В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV (см. стар. ред.
); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (введены в действие с 1 декабря 2013 года) (см. стар. ред.
) Статья 6. Субъекты частного предпринимательства 1. Юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства, создается в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан. 2. Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям: субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства.
3. Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям: среднегодовая численность работников; среднегодовой доход. 4. Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей: государственной статистики; оказания государственной поддержки; применения иных норм законодательства Республики Казахстан.
Развитие и поддержка малого бизнеса в Казахстане. Мнение эксперта
Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников. Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу.
При этом программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания. 5. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
6. Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; 3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи; 5) деятельность в сфере игорного бизнеса; 6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; 7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; 8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); 9) аудиторскую деятельность; 10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 11) деятельность кредитных бюро; 12) охранную деятельность; 13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в настоящем пункте, относятся к субъектам среднего предпринимательства, а в случае соответствия критериям, установленным пунктом 9 настоящей статьи, — к субъектам крупного предпринимательства.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ
Для субъектов частного предпринимательства, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников. 7. Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.
8. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 5 и 9 настоящей статьи. 9. Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (введены в действие с 1 декабря 2013 года) Статья 6-1. Реестр субъектов частного предпринимательства 1. Для использования данных о категориях субъектов частного предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов частного предпринимательства.
2. Реестр субъектов частного предпринимательства — электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов частного предпринимательства. 3. Информация о категории субъекта частного предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам для использования в работе.
4. Правила ведения и использования реестра субъектов частного предпринимательства утверждаются Правительством Республики Казахстан. Статья 7. Индивидуальное предпринимательство 1. Индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.
2. Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется.
В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами. 3. Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.
При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства. 4. Формами совместного предпринимательства являются: 1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.03.11 г. № 420-IV (см. стар. ред.
) 2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского или фермерского хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище; 3) простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности. 5. При осуществлении предпринимательства супругов в деловом обороте от имени супругов выступает один из супругов с согласия другого супруга, которое может быть подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя или выражено письменно и нотариально удостоверено, в случаях, когда деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется без государственной регистрации.
При отсутствии согласия одного из супругов на выступление другого супруга в деловом обороте от их имени предполагается, что супруг, выступающий в деловом обороте, осуществляет индивидуальное предпринимательство в виде личного предпринимательства. 6. Индивидуальное предпринимательство с использованием формы простого товарищества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
7. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с законами Республики Казахстан. См.
Письмо НК МФ РК от 22 февраля 2010 года № НК-15-19/2006; Письмо НК МФ РК от 20 мая 2010 года № НК-06-26/5804 8. При осуществлении личного предпринимательства физическое лицо несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе долей в общей собственности супругов. В случаях, когда физическое лицо использует для осуществления частного предпринимательства общее имущество супругов, взыскание по его долгам может быть обращено и на общее имущество супругов.
Имущество каждого из супругов, не являющегося частным предпринимателем, не может быть предметом обращения взыскания по долгам другого супруга, осуществляющего личное предпринимательство. 9. При осуществлении предпринимательства супругов взыскание по долгам супругов в связи с осуществлением предпринимательства может быть обращено на общее имущество супругов независимо от того, кто из них выступает в деловом обороте.
10. Индивидуальный предприниматель при осуществлении своей деятельности вправе использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы. Статья дополнена пунктом 11 в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введено в действие с 1 июля 2010 г.) 11.
Физическим лицам, за исключением граждан Республики Казахстан и оралманов, запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство. См.: Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 22 июля 2010 года № 7-21/1809 и Ответ Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 14 апреля 2011 года на вопрос от 13 февраля 2011 года № 68777 (e.gov.kz) Статья 8. Права и обязанности субъектов частного предпринимательства 1. Субъекты частного предпринимательства вправе: 1) осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами Республики Казахстан; 2) осуществлять частное предпринимательство с использованием наемного труда в соответствии с законами Республики Казахстан; 3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан; 4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан; 5) предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе; 6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности; 7) учреждать объединения субъектов частного предпринимательства; Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V (см. стар. ред.
