Конкурентные преимущества России для бизнеса

После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ
1.1. Россия и Всемирная торговая организация
1.2. Место и роль России в мировой торговле
1.3. Россия на международном рынке труда
1.4. Значение внешнеэкономических связей для экономики России
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РОССИИ
2.1. Конкурентная стратегия страны

Экологичная карьера в России. Набирая высоту. Презентация книги. Омельченко Марина


2.2. Эффективность конкурентных рынков. Конкурентоспособность российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

1.3 Россия на международном рынке труда

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Нет продаж на Маркетплейсах? Будут — 100%! Гарантирую!

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовнии, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущетвенно высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

  • снижение давления на внутренний рынок труда;
  • минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
  • уменьшение безработицы;
  • финансовые поступления от мигрантов;
  • повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.

Читайте также:  Бизнес клубника в шоколаде что нужно

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

1.4 Значение внешнеэкономических связей для экономики России

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово- экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

    • восстановление и развитие экспортного потенциала страны;
    • использование иностранных кредитов для технического переоснащения;
    • повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
    • изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;
    • обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.
    • Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:
    • неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;
    • распадом СССР.
    • В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:
    • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
    • развитие торговли;
    • рост обмена научно-техническими знаниями;
    • международную миграцию рабочей силы.
    • В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:
    • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
    • изменения структуры производства и потребления;
    • использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.
      Глава 2. Конкурентные преимущества и недостатки России

    2.1 Конкурентная стратегия страны

    Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.

    Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

    Разрабатывая конкретную стратегию, страны стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.

    Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже– как было замечено ранее — конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:

    1) конкурентоспособность страны;

    2) конкурентоспособность отросли;

    3) конкурентоспособность смежных отраслей;

    4) конкурентоспособность донного рынка;

    5) конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов;

    6) конкурентоспособность поставщиков;

    7) конкурентоспособность товаров на рынке;

    8) конкурентоспособность товаров – заменителей;

    9) форма рынка, количество изготовителей ( продавцов) и покупателей;

    10) размер (объем) рынка;

    11) среднеотраслевая норма прибыли;

    12) стадия жизненного цикла рынка;

    13) доступ на рынок (высота барьеров);

    14) качество правового обеспечения;

    15) сила конкуренции на рынках продавцов и покупателей;

    16) политика ценообразования;

    Читайте также:  7 корпорация как бизнес система

    17) качество сервиса;

    18) качество подготовки специалистов в отрасли;

    19) качество управления (менеджмента).

    2.2 Эффективность конкурентных рынков. Конкурентоспособность российской экономики

    В журнале «Коммерсантъ-Деньги» опубликована статья «Монополистическое отечество в опасности», главным тезисом которой является то, что самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму.

    Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику.

    Поэтому не случайно, что все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту.

    Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство.

    Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ.

    Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая.

    К тому же в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).

    Вот ещё одно мнение опубликованное уже в журнале «Экономист» доктором экономических наук, профессором В. Кондрашовым: «. приходится констатировать, что, следуя к рынку, реформаторские силы в нашей стране в решении проблем конкурентоспособности пошли не вперед – с учетом достижений развитых стран и известных фактов, свидетельствовавших, что немало видов продукции советского производства аэрокосмического комплекса, энергетического и транспортного машиностроения, военной техники, были вне конкуренции на мировом рынке, а назад, утрачивая эти позиции».

    Источник: www.referat911.ru

    2.2 Конкурентные преимущества и слабости России

    Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики:

    • преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;
    • чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;
    • огромный износ основных фондов;
    • весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;
    • значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность;
    • засилье бюрократии и криминализация экономики;
    • резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России.

    В 90-х гг. сравнительные преимущества российской экономики либо использовались в недостаточной степени, либо вовсе не использовались. В условиях системного кризиса многие конкурентные преимущества России были ослаблены: отмечен крайне низкий прирост или сокращение разведанных геологических запасов; ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к массовому выбытию; отток специалистов из науки и производства в банковскую, торговую сферы и за рубеж; утрата позиций на ряде освоенных ранее рынков (страны Центральной и Восточной Европы, развивающиеся государства).

