Комиссионный бизнес банков это

Ставка на рост комиссионных доходов банков в кризис себя не оправдала. Доля таких доходов в структуре прибыли отечественных банков падает. За семь месяцев 2016 года этот показатель составил всего 11%. Доля доходов, получаемая от комиссионного бизнеса, снижается начиная с 2014 года. Почему так происходит?

Банк как супермаркет

В 2014 году общая доля комиссионных доходов в объеме процентного и комиссионного дохода была 20%, в 2015 году — уже 15%. Сейчас дошли до 11%. Об этом рассказал Банки.ру управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев. По его словам, суммы, полученные банками от расчетно-кассового обслуживания и всех видов трансакционных операций, сократились в 2016 году в абсолютном выражении на четверть.

Идея активно переориентировать свой доход в сторону получения большей прибыли от комиссий овладела банковским сообществом еще в относительно благополучном для экономики 2012 году, когда регулятор впервые стал «закручивать гайки» банкам в области процентных доходов. Именно тогда по решению судов банки были вынуждены отказаться от всех видов вмененных выплат, которые кредитные организации «продавали» клиентам вместе с кредитом, — платы за ведение ссудного счета, платы за выдачу денег и тому подобных навязываемых услуг.

Отличная бизнес идея открытие комиссионного магазина

Позднее и Банк России начал пытаться ограничивать банки в размерах ставок по кредитам. А уже в середине 2014 года проявились первые признаки системного кризиса в экономике, обернувшегося в том числе падением доходов населения и спроса на кредиты.

Но финансовым организациям надо было продолжать на чем-то зарабатывать прибыль. И они вспомнили о том, что банк — это, в принципе, супермаркет. Поэтому может торговать чем угодно — страховками, консультациями адвокатов, помощью в продаже билетов или заполнении налоговой декларации. И понеслось…

Но, как показывает статистика, пока особенно заработать на дополнительных услугах у банков не получается.

Не надо было цены задирать

Снижение доли комиссионных доходов в чистой прибыли банков на протяжении последних двух лет — очевидный факт. В последнем квартале тенденция также получила развитие: это понятно даже в условиях отсутствия данных относительно показателей Сбербанка, отмечает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков.

Причины того, что планы банков покрыть сокращение процентных доходов за счет развития комиссионной составляющей не удалось выполнить, достаточно просты, считает эксперт. Прогнозы авторов соответствующих программ были построены на основе опыта 2011—2013 годов, когда удельная доля чистых комиссионных доходов в прибыли сектора увеличилась на 7%. Аналитики не учли, что этот рост был обеспечен, с одной стороны, высоким уровнем доходов населения, а с другой — низкой стоимостью соответствующих услуг, считает Кириков. В результате банки попытались нарастить объем прибыли, увеличив стоимость комиссионных операций на фоне падающего уже на протяжении почти двух лет подряд платежеспособного спроса населения.

ОТКРЫТЬ ЛОМБАРД ИЛИ КОМИССИОНКУ 2021-2022 АКТУАЛЬНОСТЬ

Основа комиссионного дохода для любого розничного банка — страхование, сопутствующее кредитованию физических лиц, указывает директор блока «Розничный бизнес» Локо-Банка Наталья Пшеничкина. За период с 2012 года объем новых выдач кредитов постепенно снижался, но, разумеется, самое резкое снижение произошло в 2014—2015 годах. Соответственно, объем страхования заемщиков также заметно сократился — и это основной фактор, говорит Пшеничкина.

Читайте также:  Выращивание чая в России как бизнес

Руководитель информационно-аналитического отдела Банки.ру Сабина Хасанова не видит в снижении цифр комиссионного дохода банковского сектора ничего критичного. Но разделяет мнение Даниила Кирикова, что банки в кризис резко повысили плату за свои услуги — хотя в стране произошло резкое снижение количества клиентов, например, в сегменте малого и среднего бизнеса. То есть число желающих вообще платить за эти услуги стало меньше, а по высокой цене — тем более.

Не судом, так финграмотностью

Даниил Кириков отмечает, что стратегия повышения прибыли выстраивалась банками без учета масштабного увеличения числа исков со стороны клиентов, оспаривающих необходимость оплаты комиссионных услуг. То, что этот сигнал не был правильно интерпретирован руководством финансово-кредитных организаций, свидетельствует о грубых просчетах при планировании деятельности банков, считает он. В этих условиях единственными источниками для генерации прибыли остаются сокращение отчислений в резервы и снижение процентных расходов. Именно активная эксплуатация этих источников позволила банкам во II квартале 2016 года заработать чистую прибыль даже без учета Сбербанка — впервые с осени 2014 года.

Кроме того, заемщики становятся все более финансово грамотными и понимают, что страховку можно вернуть банку и вернуть, как и уплаченную страховую премию, чем и пользуется все большее число клиентов, говорит Наталья Пшеничкина. Она полагает, что по итогам 2016 года наметится некоторый рост объема комиссионного дохода, так как банки снова начинают разворачивать кредитные программы для физических лиц. Еще одним фактором снижения комиссионного дохода в 2014—2015 годах являлся сначала всплеск валютно-обменных операций клиентов, который наблюдался в начале кризиса, и постепенное затухание интереса к обменным операциям по мере стабилизации курсов валют в 2015 году.

Рынок онлайн-платежей развивается стремительными темпами, растет доля использования банковских карт. Но это долгосрочные тенденции, а кризис внес в эту работу свои коррективы, считает председатель правления банка «Югра» Дмитрий Шиляев. По его словам, люди стали реже пользоваться картами просто потому, что работодатели перешли на серые зарплаты.

Кроме того, выросла конкуренция, приходится сдерживать тарифы, что также сказывается на доходах. «Грубо говоря, рынок оказался более жестким, чем ожидали многие. С долгосрочной точки зрения ситуация стабилизируется в ближайшие годы, банкам необходимо будет найти баланс между комиссионным и процентным доходом. Это даст наибольшую эффективность и устойчивость», — отмечает Шиляев.

Комиссия не отменяется

Задача роста комиссионного дохода в банках тем не менее не снимается, говорит Наталья Пшеничкина. Именно поэтому некоторые банки принимают модель бизнеса «расчетный банк». То есть фокусируются на создании продуктов для удобных расчетов на основе карт и РКО и добавляют в этот сервис новые технологии. Такие банки привлекают клиентов бесплатным обслуживанием, кобрендами, программами лояльности, качественными онлайн-решениями и другими «фишками».

Однако использование ресурсов роста финансового сектора жестко привязано к общей макроэкономической конъюнктуре, говорит Даниил Кириков. В случае продолжения рецессии и ужесточения кредитно-денежной политики данные инструменты неизбежно утратят эффективность, считает эксперт. Таким образом, проблема наращивания чистой прибыли банков не может быть решена только в рамках самой отрасли. Для этого необходимо оздоровление экономики в целом.

Елена ГОСТЕВА, Banki.ru

nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >

Читайте также:  Рейдер в бизнесе что это такое

Источник: www.banki.ru

Что такое комиссионный доход. Объясняем простыми словами

Комиссионный доход — доход, получаемый посредником за коммерческую операцию или сделку, обычно составляющий процент от суммы операции.

Комиссию получают биржи (сделки с ценными бумагами, комиссионные магазины (за проданный товар владельца) и другие организации, работающие за процент от сделки. Например, банки. На их примере расскажем о нюансах комиссионного дохода.

Банк получает доходы из разных источников: проценты по кредитам, пени, доходы от вложения в акции и т. п. Важной частью является и комиссионный доход. Комиссия берётся за:

  • платежи,
  • переводы,
  • обслуживание карт,
  • лизинговые операции,
  • депозитарные услуги,
  • расчётно-кассовое обслуживание,
  • обмен валюты
  • и др.

Пример употребления на «Секрете»

«ЦБ отметил, что основной вклад в рост прибыли внесли резкое снижение расходов на резервы (с 729 млрд до 296 млрд рублей) и рост бизнеса. Положительное влияние также оказали увеличение чистого процентного дохода на 223 млрд рублей (+13%) и рост чистого комиссионного дохода на 150 млрд рублей (+27%)».

(Из новости о рекордных прибылях российских банков в 2021 году.)

Нюансы

Размер комиссии может быть фиксированным или варьироваться. Он может зависеть от:

  • суммы, с которой проводится операция;
  • количества банков, которые участвуют в операции;
  • нахождения в одном или разных регионах;
  • статуса клиента (юридическое или физическое лицо) и т. д.

Факт

Некоторые комиссии, которые взимают банки, могут быть признаны незаконными. Высший арбитражный суд определил критерии законной комиссии:

  • Она взимается за отдельную услугу, а не вытекает из уже заключённого договора.
  • Она имеет самостоятельную потребительскую ценность.
  • У клиента есть возможность отказаться от услуги.

Источник: secretmag.ru

Пресс-центр

Банки теряют традиционные источники комиссионного дохода: из-за регулирования переводы становятся бесплатными, конкуренция за клиента растет. На форуме «Комиссионные доходы банка 2020» банкиры рассказали, как им зарабатывать на комиссиях в таких условиях.

Детали. Кризис 2020 года отличается от всех предыдущих: сейчас устойчиво низкая инфляция, а ставки снижаются. В такой ситуации доля комиссионного дохода в структуре доходов банка должна вырасти. Однако, доля чистого комиссионного дохода в чистом операционном доходе в 2020 году снизилась с 23,2% в 2019 году до 21,8%. Это произошло из-за ускорившегося роста работающих активов, снижения стоимости привлеченных средств и доли неработающих активов, сказано в презентации управляющего директора департамента стратегии развития Россельхозбанка Дмитрия Тарасова.

Доходы всех банков упадут из-за бесплатных платежей в СБП, прогнозирует директор по комиссионному, пассивному и инвестиционному бизнесу банка Восточный Владимир Кудряшов. Инициативы регулятора приведут к тому, что все клиенты начнут пользоваться бесплатными переводами в СБП: в результате банки потеряют доход и от p2p-переводов, и от платежей в пользу компаний, а банки, занимающиеся зарплатными проектами, — свои бесплатные пассивы. После запуска маркетплейса от ЦБ обострится конкуренция, снизится лояльность клиентов, а также маржинальность банковских продуктов. Бесплатные платежи превращаются в обязательный сервис, без которого невозможно удержать клиента.

Поддержать комиссионный доход банков может внедрение новых цифровых сервисов.

На чем банки смогут сэкономить. Один из главных вызовов для банков — Система быстрых платежей, которая делает бесплатными p2p-переводы. Аудитория СБП в банке Русский Стандарт растет на 10% в месяц, рассказала исполнительный директор по развитию банка Елена Петрова. Б О льшая часть аудитории — это те, кто переводит деньги в банк — на счета для погашения кредитов и на дебетовые карты.

Читайте также:  Кабинет педикюра как бизнес

Но раньше эти люди не платили комиссию за переводы, а снимали деньги в банкомате одного банка и пополняли карту другого банка в другом банкомате. Таких клиентов — около 60% от числа новых клиентов СБП в Русском стандарте. Поэтому банки в перспективе могут сэкономить на собственной банкоматной сети, считает Петрова.

Аналитика по теме

Прогноз по рынку банковской розницы

Трехлетний прогноз по рынку вкладов и кредитов в трех сценариях. Обновляется раз в квартал.

›На чем заработать. Участники форума заявили, что банкам стоит обратить внимание на услуги риелторов. В ипотеке спросом будут пользоваться сервисы, которые помогают клиенту (за комиссионное вознаграждение) подобрать объект недвижимости в соответствии с требованиями покупателя и оценить его инвестиционную привлекательность.

Продавцу объекта банки могут предлагать доступ к клиентской базе, которую может заинтересовать объект. При этом сейчас всего несколько банков предлагают такой сервис. Дом.РФ видит спрос на готовые дизайн-проекты для жилья, которые сервис подбирает для клиента с учетом его предпочтений.

Еще один источник доходов — это страховые и инвестиционные продукты, которые могут продавать банки. Объем средств на инвестсчетах будет расти, поскольку ставки по депозитам снижаются, а в этой ситуации люди начинают больше инвестировать, чтобы получить более высокую доходность. Кроме того, востребованными будут страховые программы. Например, сейчас есть спрос на страховку от COVID-19.

Опыт в части увеличения комиссионного дохода есть у банка Санкт-Петербург. Банк пересмотрел подход к синергии корпоративного и розничного бизнеса. Один из результатов — появление «микса» продуктов. Например, банк одновременно выдает автокредит и корпоративный кредит.

В случае с розницей — это повышенная ставка по вкладу при условии, что вкладчик пользуется картой банка Санкт-Петербург. Выяснилось, что клиентам все равно, по какой карте совершать транзакции: повышенная ставка была важнее. В этом случае клиент получил важную для него услугу (высокую ставку), а банк получил доход благодаря транзакциям. За счет этой синергии банк заработал 500 млн рублей дополнительного дохода за год.

Контекст. Банки уже давно ищут дополнительные источники дохода, например, предлагая своим клиентам небанковские сервисы. В 2018 году Frank RG оценила объем небанковских услуг, которые приобрели в банках предприниматели, в 20-25 млрд рублей. Высокая доля комиссионного дохода в общей выручке была у Тинькофф Банка (доля составила 80%), Модульбанка (78%), Открытия (с учетом банка Точка 65%). Успешно выстроенная экосистема может повысить ROE банка в перспективе 5 лет на 3-6%.

Доходы банков в этом году окажутся под ударом из-за эпидемии COVID-19 и снижения цен на нефть. Эксперт РА ожидает снижения прибыли на 20-25%. Агентство прогнозирует падение доходов россиян и рост проблемных долгов в банках, ухудшение положения корпоративных заемщиков и отрицательную переоценку ценных бумаг.

Зачем вам об этом знать. Увеличение доли комиссионного дохода — хорошая стратегия в кризис, когда процентные доходы по традиции падают. Советы банкиров с форума могут оказаться полезными другим участникам рынка.

Источник: www.rsb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин