специальной компетенции.
Каждый раз с периодичностью избрания президента получаем изменения в указ о системе федеральных органов исполнительной власти. В ст.112 КРФ система федеральных органов исполнительной власти определяется президентом по предложению председателя правительства. Сюда входят министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Здесь какая-то пермаментная административная реформа. Для сферы предпринимательства – Минэконом развития России, ФС по финансовым рынкам; федеральное агентство по управлению гос имуществом. Речь идет о разделении нормотворческих, контрольных и функций по оказанию услуг.
Есть акты, кот определяют правила взаимоде1йствия 19.11.2005 – типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – чтобы органы не вмешивались друг в друга, и в то же время знали как взаимодействовать. На самом деле – это разделение – это принцип. Если мы обратимся конкретно, то найдем примеры, когда ФС осуществляет нормотворческие функции. Также мы можем найти примеры, когда министерство осуществляет функции контроля. Федеральные агентства – издание индивидуально-правовых актов – осуществляют, например, учет имущества.
Одни федеральные органы исполнительной власти подведомственны президенту, другие правительству. Президенту – силовые ведомства – Минобороны, ФСБ, МИД и т.д. остальные – в ведении правительства. Речь идет о том, что положения о том или ином органе исполнительной власти утверждает то лицо, в ведении кот находится. Если в ведении правительства, то правительством разрабатывается и утверждается. Аксиома – вмешательство одно в другое невозможно.
Федеральные органы исполнительной власти с разрешения правительства могут создавать территориальные подразделения – порядок деятельности устанавливает правительство или президент.
ФОИВ по соглашению с органами субъектов могут передавать исполнение части своих- функций и наоборот. Такая возможность предусмотрена ст.78 КРФ. Это важно, например при гос регистрации кредитной организации. Действуют регламенты.
Источник: studopedia.su
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ПОДДЕРЖКА / ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES / SUPPORT / REGULATION
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатских-Мажар Н.Ю.
Сектор предпринимательства — объективно необходимый элемент экономики и общества в целом, без которого хозяйственное общество не может нормально существовать. Именно предпринимательские структуры, являющиеся наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни, составляют одну из основ развития любой страны с рыночной системой экономики. В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание на всех уровнях власти. При этом в сфере развития малого и среднего предпринимательства остаются многочисленные проблемы, которые требуют решения.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шатских-Мажар Н.Ю.
Малое и среднее предпринимательство в экономике
Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России
ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами
Оценка состояния малого и среднего предпринимательства как основа государственной финансовой поддержки
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE REGULATION AND SUPPORT OF ACTIVITIES OF BUSINESSES
The business Sector is an objectively necessary element of the economy and society as a whole, without which the economic society cannot exist normally. It is the entrepreneurial structures, which are the most popular, dynamic and flexible form of business life, that constitute one of the foundations of the development of any country with a market economy. Currently, the development of small and medium-sized businesses is given great attention at all levels of government. At the same time, numerous problems remain in the sphere of development of small and medium-sized businesses that need to be addressed.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
М.Ю. // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (56). С. 239-246.
6. Павлюченко Т.Н. Методические подходы к проведению аудиторских проверок страховых организаций / Павлюченко Т.Н., Абдулаева М.Ю. // Финансовый вестник. 2017. № 1 (36). С. 55-62.
Шатских-Мажар Н.Ю., магистр кафедра экономики и финансов АНОО ВО Краснодарский кооперативный институт (филиал)
Российский университет кооперации Россия, г. Краснодар РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: Сектор предпринимательства — объективно необходимый элемент экономики и общества в целом, без которого хозяйственное общество не может нормально существовать. Именно предпринимательские структуры, являющиеся наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни, составляют одну из основ развития любой страны с рыночной системой экономики.
В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание на всех уровнях власти. При этом в сфере развития малого и среднего предпринимательства остаются многочисленные проблемы, которые требуют решения.
Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес, регулирование, поддержка, роль государственных органов
Shatskikh-Majar N. Yu. master of Economics and Finance Department Krasnodar Cooperative Institute (Branch), Russian University of Cooperation Russia, Krasnodar THE ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE REGULATION AND SUPPORT OF ACTIVITIES OF BUSINESSES
Annotation: The business Sector is an objectively necessary element of the economy and society as a whole, without which the economic society cannot exist normally. It is the entrepreneurial structures, which are the most popular, dynamic and flexible form of business life, that constitute one of the foundations of the development of any country with a market economy.
Currently, the development of small and medium-sized businesses is given great attention at all levels of government. At the same time, numerous problems remain in the sphere of development of small and medium-sized businesses that need to be addressed.
Keywords: entrepreneurship; small and medium business, regulation,
support, the role of public authorities
Малый бизнес способен эффективно развиваться в рыночной экономике, при этом рынок своими механизмами, одновременно, поощряет и принуждает участников рынка к предпринимательской активности, с другой способствует формированию условий нестабильности внешней среды и способствует появлению дополнительного риска, который связан с высокой неопределенностью и риском в востребованности новых услуг, товаров, технологии. Действие рынка, как и других категорий экономики, противоречиво. Рынок с одной стороны, способствует развертыванию предпринимательской инициативы, с другой таит в себе и угрозу ее применения против законных интересов других субъектов хозяйствования и интересов общества, что особенно заметно в условиях неравновесия в экономике и дефицита. Задача состоит в создании равновесного рынка, где главным показателем может выступать единство цены на один и тот же предмет рыночного оборота (товар, кредит и т.д.), а потом к нему применить совершенную систему поддержания равновесия или регулирования всех начинаний научно-технического и экономического прогресса. Эти факторы предопределяют необходимость во вмешательстве государства в экономическую среду предпринимательства.
В целом предпринимательскую деятельность можно охарактеризовать следующими факторами:
— система частного предпринимательства не может гарантировать наличие конкуренции, хотя при этом выгоды её общепризнаны. Диспропорции в структуре рынка могут возникать в результате работы крупных предпринимателей (сговор сопредельных и взаимозависимых предприятий), а также в результате государственного лоббирования отдельных проектов субъектов предпринимательства;
— рыночная экономика не всегда может обеспечить оптимальные экономические условия для развития предпринимательства и безопасность новых товаров и услуг, которые реализуются субъектами рынка;
— системой частного предпринимательства не обеспечивается гарантированное, доступное и безопасное предоставление социально значимых услуг и товаров, потребляемых всеми членами общества, что становится предметом компетенции правительства;
— частное предпринимательство не способно предоставить равные условия для реализации инновационных проектов и распределения рисков между участниками, являющимися разработчиками инноваций и их потребителями;
— баланс интересов государства, предпринимателя и инвестора может быть обеспечен при наличии формализованных норм и правил [4].
Государственная система Западных стран постепенно превращается в хозяина условий воспроизводства капитала и уже выступает в качестве
управителя рынка, при этом многие российские экономисты и политики с стараются не замечать этого. В России роль государства определена как защитника «прав интересов юридических и физических лиц в сфере предпринимательской деятельности», гаранта в создании действенных мер «единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств», а также органа, который призван обеспечить «механизм противодействия экономической деятельности, направленный на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [9].
Исходя из практики, эффективность работы рыночного механизма во многом определяется тем, насколько сложившиеся экономические отношения способны стимулировать предпринимательскую активность, обеспечивая при этом ее безопасность и целесообразность. Обязательным условием является свобода предпринимательства и хозяйственная ответственность, которые должны быть сбалансированы, то есть риск должен быть оправдан и экономически, и социально.
Необходимость вмешательства государства в части регулирования предпринимательской деятельности отмечают и ряд зарубежных ученых, считающих неправомерным уход российских государственных структур из сферы экономики.
Видный американский экономист Джозеф Стиглиц в отчете Всемирному банку подчеркивал: «Те, кто выступал за приватизацию, с готовностью указывали, что значительная часть государственных предприятий перешла в частные руки, но это было весьма сомнительным достижением. Но еще хуже то, что нарождающиеся частнособственнические интересы приводят к ослаблению государства и разрушают общественный порядок посредством коррупции и присвоения имущества представителями властных структур»[9].
Предпринимательство может решать государственные задачи, если при этом достигнут баланс между интересами государства и предпринимателя. Цели государственного регулирования
предпринимательской деятельности состоят в создании оптимальных условий для реализации предпринимательских проектов через систему специальных законов, гарантий, норм, нормативов, которые направлены на обеспечение защиты и поддержку всех участников, безопасность и надежность нововведений.
Государство через предпринимательскую деятельность призвано решить комплекс задач с помощью прямых или косвенных мер:
— формирование национальной экономики, которая отвечает требованиям безопасности, инновационному типу экономического развития, современным мировым тенденциям;
— создание условий, способствующих предпринимательской активности и созданию благоприятного инвестиционного климата через беспрепятственное функционирование системы рыночных отношений и конкуренции;
— обеспечение национальной и экономической безопасности, в том числе путем защиты отечественного предпринимателя, создание гарантий социальной защищенности населения [4].