) 8) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан; 9) обращаться в правоохранительные и государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов частного предпринимательства; 10) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов; 11) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты частного предпринимательства; Пункт 1 дополнен подпунктом 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV 12) применять в своей деятельности меры социальной ответственности бизнеса путем реализации или участия в реализации проектов в социальной, экономической и экологической сферах. 2. Субъекты частного предпринимательства обязаны: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц; 2) обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям законодательства Республики Казахстан; 3) получать лицензии на осуществление видов частного предпринимательства, подлежащих лицензированию, в соответствии с законом Республики Казахстан о лицензировании; 4) осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 9. Недопустимость осуществления недобросовестной конкуренции Запрещаются действия (бездействие) субъектов частного предпринимательства, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других субъектов частного предпринимательства на свободную конкуренцию, установленных законами Республики Казахстан. Статья 10.
Защита внутреннего рынка Защита внутреннего рынка осуществляется мерами тарифного и нетарифного регулирования в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 11.
Охрана информации о субъекте частного предпринимательства 1. Охрана коммерческой тайны заключается в запрете незаконного получения, распространения либо использования информации, составляющей коммерческую тайну. 2. Субъект частного предпринимательства определяет круг лиц, имеющих право свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принимает меры к охране ее конфиденциальности.
3. Порядок отнесения информации к категориям доступа, условия хранения и использования информации, составляющей коммерческую тайну, определяются субъектом частного предпринимательства. 4. Лица, незаконными методами получившие, раскрывшие или использовавшие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненный ущерб в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
5. Субъект частного предпринимательства или лицо, им уполномоченное, вправе требовать у своих работников подписку о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну, а лиц, осуществляющих его проверку, предупреждать об ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан. 6. Перечень информации, подлежащей обязательному опубликованию либо обязательному доведению до сведения акционеров, участников хозяйственного товарищества или иного определенного круга лиц, устанавливается учредительными документами субъекта частного предпринимательства в соответствии с законами Республики Казахстан.
В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 7. Субъект частного предпринимательства вправе не предоставлять государственным органам и должностным лицам при выполнении регистрационных, контрольных функций и при совершении других действий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, кроме той, которая необходима для реализации возложенных на них функций.
8. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.) 9. Правоохранительные органы вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда.
См.: Разъяснение закона Первого заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан от 29 апреля 2011 года «Истребование информации — с санкции прокурора» 10. Информация, составляющая коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не может быть разглашена без согласия субъекта частного предпринимательства, за исключением информации, по которой имеется вступившее в законную силу решение суда.
Пункт 11 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.) 11. Обобщенная информация, не раскрывающая сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта частного предпринимательства, является общедоступной. Статья дополнена пунктом 12 в соответствии с Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V 12.
К общедоступной информации субъекта частного предпринимательства относятся: 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование индивидуального предпринимателя; 2) наименование и дата регистрации юридического лица; 3) идентификационный номер; 4) юридический адрес (место нахождения); 5) вид деятельности; 6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя. В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.
) Статья 12. Первичные статистические данные В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.) Первичные статистические данные субъектами частного предпринимательства представляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области государственной статистики.
Государственные органы не вправе требовать сведения, не предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области государственной статистики. Статья 13. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства 1. Бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, за исключением индивидуальных предпринимателей, не подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии со статьей 27 настоящего Закона, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 2. Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по законодательству Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Пути решения проблем малого предпринимательства в РК
Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
установление критериев для определения малых предприятий;
изучение характерных особенностей малых предприятий;
выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
рассмотрение роли малого бизнеса в экономике;
исследование и анализ становления и развития малого бизнеса в РК;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности. 4
1.1 Критерии определения малых предприятий…………………………………. 4
1.2 Характерные особенности малых предприятий……………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК. 15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников.
Работа содержит 1 файл
Содержание
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности. 4
1.1 Критерии определения малых предприятий… ………………………………. 4
1.2 Характерные особенности малых предприятий… …………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства. . 10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике…………………………… ………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК. .15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Список использованных источников. .. . 33
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий заторможен.
Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приводит к созданию новых рабочих мест и это приносит реальные деньги в бюджет.
В этом я вижу актуальность избранной мною темы.
Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установление критериев для определения малых предприятий;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;
- выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
- рассмотрение роли малого бизнеса в экономике;
- исследование и анализ становления и развития малого бизнеса в РК;
- рассмотрение и анализ проблем малого предпринимательства в РК;
- предложение возможных путей решения проблем малого предпринимательства в РК.