    Конкурентоспособность отдельных отраслей экономики России

    Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а на внутреннем) рынке.

    Первая группа — по мировым стандартам конкуренто­способные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмаз­ная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная ме­таллургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в эконо­мике и 17% — в промышленности. Но в них создается около по­ловины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах — су­щественно больше). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75% всего российского экспорта.

    Читайте также:  Когда блокируют Сбербанк бизнес онлайн

    Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирова­ния с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

    Вторая группа — отрасли обрабатывающей промышлен­ности, имеющие большой научно-технический потенциал, спо­собные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышлен­ности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станко­строение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и цел­люлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.

    Данная группа отраслей нуждается в протекционистской по­литике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

    Третья группа —это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяй­ственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

    В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).

    В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.

    Переход России к открытой экономике и широкое проникно­вение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резке производства в неконкурентоспособных отраслях. 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно следует, во-первых, активно использовать защитительные тарифы и другие законные протекционистские меры (и сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д.).

    Источник: studfile.net

    Конкурентные преимущества России

    К конкурентным преимуществам российской экономики относятся:
    а) наличие большого количества основных видов полезных ископаемых;
    б) относительно дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
    в) долговременное присутствие российской машино-технической продукции на ряде региональных рынков (главным образом, в третьем мире), что обеспечивает наличие определенных рычагов контроля за этими экспортными нишами;
    г) наличие передовых и уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмическая, лазерная, приборостроение, судостроение и др.);
    д) значительные масштабы накопления основных производственных фондов, универсального обрабатывающего оборудования, позволяющих снизить капиталоемкость технологической модернизации как отдельных отраслей, так и отдельных проектов;
    е) низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой его инфраструктуре и наличие серьезных технологических разработок и заделов по ряду направлений.
    К сожалению, реализация этих преимуществ Российской Федерации на практике блокируется рядом конкурентных слабостей, среди которых можно назвать:
    а) отсутствие в стране четких долгосрочных программ экономического развития и структурной перестройки экономики;
    б) изменившаяся геополитическая структура современного мира, спровоцировавшая резкую негибкую переориентацию российских внешнеэкономических связей на индустриально развитые страны; в) усиление сырьевой направленности российского экспорта и потеря традиционных рынков сбыта промышленной продукции и технологий; г) значительный физический износ и моральное устарение основных фондов страны (в машиностроении 1/4 всего технологического оборудования старше 20 лет, износ же производственных фондов страны в целом превышает 60% от всего объёма);
    д) спад производства, непродуманная конверсия ВПК, приведшие к потере традиционных рынков (в частности, рынок вооружений) и протекционистская позиция ведущих стран мира там, где Россия имеет конкурентные преимущества (рынок космических технологий и услуг);
    е) сосредоточение основной массы конкурентоспособных технологий в военно-промышленном комплексе, где они использовались для серийного и даже единичного производства, что привело к ослаблению контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;
    ж) сокращение государственных расходов на науку, НИОКР, а также свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию; з) ликвидация внутренней конкурентной среды «для обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на мировые рынки; и) отсутствие в России механизмов и моделей консолидации конкурентоспособных технологических совокупностей, нацеленных на агрессивный экспорт (кластеров) и победу в тендерах;
    к) слабая мотивация и низкая интенсивность труда, бюрократизация экономики, неустойчивость социального партнёрства;
    л) большая зависимость модернизации производства и стандартов жизни от импорта и иностранных заимствований;
    м) низкий уровень производительности труда в промышленности (в 5 раз ниже, чем в развитых странах и в 3 раза ниже, чем в НИСах).

    Поделиться с друзьями:

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Генерация страницы за: 0.008 сек. —>

    Источник: studopedia.su

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин