Кто должен управлять образованием государство или бизнес

Статья посвящена анализу современного состояния российской системы образования и ее роли в экономической сфере. Особое внимание автор уделяет развитию партнерских отношений между государственным и частным сектором в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомичева И. С.

Диверсификация экономических отношений государства и бизнеса
Модернизация финансовой политики университетов Европы в конце xx начале XXI века
Бизнес и вуз — потребители или партнеры ?
Инновационная деятельность вузов на рынке образовательных услуг
Сравнительный анализ подходов к финансированию высшего профессионального образования в России США

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерство государства и бизнеса в сфере российского образования»

Экономика и право

Мысли Миллиардера: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ЛИ? ДИПЛОМ пустая ТРАТА ВРЕМЕНИ! Игорь Рыбаков

ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу современного состояния российской системы образования и ее роли в экономической сфере. Особое внимание автор уделяет развитию партнерских отношений между государственным и частным сектором в области образования.

Ключевые слова: государство, партнерство, образовательные услуги.

Партнерство государства и бизнеса в сфере образования обусловлено глобальным кризисом образования. Он нагляден в таких проявлениях, как:

— дефицит государственных средств для финансирования образовательных учреждений, в том числе сильных элитных образовательных структур;

— большой разрыв между уровнем обучения в элитных и массовых образовательных учреждениях;

— наличие низкой образованности граждан даже в развитых странах;

— падение авторитета и престижности профессии учителя и преподавателя;

— вымывание талантливых и амбициозных субъектов из сферы образования;

— недостаточный уровень профессиональных знаний у учителей, преподавателей.

В ХХ! в. государство уже не является главным производителем образовательных услуг. Это особенно наглядно проявляется в странах-лидерах по качеству образования, где по объемам финансирования частный капитал играет главенствующую роль на рынке образования.

Так, в Южной Корее частные ресурсы дают до 80% общего бюджета вузовского образования, более 50% — дошкольного и около 15% — начального и среднего школьного образования. Так, элитные вузы США («Лига Плюща») дополнительно финансируются негосударственными структурами. В Японии частные финансы занимают более 50% в высшем и дошкольном образовании. Итогом является получение образования около 80% студентов в Юго-Восточной Азии в частных вузах. Для сравнения в России число негосударственных высших учебных заведений составляет около одной трети от общего количества вузов, но учится в них всего около 10% от общего числа студентов.

Существует несколько каналов «прихода» частного капитала в образование. Среди них есть прямые и косвенные. К первым относятся:

— плата за образовательные услуги; в качестве основных плательщиков выступают семьи (домохозяйства) учащихся;

— инвестиционные вложения через общественные ассоциации, бизнес-структуры и частные лица, осуществляемые через фонды в отдельные личности (стипендии, гранты) или конкретные программы и проекты: исследовательские, издательские, экспериментальные, проекты капитального строительства, создание библиотек и серверов и прочие. Эту же функцию выполняют попечительские советы учебных заведений, привлекая средства физических лиц (родителей, спонсоров) и контролируя их использование в конкретных целях.

Существует еще один — смежный канал поступления частного капитала в образование. Это бизнес по оснащению учебного процесса, включающий широкий спектр услуг. Сюда входят консультационные услуги от оптимизации управления до создания учебной канцелярии, от создания мультимедийных продуктов до производства школьной мебели, от просвещения родителей до изготовления игрушек для детей.

В отдельных странах, например, в Канаде, входящей в число стран — лидеров в сфере образования, государство не является главным производителем образовательных услуг, отсутствует общегосударственная система образования. Согласно конституции этой страны образование является исключительно юрисдикцией провинциальных глав департамента, включая разработку стандартов, дисциплин, обеспечение финансирования. Министр образования должность

Новый университет. 2012. № 2(12).

выборная, а управление образовательными процессами осуществляется совместно провинциальными и местными органами образования, в том числе местными выборными школьными советами или комиссиями. Доля государственного сектора в высшем образовании в Канаде невелика — одна треть капитала. Исключение составляют две страны-лидера в образовательной сфере: Финляндия и Ирландия.