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
1.1 Критерии определения малых предприятий
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.
Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка»
Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству?
- небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.
- небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для стран, находящихся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое.
Вот одно из высказываний, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном, показывающее пользу малого предпринимательства: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, — это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Малое предприятие — то предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно- управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала.
Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».
Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном ли интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосфера взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т. е. основная часть тех начал, которые не приемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.
Например, в США малым обычно считаются предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного — двух человек.
Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.
По законодательству РК субъектами малого предпринимательства являются предприятия со среднегодовой численностью работников не более 50 человек, со среднегодовой стоимостью активов за год не выше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
1.2 Характерные особенности малых предприятий
Но хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим характерным особенностям малых предприятий.
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект.
В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Однако все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?
Источник: www.stud24.ru
Закон Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III «О частном предпринимательстве»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан.
- Глава 1. Общие положения [текст]
- Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о частном предпринимательстве
- Статья 3. Пределы правового регулирования частного предпринимательства
- Статья 4. Основная цель и принципы государственного регулирования частного предпринимательства
- Статья 5. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, предусматривающих введение регуляторных инструментов или ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства
- Статья 5-1. Анализ регуляторного воздействия
- Статья 6. Субъекты частного предпринимательства
- Статья 6-1. Реестр субъектов частного предпринимательства
- Статья 7. Индивидуальное предпринимательство
- Статья 8. Права и обязанности субъектов частного предпринимательства
- Статья 9. Недопустимость осуществления недобросовестной конкуренции
- Статья 10. Защита внутреннего рынка
- Статья 11. Охрана информации о субъекте частного предпринимательства
- Статья 12. Первичные статистические данные
- Статья 13. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства
- Статья 14. Компетенция Правительства Республики Казахстан
- Статья 15. Компетенция уполномоченного органа по предпринимательству
- Статья 16. Компетенция местных представительных органов
- Статья 17. Компетенция местных исполнительных органов
- Статья 17-1. Компетенция регулирующих государственных органов
- Статья 18. Основные направления государственной поддержки частного предпринимательства
- Статья 19. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства
- Статья 20. [исключена]
- Статья 21. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства
- Статья 22. Государственная поддержка субъектов частного предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
- Статья 23. Информационное обеспечение частного предпринимательства
- Статья 24. Объединения субъектов частного предпринимательства
- Статья 25. Аккредитация объединений субъектов частного предпринимательства
- Статья 26. Экспертные советы
- Статья 27. Государственная регистрация субъектов частного предпринимательства
- Статья 28. Банкротство, реорганизация и ликвидация субъектов частного предпринимательства
- Статья 29. Цели и пределы государственного регулирования частного предпринимательства
- Статья 30. Установление нормативными правовыми актами Республики Казахстан требований к продукции, процессам частного предпринимательства
- Статья 31. Аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров)
- Статья 32. Обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции, процессов
- Статья 33. Государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов частного предпринимательства
- Статья 34. Осуществление лицензирования и разрешительных процедур в сфере частного предпринимательства
- Статья 35. Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства
- Статья 36. Установление ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц
- Статья 42. Общие основания и формы ответственности за нарушение прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства
- Статья 43. Ответственность за воспрепятствование частному предпринимательству
- Статья 44. Ответственность за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства
- Статья 45. Общие условия ответственности субъектов частного предпринимательства
- Статья 46. Ответственность органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров)
- Статья 47. Ответственность субъектов частного предпринимательства за нарушение законодательства Республики Казахстан о недобросовестной конкуренции
- Статья 48. Ответственность субъектов частного предпринимательства за нарушение законодательства Республики Казахстан об антидемпинговых мерах
- Статья 49. Ответственность субъектов частного предпринимательства за нарушение законодательства Республики Казахстан о мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров
- Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о частном предпринимательстве
- Статья 51. Порядок введения в действие настоящего Закона
Тексты документов приведены в редакциях, актуальных на дату добавления текста в нашу базу данных. За время, прошедшее с указанной даты текст документа мог быть изменен и дополнен, правовой акт мог прекратить свое действие.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Тексты документов приводятся в ознакомительных целях. ТОО «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов правовых актов, за использование данных версий текстов правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь правовых актов.
Источник: pavlodar.com