Когда был введен налог на самозанятых

САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / НАЛОГ / НАЛОГ НА САМОЗАНЯТЫХ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НАЛОГОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / SELF-EMPLOYED PERSONS / TAX / SELF-EMPLOYED TAX / TAX ON PROFESSIONAL INCOME / TAX EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секина М.В.

В данной статье рассмотрены понятие самозанятости и виды деятельности, которые к ней относятся. Проведен анализ основных положений законодательства, непосредственно затрагивающих тему введения налога на профессиональный доход. Дана характеристика положительных и отрицательных сторон данного налогового эксперимента . Проанализированы основные направления развития налога на самозанятых в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Секина М.В.

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ ЛИЦ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В РОССИИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF SELF-EMPLOYED IN RUSSIA

This article discusses the concept of self-employment and the types of activities that relate to it. The analysis of the main provisions of the legislation that directly touch on the introduction of a tax on professional income is performed. The positive and negative aspects of this tax experiment are described. The main directions of development of the tax on the self-employed in 2020 are analyzed.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ НАЛОГА НА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН»

Секина М.В. студент

Научный руководитель: Гладун А.Н., к. и.н. Рязанский государственный университет

ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ НАЛОГА НА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

Аннотация: в данной статье рассмотрены понятие самозанятости и виды деятельности, которые к ней относятся. Проведен анализ основных положений законодательства, непосредственно затрагивающих тему введения налога на профессиональный доход. Дана характеристика положительных и отрицательных сторон данного налогового эксперимента. Проанализированы основные направления развития налога на самозанятых в 2020 году.

Ключевые слова: самозанятые граждане, налог, налог на самозанятых, налог на профессиональный доход, налоговый эксперимент.

Sekina M. V. student

Scientific director: Gladun. A.N., candidate of Historical Sciences

Ryazan State University Russia, Ryazan

INTRODUCTION OF SELF-EMPLOYED IN RUSSIA

Abstract: this article discusses the concept of self-employment and the types of activities that relate to it. The analysis of the main provisions of the legislation that directly touch on the introduction of a tax on professional income is performed. The positive and negative aspects of this tax experiment are described. The main directions of development of the tax on the self-employed in 2020 are analyzed.

С 1 июля в Хабаровском крае вводится налог для самозанятых

Key words: self-employed persons, tax, self-employed tax, tax on professional income, tax experiment.

Тема налогообложения самозанятых граждан в Российской Федерации является весьма актуальной в наше время, это связано с тем, что количество таких граждан в нашем государстве достаточно большое. Так кто же такие самозанятые? Исходя из анализа информации, предоставленной нам на официальном сайте Федеральной налоговой

службы, а также в силу пункта 7.3 статьи 83 Налогового кодекса: самозанятые граждане — физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд без привлечения наемных работников115.

Следует сказать, что в России уже предприняты попытки введения налога на профессиональный доход, речь идет о принятии Государственной Думой Федерального закона № 422-ФЗ (далее ФЗ №422), в соответствии с которым с 2019 года начал проводиться эксперимент по установлению специального налогового в Москве, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан, предположительно до 31 декабря 2028 года. С 1 января 2020 года к эксперименту по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» присоединились Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан.

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы, те регионы, которые не участвуют в эксперименте, смогут присоединиться к нему. Таким образом, региональные власти смогут ввести специальный режим на своей территории уже с 1 июля 2020 года. Также в письме указано, что закон региона о введении в действие режима по налогу на профессиональный доход должен вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования116.

Проанализируем имеющиеся нормативные документы, позволяющие уяснить каким образом на территории Российской Федерации внедряется налог на профессиональный доход.

Для начала необходимо установить, кого конкретно можно отнести к самозанятым. Следует обратить внимание на то, что законодатель достаточно четко обозначил границы возможного получения дохода.

Так, с одной стороны, информация, которая размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы, позволяет сделать вывод, что к ним можно отнести лиц, осуществляющих следующие виды деятельности: оказание косметических услуг на дому, продажа продукции собственного производства, строительно-отделочные работы, ремонт обуви и одежды, фриланс, фотосъемка и видеосъемка, репетиторство, услуги нянь и сиделок, ремонт техники и др. При этом список, который указан выше, не является исчерпывающим117.