Но и здесь есть своя специфика участия государства в образовательном процессе. В Финляндии образование — забота государства (прежде всего, финансовая), но инициатива и управление школами — функция частных лиц и частных структур. Ирландия является единственным государством, где расходы на образование рассматривается не как социальная нагрузка на бюджет, а как инвестиции.

В соответствии с этим принципом здесь даже изменена система национальных счетов, где расходы на образование учитываются как инвестиции. В настоящее время среди европейских стран Ирландия имеет самые высокие темпы экономического роста и самую большую долю затрат на образование в ВВП среди развитых стран.

И хотя Ирландия в рейтинге стран по качеству образования в настоящее время занимает 8-е место, шансы на ее вхождение в ранг «образовательной элиты» реально высоки. В Ирландии большинство средних школ — частные, почти все они находятся на дотации государства и управляются советом попечителей, религиозной общиной или частным лицом.

Частная инициатива обеспечивает богатое разнообразие школ — для раздельного обучения мальчиков и девочек, для совместного их обучения, классические и с профессиональным уклоном, для особо одаренных детей. Система высшего образования в Ирландии представлена государственными университетами, профессиональными колледжами и педагогическими институтами. Частных учебных заведений в высшем образовании немного и в основном они представлены бизнесколледжами. Вокруг структур высшего образования созданы научно-технические парки, занимающиеся исследованиями и разработками в области информационных и телекоммуникационных технологий и техники, биотехнологии, химии, медицины и инженерных наук.

Государство в тех странах, где доля платного образования достаточно велика, выделяет персональные субсидии и, кроме того, осуществляет финансовую поддержку обучающихся в вузах. Она реализуется в трех формах — стипендиальной, кредитной, системе грантов. Первая форма направлена на вспомоществование и поддержку перспективных студентов.

Она осуществляется через правительственные, общественные и частные фонды. В различных странах она отличается адресными группами, денежными объемами и дополнительными социальными льготами. Эта форма традиционно и давно используется в различных странах, в том числе и в России.

Другие формы финансовой помощи — кредитная и система грантов, активно используемые в странах-лидерах в образовательной сфере, пока еще мало применяются в России. В рамках кредитной формы (займа) студент самостоятельно реализует инвестиционный подход, берет на льготных условиях в финансовых структурах кредит для обучения в вузе, нарабатывает за это время ресурсы — человеческий (интеллектуальный) капитал, предпринимательские способности и дивиденды с них в определенный срок до 10 лет возвращает кредитору.

Через систему грантов, поощряющих самостоятельность, настойчивость и креативность, предоставляется возможность на конкурсной основе получить финансовую поддержку от государства. Например, в Канаде гранты на обучение получают около 10% всех студентов, средний его размер — 3 тыс. долл. в год, что компенсирует половину стоимости обучения. В России существует несколько фондов, руководители которых занимаются финансовой поддержкой студентов. К их числу относятся фонд Потанина, предоставляющий именные стипендии, фонд Бортника — гранты авторам (в том числе и студентам) инновационных и венчурных проектов, РФФИ. Но их число и масштабы деятельности явно недостаточны для организации реальной финансовой поддержки обучения в вузе.

Активная роль частного капитала на рынке школьных образовательных услуг. Страны -лидеры в образовательной сфере дали свободу частной инициативе и рассматривают расходы на образование как инвестиции в будущее благосостояние. В большинстве развитых стран начальные и большинство общеобразовательных школ находятся под опекой государства, высшие образовательные учреждения — под патронатом частного капитала.

В настоящее время во многих развитых странах сформировался новый тип школ, так называемые прибыльные школы (for profit-schools), финансируемые государством, а управляемые специализированными на менеджменте частными компаниями. Здесь сочетается бесплатность государственной школы с более высокими образовательными стандартами частной школы. По прогнозам специалистов, к 2020 г. 30% американских школ будут управляться такими компаниями.

