Компания занимается оказанием комплекса транспортно-экспедиторских услуг, включая организацию перевозки и осуществление ТЭО (транспортно-экспедиторского обслуживания) грузов, заключение договоров с транспортными и транспортно-экспедиторскими организациями на перевозку и ТЭО грузов, а также других договоров, необходимых для выполнения поручения клиента. В договоре с клиентом наша компания выступает экспедитором, который организует перевозку, занимается поиском перевозчика, осуществляет контроль за перевозкой, разрабатывает маршрут перевозки и проч.
Собственного автотранспорта у компании нет. Может ли компания, не имеющая своего собственного автотранспорта или имеющая его, но фактически не использующая его по назначению, заключать с клиентами прямой договор перевозки (автоперевозка)? Какие существуют риски заключения прямых договоров (юридические, налоговые), если они существуют?
Может ли компания по однотипным перевозкам заключать с разными клиентами разные виды договоров (с одними – договор ТЭО, с другими – прямой договор перевозки).
Ндс для перевозчика, оно Вам надо?
Как следует из ваших пояснений, компания помимо транспортно-экспедиторских услуг предполагает заключать договоры перевозки грузов.
Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) перевозчик – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Данными нормами не закреплена обязанность перевозчика заключать договор перевозки только при наличии собственного автотранспорта.
Так, компания, не имеющая собственных автотранспортных средств, может заключить договоры аренды транспортных средств (глава 34 ГК РФ). Кроме того, она может заключить договор перевозки, являясь комиссионером или агентом фактического владельца автотранспортных средств[1].
Соответственно, при отсутствии собственных автотранспортных средств компания вправе заключить договоры перевозки. В настоящее время деятельность перевозчиков грузов автомобильным транспортом не подлежит лицензированию[2].
При этом отметим следующее
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной[3]. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем[4].
Соответственно, в случае, если компания заключает договор перевозки обязательно заполнение транспортной накладной.
Какие документы перевозчик отправляет заказчику. Оплата по сканам, часть 1
Вместе с тем, в Постановлении ФАС МО от 16.12.2005 по делу № КА-А41/12357-05 суд отметил следующее:
«…Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу (пункт 1.2 решения Налоговой инспекции) о том, что Обществом необоснованно включены в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, затраты по оплате услуг ЗАО «Диалог-Сервис».
Инспекция исходила из того, что в подтверждение договора перевозки налогоплательщиком не представлены товарно-транспортные накладные.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, фактически ЗАО «Диалог-Сервис» предоставляло ответчику услугу транспортной экспедиции, регулируемую положениями ст. 801 ГК РФ, которые не предусматривают составление товарно-транспортной накладной.
Результатом выполнения услуги транспортной экспедиции является доставка груза по адресу, указанному заказчиком услуги.
Документами, подтверждающими оказание услуги экспедитора, в данном случае являются акт приема-передачи выполненных работ и счета-фактуры, в которых указано наименование оказанных услуг»
Какие существуют риски заключения прямых договоров (юридические, налоговые), если они существуют?
Как уже было отмечено, по нашему мнению, даже при отсутствии у организации-перевозчика собственных автотранспортных средств, она может заключать договоры перевозки.
Вместе с тем, подобные договоры могут стать предметом разногласий с налоговыми органами.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» (далее – Постановлении ВАС РФ № 53) указано, что «о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
— невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств»
Как следует из материалов судебной практики, налоговыми органами неоднократно предъявляются претензии налогоплательщикам, заключающими договор перевозки или перевозящим грузы при отсутствии собственных транспортных средств:
-«…решение ответчика (инспекции) основано на выводах о схеме движения денежных средств и об отсутствии у перевозчика — ООО «АТП Делтранс» — собственных транспортных средств» (Постановление ФАС МО от 24.11.04 № КА-А40/10943-04),
— «…в счетах-фактурах и товарных накладных, на основании которых обществом заявлен к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный ООО «Бизнес Лайт» и ООО «Восток 2», в качестве грузоотправителей указаны данные организации. Инспекцией в процессе проверки обоснованности заявления обществом налоговых вычетов в адрес покупателя было направлено требование о предоставлении транспортных документов, однако такие документы представлены не были. Следовательно, судам необходимо было проверить доводы инспекции об отсутствии у поставщиков собственных и арендованных основных средств, работников, для выяснения вопроса о возможности осуществления контрагентами общества операций по транспортировке леса, а также оценить достоверность информации, содержащейся в счетах-фактурах и товарных накладных, о фактических грузоотправителях товара» (Постановление ФАС ВСО от N А33-10393/07-Ф02-1373/08)
— «…..налоговый орган также указал, что представленные в ходе проверки документы, не подтверждают факт осуществления хозяйственной операции, поскольку последний не имеет основных средств, складских помещений, необходимой погрузочно-разгрузочной техники, собственных автотранспортных средств для перевозки леса» (Постановление ФАС ВСО от 02.12.2008 № N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08)
— «… налоговый орган ссылается на отсутствие на балансе налогоплательщика транспортных средств по оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов…» (Постановление ФАС МО от 30.06.04 № КА-А40/5254-04).
Соответственно, при заключении договора перевозки компанией, не имеющей собственных автотранспортных средств, ей следует иметь документальное подтверждение взаимоотношений с реальными владельцами автотранспортных средств (договоры, акты, счета-фактуры, платежные поручения и иные документы).
В Постановление ФАС ВСО от 02.12.2008 № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08 суд подчеркнул, что «указание в представленных товарно-транспортных накладных в качестве перевозчиков организаций, не имеющих собственных автотранспортных средств, не препятствует покупателю принять поставленный товар к учету и не может являться основанием отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку налоговой инспекцией при проверке не устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о наличии, либо отсутствии гражданско-правовых отношений между перевозчиками и владельцами конкретных автомобилей, указанных в товарно-транспортных накладных…..
Доводы налоговой инспекции об отсутствии у поставщиков налогоплательщика технического персонала, материальных ресурсов, производственных активов, необходимых для производства и транспортировки лесопродукции обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку налоговым органом не представлено доказательств невозможности осуществления контрагентами доставки пиломатериалов в адрес общества с использованием соответствующих услуг, имущества и персонала третьих лиц».
Также в Постановлении 13 Арбитражного апелляционного суда от 23.05.06 № N А56-51782/2005 отмечено, что «….в соответствии с договорами транспортной экспедиции экспедитор не обязательно является одновременно и перевозчиком товара, тем более что перевозка может осуществляться не только собственным транспортом организации, но и полученным по договорам (например, по договору аренды)».
При отсутствии документального подтверждения отношений компании-перевозчика с реальными владельцами транспортных средств, подобные сделки могут быть квалифицированы налоговыми органами как сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Подобные выводы налогового органа повлекут отказ в возмещении налога на добавленную стоимость, уменьшение сумм расходов по налогу на прибыль, начисление пени и штрафов.
Может ли компания по однотипным перевозкам заключать с разными клиентами разные виды договоров (с одними – договор ТЭО, с другими – прямой договор перевозки).
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
То есть гражданское законодательство устанавливает, что стороны вправе заключать любые договоры. И договоры, регулирующие правоотношения сторон по однотипным перевозкам, могут иметь разное название – договоры перевозки, договоры транспортно-экспедиционного обслуживания.
В то же время, в соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пунктом 3 статьи 421 ГК РФ также установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Также отметим, что суд в Постановлении ВАС РФ № 53 указал, что
-если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции (пункт 7 Постановления ВАС РФ № 53),
— судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано (пункт 9 Постановления ВАС РФ № 53).
Таким образом, заключение по однородным правоотношения разных видов договоров может привести к спорам с налоговыми органами, которые могут квалифицировать данные сделки как сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем, если подобное оформление договорных отношений имеет экономическое обоснование для предпринимательской деятельности компании, то предъявление претензий со стороны налоговых органов будет маловероятно.
[1] По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (статья 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (статья 1005 ГК РФ).
[2] Постановление Правительства РФ от 16.03.97 № 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства от 10.06.02 № 402 в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
[3] Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»
[4] Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю (раздел 2 Указаний по применению и заполнению форм).
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Источник: www.mosnalogi.ru
Перевозчик является индивидуальным предпринимателем. В случае совершения им на территории России административного правонарушения в сфере таможенного дела, в каком размере ему будет назначен административный штраф – как гражданину, как должностному лицу или как юридическому лицу?
Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) установлена Главой 16 КоАП РФ.
Согласно примечанию 1 к статье 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, административный штраф перевозчику, являющемуся индивидуальным предпринимателем, назначается в размере, установленном для юридических лиц.
Источник: www.urvest.ru
Официальный сайт Администрации города Змеиногорска
Определены правила обеспечения условий доступности автовокзалов и автостанций для пассажиров-инвалидов
30.06.16 00:00 |
С 1 июля 2016 года вступает в силу приказ Министерства транспорта РФ от 01.12.2015 №347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Порядком предусматривается сопровождение пассажиров-инвалидов при передвижении по территории объектов, при входе (выходе) в транспортные средства, помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до места посадки в транспортные средства и от места высадки из них, при оформлении багажа, получении багажа.
Не менее чем за сутки инвалиды уведомляют перевозчика в междугородном (международном) сообщении об ограничении жизнедеятельности для принятия последним соответствующих мер.
Старший помощник межрайонного прокурора
Источник: xn——6kcabbscddnxgabh9awkkmoaib9afmjuk4k8m.xn--p1ai