115 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс»

117 Сайт ФНС России. — URL: https://npd.nalog.ru/

Вместе с тем, с другой стороны, ст.4 ФЗ №422 закрепляет те виды деятельности, которыми не может заниматься самозанятый гражданин, а именно:

-реализация подакцизных товаров и товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации;

-перепродажа товаров, имущественных прав, исключением в данном случае является продажа имущества, использовавшегося для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

-добыча и (или) реализация полезных ископаемых; -деятельность лиц, имеющих работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

-ведение предпринимательской деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;

-оказание услуг по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, исключением в данном случае является оказание таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной контрольно-кассовой техники.

Также самозанятыми не вправе быть лица, которые уже применяют другие специальные налоговые режимы, лица, доходы которых превысили 2,4 миллиона рублей в год.

Законодателем определено 2 налоговых ставки, которые установлены в следующих размерах:

-4 процента в отношении доходов, полученных от реализации товаров физическим лицам;

-6 процентов в отношении доходов, полученных от реализации товаров индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Налог уплачивается налогоплательщиком ежемесячно, так как налоговым периодом является месяц, не позднее 25 числа. В законе также указано на наличие специального приложения «Мой налог», посредством которого многие процедуры становятся удобнее118.

Процедура регистрации в качестве самозанятого достаточно проста. Здесь есть два пути: можно подать заявление и предоставить свои паспортные данные самостоятельно в налоговый орган, также можно это сделать через приложение «Мой налог». В случае отказа в постановке на учет, в приложение просто придет уведомление об этом. Отказ может быть в случае несоответствия сведений, которые предоставлены лицом.

Снятие с учета также возможно через приложение «Мой налог» как по инициативе лица, зарегистрированного в качестве самозанятого, так и по

118 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «КонсультантПлюс»

инициативе налогового органа. Данное приложение пришлет уведомление в случае снятия с учета119.

Следует обратить внимание и на то, что для наибольшей эффективности внедрения налога на профессиональный доход, государством были разработаны меры по установлению контроля за доходами населения.

Информация будет собираться и вестись федеральной налоговой службой через контрольно-кассовую технику. Отслеживание лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах, может также осуществляться через социальные сети, объявления в газетах и на просторах интернета. В планах правительства также есть такой способ как создание специального федерального регистра, в котором будут сосредоточены сведения о гражданах и их доходах. В качестве еще одного метода контроля

Читайте также:  Дебиторская задолженность может быть у ИП

— отчет различных служб о трудоспособном населении, которое не платит

страховые взносы и подоходный налог120.

Однако сейчас настало достаточно непростое время для самозанятых граждан, так как в период распространения коронавирусной инфекции, многие фактически лишились дохода.

Анализ первых обращений Президента РФ к гражданам свидетельствовал о том, что государство не ввело каких-либо специальных мер поддержки, которые были бы направлены конкретно на категорию самозанятых граждан. Вместе с тем, по статусу самозанятых можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства, вследствие чего, они могли рассчитывать на ряд льгот, которые были указаны в обращениях:

-возможность получения кредита на льготных условиях;

-отсрочка по уплате страховых взносов;

-автоматическое продление тех документов, срок которых истекает во время самоизоляции;

-самозанятый гражданин, выступающий в качестве индивидуального предпринимателя, вправе получить отсрочку по налогу на период до 6 месяцев. Задолженность по налогу можно будет гасить плавно, ежемесячно, равными долями в течение не менее года после окончания отсрочки.

Специалисты также указывают на возможность получения пособия по безработице, в случае полной утраты дохода от профессионально деятельности. Чтобы воспользоваться данной возможностью, нужно через приложение «Мой налог» сняться с учета НПД. Позже налоговая служба

119 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «КонсультантПлюс»

120 См.: Магомадов Ш.А., Кадыров Х-М.Ш. Налоговая политика России на 2019-2020 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/artirie/n/nalogovaya-poütika-rossii-na-2019-2020-gody

вышлет соответствующее уведомление, с которым можно будет подавать заявку для получения пособия.

Также в своем обращении Президент поручил Правительству РФ с

участием Банка России разработать программу, которая будет содержать

дополнительные меры поддержки121.

Однако в обращении Президента РФ от 11.05.2020 были заложены и специальные меры, которые непосредственно направлены на поддержку около 650 тысяч человек, кто зарегистрирован в программе и имеет статус самозанятого гражданина:

1. Возвращение налога на доход гражданам, которые уплатили таковой в 2019 году.