Экономика и право

Следует отметить, что в российской системе образования существуют попечительские советы, которые могут распоряжаться добровольными пожертвованиями и создавать попечительские фонды на нужды школы. Фактически это означает, что наряду с государственным и муниципальным финансированием существует и финансирование от частных лиц (родителей и спонсоров

Модель образования в этих странах (так называемая восточная) исходит их того, что ресурсы всегда ограничены, и для достижения поставленных целей необходимо осуществить рациональный выбор. Он сводится в данном случае к тому, что финансирование одновременно всех образовательных структур по принципу «всем сестрам по серьгам», а фактически по остаточному принципу, к каким-либо переменам и модернизации не приведет. Следовательно, надо выбрать отдельную группу потенциально сильных вузов и поддерживать только их на государственном уровне. Тогда их финансирование возрастает на порядок, остальные вузы передаются на баланс внутренних субъектов государства (округов, штатов, регионов, городов), коммерциализируются или упраздняются.

Читайте также:  Осб плита производство бизнес идеи

Подготовка специалистов должна четко и гибко увязываться с происходящими технологическими сдвигами, а структура профессиональной подготовки соответствовать структуре спроса на них со стороны бизнес-структур, госструктур и других работодателей. Это означает, что образовательная система должна быть тесно взаимосвязана, интегрирована в экономику страны, в различные сектора, сферы и отрасли и чутко улавливать происходящие изменения, реагировать на сложившиеся тенденции развития национального и мирового хозяйства.

В таких условиях становится целесообразным пересмотреть позицию современного государства по отношению к образованию и из роли активного агента на рынке образовательных услуг перейти к функциям принципала (главного контролера), а также к роли если не основного, то, по крайней мере, крупного производителя данных услуг, особенно в среднем и высшем образовании. Оценки специалистов ОЭСР подтверждают, что затраты на образование — высокодоходные инвестиции.

И поэтому ими должны заниматься все экономические субъекты -государство, бизнес, домохозяйства сообразно своим возможностям и целеполаганиям. Однако если образование осуществляется тотально под контролем государства, оно ведется в соответствии с теми целями, которые преследует, прежде всего, правительство. Если финансирование, управление и направленность образования монополизированы государством, то оно стремится субсидировать те направления образования, которые увеличивают его престиж, власть и могущество. Во многих странах эти функции в той или иной степени делегируются частному бизнесу, что способствует возникновению отношений партнерства государства и бизнеса в данной сфере и обеспечивает решение важных социальных проблем. Это следует рассматривать как одно из проявлений диверсификации отношений между государством и бизнесом.

В 2005 году «Центр стратегических разработок — Северо-запад» провел комплексное исследование рынка образовательных услуг РФ. Исследование включало: анализ статистических данных, мониторинг публикаций, серию «круглых столов» в ряде крупных городов России и столицы России, анкетирование работодателей, цикл интервью с представителями высшей школы. Цель исследования — выявления основных тенденций развития российского высшего профессионального образования и определения сценариев его возможного реформирования. Основной вывод, к которому пришли исследователи заключался в том, что российское высшее образование в целом повторяет мировой тренд прихода от высшей школы индустриального типа к высшей школе постиндустриального общества с отставанием по разным показателям на 10-30 лет. Это означает, что диверсификация отношений между государством и бизнесом в сфере образования неизбежный процесс, к которому следует всесторонне подготовиться, особенно в связи с галопирующей глобализацией.

К концу XX века сформировался мировой рынок образовательных услуг. В 2005 году его объем достиг 90 млрд. долларов, число иностранных студентов — 1,5 млн. чел. Это явилось результатом экономической глобализации, требующей унификации многих хозяйственных процессов.

Формируются общемировые образовательные сети и мировые потоки студентов к образовательным центрам, приобретающих специфическую специализацию. Лидер мирового образования США, доля которого на глобальном рынке образовательных услуг составляет около 30%. Высшая школа США зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее государство. Россия на 8-м месте по числу иностранцев (25-30 лет назад делила с США первое место). В России обучается 100 тыс. иностранцев (3-4% от мирового спроса), доходы от этой деятельности составляют около 1 -го % мирового оборота. По прогнозам специалистов доля России на мировом рынке образовательных услуг может сократиться из-за отсутствия кон-

Новый университет. 2012. № 2(12).