Приведенные задачи разнородны и даже могут быть противоречивы, что вызывает необходимость в комплексном подходе к их решению. Но сбалансированность интересов и условий — необходимые факторы обеспечения в создании системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Система государственного регулирования подчиняется следующим принципам (правилам):
— целостность и комплексность системы регуляторов, их взаимная поддержка, взаимодополняемость и взаимозависимость;
— использование системности в формировании и определении показателей, форм, приемов и методов регулирования;
— соблюдение приоритетности социально-экономических целей при дифференциации методов регулирования и ранжировании регуляторов в зависимости от решаемых предпринимателем социальных, экономических и экологических задач;
— обеспечение равных возможностей и условий для субъектов, реализующих предпринимательские проекты, независимо от формы собственности, видов хозяйствования или географического нахождения [8].
Государство как властная структура, которая обеспечивает экономические и социальные гарантии всему обществу, с точки зрения теории организации призвано сбалансировать интересы общества, наемных рабочих и служащих, предпринимателя, потребителя. Задачи, поставленные обществом в качестве приоритетных, решаются государством с привлечением всех хозяйствующих структур (хотят они того или нет). При этом применяются методы стимулирования и принуждения.
В каждом государстве указанные проблемы решаются по своему усмотрению, исходя из конкретных национальных, экономических и политических условий. Одновременно интернационализация экономического развития и интеграция определила общие подходы роли государства в системе сложившихся отношений государство — предприниматель.
Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры, представлены на рис. 1.
Защита интересов малого бизнеса со стороны государства состоит в том числе в выработке мер, которые призваны сформировать цивилизованное поведение предпринимателя, включая в том числе защиту интересов наемных работников, интересов потребителей продукции и услуг предпринимательской деятельности.
Предпринимательство позволяет решить ряд государственных задач, в случае достижения баланса интересов между предпринимателем и государством. Цель государственного регулирования предпринимательской
деятельности в этом случае является создание оптимальных условий для реализации проектов субъектов предпринимательства путем системы законов, гарантий, норм, нормативов, которые способны обеспечить защиту и поддержку всех участников, надежность и безопасность нововведений.
Государство для защиты интересов отечественных предпринимателей от экспансии международных корпораций, формирует ограничительные меры или даже запретительные барьеры для зарубежных предпринимателей.
Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры
Защита интересов потребителей в части безопасности, адекватности надежности товаров
и услуг преллагаемыу на рынке предпринимателями
Рис. 1. Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры [1]
Экономическая безопасность предпринимателя должна быть гарантирована государством, поскольку только предприниматели не способны в полной мере нести возможные высокие риски в конкурентной борьбе с сильными международными корпорациями. При этом проигрыш отечественного малого бизнеса отрицательно сказывается на национальной экономике.
Малый бизнес сегодня занял свое место в структуре экономики и в некоторых регионах может играть значительную роль в социальной жизни общества. Развитие малого и среднего бизнеса позволяет формировать конкурентную среду, способствует насыщению рынка нужными товарами и услугами, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, повышению занятости населения.
Государственное регулирование малого бизнеса осуществляется различными органами. Государственной налоговой инспекции регулирование
осуществляется в части контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Также к регулированию относятся льготы, предоставляемые субъектам малого бизнеса.
Государственное регулирование осуществляется в сфере труда, в части защиты прав работников, что осуществляется в рамках Трудового кодекса Российской Федерации и миграционной политики.
В условиях рыночной экономики субъекты малого бизнеса способны эффективно развиваться. При этом рынок, позволяя развиваться, таит в себе значительное количество рисков. Основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности является поддержание равновесия на рынке. государство выступает защитником прав и интересов субъектов предпринимательства, его усилия направлены на создание оптимальных условий для развития предпринимательства. Государство для защиты интересов российских субъектов предпринимательства использует льготы, а также ограничительные меры или даже запретительные барьеры для зарубежных предпринимателей. Регулирование деятельности малого бизнеса осуществляют органы контроля и надзора.
1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Собрание законодательства РФ» от 09.05.2011, № 19, ст. 2716
2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / В.С. Белых — М:Проспект, 2017 — 432 с.
3. Горфинкель В. Я., Попадюк Т.Г. Инновационное предпринимательство. [Текст] / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк — М: Юрайт, 2017 — 523 с.
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие под ред. Ручкиной Г.Ф. -М.: Юрайт, 2017 — 278 с.
5. Ларионов И. К. Предпринимательство. Учебник для магистров. [Текст] / И.К. Ларионов — М:Дашков и К, 2017 — 190 с.
6. Лапуста М. Г. Предпринимательство. [Текст] / — М.: ИНФРА-М, 2017 -384 с.
7. Попова Н.Ф. Правовое регулирование экономической деятельности. [Текст] / Н.Ф. Попова — М: Кнорус, 2017 — 278 с.
8. Рубин Ю.Б. Предпринимательство. [Текст] / Ю.Б. Рубин — М: МФПУ «Синергия», 2016 — 461 с.
9. Чернопятов А. М. Государственное регулирование предприни-мательской деятельности. [Текст] / А.М. Чернопятов — М: Директ-Медиа, 2018 — 165 с.
10.Шеменева О.В. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. [Текст] / О.В. Шеменева — М:Дашков и К, 2016 — 296 с.
1. Federal law of 04.05.2011 № 99-FZ (ed. of27.12.2018) «Оп licensing of certain types of activities» // «Collection of legislation of the Russian Federation» of 09.05.2011, № 19, Art. 2716
2. Belykh V. S. Legal regulation of business activity [Text] / V. S. Belyh — M: Prospect, 2017 — 432 p.
3. Gorfinkel, V. Ya., Popadyuk T. G. Innovative entrepreneurship. [Text] / V. Ya Garfinkel, Popadyuk T. G. — Moscow: Yurayt, 2017 — 523 S.
4. State regulation of entrepreneurial activity. The textbook under the editorship of Ruchkina G. F. -M.: Yurayt, 2017 — 278 C.
5. Larionov I. K. Entrepreneurship. The textbook for the masters. [Text] / I. K. Larionov — M:Dashkov and To, 2017 — 190 C.
6. Lapusta M. G. Entrepreneurship. [Text] / — M.: INFRA-M, 2017 — 384 p.
7. Popova N. F. Legal regulation of economic activity. [Text] / N. F. Popova — M: KnoRus, 2017 — 278 C.
8. Rubin Yu. B. Entrepreneurship. [Text] / Y. B. Rubin, MFPU «Synergy», 2016 -p. 461
9. Chernopyatov M. State regulation of entrepreneurial activity. [Text] / A. M. Chernopjatov — M: Direct Media, 2018 — 165 C.
10.Shemeneva O. V. Organization of entrepreneurial activity: textbook. [Text] / O. V. Shemeneva — M: Dashkov and To, 2016 — 296 p.
Источник: cyberleninka.ru
10.1. Государственный контроль в экономике
Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований.
Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества. Экономика как система производственных отношений в основе своей — саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.
Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда. Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).
В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.
Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному.
Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.
Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования: 1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе; 2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.
Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках. Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.
10.2. Виды государственного воздействия на деятельность корпорации
Рекомендуемые материалы
Договоры найма жилого помещения: понятие, виды, правовое регулирование
Юриспруденция
Правовое регулирование договоров воздушной перевозки груза и пассажира: теоретические и правоприменительные аспекты
Юриспруденция
Организация частной детективной и охранной деятельности
Юриспруденция
Становление оценочной деятельности в РФ
Юриспруденция
Поземельные отношения в средневековой Англии и их правовое регулирование
Юриспруденция
Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ)
Юриспруденция
Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы — на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного.
Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование. Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.
К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: — антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности; — валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; — регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий); — патентное законодательство; — защиту прав потребителя; — государственные контракты; — экспорт товаров и технологий двойного назначения; — государственное содействие частному предпринимательству. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности — конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов.
Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач: а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; б) формирование государственного бюджета; в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами; г) обеспечение занятости населения; д) обеспечение безопасности и обороны страны; е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования. Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур — формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др.
Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса. В литературе выделяются группы методов регулирования экономики.
В первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятельности. Во вторую группу входят программно-установочные способы: а) целевые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.
К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация. В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) лимиты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенные пошлины и др.).
В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии; е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки. В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий. В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции. Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
10.3. Органы государственного регулирования корпораций
Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение — это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли.
В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом. Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы.
Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты — корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов. К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий. В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п.
При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Бесплатная лекция: «5.2. Организационно-распорядительные методы управления» также доступна. В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица — государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).
Вопросы для самоконтроля
1. Определите роль и принципы экономической деятельности. 2. Определите основные сферы государственного регулирования корпораций. 3. Назовите методы регулирования экономики корпораций. 4. В чем проявляются и как реализуются ограничительная и разрешительная деятельность государства? 5. Назовите основные органы регулирования корпораций и их основные регулирующие функции.
Источник: studizba.com