Данная тема очень актуальна, особенно в условиях российской действительности, которая все еще находится на этапе смены экономических принципов. Так, поколение постсоветского пространства продолжает жить в той реальности, в которой существует фиксированный оклад и график работы, а управление организацией строится на решениях центрального государственного аппарата, который осуществляет планирование, определяет стратегию, и дальнейшее развитие, а главными критериями успешного результата служат вещи, совершенно далекие от маркетинговых исследований, преимущественно связанные с проводимой политикой в стране. После смены власти и курса развития государства, вслед за перестроившейся экономикой принципы управления тоже существенно изменились. Вследствие чего очень продолжительное время бизнес испытывал большой дефицит высококлассных менеджеров, и даже сейчас данный вопрос все еще остается открытым.
Поделиться своим опытом и разобрать существующую проблематику в области эффективного управления мы попросили настоящих специалистов, доказавших свою высокую компетентность на примере активно развивающихся под их руководством компаний.
Без эмоций. Когда пора выйти из партнерства
Кряжев Валерий – управляет компанией «АЗКиф», с заводами в Волгограде и Анапе, филиалами в Астрахани, Краснодаре и Сочи, которая является частью группы «КМК» – это 5 заводов по производству кровельных и фасадных материалов, оборот – более 8-ми млрд. рублей за 2020 год, штат сотрудников – 500 человек.
Голощапов Андрей – генеральный директор ООО «Европейская юридическая служба». В 2019 году он стал финалистом конкурса мэра города Москвы «Прорыв года», участвовал в церемонии награждения победителей в Кремлевском дворце, в 2020 году компания «Европейская Юридическая Служба» вошла в шорт лист финалистов премии Правительства РФ в области качества и в этом же году стала финалистом конкурса социально значимых проектов Общественной палаты «Мой проект в моей стране», став самой крупной компанией круглосуточной дистанционной юридической поддержки на рынке, Европейская Юридическая служба с 2010 года, за более чем 11 лет работы выросла в 100 раз, более 250 сотрудников, оборот за 2020 год — 3.8 миллиарда рублей.
В ходе обсуждения поднималось множество интересных тем, так или иначе затрагивающих любого предпринимателя, одной из которых стал вопрос о том, должен ли руководитель участвовать в «операционке», и на каком этапе он может позволить себе выйти из нее и заниматься чем-то другим?
Приглашенные эксперты считают, что такие решения принимаются по наличию запроса в жизни каждого. Нет единого мнения о том, что однозначно необходимо. Если человеку нравится его бизнес, и он понимает, что более эффективен, когда непосредственно вовлечен во все процессы, в этом нет ничего плохого. Впрочем, как и в том, что он решил заниматься попутно новым проектом.
Однако при этом очень важно обратить внимание на то, что отойти от участия в текущем движении компании можно только в том случае, если сформирована эффективная команда управленцев, и функционирование всех необходимых процессов находится на таком уровне, что выход собственника из операционной деятельности не окажет негативного влияния на бизнес.
Сколько денег можно вытаскивать из бизнеса на себя
Где брать высокоэффективных менеджеров
Для обеспечения высокого качества работы компании необходимо наличие внутри структуры высококлассных топ-менеджеров, способных добиваться высоких результатов. При этом на рынке ощущается острый дефицит таких кадров. С точки зрения представителей бизнес-среды на практике большую эффективность показала программа развития собственных сотрудников внутри компании, так как представители топ-менеджмента, начинавшие работать с рядовых должностей, лучше новых сотрудников понимают ценности и курс движения организации, знают ее корпоративную этику, знакомы со всеми внутренними процессами, что позволяет таким специалистам принимать более правильные решения, которые в большей степени ориентированы на интересы компании.
Также для достижения высоких результатов крайне необходима правильно рассчитанная система мотивации сотрудников, начиная от линейных должностей до руководящего звена, которая должна быть индивидуально подобрана в зависимости от функционала каждого работника. При этом в условиях динамично развивающегося мира крайне важно уделять внимание обучению персонала, чтобы знания, которыми обладают сотрудники, не устаревали. Планируя обучающие мероприятие, следует особое внимание уделить развитию тех навыков, которые будут полезны компании.
Курс на будущее
Для успешного развития бизнеса очень важно осуществлять стратегическое планирование и определять курс движения, в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Наиболее эффективным решением является постановка одной, общей цели, определяющей политику компании и ее смысл существования, которая может быть определена на длительный промежуток времени, однако также необходимо устанавливать цели на более короткий период, такой подход особенно эффективен и позволяет адаптироваться под влияние внешних факторов, в случае возникновения ситуаций, которые невозможно предвидеть заранее, как, например, распространение Covid -19.
Если смотреть на вопрос глобально, то нет ничего нового в планировании и постановке целей. Только вот остается один вопрос – осуществляем ли мы планирование в своих компаниях? Ставим ли мы цели? Что-то подсказывает мне, что зачастую компания упускает столь необходимые шаги.
Итак, эффективное управление – это целый комплекс мероприятий, о которых невозможно очень коротко рассказать. По мнению экспертов, истинное понимание того, какие составляющие входят в структуру высшего менеджмента, приходит только посредством опыта и самостоятельного прохождения всех этапов становления и развития компании.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник: vtop21.ru
Когда время выходить из бизнеса и как сделать это правильно? Подробная инструкция.
Общество с ограниченной ответственностью может состоять из разного количества участников. Иногда случается ситуация, когда определенному лицу нужно выйти из состава ООО, и, конечно же, это невозможно правильно сделать без знания нюансов и правил. Участником ООО всегда или физическое или юридическое лицо, а порядок выхода достаточно строгий и должен быть соблюден.
Для начала нужно:
- Подать заявление на выход из ООО. Если доля лица, хочет покинуть ООО, составляет менее 50%, он может сделать это без согласия других участников. Однако если она более 50%, требуется общее согласие, то есть для начала надо подать заявление для рассмотрения и согласования ее другими участниками, максимальный срок данного процесса — 1 месяц. Месяц считается не со дня подачи заявления, а со дня ее другими участниками (ее должны получить все). Обратите внимание, подлинность подписей должна быть утверждена нотариусом. Конечно, если участник ООО всего 1, он не может просто выйти из его состава, в таком случае можно продать долю.
- Вторым этапом является внесение изменений, произошедших в Единый государственный реестр юридических и физических лиц. Выход лица из состава ООО, как и регистрация ООО, является важным изменением, что требует соответствующих документальных подтверждений. Чтобы госреестр зафиксировал выход лица из ООО, нужно: заявление по форме 3, документ о внесении админзбору, заявление самого участника, свидетельствует о его выходе, согласие других участников (упоминалась выше). Госреестр должен осуществить регистрацию данных в течение 24 часов.
- Выплата стоимости доли участнику, который покинул ООО. Общество обязано предоставить бывшему участнику информацию о сумме, которую он должен получить в течение месяца с того дня, как узнало о его выходе. Выплата должна произойти в течение года. Сумма составляет сумму доли участника накануне дня подачи заявления о выходе. При согласии обеих сторон расчет может быть осуществлен не денежными средствами, а имуществом, стоимость которого равна стоимости выплаты.
Стоит обратить ваше внимание на то, что иногда в уставе ООО указываются другие условия для выхода участников. В таком случае выход происходит согласно правилам устава. Уставный капитал после выхода одного из его членов уменьшается, причем эта информация тоже вносится в Единый государственный реестр. В общем можно сказать, что процесс выхода из ООО не сложный, однако занимает некоторое время.
Менеджмент Консалтинг Групп
+38 (050) 317 60 01
+38 (067) 290 69 88
Источник: sovetok.com
Вовремя выйти из бизнеса
В развитых странах к основным причинам продажи малого бизнеса относят достижение пенсионного возраста владельцем (вкупе с нежеланием детей продолжать семейный бизнес), а также переезд на новое место жительства. В России главными побудительными мотивами служат необходимость срочной расплаты по долгам и хроническая неспособность компании приносить доход.
И если продавать проблемный бизнес надо было «еще вчера», то с учетом срока экспозиции1 «завтра» может быть слишком поздно. Стоимость компании Один из факторов, влияющих на стоимость компании, — ее устойчивость, условно выражаемая в формуле 1-3-5. Покупка бизнеса, существующего менее года, слишком рискованна: до 70% предприятий не доживает до первого дня рождения.
Вторым рубежом считаются три года, однако и это возраст, когда говорить об абсолютной устойчивости бизнеса к внутренним и внешним воздействиям пока рано. После пяти лет успешной работы вероятность банкротства резко снижается. По моим исследованиям, в долгосрочной перспективе выживает до 80% организаций, перешагнувших этот рубеж.
За пять лет жизненного цикла большинство малых и средних компаний проходит стадию детства и ранней юности, окупает вложенные средства и в той или иной степени приближается к зрелости. На этой стадии обычно происходит стабилизация доходов, а для дальнейшего роста требуются значительные инвестиции в материальные активы и человеческий капитал.
И если бизнес перерастает своего владельца и становится «акселератом»2, то выведение его на новую траекторию бывает невозможным без привлечения прямых инвестиций или дружественного поглощения отраслевым инвестором. Грамотная exit — стратегия Существует устойчивое мнение, что бизнес надо продавать на пике доходности, тем самым максимизируя его стоимость.
Однако это совсем не так. В этом случае покупатель заплатит вам только за текущие доходы, потому что гипотетическая будущая выгода целиком зависит от возможностей нового владельца, в том числе и материальных. Самым разумным решением было бы выгадать именно тот период, когда на фоне устойчивого роста до стадии зрелости осталась пара–тройка лет.
Если покупатель убедится в том, что ему достанутся самые «сливки» без дополнительных вложений, тогда можно говорить о максимальной цене для продавца. Так и поступают наиболее талантливые предприниматели. К примеру, Олег Тиньков гордится тем, что вышел из всех предыдущих проектов именно на этой стадии жизненного цикла.
Владельцы малых и средних компаний на интуитивном уровне способны почувствовать или предугадать усиление конкуренции и первые признаки замедления роста в своей рыночной нише. Порой в этом им помогает государство, объявляя об усилении регулирования или мерах, которые послужат снижению входного барьера.
Когда рынку остается расти еще четыре–пять лет — самое время начинать предпродажную подготовку. Если предприниматель обратится ко мне со словами: «Чувствую, что моему бизнесу остался год–полтора комфортной жизни», — ему еще можно помочь.
Круг потенциальных покупателей сужается: конкуренты уже не дадут достойную цену, а «покупатели, руководствующиеся финансовыми соображениями», тоже не дураки и будут исследовать перспективы рынка. Хуже, если клиент, прекрасно все понимая про свой рынок, не сообщает эту существенную информацию брокеру: возрастает риск проработать с ним полгода впустую.
Скажем, государство через пару месяцев вводит лицензирование производителей парфюмерной продукции, требование по установке оборудования для утилизации барды (отходов брожения) на спиртзаводах или снижает планку обязательного аудита в четыре раза… Все это примеры из реальной жизни, когда продать предприятие в соответствующих отраслях дороже стоимости его материальных активов не удастся. Причины могут быть и сугубо внутренними.
Например, заканчивается договор аренды (причем у продавца твердая установка: «Пусть покупатель сам ищет новое помещение!») или утрачен контроль над менеджментом и на предприятии воруют в крупных объемах. Однажды я консультировал замечательного предпринимателя, талантливого инженера и умелого организатора (удивительно, но это был один человек, а не три).
Задуманный и воплощенный им в жизнь проект по гибке профильной трубы, идущей на изготовление офисной мебели, нуждался в срочной продаже, поскольку через полгода ожидалось вхождение на этот пока свободный рынок очень крупного игрока. А другой предприниматель пытался избавиться от убыточного производства чипсов под угрозой скорого открытия калужского завода фирмы Lay’s.
Избавиться, впрочем, предполагалось по заоблачным ценам, поэтому результат был предсказуемо отрицательный. В какой-то мере на цену бизнеса влияет и сезонный фактор. Производители кваса и газированной воды по-своему правы, начиная поиск покупателей зимой, чтобы выйти на сделку к началу летнего сезона.
А вот логика владельцев одной компании по производству кровельных материалов для меня оказалась совсем непонятна: «Мы хотим отработать высокий сезон строительства и продать бизнес, исходя из этих показателей». Получается, что покупатели, заплатив за доходы, полученные прежними владельцами, полгода будут ждать нового сезона. Этой же искаженной логикой обусловлен и осенний всплеск активности по продаже туристических агентств.
Таким образом, грамотная exit strategy (стратегия выхода из бизнеса) должна предполагать своевременное выставление бизнеса на продажу с учетом жизненного цикла компании.
А опоздавшим будет сопутствовать успех, только если они умерят свой «предел мечтаний» о стоимости бизнеса.
Источник: rosinvest.com