курентоспособных образовательных продуктов на уровне мировых стандартов, слабой образовательной инфраструктуры (компьютерный парк, кампусы), отсутствие национальной образовательной корпорации (типа DAAD, BRITISH CONCIL и т.д.). В институционализации экспорта образовательных услуг явно ощущается необходимость диверсификации отношений между государством и бизнесом. Кроме того,

новые формы образования также связаны с институциональной диверсификацией — приходом на рынок образовательных услуг новых субъектов — виртуальных, франчайзинговых университетов, корпоративных; компаний, библиотек, музеев и иных образовательных заведений, созданных СМИ, брокеров в сфере образования, производители программного обеспечения с издательством и предприятия индустрии развлечений. В России этот сектор рынка представлен фрагментарно корпоративными университетами, бизнес-образованием и системой тренингов. В основном они работают на рынке управленческого образования (здесь есть спрос и деньги), стоимость на предоставляемые ими услуги выше, чем в традиционной системе образования, часть этих субъектов не институционализированы (не имеют правового механизма деятельности).

Мировой опыт свидетельствует о том, что после решения корпоративных задач через 810 лет корпоративный университет начинает продавать образовательные услуги на рынке. В РФ корпоративные университеты есть в крупных корпорациях — «Север-сталь», «РАО ЕЭС» и т.д. Многие российские компании организуют у себя системы дистанционного обучения. Инвестиции в отечественные корпоративные университеты — 100-150 тыс. долл. в мегаполисах, 3080 тыс. долл. в городах «первого ряда» и «второго ряда».

В США корпоративные университеты есть в фирмах со штатом в 5 тыс. чел. Есть специальные фирмы, сдающие университеты «под ключ». Средний бюджет корпоративного университета США 13 -20 млн. долларов, расходы на обучение одного сотрудника — 1,5-5 тыс. долларов в год. Создание корпоративных университетов также можно рассматривать как одно из проявлений партнерства между государством и бизнесом в сфере образования.

1. Мирошниченко, Н. В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизация / Н. В. Мирошниченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2009. — № 2.

Статья поступила в редакцию 16.01.2012.

ФОМИЧЕВА Ирина Сергеевна — аспирант кафедры институциональной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета.

Источник: cyberleninka.ru

ОТВЕТ: Проблемы российского образования и пути их решения

ОТВЕТ: В условиях построения знаниевой экономики высшее образование д олжно носить элитарный характер, т.е. быть высокоинтеллектуальным и высокотехнологичным.

В настоящее время возрастает ценность уникальных видов знания, обладание которыми обеспечивает большие экономические и социальные преимущества. Экономика знаний, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально нового знания и базиса высокотехнологичного производства. Концепция экономики знаний тесно связана с эволюцией экономических отношений, новой ролью человеческого, интеллектуального и социального капиталов, изменениями системы мышления, возникновением новых общественных групп.

Этого мнения придерживаются такие отечественные ученые, как:

· Клейнер Георгий Борисович, рос. экономист, проф., член-корреспондент РАН;

· Степанова Татьяна Евгеньевна, доктор эк. наук, проф., почетный работник обр.

Большинство исследователей знаниевой экономики исходит из того, что наука является сегодня ведущим фактором воспроизводства интеллектуальных благ и трансформации современного общества.высшего профессионального образования.

2. Назовите мотивирующие рычаги к получению населением образования

Приоритетное место в совокупности мотивов занимает мотив – «для получения знаний и диплома» (80%)

Большинство респондентов стремятся получить диплом для того, чтобы удостовериться в своих знаниях (72%).

Также немаловажным является мотив – «чтобы найти работу»

Гипотезы:

Предположение о том, что отмена обязательной службы в армии приведет к понижению заинтересованности юношей в получении высшего образования, так как 45% юношей учатся в университете именно по этой причине. И если служба в армии будет отменена, то вероятность заинтересованности юношей в получении высшего образования значительно снизится;

предположение о том, что значительное (в 2 раза и более) увеличение размера стипендии при одновременном возрастании требований к студентам со стороны преподавателей приведет к повышению мотивации студентов, так как при этом повысится материальная заинтересованность студента. В этом случае 56% респондентов готовы учиться намного серьезнее, чем сегодня.

Вывод: в целом, современное студенчество высказывает понимание важности получения высшего образования, а доминирующей причиной поступления в университет является достижение профессионального успеха в жизни.

3. С каким утверждением вы согласны «Лучше иметь одно качественное образование и пользоваться его знаниями всю жизнь» или придерживаться ориентированности на непрерывное образование. Аргументируйте.

ОТВЕТ: По моему убеждению, в свете новейших тенденций мирового развития нашей стране надо ориентироваться на построение экономики, основанной на знаниях. Это означает, что главным приоритетом государства должно стать развитие человеческого потенциала, то есть образования, науки и профессионального обучения. Только так возможно органично вписаться в процессы глобализации, в условиях которой знания быстро устаревают, поэтому необходимо перманентное повышение свой квалификации. Актуальна поговрка: «Век живи-век учись» в буквальном смысле.

Читайте также:  Кто такой покупатель для бизнеса

4. Какие проблемные вопросы российского образования стоят на современном этапе?

ОТВЕТ: Проблемы российского образования и пути их решения

К проблемам современного образования можно отнести следующие:

1. Кризис традиционной системы образования

Мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой.

2. Низкая практическая направленность образования

Необходимо ориентировать процесс обучения на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами.

3. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

4. Массовая ориентация выпускников на высшее образование и падение престижа рабочих профессий.

Но высшее образование нужно не всем. Надо повышать престиж и систему оплаты рабочих профессий.

5. Какие инновационные процессы управления необходимо на ваш взгляд привести в современное высшее образование?

ОТВЕТ: Для российских вузов инновационная деятельность — явление относительно новое, для зарубежных вузов – это давно уже реальность.

Основные задачи модернизации высшего образования представлены в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы:

1. учет особенностей региональной политики профессиональным образованием;

2. гибкость и эффективность программ профессионального образования;

3. прозрачность финансирования и конкурентоспособность профессионального образования;

4. соответствие технологий, применяемых в профессиональном образовании потребностям современной экономики и обучающихся;

5. формирование у обучающихся компетенций, востребованные работодателями.

6. Кто должен управлять образованием-государство или бизнес?

ОТВЕТ: На этот вопрос до сих пор нет ответа.

Вот, что говорит ректор Московского государственного университета академик Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ.

В России образование — некое особое дело. Это не отрасль, это образ жизни. Такая ситуация сохраняется на протяжении 250 лет, с тех пор как зародилось систематическое образование. Мы сознательно не скатывались до уровня обучения в узконаправленной области. И никогда перед нашим образованием не стояла задача подготовки узких специалистов.

А сейчас появились теории, что в принципе систематическое, глубокое, университетское образование исчезнет и будет образование сигнальное. Если рынок сигнализирует потребность, то за три месяца все бросаются готовить определенного специалиста.
Я убежден, что это не путь образования. В России всегда ценилось глубокое, базовое, фундаментальное образование, которое давало человеку возможность в жизни плыть в любом направлении и переучиваться на его базе всю жизнь.
Главное — сохранить высокое качество и эталон. У нас еще очень долго будет разноуровневое образование. Но важно, чтобы и дети и родители понимали, что они получают. Нужна открытость образовательной системы. Люди должны знать и понимать, что они приобретают в том или ином учебном заведении.

И не должно быть так: один учится три года вахтовым способом, а другой — шесть лет, сидя ночами за учебниками, а диплом оба получают одинаковый.

Я делаю выводы, что управлять образование должно государство, а не бизнес.

Источник: poisk-ru.ru

«В нашей школе на детей не кричат». Как директору управлять школой на основе ценностей

Объединить педагогов, детей и их родителей на основе ценностей — реальная задача или утопия? Вообще что такое ценности на деле, а не на бумаге?

Катя Павловская для Skillbox

Екатерина Ерохина

Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Самый сложный вопрос для директора — чем его школа отличается от соседней. Так считает научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» в Высшей школе экономики Анатолий Каспржак. В ходе дискуссии «Директор и педколлектив: взаимодействие на основе ценностей» на онлайн-конференции «ММСО.Директор Школы» он и руководители трёх разных школ обсудили, могут ли различия базироваться на системах ценностей.