2. Предоставление всем самозанятым в 2020 году «налогового капитала» в размере одного МРОТ, за счёт которого они смогут делать налоговые платежи, не отвлекая собственные средства, сохраняя свои доходы. Из этого следует, что гражданам, зарегистрированным в качестве самозанятых, будет выплачена государственная помощь в размере 12 130 рублей122.

Эти меры свидетельствуют о том, что государство заинтересовано в дальнейшем продолжении эксперимента с налогом на профессиональный доход.

Однако как в обществе, так и среди ученых существует множество мнений по поводу внедрения нового налогового режима: кто-то считает, что данный налог нужен и вполне уместен, кто-то против такого нововведения.

Поговорим о положительных аспектах внедрения налога на профессиональный доход:

-возможность выхода из тени и осуществление своей деятельности на законных основаниях и получение поддержки такого рода деятельности от государства;

-приложение «Мой налог» достаточно многофункциональное и поэтому самозанятыый освобождается от лишней работы, связанной с отчетностью;

-лица, уплачивающие налог на профессиональный доход, освобождаются от уплаты таких налогов как налог на доходы физического лица и налог на добавленную стоимость, кроме того, следует сказать, что ставка налога на профессиональный доход ниже123.

121 См.: Громов В.В., Милоголов Н.С. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОПОЛНЕНИЮ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В ЧАСТИ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ТРУД (ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ) // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 87.

122 Коваль А.А., Левашенко А.Д. МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ И НЕФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С COVID-19 // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 5. С. 68-69.

123 Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — URL: http://duma.gov.ru/news/28794

Несмотря на имеющиеся плюсы, специалисты выделяют и негативные аспекты, вот некоторые из них:

-добровольность страховых взносов, т.е. лицо самостоятельно принимает решение вносить взносы или нет, и это так или иначе может повлиять на формирование трудового и страхового стажа лица;

-несмотря на все удобство и простоту использования приложения «Мой налог», для некоторых лиц, например лиц преклонного возраста, воспользоваться данным приложением может вызвать затруднение, или может привести к тому, что меньшее количество людей будет регистрироваться;

-запрет на пользование другими специальными налоговыми режимами в момент использования налога на профессиональный доход

может привести к сокрытию истинного количества полученных доходов124.

В заключение следует отметить, что внедрение налога на профессиональный доход — тема очень дискуссионная, ученые и специалисты обсуждают многие вопросы, которые касаются данной темы и не всегда у них, получается прийти к единой оценке данного эксперимента. Законодатель не зря сделал данный проект пилотным, за время эксперимента можно будет статистически просмотреть насколько он был результативен, а также увидеть его положительные и отрицательные стороны.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.04.2020).

2. Письмо Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2020 г. № АБ-4-20/6193 «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ» // СПС «Гарант» (дата обращения: 06.05.2020).

3. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.04.2020).

4. Волков Д.Е. Отрицательные и положительные стороны специального налогового режима «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД» //

— 2020. — № 2 (54) — С. 195-198.

5. Громов В.В., Милоголов Н.С. Рекомендации по дополнению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии в части снижения налоговой нагрузки на труд (по уплате страховых взносов) // Экономическое развитие России. — 2020. — Т. 27. № 5. — С. 83-89.

124 См.: Волков Д.Е. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД» // Colloquium-journal №№ 2 (54) 2020. С. 197.

6. Коваль А.А., Левашенко А.Д. МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ И НЕФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С COVID-19 // Экономическое развитие России. — 2020. — Т. 27. № 5. — С. 6670.

Источник: cyberleninka.ru

Налог на профессиональный доход в системе налогообложения России

Ларин, Д. Д. Налог на профессиональный доход в системе налогообложения России / Д. Д. Ларин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79540/ (дата обращения: 12.09.2023).

В статье рассмотрены понятие и сущность, статус самозанятых лиц, определены правовые основы налога на профессиональный доход. Выявлены противоречия в порядке реализации на практике статуса самозанятых. Сделан вывод о необходимости выработки механизмов реализации на практике налогового режима «налог на профессиональный доход», устранения существующих препятствий для деятельности самозанятых лиц.

