Когда стоит начинать свой бизнес, как и, главное, кому передавать семейное дело, в каком возрасте нужно вырабатывать в себе деловые качества? Найти ответы на эти и ряд подобных вопросов попыталась Российская компания по профориентации подростков PROekt PRO, предложив одну из инновационных образовательных форм – бизнес-игры.
По мнению автора и руководителя PROekt PRO Юлии Пасс:
«Практика проведения бизнес-игр для школьников в нашей стране только зарождается, но потребность в этом уже очевидна. Мы привыкли развивать способности детей в музыке, математике, балете и т.п., но при этом долгое время упускали развитие предпринимательских способностей. Возможно, все дело в том, что многие просто не представляют, как это можно сделать за партой, ведь требуется практическая деятельность. PROekt PRO, как мне кажется, нашел идеальный выход — бизнес-игры, помогающие развить деловые качества подростков».
Как отмечают эксперты, первыми о том, как с раннего возраста выявить и развить деловые качества ребенка задумались те, кому есть что наследовать – владельцы собственных компаний и предприятий. Впрочем, это не единственная категория заинтересованных в бизнес-играх. В последние годы многие менеджеры и чиновники также стараются приобщать детей к бизнесу и развивать управленческие качества столь новаторским способом. Хотя, как утверждает Ю.Пасс, эти игры могут быть полезны всем детям, а не только тем, кому уготована деловая карьера: «Бизнес-игры способны привить универсальные навыки, важные вне зависимости от выбранного профессионального будущего: умение планировать время, ставить приоритеты, действовать в соответствии с намеченным планом, управлять бюджетами, оценивать финансовые результаты своих действий».
БУСТЕР РАЗВИВАЕТ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / БУСТЕР ИГРАЕТ / BUSTER ROFLS
В PROekt PRO разработана целая программа бизнес-игр, направленная на всестороннее выявление и развитие индивидуальных особенностей ребенка: «Управление временем», «Управление деньгами», «Тактика переговоров», «Управлять целями, видеть возможности», «Начни свой бизнес. Управление ресурсами». Уже сейчас многие школы, пропагандирующие компетентностный подход в образовании, считают очень важным включать в план своих внеклассных уроков подобные мероприятия. В бизнес-играх, проводимых PROekt PRO только в этом учебном годуприняло участие около 50 детей (количество участников каждой игры — не более 8 человек), и число желающих растет каждый месяц. Ю.Пасс не исключает, что со временем бизнес-игры будут входить в основную программу некоторых специализированных школ или классов.
PROekt PRO- российская компания предоставляющая полный комплекс услуг практической профориентации для подростков. Проект работает по уникальной авторской методике, соединившей несколько направлений:
- профориентационное информирование — серия занятий-экскурсий в ведущие российские и международные компании (программа «PROпуск в PROфессию»);
- профориентационное тестирование — «PRO себя»;
- профориентационное консультирование;
- бизнес-игры и игровые симуляции.
Автор и руководитель проекта — Юлия Пасс — одна из ведущих HR-директоров России по версии журнала «Секрет фирмы», автор ряда книг по HR-практике.
Какую методологию управления проектом выбрать на крупном внедрении системы 1С //«Бизнес-аналитик 1С»
Партнёры PROekt PRO: ММВБ, ТЦ «Останкино», международное рекламное агентство BBDO, PepsiCo, ИД «Коммерсант», «Студия Артемия Лебедева», радио «Эхо Москвы», «Голос России», Swedbank, часовой завод «НИКА», Coca-Cola, LeroyMerlin, ресторан «Галерея» и др.
Источник: moeobrazovanie.ru
Бизнес-игра по внутренним коммуникациям «Игра в бизнес»
Бизнес-игра «Игра в бизнес» — это симуляция, в котрой игроки пробуют себя в роли сотрудников других отделов предприятия.
В игровой форме сталкиваются с проблемами своих коллег, начинают лучше понимать особенности работы смежных отделов. Развивают навыки внутренней коммуникации и совместного решения проблем предприятия.
Кто играет в «Игра в бизнес»?
Руководители структурных подразделений
- Бизнес-игра идеально подходит для развития коммуникаций между руководителями, развивает навык совместного принятия решений и разделения отвественности.
Менеджеры среднего звена, лидеры малых групп
- Игра даёт возможность попробовать себя в роли сотрудника другого функционального подразделения. Такой подход демонстрирует участникам особенности работы смежных подразделений. Работа над решением задач другого подразделения показывает ценность всех сотрудников для достижения целей предприятия.
Линейные сотрудники
- В симуляции смогут взглянуть на себя со стороны. В ходе решения кейса бизнес-игры устанавливаются горизонтальные коммуникационные связи, что в дальнейшем ускоряет решение задач, возникающих на реальном производстве.
О чём «Игра в бизнес»?
Суть игры: симуляция работы предприятия, которое состоит из пяти функциональных отделов*:
- продажи,
- закупки,
- производство,
- склад,
- транспорт.
- Участником предстоит выполнить финансовую задачу своего отдела – минимизировать затраты.
- Всем участникам игры необходимо выполнить общую финансовую задачу для команды – максимизировать операционную прибыль.
* условия игры и количество отделов может быть изменено в соотвествии с особенностями бизнеса заказчика
Источник: zhdanov.bz
«Игра может сделать больно. Но это «больно» не смертельно». Зачем бизнес играет в игры?
«Люди знают, как на собеседованиях отвечать так, чтобы понравиться. А если мы хотим понять более сложные вещи, связанные с ценностями, особенностями характера, креативностью, в этом помогает игра».
Отбор сотрудников, выявление их ценностей и личностных качеств, работа с мотивацией — вечные вопросы бизнеса, которые, как уверяют опытные игропрактики, можно решить при помощи геймификации. Правда, добавляют: волшебной пилюли все равно не существует.
Вариантов игр для бизнеса множество, они проводятся в разных формах: от управленческих поединков до форсайтов, от «настолок» до виртуальных симуляторов, направленных на отработку навыков. С экспертами-игротехниками мы поговорили о прикладных «живых» играх, а также спросили их, кому может быть полезен такой инструмент, какие задачи он решает и сколько стоит.
Действующие лица:
Илья Ребров, основатель консалтинговой компании SalesUpNow, игротехник. Разрабатывает игры с 1995 года;
Алексей Кулаков, основатель IT-компании JetStyle, сооснователь издательского сервиса Ridero, игротехник. Разрабатывает игры с 1991 года;
Юрий Некрасов, сценарист, игротехник. Разрабатывает игры с 2001 года;
Евгений Гринберг, основатель компании «Дух игры», игротехник. Разрабатывает игры с 2016 года.
Как устроена игра?
Прикладная игра (то есть игра, решающая задачи бизнеса) должна состоять из трех частей: проблематизация, действие и рефлексия. Как говорят игропрактики, сама по себе игра, без первой и последней части композиции, пользы не принесет — это пустая трата времени.
Помимо этого есть еще одно обязательное правило: люди должны хорошо представлять, на что они идут, и добровольно согласиться с тем, что будут участвовать в игре.
Чем игра полезна бизнесу?
«С точки зрения психологии, в нас есть внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый. Геймификация как раз включает нашего внутреннего ребенка, а через эту включенность гораздо лучше усваивается вся новая информация», — отмечает Евгений Гринберг.
Илья Ребров считает, что особая ценность игры в том, что за относительно низкую (в переводе на человеко-часы) стоимость можно понять способности человека. Например, насколько он стрессоустойчив и держит ли удар.
Юрий Некрасов продолжает: «Можно, конечно, сделать игру на обучение продажам. Но мы всегда говорим: игры — это не тренинг, это полигон опыта. Если вам нужно натренировать людей на продажи — возьмите тренинг продаж. Эффекта будет больше. То, что мы даем на выходе — чаще всего про человека, осознание поведения и поступков».
«Побочным» эффектом игры становится новый опыт для участников. «Много раз мы делали игры, где людям надо преодолевать препятствия, долго идти по лесу, придумывать, как распределять еду и так далее. Это все конкретные поступки, которые рождают больше эмоций, потому что в современном офисном мире множество людей ничего не делают руками и забыли о тех вещах, которые в детстве их драйвили», — говорит Некрасов.
Кому игра подходит?
Каких-то строгих показаний или противопоказаний к использованию игры нет. Опрошенные нами игропрактики работали с промышленными предприятиями, банками, IT-холдингами, ритейлом, госкомпаниями и бизнес-школами. Отталкиваться нужно от задач, которые игра помогает решить. Как отмечает Юрий Некрасов, это могут быть задачи по анимации мероприятий, вовлечению, воодушевлению и диагностике персонала.
Как игра помогает понять людей?
В большинстве случаев, как уже было сказано, запросы связаны с управлением человеческими ресурсами.
Например, это может быть подбор персонала.
Игра позволяет затронуть зоны, которые обычным собеседованием не прощупать. Люди умеют проходить собеседования, знают, как отвечать, чтобы понравиться. А если мы хотим понять более сложные вещи, связанные с ценностями, особенностями характера, креативностью, в этом и помогает игра. Например, однажды наш заказчик увидел, что человек, которого он выбрал на руководящую должность, не может делегировать, не управляет командой, а создает свои маленькие проектики и делает все один. На собеседовании, несмотря на то что у нас большой опыт в подборе кадров, мы это не выявили», — рассказывает Ребров.
Игра не заменяет собеседования или других кадровых методик, продолжает Некрасов. Но игра плюс собеседование будет эффективней, чем что-то одно.
Еще одна HR-задача, которую может решить игра — выбор руководителя на новое направление. Илья Ребров приводит такой пример: у предпринимателя были деньги и готовность запустить четыре инвестиционных проекта на новых рынках. Он присмотрел людей, которые могут возглавить эти проекты, но не был уверен на 100%, справятся ли они со своей миссией.
«Людей собеседовать не было смысла: все они уже давно работали в его команде. А игра — это игра, ничего обидного. Метафора была такая: люди поехали в Тундру на экскурсию и провалились в параллельный мир, где действуют другие законы. Это соответствовало реальной обстановке: нужно было выходить на новые рынки, где ничего неизвестно.
Участникам игры надо было организовывать охрану, разведку, поиск еды. Среди претендентов на руководителей проектов оказался всего один, кто не паниковал, принимал взвешенные решения, слушал других и кого слушали. Игра шла два дня, и после нее собственник бизнеса вместо четырех проектов запустил один и очень благодарил», — комментирует Ребров.
Еще один запрос от бизнеса — сформировать у сотрудников позицию. Как отмечает Алексей Кулаков, такой запрос встречался в его практике достаточно часто.
Опыт измеряется в граблях. Если мы хотим, чтобы люди заняли позицию, им надо дать по лбу отсутствием позиции. Им станет больно. Но игра хороша тем, что это «больно» не смертельно.
Например, мы проводили игру на космическую тему, и люди, оказавшись в непредсказуемой среде, на рефлексии делились: «Неплохо было бы, если бы впереди нас шли какие-то зонды: они бы все исследовали и говорили нам, что делать». В этот момент руководитель им сказал: «А ничего, что в нашей компании такие зонды — это вы?»», — поясняет Кулаков.
Еще один пример решения кадровой задачи приводит Юрий Некрасов — это работа с ценностями. «К нам обратился собственник одной IT-компании, он хотел провести игру, чтобы понять, насколько ценности сотрудников соответствуют ценностям фирмы. Я задал ему вопрос: «Если после мероприятия начнут увольняться люди, для тебя это будет нормально?» Он сказал, что да, и часть сотрудников после игры действительно уволилась. Собственник использовал игру как инструмент для отсеивания ненужных людей. Не потому что они плохие, а потому что их не мотивировало то, что происходит в компании, они не готовы были идти с ней дальше», — рассказывает игропрактик.
Опасна ли игра?
«Ролевые игры пошли из психодрамы (это прием психотерапии). Но мы не этим занимаемся на прикладных играх: мы помогаем людям лучше понять себя или коллегу. В психологию мы не лезем», — комментирует Ребров.
Насколько игра правдива?
Все опрошенные эксперты в один голос уверяют: каков человек в игре, таков он и в жизни. Не на сто процентов, но близко к тому.
«В прикладной игре бессмысленно давать художественные роли: например, ты — Вселенское Зло. Задача в том, чтоб человек проявил себя, поэтому и роли подбираются адекватные. Если мы видим, что при трудностях в игре он все время ноет, то он и в жизни ведет себя так же», — отмечает Некрасов.
«Откуда у вас возьмутся другие паттерны? — поддерживает коллегу Ребров. — У вас есть определенный навык владения собой в стрессе. Пусть у вас будет другой персонаж в игре, но другого навыка у вас нет, и вы его обнажите».
«Игра не панацея, но ясно одно: если вы не умеете включать голову в игре, то вы и в жизни не умеете. Как равнозначно и то, что, если вы умеете делать это как актер — то никто вам не мешает это делать и на работе, — говорит Кулаков. — На язык менеджмента это переводится как владение широким ролевым набором. Руководитель должен уметь играть разные роли, приводить себя в разные ресурсные состояния, поэтому умение войти в роль, которой не пользуешься, выдать себя за того, кем не являешься, только плюс.
Например, на одной игре я специально организовал себе роль, которая расширила мой ролевой набор. Это был очень агрессивный Шериф, который сначала стреляет, а потом думает. На меня это не похоже: я склонен к самокопанию, десять раз подумаю, прежде чем что-то сделаю. А это не всегда полезно: иногда надо вломить, а потом думать.
И вот спустя какое-то время после игры мы пришли в гости к другу, а у него вдруг возникли неприятности с правоохранителями. Я выпихал их за порог и обнаружил это лишь тогда, когда понял, что они стоят за дверью и смотрят на меня офонаревшими глазами. В тот момент действовал не «обычный» я, а Шериф Бетхью, это точно».
Сколько стоит игра?
Игротехники либо применяют готовый материал, либо создают под запрос заказчика новую модель. Соответственно, и стоимость этих продуктов разнится. Гринберг рассказывает, что проведение готовой игры будет стоить от 30 тыс. руб., создание новой — от 70 тыс. руб. По его словам, в Москве расценки на создание игры «под ключ» начинаются от 300 тыс. руб.
Компания Ильи Реброва делает игру за срок от трех недель до двух месяцев. Стоить она может от 50 тыс. до 1 млн руб. Юрий Некрасов говорит, что за проведение готовой игры берет от 40 тыс. руб., стоимость разработки зависит от задачи.
Источник: www.dk.ru