Речь не об абстрактной декларации о гуманизме и патриотизме, разумном, добром и вечном. Ценности — это основа, на которой в школе строятся взаимоотношения взрослых с детьми, директора с педагогами, другими сотрудниками и родителями. Ярко выраженные ценности — это то, что привлекает родителей в выборе той или иной школы для ребёнка.

Как показала дискуссия, настоящая (реальная, а не в декларации) ценностная основа в разных школах своя. Где-то это высокие образовательные достижения (места в рейтингах, победы в олимпиадах), где-то — уникальные педагогические подходы, а где-то — демократичная или очень самобытная атмосфера. Кстати, даже просто установка «Не кричать на детей», если она правда соблюдается, тоже может быть ценностью.

Как школа определяет свои ценности

С тем, что директор и педагоги должны осознавать ценности школы и разделять их, согласились все участники дискуссии. Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова считает, что такая необходимость отчасти вызвана глобальными переменами:

«Если мы хотим понять свою миссию в новом историческом цикле, когда фрагментируется мир, то надо не просто отвечать на вызовы времени, а рефлексировать, расти вглубь. И, конечно же, действовать. Ценности помогают нам определить свои мотивы и сделать профессиональный и управленческий выбор».

А вот о том, откуда берутся и как заявляются в школе эти общие ценности, прозвучали разные мнения. Профессор Института образования Высшей школы экономики научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак изложил позицию, которую можно назвать сознательным выбором директора и коллектива:

«На самом деле мы в школе почти никогда не говорим о том, каков наш согласованный взгляд педагогического коллектива на миссию, задачи образования. Если мы говорим, что наша миссия, например, успешность каждого ученика, то ценности — это то, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы это было основной задачей школы. Ценности — это цена, то, чем мы готовы пожертвовать, что мы готовы вложить, чтобы каждый ученик был успешным».

Как отметил модератор дискуссии учитель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин, из этого следует, что у разных школ могут быть разные ценности. Все занимаются одним делом — учат детей, готовят их к жизни после школы — но фокусируются на разных миссиях.

С точки зрения директора московской школы №45 им. Л. И. Мильграма Михаила Шнейдера, выбор собственных ценностей школы всё-таки ограничен. Образование, подчеркнул он, — общественный институт, который должен транслировать базовые ценности, ориентируясь, например, на то, как они записаны в первой главе Конституции РФ:

«Иначе школа превращается в некий кооператив по продаже знаний. Если рассматривать образование только как некую услугу, то всё классно: мы собрали топовых учителей, отобрали учеников, победили во всех олимпиадах, у нас заоблачный рейтинг. Будет ли это школой, построенной на ценностях? Большой вопрос».

Для самого Шнейдера ключевые — ценности гражданского общества: свобода, собственность, социальная солидарность и доверие. А миссию практически любой школы в мире, как он считает, можно определить так:

«Обеспечить доступ любого ребёнка к качественному образованию и создать систему педагогической поддержки, чтобы ребёнок мог в конечном итоге самоопределиться… Для нас в 45-й школе это прежде всего школа самоопределения, формирования субъектности».

Позже другие участники дискуссии напомнили, что как раз декларация общих для государства или всего человечества ценностей часто не совпадает с тем, как школа работает на самом деле.

«Уверена, что есть энное количество директоров — и их гораздо больше, чем нас, — которые тоже процитируют Конституцию, но при этом там очень развита, например, Юнармия… Мы в эту сторону не работаем, потому что кажется, что ходить строем — не лучший способ развить свою субъектность», — привела пример Елена Моисеева. На момент дискуссии она возглавляла школу №24 Нижнего Новгорода, а в июне неожиданно была уволена.

Что значит управлять на основе ценностей

Как ценности воплощаются в повседневной работе школы, директора рассказали на собственных примерах.

Обсуждать, что ценно для школы, с учениками, родителями и учителями

Нижегородская школа №24, по словам директора Елены Моисеевой, выбрала для себя неформальное название «Школа диалога». Это демократичная школа без отбора детей, внутри которой существует максимальная вариативность, что позволяет работать с разными учениками.

Читайте также:  Бизнес центр высота адрес

Демократические принципы требуют отказаться от некоторых распространённых практик — таких как рейтинг классов и учеников. Результативность в формальных показателях, например, по победам на олимпиадах, скорее всего, будет ниже, чем в других школах. И хорошо бы, чтобы все участники образовательного процесса понимали эти ограничения на входе в организацию.

Это значит, что необходимо правильное позиционирование школы и её ценностей перед учениками, их родителями и учителями. Особенно сложно приходится, как рассказала Моисеева, с набором педагогов. Нестоличные школы находятся «на безрыбье», у них нет возможности придирчиво выбирать учителя с идеальным совпадением ценностей. Но по крайней мере, отметила Елена Моисеева, нужно озвучивать свои ожидания:

«Когда ты говоришь: „А вы готовы сотрудничать? Готовы давать совместные уроки? Когда вы в последний раз учились чему-то новому? Какую профессиональную книгу вы сейчас читаете?“, это как раз цепляет. Лучше договариваться на берегу, что у нас важно, что непринципиально, что неприемлемо… Всё это звучит иногда как лозунги, когда же мы говорим, какие поведенческие индикаторы соответствуют какой компетенции, мы можем кейсы обсудить с учителями, какую-то ситуацию разобрать».

Опираться на проработанную педагогическую теорию

Директор гимназии №3 Перми Татьяна Новикова вспомнила классиков педагогической науки. Главная ценность в её школе — развитие человека через совместную деятельность, и её формирование базируется на системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова.

Коллектив школы, рассказала Новикова, ориентирован на то, чтобы научить детей мыслить и делать осознанный выбор через развивающее обучение. Исходя из этой цели строится и организационная структура гимназии с распределённым управлением. Ценности развивающего обучения отражены в уставе организации, программе её развития, рабочей программе воспитания, коллективном договоре с сотрудниками. На образовательную практику они влияют, например, через использование метода по формированию сопричастности:

«Это помогает нам объединить и выстроить всю образовательную деятельность. Ещё один инструмент — формирование детско-взрослой общности. Он помогает нам не просто на словах взращивать ценности, а и в реальной деятельности проживать и сопереживать, когда формируется та или иная ценность… Взрослые — это не только учителя, но и родители, и интересные люди, которые приходят и общаются с детьми. Это могут быть формальные и неформальные объединения, но именно детско-взрослые, не только детские сообщества очень эффективны по формированию ценностей».

Ориентироваться на идеал ученика

Михаил Шнейдер в своём ответе заметил, что способы внедрения ценностей бывают разными, и вполне нормально, если они будут отличаться в разных школах и для разных педагогов. Он привёл пример с любимой детьми и успешной учительницей, которая на своём 80-летии призналась со сцены: «До сих пор не понимаю, что такое педагогика». Сам Шнейдер верит в педагогическую интуицию:

«По большому счёту мне всё равно, читал ли учитель Эльконина с Давыдовым… Многие необходимые учителю качества предопределены природой. Я согласен, что надо учиться, у нас тоже есть внутренняя система повышения квалификации. Но есть те, кто полностью отражает поговорку „Умного учить — только портить“».

Что учитель читает и какие технологии применяет на уроках, считает Шнейдер, можно обсуждать. Что обсуждению не подлежит — это уважение к правам ребёнка, отношение к нему как к человеку, независимо от возраста. На повседневном уровне это проявляется в том, что на детей никто не кричит. На уровне ценностей — в стремлении к эталонному образу обучающегося:

«Это тот идеал, к которому стоит стремиться. В сфере „человек — человек“ без формулирования идеала сложно работать, это абсолютно идеалистическая сфера деятельности, поэтому управленческие технологии в ней ограниченно действуют… Есть некие качества, которые мы хотели бы видеть у обучающихся, но это не значит, что мы их будем методами социальной инженерии формировать сами. Мы должны создать условия, чтобы эти качества формировались. А их не так много: мы хотели бы, чтобы все, кто населяет нашу школу, были любознательными, чтобы стремились к знаниям, были думающими, принципиальными, неравнодушными, хорошими коммуникаторами, сбалансированными и, таким образом, неагрессивными. Конечно, непредвзятыми и рефлексирующими, само собой».

В управлении школой №45 им. Л. И. Мильграма, по словам Шнейдера, ценности реализуются через формирование тайным голосованием управляющего совета и его реальную роль в принятии решений. В совет входят ученики, родители, представители коллектива.

Измеримы ли ценности

Остроты в дискуссию добавил Анатолий Каспржак. Он заявил, что директора описали неизмеримые явления, вокруг которых нельзя выстроить систему. Как понять, что школа помогает или не помогает в самоопределении, и повлиять на это? В какой момент складывается детско-взрослая общность и какие конкретно действия к этому приводят? Каспржак предложил начинать с простых договорённостей:

«Почему не поставить гораздо более простые вопросы: давайте договоримся, что в нашей школе на детей не кричат, и учителя не кричат друг на друга; что в нашей школе ко всем, включая первоклассников, обращаются на „Вы“. И начинает формироваться определённая система ценностей, которая на самом деле ведёт к главному вопросу образования — его гуманизации… Ребёнок в 17 лет оканчивает школу, из них 11 лет он пребывает в школе, и ему всё время говорят, что он пока не живёт. Он пока заготовка, а мы — „папа Карло“».

Таким образом, по словам Каспржака, абстрактное управление через формирование ценностей можно заменить на управление через согласованное отношение коллектива к образованию, общее понимание его сути и задач школы. Такое управление образованием (в отличие от более привычного управления организацией образования), считает Каспржак, меняет ситуацию в конкретных учебных классах, влияет на то, как в школе учат и учатся.

Директора школ в ответ рассказали, как они измеряют и фиксируют работу учреждения на основе ценностей. По словам Елены Моисеевой, в школе №24
Нижнего Новгорода за 15 лет её работы директором сформировалась общая культура, в которой принято не кричать на детей, а договариваться на основе аргументов. Сейчас эти общие установки формализуются через модель компетенций педагога. Каждая компетенция отражается в поведенческих индикаторах, чек-листах по урокам и внеурочным занятиям.

Михаил Шнейдер из школы №45 им. Л. И. Мильграма напомнил, что измерить можно (и нужно) далеко не всё, показав в камеру книгу « Тирания показателей » Джерри Мюллера. В его школе ценности проявляются в уважении прав человека, в соблюдении на практике, а не на бумаге, всех прописанных в законах и локальных нормативных актах прав:

«Это имеет много издержек. У нас, к сожалению, чем директор злее, тем быстрее решаются некоторые вопросы, например, по вакцинации трудящихся. Мы на одном из последних мест в Москве».

Такую «ценностную ткань» не всегда можно измерить количественно.

В заключение Анатолий Каспржак признался, что атаковал директоров намеренно, в качестве методического приёма для оживления дискуссии. Безусловно, в разных школах должны практиковаться свои способы внедрения ценностей, и сами ценности могут отличаться. Но важно не отказываться от них совсем. Каспржак напомнил участникам дискуссии «формулу хорошего образования» от известного британского педагога и управленца Майкла Барбера:

Результаты образования = (знания + умения + лидерские качества) × этические нормы

Если доверять этой формуле, получается, что несформированные этические основания могут обнулить любой образовательный результат. Но единообразного ответа на вопрос, как над ними работать, в мировой практике нет. Государство в России в последние годы обращает всё больше внимания на воспитательную работу в школах: даже вводится соответствующая должность советника директора. Дискуссия на конференции «ММСО.Директор Школы» ведёт к мысли, что, независимо от таких мер на федеральном уровне, формирование и ежедневное воплощение общих ценностей — задача директора и коллектива, тема для рефлексии и открытых обсуждений.

  • Нужны ли персональные образовательные траектории школе
  • Может ли массовая школа быть человекоцентричной
  • Каких HR-практик не хватает в современных школах

Из аннотации к изданию на русском языке: «Многие компании и государственные учреждения формализуют процессы и вводят разнообразные KPI, веря, что путь к успеху заключается в количественной оценке работы. Исходя из неё же определяют вознаграждение. Однако такой подход зачастую искажает действительность, расходует ресурсы и даже приводит к серьёзному моральному и финансовому ущербу. Джерри Мюллер демонстрирует это в своей книге на примерах из области образования, здравоохранения, бизнеса, охраны общественного порядка, вооружённых сил и благотворительности».

Источник: skillbox.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин