Критерии отбора и оценки бизнеса

Оценка бизнеса, методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации: рыночной (ценовой) и финансовой.

Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает прямое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различную стоимость одной акции, если их число в сравниваемых компаниях различно.

Качество и доступность ценовой информации зависит от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств, например, «Финмаркет», «АК эксперт, как правило, сам определяет набор критериев и факторов. На основе анализа выбранных критериев, оценщик приходит к одному из альтернативных выводов: компания сопоставима с оцениваемой, либо недостаточно сопоставима и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт-оценщик должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.

ТОП-10 критериев оценки бизнеса // Как оценить бизнес правильно // Оценка бизнеса на практике

Источник: studentopedia.ru

Рекомендации Национального совета по критериям отбора

Национальный совет по оценочной деятельности, с целью снижения рисков заказчиков от некачественной оценки, рекомендует проводить конкурсные отборы юридических лиц, имеющих право на заключение договоров по оценке, на основе следующих критериев:

1 . Экономичность и эффективность

Основные показатели – предлагаемые претендентом цена и сроки услуги. Рекомендуется учитывать соответствие предложений претендента «Минимальным нормативам при планировании оценочных работ в Российской Федерации», которые определяют нижнюю границу затрат в человеко-часах, обеспечивающих качественное оказание оценочных услуг силами членов СРО оценщиков, имеющих достаточный практический опыт, при безусловном выполнении требований законов РФ, касающихся оценочной деятельности, и Федеральных стандартов оценки. Необходимо обращать внимание на соответствие предложений претендента по цене стоимостям человеко-часа соответствующих оценочных работ, утвержденным Национальным советом. Заявленные претендентом сроки должны находиться в соответствии заявленному количеству оценщиков.

2. Материальная ответственность

Основные показатели – гарантия адекватного страхового покрытия гражданской ответственности юридического лица и условия страховых покрытий профессиональной ответственности заявленных штатных оценщиков юридического лица.

Читайте также:  Бизнес рантье что это

3. Деловая репутация

Основные показатели — мнение, сложившееся о претенденте на основании отзывов и рекомендаций, участия и положения в общероссийских и региональных рейтингах. Необходимо учитывать имеющуюся негативную информацию: судебные решения, подтверждающих некомпетентность или низкий профессионализм оценщиков претендента, претензии и дисциплинарные санкции со стороны саморегулируемых организаций и органов в сфере регулирования оценочной деятельности.

Как найти продюсера для онлайн-бизнеса? Критерии отбора и оценки специалиста // 16+

4. Качество услуг

Основные показатели — опыт юридического лица по оказанию оценочных услуг, включающий время работы на рынке оценки, опыт работы в соответствующих отраслях экономики, количество выполненных отчетов, структуру клиентской базы, наличие российских и международных сертификаций юридического лица, наличие доступа к базам данных с рыночной информацией, в частности, международным.

5. Качество персонала

Основные показатели – квалификация штатных оценщиков юридического лица, включающая стаж, категорию, специализацию и опыт оценочных работ, наличие научных и международных степеней, наличие международных сертификаций и сертификаций саморегулируемых организаций.

Источник: expert33.ru

Основные принципы отбора предприятий-аналогов

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации:

o Рыночная (ценовая) информация.

o Финансовая информация.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчётностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести оправки в экстраординарные события и т.д.

Финансовая информация должна быть представлена отчётностью за последний отчётный год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия существенно отличаются от тех, в которых оно работает на момент оценки.

Читайте также:  Как подключить рассрочку в Тинькофф к своему бизнесу

Финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам. Корректировке подлежит вся отчётность по полному списку предприятий, отобранных оценщиком: Поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоёмким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.

Процесс отбора сопоставимых компаний включает 3 этапа:

1) Определение максимально возможного числа предприятий, сходных с оцениваемым.

Критерии сопоставимости в значительной степени условны и ограничиваются: сходством отрасли, производимой продукции, её ассортимента, объёма производства

2) Уточнение списка предприятий (сокращение количества предприятий). Это связано с тем, что требуется дополнительная информация, которую можно взять непосредственно на предприятии. Часть предприятий могут просто отказать в этом и они не будут в списке.

3) Критерии оценки должны отвечать важнейшим характеристикам. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки

Составляется окончательный список аналогов, позволяющий определить стоимость оцениваемой компании. Этот список формируется на основе тщательного анализа дополнительно полученной информации. На этом этапе ужесточаются критерии сопоставимости и оцениваются следующие факторы: уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции и др.

I. Отраслевое сходство – потенциально сопоставимые компании всегда принадлежат одной отрасли, однако не все они действительно сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие факторы:

1) уровень диверсификации производства.

Расширение сферы экономической деятельности компании (в том числе путём поглощения и слияния) для уменьшения зависимости от одного вида продукции, циклических факторов

2) характер взаимозаменяемости производимых продуктов;

3) зависимость от одних и тех же экономических факторов;

4) стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов.

II. Размер компании является важнейшим критерием, при составлении окончательного списка аналогов.

III. Перспективы роста – оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет разделение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. Оценивая перспективы роста компании, степень влияния трёх основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли.

Читайте также:  Белый бизнес монополия что это

IV. Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами:

§ сравниваются структура капитала или соотношение собственных и заёмных средств;

§ оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами;

§ анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами – способность привлекать заёмные средства на выгодных условиях.

V. Качество менеджмента – оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ производится на основе косвенных данных, таких, как качество отчётной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

Перечень критериев сопоставимости, приведенный выше, не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами. Оценщик редко находит компании, абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из следующих выводов:

w компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчёта мультипликаторов;

w компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.

Сравнительный подход оценки предприятия использует все традиционные приёмы и методы финансового анализа. Оценщик рассчитывает одинаковые коэффициенты, анализирует балансы, отчёты о прибылях и убытках, дополнительную информацию.

Финансовый анализ является важнейшим приёмом для определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой:

1) с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании;

2) финансовый анализ даёт возможность обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора;

3) финансовый анализ является основой для внесения некоторых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованной стоимости.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин