Presentation on theme: «РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ В РОССИИ Виктор Никитин декан факультета бизнес-информатики, директор института развития бизнес-информатики Высшая школа экономики,»— Presentation transcript:
1 РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ В РОССИИ Виктор Никитин декан факультета бизнес-информатики, директор института развития бизнес-информатики Высшая школа экономики, Москва, 2010 www.hse.ru Международная учебно-методическая конференция «Теория и практика преподавания бизнес-информатики: достижения, проблемы и перспективы развития Москва, ГУ-ВШЭ, 26-27 октября 2010
2 Высшая школа экономики, Москва, 2010 План фото Что такое Бизнес-информатика Бизнес-информатика в мире Бизнес-информатика в России Бизнес-информатика в ГУ-ВШЭ 26.10.20102
3 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Что такое БИ фото Business Informatics is a discipline combining IT, informatics and management concepts. The BI discipline was created in Germany from the concept of «Wirtschaftsinformatik». BI integrates core elements from the disciplines of business administration, information systems and computer science into one field [www.wikipedia.org] Educational task of the Business Informatics is the development and application of the theories, concept models, methods and case tools to analyze, create and use information systems [GI-Empfehlungen / Wirtschaftsinformatik 2003] 26.10.20103
О НАПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС ИНФОРМАТИКА
4 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Профессиональная область БИ фото Сервисная и информационная экономика Реинжениринг всех уровней социально-экономической деятельности Взаимодействие сложных социальных систем и искусственных систем ИКТ Реинжениринг всех уровней социально-экономической деятельности Взаимодействие сложных социальных систем и искусственных систем ИКТ Решение задач экономики и управления с использованием средств и подходов ИКТ и сложных программных систем 4 ЕА SAASSОАCloud Web 3.0 Технол. парадигмы/платформы Бизнес-задачи Бизнес-тренды
5 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ как образование фото Свыше 140 университетов в 23 странах – свыше 40 в Германии – по 5 — в Австрии, Швейцарии – по 3 – в США, Великобритании, Нидерландах, Австралии, ЮАР – ….. – 60 – в России 26.10.20105
6 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ как наука фото Междисциплинарная область исследования задач экономики и управления – база : математика, информатика, экономика, менеджмент, социология, психология, право… Лидеры: Германия, США, Австралия, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Франция Ассоциации, конференции – ACM, IEEE, BIG, ERCIS – International Conference on Business Informatics (IBIC), International Conference on Perspectives in Business Informatics Research (BIR), десятки конференций по ИС 26.10.20106
7 Высшая школа экономики, Москва, 2010 BI vs. IS/MIS/BIS фото Computing Curricula: Information System (ACM and IEEE) BI ≈ IS BI идет от решения бизнес-проблем, IS – от применения готовых решений 26.10.20107
Специальность Бизнес-информатика. Востребована ли?
8 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ в России фото 2003: первый федеральный стандарт БИ, запуск бакалавриата и магистратуры в ГУ-ВШЭ 2008: БИ – в новом перечне ВПО Минобра, новый стандарт 3-го поколения 2010: 60 университетов 26.10.20108
9 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ — экономико-управленческое направление фото 26.10.20109
10 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Типы университетов фото 26.10.201010
11 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Динамика БИ фото 26.10.201011
12 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Факторы роста БИ фото Курс на модернизацию Гос. программа «Информационное общество» 2011-2020 гг. – «электронное правительство» на федеральном и региональном уровне – ИКТ в медицине – ИКТ в образовании и культуре 26.10.201012
13 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Компании, где работают выпускники ГУ-ВШЭ 2006-2009 фото 26.10.201013
14 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Компании, где работают выпускники ГУ-ВШЭ 2006-2009 фото 26.10.201014
15 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Наиболее распространенные профессии среди выпускников БИ ГУ-ВШЭ 2006-2009 фото Специалист/консультант по бизнес-реинженирингу Специалист/консультант по КИС ИТ-аналитик ИТ-менеджер Менеджер по маркетингу и продажам ИТ-решений и сервисов Специалисты венчурных фондов/инновац. компаний/электрон. площадок и сервисов 26.10.201015
16 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Новый стандарт БИ фото Направление 080500 в группе «Экономика и управление» Стандарт бакалавра (Приказ Минобра 14 января 2010 г. N 27) Стандарт магистра (Приказ Минобра 21 декабря 2009 г. N 742 ) Стандарты и примерные учебные планы — на портале ГУ-ВШЭ http://www.hse.ru/standards/federal http://www.hse.ru/standards/federal Ориентация на проф.стандарты «Системный аналитик» «Менеджер ИТ» «Системный архитектор» «Специалист по информационным ресурсам» «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем» 26.10.201016
17 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Новый стандарт БИ фото Career Space Curriculum Development Guidelines Computing Curricula 2005: Information Systems Программы ведущих ун-тов Германии, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии Два основных направления содержания стандарта БИ 1.Совершенствование деятельности предприятия с помощью ИКТ – Совершенствование архитектуры предприятия – Совершенствование систем поддержки принятия решений, бизнес-интеллекта – Совершенствование ИТ-менеджмента 2.Создание новых бизнесов на основе ИКТ – Электронный бизнес – Технологическое предпринимательство в сфере ИКТ 26.10.201017
18 Обязательные дисциплины: 36 дисц., 145 кредитов Вариативные дисциплины: 20 из 37 дисц., 72 кредитов 26.10.201018
19 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Структура ООП бакалавриата фото Вариативная часть (~ 50% трудоемкости профессионального цикла) наполняется вузом самостоятельно Вуз может – или ориентироваться на определенный профиль подготовки (25% профессионального цикла) – или, не выбирая конкретного профиля, выстраивать на базе этих 50% профессионального цикла свою собственную образовательную программу в рамках направления «Бизнес-информатика» 26.10.201019
20 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Структура ООП магистратуры фото Общенаучный цикл + профессиональный цикл + раздел «Практика и НИР» Базовая часть общенаучного цикла: – Теория систем и системный анализ – Теория принятия решений Базовая часть профессионального цикла: – Архитектура предприятия (продвинутый уровень) – Управление жизненным циклом ИС (продвинутый уровень) – научно-исследовательский семинар 26.10.201020
21 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Структура ООП магистратуры фото Набор магистерских программ и их наполнение специальными предметами – за вузом Магистерские программы различных типов – Master of Science: вокруг обобщенной, комплексной области научных исследований – Master of Arts: практико-ориентированные магистерские программы, т.е. соответствие определенным, конкретным профессиональным видам деятельности 26.10.201021
22 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Пути развития БИ в образовании фото Отраслевые ИС (медицина, ЖКХ, образование, культура) Системы бизнес-прогнозирования Электронный бизнес Предпринимательство и инновации в сфере ИКТ 26.10.201022
23 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Пути научного развития БИ фото Service Science – Модели распределенных ИС нового поколения на основе сервисов – Модели влияния глобализации информационных сервисов – Теория автоматизированного поиска, интеграции и верификации сервисов на основе знаний – Планирование и управление информационными сервисами Совершенствование архитектуры социально-экономических систем – Динамический анализ взаимосвязей и формирование стратегии предприятий, региона, отрасли – Методы бизнес-прогнозирования и поддержки принятия решений в задачах стратегического управления предприятиями – Разработка методов адаптивного моделирования, совершенствования и управления бизнес- процессами – Модели систем накопления и предоставления знаний Электронное правительство и информационное общество – Регламентная и информационная структуры ИС для электронного правительства – Моделирование, верификация и оценки эффективности административных регламентов государственных и муниципальных структур – Появление и самоорганизация онлайн — сообществ и механизмов формирования и функционирования новых каналов распространения информации – Управления сетевыми сообществами как системами коллективного интеллекта 26.10.201023
24 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Научно-практический журнал «Бизнес- информатика» фото В перечне ВАК российских рецензируемых научных журналов ISSN 1998-0663, индекс Роспечати – 72315 26.10.201024
25 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ в ГУ-ВШЭ фото Ф-т БИ в Москве Ф-т БИ и ПМ в Н.Новгородском филиале (директор Козырев О.Р., декан Калягин В.А.) Ф-т БИ в Пермском филиале (декан Казаченко Т.А.) Москва: 1200+ студентов (850+ в бакалавриате, 350+ в магистратуре), 3 направления подготовки: БИ, Программная инженерия, Прикладная математика и информатика Прием 2010: – Бакалавриат: 94 – бюджет (75 – по олимпиаде), 62 – договор (225 тыс. руб. за год), проходной балл по ЕГЭ – 260 из 300, средний бал по ЕГЭ: бюджет – 89 (2 место в России по группе БИ и ПрИнф), договор – 70 – Магистратура: БИ – 108 (62 – из ГУ-ВШЭ, 46 – внешние), ЭБ – 24 (14 – ГУ-ВШЭ, 10 – внешние), конкурс портфолио, 32 – диплом с отличием 26.10.201025
26 Высшая школа экономики, Москва, 2010 БИ в ГУ-ВШЭ фото Базовые кафедр Microsoft, SAP, IDS Scheer, IBS, Ланит, 1С, Стек, Форс де-факто ресурсный центр для глобальных и ведущих российских компаний (KPMG, Accenture, PricewaterhouseCoopers, IBM, Microsoft, SAP, SAG/IDS Scheer, Oracle, IBS, Ланит, Крок, Форс и другие) балансирование между массовым и элитным образованием партнер ряда ведущих западных профильных университетов (Мюнстер, Марсель, Росток, Кренфилд, Флоренция, Институт Хассо – Платтнера и другие) Активные научные исследования на ФБИ в ИРБИ Выпуск журнала БИ Ф-т БИ — поставщик выпускников с уникальным набором высоко востребованных на рынке труда компетенций 26.10.201026
27 Высшая школа экономики, Москва, 2010 Трансформация программ БИ в 2010 26.10.201027 Блок СД БИ Базовые кафедрыЛаборатории Блок базовый ОПД И СД
28 Высшая школа экономики, Москва, 2010 В заключении фото БИ – перспективное направление с огромным потенциалом Рынок России готов к потреблению значительного числа выпускников БИ Велика потребность в квалифицированных преподавательских кадрах Дефицит УМО Необходима консолидация усилий вузов, бизнеса и государства по развитию БИ Все эти меры мы должны наметить на нашей конференции 26.10.201028
Источник: slideplayer.com
Кто придумал науку информатика, когда появился термин – история создания
Становление и развитие информатики как науки проходило в двадцатом веке. Оно было связано с развитием вычислительной техники. Кто же конкретно придумал информатику? Само понятие зародилось в шестидесятых годах. Этим словом решили назвать область знаний, которая изучала использование электронных вычислительных машин для автоматизации обработки информации.
Термин состоит из 2 слов – «информация» и «автоматика».
Когда появилась информатика
Основы информатики как науки лежат в кибернетике, которая появилась в первой половине девятнадцатого века. В то время французский физик Андре Мари Ампер решил создать общую классификацию всех наук, которые уже существовали и только носили гипотетический характер.
Ампер выдвинул предположение, что должна быть определенная наука, которая будет заниматься исследованием искусства управления. Ученый подразумевал управление людьми.
Происхождение термина
Термин «информатика» появился в середине двадцатого века. Вначале этим словом называли автоматизацию вычислений. В 1956 году немецкий ученый Карл Штайнбух, который занимался исследованием компьютеров, упомянул термин в своей статье. Его работа называлась «Информатика: автоматические информационные процессы».
Новое слово состояло из компонентов – «информация» и «автоматика». Их быстро начали применять для обозначения науки, которая объединяла теоретические и практические сведения об информационных процессах. В середине шестидесятых годов понятие получило широкое распространение в различных странах – Франции, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Польше и прочих европейских государствах.
Стоит отметить, что в англоговорящих странах часто используют сочетание слов «computer science», что переводится как «компьютерная наука». При этом термин «informatics» тоже широко применяется.
Ученые, внесшие вклад
В развитие информатики как науки внесли вклад разные ученые – и советские, и иностранные.
В СССР
Одним из людей, который открыл отечественную информатику, стал Виктор Михайлович Глушков. Его наиболее значимые работы посвящены прикладной и теоретической кибернетике. Исследователь занимался разработкой теории цифровых автоматов, использованием методов кибернетики в хозяйственной практике, автоматизацией создания ЭВМ.
Ученому удалось разработать новые принципы создания ЭВМ. Благодаря этому появились устройства серии «Мир», «Киев» и другие. Во многом они опередили персональные ЭВМ, созданные позже. Глушков предложил пользоваться безбумажными технологиями. Это помогло существенно сократить количество бумажных документов.
К тому же Виктор Михайлович предлагал внедрять обучающие информационные технологии.
Еще одним ученым, который внес большой вклад в развитие информатики, стал Ершов Андрей Петрович. Он был выдающимся математиком и программистом. Исследователь первым выпустил монографию, посвященную автоматизации программирования.
Ершов руководил созданием первыми проектами в области программирования. Ученый разработал много общих правил программирования и поставил задачу создания новой технологии. К тому же Ершова считают одним из создателей школьной дисциплины «Информатика». Ему удалось добиться успехов в этой области.
Геннадий Анатольевич Звенигородский сыграл важную роль в развитии информатики в советских школах. Начиная с 1977 года, исследователь учился и вел научную деятельность в новосибирском Академгородке. Ученый много занимался индивидуальной научной работой и посвящал время развитию школ юных программистов. К тому же Звенигородский выпускал много учебно-методических работ.
Важный вклад в развитие информатики сделал Карцев Михаил Александрович. Этот выдающийся ученый и инженер создал ЭВМ четырех поколений. К тому же он написал много фундаментальных работ в области вычислительной техники. Под началом Брука Карцев участвовал в создании небольшой ЭВМ первого поколения, которая получила название «М-1».
Впоследствии исследователь стал заниматься созданием ЭВМ, которые использовались в оборонной промышленности. Карцев стал автором совершенно новой архитектуры создания ЭВМ – многопроцессорной вычислительной системы, которая обеспечивала обработку данных параллельно.
В зарубежных странах
Среди иностранных ученых значительный вклад в развитие информатики как науки внес Винер Норберт. Этот выдающий математик и философ занимал должность профессора в Массачусетском технологическом институте США. Исследователь издал много работ по математической теории связи, математическому анализу. Также он занимался публикацией трудов в сфере вычислительной техники.
Винер считается одним создателей статистической базы современной теории информации. Вероятно, Норберт первым понял, что создание цифрового компьютера поднимает проблему совершенно нового уровня отношений людей и машин.
Работа Винера, посвященная кибернетике, стала настоящим прорывом в науке. Норберт создал кибернетическую философию и основал собственную школу. Его организация предложила много разработок, благодаря которым в конечном итоге появился Интернет.
Вклад в развитие информатики сделал и Дийкстра Эдсгер Вайб – ученый в сфере теоретического программирования. Он издал много важных работ в этой области. Одной из них стала классическая монография «Дисциплина программирования». Труд исследователя посвящен созданию способов разработки так называемых правильных программ.
По мнению ученого, корректность их работы требуется доказывать с помощью формальных способов. Как один из создателей теории структурного программирования Вайб рекомендовал отказаться от применения инструкции GOTO. В 1972 году за свои научные достижения он получил премию Тьюринга.
Еще одним исследователем, который значительно повлиял на развитие информатики, стал Вирт Никлаус – швейцарский инженер и ученый, занимавшийся проблемами программирования. Он считается одним из создателей языка Паскаль. Вирту удалось одному из первых ввести принцип поэтапного уточнения как основы для создания программ.
Кроме Паскаля, Вирт создал и много других алгоритмических языков. К ним, в частности, относятся «Оберон» и «Модула-2». Они не слишком хорошо известны практикам, однако получили широкое распространение среди теоретических исследователей в сфере программирования. Вирт считается одним из наиболее авторитетных ученых в мире в сфере в компьютерных наук.
Большое влияние на развитие информатики оказал и Кнут Дональд Эрвин – американский ученый, который занимался теоретическим программированием и изучал основы информатики. Кнут получил известность благодаря монументальной серии работ под названием «Искусство программирования».
Также значимый вклад в развитие информатики внес Джон Кемени – профессор Дартмутского колледжа. Совместно с Томасом Курцем он создал язык программирования BASIC и сетевую систему использования нескольких компьютеров одновременно.
Информатика как наука сформировалась в двадцатом веке благодаря работам советских и иностранных ученых. За время своего существования эта область знаний претерпела много изменений.
Источник: history-doc.ru
Презентация на тему Бизнес-информатика
Бизнес-информатика — это новое, революционное, направление подготовки специалистов, отвечающее требованиям современного информационного общества, это новые способы и методы формирования гармоничной личности 20.11.2010
- Главная
- Бизнес и предпринимательство
- Бизнес-информатика
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Бизнес-информатика
Кафедра математического моделирования бизнес-процессов
20.11.2010
Слайд 2
Бизнес-информатика — это новое, революционное, направление подготовки
специалистов, отвечающее требованиям современного информационного общества, это
новые способы и методы формирования гармоничной личности
Слайд 3Учебный процесс построен по схеме 4 +
2
080700.62 – БАКАЛАВР
«Бизнес-информатика»
080700.68 – МАГИСТР
«Бизнес-информатика»
Бакалавр бизнес-информатики –
это специалист, который получил образование в области экономики, менеджмента, права и инфокоммуникационных технологий и занимается проектированием, внедрением, анализом и сопровождением корпоративных информационных систем.
Магистр бизнес-информатики способен решать проблемы связанные с нахождением оптимальной пропорции между инновациями и текущей деятельностью в зависимости от оценок стратегического влияния информационных технологий на развитие предприятия.
Слайд 4080700.62 – БАКАЛАВР «Бизнес-информатика»
На младших курсах первой ступени
подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой
подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.
Слайд 5080700.68 – МАГИСТР «Бизнес-информатика»
Знания и умения, получаемые на
первой ступени, базовые и поэтому в большей
степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, CASE-технологий, C++ Builder и Delphi, FrameWork и Dot NET и т. д.
Слайд 6«Бизнес-информатика» Профили
20.11.2010
Слайд 7Архитектура предприятий
При обучению по профилю рассматриваются вопросы
разработки и использования архитектуры информационных технологий предприятий.
архитектуры предприятия включает аспекты:
Бизнес-архитектура.
Архитектура информации.
Архитектура прикладных систем.
Технологическая архитектура.
Слайд 8Электронный бизнес
Электронный бизнес — это преобразование основных
бизнес-процессов компании путем внедрения технологий компьютерных сетей,
в том числе и интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности.
Область приложения электронного бизнеса:
Финансовые операции в интерактивном режиме.
Рынки электронной торговли.
Рынки мобильной торговли.
Слайд 9Технологическое предпринимательство
Технологическое предпринимательство — предпринимательство в сфере технологий.
Профессиональная подготовка специалистов, направленна на развитие:
Навыков формирования междисциплинарных команд для реализации проекта.
Системного понимания бизнеса и менеджмента организаций.
Понимания финансового и управленческого учета.
Умений управлять проектами любого уровня сложности.
Слайд 10Управление контентом
Функции систем управления контентом можно разделить
на несколько основных категорий:
Создание — предоставление авторам
удобных и привычных средств создания контента.
Управление — хранение контента в едином репозитории. Это позволяет следить за версиями документов, контролировать, кто и когда их изменял, убеждаться, что каждый пользователь может изменить только тот раздел, за который он отвечает. Кроме того, обеспечивается интеграция с существующими информационными источниками и ИТ-системами. CMS поддерживает контроль за рабочим потоком документов, т.е. контроль за процессом их одобрения. Короче говоря, управление контентом включает в себя хранение, отслеживание версий, контроль за доступом, интеграцию с другими информационными системами и управление потоком документов.
Публикация — автоматическое размещение контента на терминале пользователя. Соответствующие инструменты автоматически «подгоняют» внешний вид страницы к дизайну всего сайта.
Представление — дополнительные функции, позволяющие улучшить форму представления данных; например, можно строить навигацию по структуре репозитория.
Слайд 11Требования к абитуриентам бакалавриата
Длительность обучения:
4 года.
к абитуриентам:
Аттестат о полном среднем образовании (11
классов) или диплом среднем профессиональном образовании (техникум или колледж).
Диплом:
После окончания обучения и защиты дипломного проекта Вы получаете диплом бакалавра государственного образца РФ
Источник: thepresentation.ru