Ключевые слова : самозанятое лицо, налог, налогообложение, налог на профессиональный доход, легализация

Самозанятость выступает особым видом предпринимательской деятельности, трудно поддающейся регулированию со стороны государства ввиду «теневого» характера такой деятельности. В течение довольно продолжительного времени государство пытается предпринимать меры по выводу бизнеса из тени. Такие меры, как свидетельствуют некоторые исследования, не принесли существенных изменений ввиду их экспериментального характера [3; 4]. Как правило, предпринимаемые меры связаны с налогообложением, порядком регистрации самозанятых, организацией диалога власти и самозанятых, формирования статуса самозанятых. Серьезные шаги по выводу бизнеса из теневого сектора экономики власти предприняли, официально закрепив налог на профессиональный доход. Данные статистики показывают востребованность этого налогового режима, ввиду льготных ставок налогообложения, отсутствия необходимости вести налоговый и бухгалтерский учет, упрощенном порядке регистрации и пр. [3]

Виды деятельности, подходящие под налог на профессиональный доход: сдача в аренду жилых помещений, косметические услуги на дому, бухгалтерские, юридические услуги, продажа собственной продукции, репетиторство, услуги нянь и др. [1]

Рост численности населения, которое, фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, не выходит из тени, привел к необходимости формирования государством условий, при которых самозанятым лицам будет выгоднее легализовать свою деятельность, чем продолжать осуществлять ее нелегально.

Читайте также:  Госпошлина это расход при УСН

Налицо противоречие: с одной стороны, отмечен рост нелегального бизнеса, с другой стороны бизнесмены, работающие в тени, не платят налоги. Результатом изменения подобной ситуации выступило введение налога на профессиональный доход (НПД) в ряде регионов страны.

Как отмечают А. Н. Покида, Н. В. Зыбуновская, до введения НПД государством предпринимались меры разнонаправленного характера с целью уменьшения теневой стороны бизнеса:

— предлагалось введение патентов для самозанятых;

— освобождение отдельных категорий самозанятых от налоговых выплат;

— предлагалось ввести налог на тунеядство;

— регистрация самозанятых в виде особого вида ИП [4, с. 71–72].

Изначально данный налоговый режим был введён в г. Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях [1]. Данный налоговый режим позволил индивидуальным предпринимателем и самозанятым лицам платить налог с доходов от самостоятельной деятельности по льготной ставке. Это должно было обеспечить легализацию бизнеса, получение дохода от подработок с отсутствием риска штрафных санкций за нелегальное предпринимательство.

Следует отметить, что льготный налоговый режим доступен не всем лицам, а только тем, которые подходят под конкретные условия налогообложения:

— критерием отнесения лиц к самозанятым выступает получение доходов лишь от самостоятельного ведения деятельности, или использования имущества;

— отсутствие наемных работников;

— фиксированные обороты бизнеса (масштаб) с ограничением по объему оборота 2,4 млн. руб. в год без ограничения объема оборота в месяц [2, с. 11].

Кроме того, ограничениями в отношении статуса самозанятых выступают:

— лица, уплачивающие НПД не имеют права использовать другие налоговые режимы;

— при уплате НПД не учитываются расходы, связанные с деятельностью самозанятого;

— не отчисляются страховые взносы (но предусмотрен добровольный порядок их исчисления) [5, с. 76].

Н. А. Коробкова с соавторами считают, что причины приобретения статуса самозанятыми позволяют разделить их всех на 3 группы:

— отсутствие занятости в формальном секторе экономики;

— самостоятельность, независимость в работе:

— творческая реализация [3, c. 46].

Позитивными аспектами налога на профессиональный доход выступают:

— отсутствие необходимости оплачивать самозанятым налог на доходы с физических лиц (при условии обложения этого дохода налогом на профессиональный доход);

— самозанятым может стать не только гражданин России, но и иностранный гражданин, а также граждане Евразийского экономического Союза.

Можно отметить, что введение налога на профессиональный доход, с одной стороны, позволяет вывести бизнес из тени, предлагая льготные ставки налога в 4 % при работе с физическими лицами и 6 % при работе с юридическими лицами. Внедрение такого налога для государства — это возможность вовлечения в налоговую систему новых налогоплательщиков, новый источник пополнения бюджета. В тоже время, это дополнительная нагрузка на граждан, позволяющая им легализовать собственный бизнес. При этом с таких доходов самозанятые никаких поступлений в специальные фонды ПФР, ФОМС, ТФОМС — не делают.

Регистрация самозанятых в качестве плательщиков налога на профессиональный доход происходит в упрощенном порядке через специальное приложение «Мой налог». Введение данного налогового режима не требует сдачи деклараций, ведения налогового учета, при этом средством контроля за оборотом со стороны налоговых органов выступает мониторинг операций по банковским картам плательщика.

Применение льготного налогового режима на практике вызвало определенные трудности. В частности, появилась негативная тенденция перевода работников организаций в самозанятые, что существенно снижало расходы налогоплательщиков — организаций за наемных работников. Это вызвало повышенный интерес государства и налоговых органов к сотрудничеству организаций с самозанятыми.

Контроль государства за ведением бизнеса самозанятыми, а также соблюдением принципов налогового права вызван ростом численности такой категории лиц [4]. Таким образом, теоретически самозанятый может сотрудничать (например, оказывать услуги) организации, практически же при регулярности таких услуг они могут вызвать повышенное внимание фискальных органов, проверки, приостановление деятельности по счетам организации. Кроме того, несмотря на официальный статус «самозанятого», для таких лиц фактически ограничен доступ к кредитным ресурсам, они не воспринимаются, например, в банковской сфере, как потенциальные заемщики. Это вызывает сомнение в «официальности» статуса самозанятого, поскольку в банковской системе доход самозанятого (в целях доступа к кредитным средствам) не признается официальным доходом, способным выступить базой для погашения кредитных платежей. Самозанятым ограничен доступ к заключению договоров (например, аренды помещений, на выполнение работ, оказание услуг), представлению собственных интересов в различных ситуациях и пр.

Н. А. Коробкова с соавторами в качестве проблем указывают так же:

— возможный переход индивидуальных предпринимателей на новый налоговый режим, за счет чего сократятся налоговые поступления;

— проблема сложности учета наличных взаиморасчетов;

— отсутствие механизма контроля за деятельностью самозанятых [3, с. 47].

Внедрение налога на профессиональный доход, возможный переход индивидуальных предпринимателей на данный налоговый режим повлияют на поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы России, что вызовет перераспределение налоговых поступлений между местными и региональными бюджетами (63 % налога на самозанятых поступают в региональный бюджет, 37 % — в местный) [5].

Итак, исследование статуса самозанятых и нового налогового режима — налога на профессиональный доход позволяет сделать ряд выводов. Данную инициативу государства можно назвать позитивной, что выражается в возможности для граждан легализовать дополнительный доход, позволяет увеличить объем налоговых поступлений в бюджет страны. В то же время, указанные меры не находят поддержки у самозанятых, что во многом определяется недоверием населения органам власти, отсутствием значимых стимулов легализации

Востребованность нового налогового режима подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о том, что десятки тысяч людей по всей стране зарегистрировались в качестве самозанятых. Несмотря на повышенный интерес к новому налоговому режиму, реализация его на практике несет некоторые затруднения как для самих самозанятых, так и для контрагентов, готовых пользоваться их услугами. Поскольку данный режим введен относительно недавно, следует сделать вывод о необходимости детальной проработки механизма реализации налога на профессиональный доход на практике, формирования статуса самозанятых.

  1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // СК РФ № 49 (часть I), 03.12.2018, ст. 7494.
  2. Агеева А. К. Введение налога самозанятых граждан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 12–4. — С. 10–12.
  3. Коробкова Н. А., Амирова Д. Р., Курдова М. А. Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России // Вестник Евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С. 46.
  4. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 1. — С. 60–85.
  5. Фадина В.Н, Филь М. В. Специальные налоговые режимы для самозанятых: оценка российского и зарубежного опыта // Деловой вестник предпринимателя. — 2020. — № 1 (1). — С. 74–80.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный доход, налоговый режим, налог, лицо, введение налога, возможный переход, вывод бизнеса, льготный налоговый режим, особый вид, предпринимательская деятельность.

Источник: moluch.ru

Налог для самозанятых: первые результаты нового закона

Картинка Налог для самозанятых: первые результаты нового закона

Ткаченко Павел

Ткаченко Павел

31 октября, 2019

  1. Условия участия в проекте
  2. Сроки реализации

С недавних пор у российских предпринимателей появилась реальная возможность оптимизировать свой режим налогообложения, обеспечив себе законопослушность одновременно с минимальным размером платежей. Он получил название налога на самозанятость или налога на профессиональный доход.

Суть этого режима состоит в том, что самозанятые граждане уплачивают только один вид налога на доходы от своей работы, не переживая об обязанности платить взносы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, налог на доходы физических лиц и другие обязательные платежи, предусмотренные в других системах налогообложения. Конкретный размер платежа зависит только от одного фактора – кто выступает в роли клиента конкретного предпринимателя. Если это физическое лицо, налог уплачивается по ставке 4%. Если это юридическое лицо, ставка налога составит 6%.

Условия участия в проекте

Пользоваться таким интересным предложением предприниматель может при выполнении нескольких принципиальных условий:

  • он работает один, без наемных сотрудников;
  • общая сумма его доходов ограничена величиной 2,4 миллиона рублей в год. При этом размер ежемесячного дохода не ограничивается;
  • предприниматель занимается своей работой в одном из четырех регионов России – Москве, Московской области, Калужской области или республике Татарстан.
Читайте также:  Налоги ИП ветерану боевых действий

Последнее условие связано с тем, что этот режим налогообложения пока действует в статусе экспериментального. Ограниченная территория его использования позволяет быстро выявить слабые места в регламенте реализации такого режима и оперативно ликвидировать их в случае каких-то проблем. Однако не исключено, что при успешном ходе программы в этих регионах аналогичные правила будут распространены и на другие субъекты Федерации.

Сроки реализации

На текущем этапе программа налога на самозанятых рассчитана на 10 лет. На практике этот проект пока осуществляется менее года, так что у бизнесменов, собирающихся принять в нем участие, еще будет достаточно времени, чтобы сделать это. При этом многие из них рассчитывают, что уже в ближайшее время территория применения этого режима будет расширена, так что зарегистрироваться в качестве участников смогут и жители других регионов.

Особенности реализации

Важным инструментом для предпринимателей, которые переходят на НПД, становится регистрация в приложении «Мой налог». Это специальная программа, разработанная Федеральной налоговой службой именно для работы с применением этого режима налогообложения. Фактически она решает все задачи, которые возникают у предпринимателей в рамках такой работы, в том числе:

  • позволяет зарегистрироваться в качестве самозанятого, используя только паспорт;
  • позволяет оформлять сделки с покупателями, формировать для них электронные чеки и направлять клиенту с использованием контактных данных, которые он указал, — например, это может быть email или номер телефона;
  • автоматически рассчитывает величину налога, подлежащего уплате;
  • позволяет выполнить уплату налога прямо в приложении посредством банковской карты или сформировать платежный документ для проведения оплаты в режиме оффлайн;
  • дает возможность сформировать документы, подтверждающие легальный статус предпринимателя и уровень его доходов – это может быть необходимо, например, при получении банковского кредита или в других ситуациях;
  • позволяет быстро прекратить регистрацию в программе с одновременным прекращением начислений по уплате налогов. При этом выход из программы не означает, что человек полностью теряет возможность дальнейшей работы с применением этого режима налогообложения: если он решит снова стать участником программы, ему просто нужно будет заново пройти регистрацию – никаких дополнительных ограничений на него не налагается.

Преимущества НПД

Наверное, самое значимое преимущество НПД, которое практически сразу оценили многие предприниматели – это действительно разумный размер налога на получаемые доходы. Фактически он в два-три раза ниже обычного налога на доходы физических лиц, который уплачивают все наемные работники: этим способом государство стремится поддержать предпринимательские инициативы в стране.

Однако это – еще не полный перечень преимуществ, которые получают бизнесмены, зарегистрировавшиеся в системе. Тут, пожалуй, разумнее будет сравнить их положение не с наемными сотрудниками, а с предпринимателями, которые используют другие системы налогообложения. Здесь стоит упомянуть о следующих существенных моментах:

  • плательщикам НПД не нужно покупать онлайн-кассу или другое дополнительное оборудование, которое подчас является весьма недешевым. Фактически для работы им необходим только смартфон, на который нужно установить приложение «Мой налог»: наверное, понятно, что сегодня смартфон есть почти у каждого. Поэтому какие-либо дополнительные расходы у предпринимателей в этом смысле отсутствуют;
  • этой категории бизнесменов также удастся сэкономить на услугах бухгалтеров, поскольку им не нужно вести никакой отчетности. Все расчеты и начисления выполняются в приложении «Мой налог» автоматически, и им остается лишь оплатить нужную сумму по итогам месяца;
  • самозанятые освобождены от уплаты взносов в страховые фонды и других типов обязательных платежей, кроме НПД. Это – двойное преимущество: во-первых, не нужно платить лишние деньги, во-вторых, не нужно готовить отчетность для этих государственных органов;
  • самозанятые остаются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут в полном объеме использовать тот же перечень медицинских услуг, который доступен наемным работникам, за которых взносы в фонд ОМС платит работодатель.

Понятно, что такой набор плюсов не мог оставить равнодушными многих владельцев малого бизнеса, которые постоянно пребывают в процессе выбора оптимального режима работы. Посмотрим, оценили ли они в полной мере это интересное предложение со стороны государства.

Первые итоги

Вкратце можно сказать – да, оценили. Об этом говорит хотя бы то, что первый участник зарегистрировался в приложении «Мой налог» прямо в новогоднюю ночь 2019 года – и это в нашей стране, где этому празднику традиционно придают исключительное значение и стараются полностью завершить все рабочие дела задолго до полуночи.

С тех пор его примеру последовало множество других бизнесменов. Уже в первые месяцы реализации программы их количество достигло нескольких тысяч. По итогам полугодия общее число участников проекта составило порядка 115 тысяч бизнесменов, сообщает руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. А сегодня отдельные эксперты оценивают численность зарегистрированных самозанятых цифрой порядка 250 тысяч человек.

В общей сложности за первые шесть месяцев применения специального налогового режима его пользователями было сформировано порядка 10 миллионов чеков, которыми был оформлен официальный доход на сумму, составляющую почти 9 миллиардов рублей. Грубо величину среднего чека в этом сегменте бизнеса можно оценить в сумму порядка 900 рублей. Это достаточно объяснимым образом перекликается с перечнем самых популярных видов деятельности, которыми, по статистике, занимаются участники проекта. Как сообщает ФНС, в их число входят:

  • выполнение пассажирских перевозок различными видами транспорта;
  • сдача в аренду жилой недвижимости;
  • предоставление консультаций в различных предметных областях;
  • услуги репетиторов;
  • программирование;
  • услуги маркетинга и рекламы.

В ведомстве особенно подчеркнули, что значительную роль в популяризации этого режима сыграло простое и понятное приложение «Мой налог», которое по достоинству оценили пользователи. Так, сейчас им в ежедневном режиме пользуются порядка 16 тысяч человек. При этом в случае, если при его применении возникают какие-либо вопросы или проблемы технического характера, пользователи могут обратиться в службу технической поддержки. Она действует круглосуточно, причем порядка 70% обращений обрабатываются в течение одного часа после их поступления.

Удобство такого режима оценили не только сами пользователи, но и банковские учреждения, которыми они пользуются для получения заработанных денег. Ведь приложение «Мой налог» — это не счет, на который поступают средства: выручка направляется на обыкновенный текущий или карточный счет пользователя в банке. Но, конечно, и банкам, и их клиентам удобно, когда у них есть возможность использовать универсальное приложение, действующее на базе стандартного банковского интерфейса. Поэтому многие крупные банки, а также другие коммерческие организации уже подключились к работе в системе, используя открытый API, созданный Федеральной налоговой службой. В настоящее время число таких учреждений уже превысило 10: в их список входят такие крупнейшие банки как Сбербанк, Альфа-Банк, 1С и другие.

Перспективы развития проекта

Итак, первый год реализации проекта близится к завершению, но уже сейчас понятно, что в целом его удалось сделать удачным. Более того, разработчики и эксперты отмечают крайне высокий уровень интереса к возможностям этого режима в других регионах России, которые пока не имеют возможности стать его участниками. В этой связи Министерство финансов выступило с предложением об изменении одного из базовых параметров проекта уже с 1 января 2020 года.

Речь, разумеется, идет о списке регионов, жители которых могут зарегистрироваться в программе налога на профессиональный доход. Предложение Минфина предполагает весьма значительное расширение этого перечня: так, к четырем участникам проекта могут добавить еще 19. Таким образом, общее число регионов, которые смогут использовать преимущества программы, составит уже 23% — то есть более четверти от общего числа субъектов Федерации. Предполагается, что в их число войдут Санкт-Петербург, Ленинградская, Новосибирская, Воронежская, Волгоградская, Нижегородская, Омская, Тюменская области, Красноярский край, республика Башкортостан и еще некоторые регионы.

В целом, отмечают в Министерстве финансов, основным критерием для будущих участников программы стала потенциальная численность предпринимателей, которые могут зарегистрироваться в качестве самозанятых. А она, в свою очередь, зависит от численности жителей в субъекте Федерации. В результате в список возможных участников вошли большинство городов-миллионников России, а также прилегающие к ним области или края.

Источник: www.centrattek.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин