В общественном сознании россиян существует социальный стереотип предприниматель, т.е. некое представление о человеке определенной профессии и определенного социального слоя. О том, что он есть, свидетельствуют многочисленные высказывания общественных деятелей в прессе и на телевидении.
Одно из них принадлежит Е. Т. Гайдару: . паши олигархи — это продукт советских представлений о капитализме. Помните, как «мистера Твистера, миллионера» изображали на карикатурах? Жирный тип с наглой рожей и мешком долларов за спиной. Жадный рот пожирает заводы. 70 лет пропаганда внушала народу, что именно так выглядит капиталист. Вот наши «первенцы» такой образец и сделали предметом подражания [1]
Предприниматели мыслят иначе! #бизнес #успех #доход #предприниматель #какзаработать
К наиболее значимым механизмам формирования социального стереотипа предприниматель относятся социально-исторические, этические, философские, религиозные механизмы. Стереотип имеет также зрительный образ.
Социально-исторические причины возникновения стереотипа связаны с тем, что, как отмечают историки, в конце XIX — начале XX в. в России сложился единый психологический и интеллектуальный фронт отторжения торгово-промышленного класса, появление которого не было выгодно ни одной из существовавших социальных прослоек общества [2] .
Этической базой формирования создавшегося стереотипного образа предпринимателя явилось отношение россиян к богатству. Русский словарь (семантическая группа «достаток, собственность, обеспеченность») регистрирует сдержанное, даже прохладное отношение русского этнического сознания к богатству, понимание которого включает в себя не только идею имущественной умеренности, но и идею самоограничения в потреблении [3] .
Специфика русского отношения к богатству обнаруживается при анализе религиозных и философских убеждений россиян. Исторически заложенное в русском этносе отрицание прагматической предприимчивости, расчета, коммерческой хватки, враждебное отношение к практицизму и позитивизму, как показал В. В. Колесов, — это устойчивая характеристика русской идеалистической философии (А. Хомяков, Вл. Соловьев, Н. Бердяев) [4] . На это указывают и лингвисты. Среди ключевых идей или сквозных мотивов русской языковой картины мира выделяется, в частности, идея, что плохо, когда человек действует из соображений практической выгоды (расчетливый, мелочный, удаль, размах) [5] .
В российской традиции, таким образом, коммерческая деятельность не может быть самоцелью, обществом осуждается зарабатывание денег ради денег. Первично духовное, не материальное. Материальное обслуживает духовное. В этом особенность традиционной русской культуры и в этом истоки формирования и устойчивого сохранения негативного стереотипа предпринимателя.
ОТ МЕЧТЫ К РЕАЛЬНОСТИ. Главные принципы предпринимателей. Кучмент, Дёмин, Хохлов, Кутергин, Гончаров
Стереотип имеет и зрительный образ предпринимателя, который менялся во времени. Историческим прототипом современного предпринимателя в истории России выступает торговый гость, купец, известный в русской культуре по былинам и сказкам.
Одна из героических фигур древнерусской литературы — Афанасий Никитин, совершивший «Хождение за три моря», т.е. путешествие в Индию, полностью соответствует этому стереотипу. Торговый гость новгородский Садко, победивший морского царя, также великолепный образец предпринимателя тех времен. Два этих персонажа позволяют сказать о том, что в Древней Руси профессия купца была почетной и уважаемой. Не только торговля, но и путешествия, дипломатия, культурные контакты — исторически область предпринимательства.
Русская классика оставила нам образы бородатых мужиков в сапогах, сметливых, но необразованных людей в мятых сюртуках и фуражечках с лакированным козырьком. На смену такому типажу в конце XIX в. приходят вполне цивилизованные господа со знанием законов коммерции, юриспруденции, а то и иностранных языков, в дорогих суконных тройках и цилиндрах, при визитных карточках и чековых книжках.
В современном массовом сознании предприниматели также ассоциируются с определенным внешним видом, манерами поведения и речью: самый дорогой автомобиль, самый шикарный мировой курорт, одет очень ярко и безвкусно. Впрочем, облик новых русских, которые в начале 1990-х гг. ассоциировались с красными пиджаками и дорогими спортивными костюмами, за последнее время претерпел значительные изменения [6] . В исследовательских наблюдениях и в современной прессе отмечается органичное вхождение, вписанность новых русских в русскую культурную среду, их прямое наследование купеческих и даже фольклорных образов [7] .
Помимо стереотипа в российской культуре существует и образ делового человека, создаваемый электронными и печатными СМИ, беллетристикой и художественным кинематографом. Образ делового человека — это, прежде всего, образ богатого, состоятельного человека, и, как правило, это образ ярко отрицательный, высмеиваемый и критикуемый. Предприниматель — владелец мелкого и среднего бизнеса не является предметом пристального внимания общества. Более того, опрос студентов, проведенный в Саратовском университете в 2006 г., показал, что большинство молодых людей не связывают свое будущее с профессией предпринимателя, считают, что предприниматель в нашей стране является объектом, испытывающим притеснение как со стороны государства, так и со стороны криминальных элементов.
В публикациях прессы о предпринимателях, представляющих средний и малый бизнес, центральной выступает тема дела, составляющая основу их жизни. Отличительной особенностью таких статей является новое определение предпринимателя, новый подход к предпринимательству в России.
Предприниматели — это часть народа, самая инициативная, смелая, работящая: предприниматель — налогоплательщик, который кормит не только себя, но и чиновников и общественников (Саратов-СП. 2004. 26 августа). Абсолютно отсутствует за очевидной ненадобностью вопрос об источниках доходов, о размерах состояний, о роскоши повседневной жизни.
Тональность публикаций обнаруживается в том, что место таких номинаций, как король отечественной лекарственной промышленности, баловень больших денег (Комсомольская правда. 2004. 21 октября) занимают нейтральные предприниматель, собственник, владелец, бизнесмен.
Не обсуждаются марки машин героев, количество квадратных метров их жилья, зато представлены рабочие действия предпринимателей: Она 10 лет работает на этом месте, держит кафе по продаже мороженого и прохладительных напитков, и называются реальные проблемы малого бизнеса: Предпринимателей нужно защищать так же, как потребителей. Это очень важные и нужные люди. Ни государство, ни администрация не смогут их заменить. Если завтра в город не завезут зубные щетки и пасту, мэрия не сможет этот пробел восполнить (Невское время. 2004. № 21).
Отрицательный образ российского богача, создаваемый журналистами па протяжении всех перестроечных лет, с одной стороны, был обусловлен реальными процессами несправедливой грабительской приватизации 1990-х гг., и показывал всю аморальность ее последствий, но с другой углублял и цементировал гражданское противостояние в российском обществе, усиливая социальную напряженность. Тем не менее образ представителя крупного бизнеса, олигарха не оставался неизменным на протяжении последних пятнадцати лет. Динамика его развития отражает и динамику общественного мнения, и развитие общественно-политической ситуации в стране.
В СМИ начала 2000-х гг. олигарх представляет собой практически образ официального внутреннего врага, о чем свидетельствует, например, предвыборный слоган Гражданской партии России «Россия без олигархов и криминала» (РТР. 2003. 28 августа).
Олигархи открыто обвиняются в незаконном присвоении собственности: Логика олигархов — сделать состояние на дешевых (или вовсе бесплатных) государственных ресурсах, а ответственность за результаты своих действий переложить на кого-нибудь другого. Например на то же государство (АиФ. 2004. № 31); Фрадков посадит олигархов на детектор лжи.
У богачей опишут виллы (Комсомольская правда. 2004. 4 марта); Олигархи как коршуны (АиФ. 2004), Полстраны в руках у олигархов (АиФ. 2003. № 24).
В прессе разрабатывается словообразовательное гнездо лексемы «олигарх»: олигархи, олигархат, олигархия. Выявлены разные виды и типы олигархов: по периодам их становления («старосемейные» — «новопитерские»), по месту жительства («тихие» местные — московские «большие»), по отношению к административным структурам (просто олигархи и губернаторы-олигархи), по отраслям промышленности (никельщик, нефтяник, платило- и золотопромышленник, аграрник, рыбак).
Помимо номинации олигарх богатые предприниматели именуются с привлечением слов магнат, нувориш, миллионер или с использованием метафор парфюмерный король, пивной король, денежный мешок. Для обозначения совокупности людей используются: богатые, богатенькие, богачи, толстосумы, обеспеченные. СМИ проявляют интерес к частной жизни не только олигархов, но и просто богатых людей, представителей крупного бизнеса. СМИ внимательно следят за их образом жизни, смакуют их богатство, коллекционируют их нравы.
На протяжении 2006—2010 гг. в СМИ (Комсомольская правда, Московский комсомолец, Аргументы и факты, Аргументы недели) обнаруживается новая тенденция — попытка социализировать бизнес, объяснить происхождение крупнейших российских состояний. Еженедельник «Аргументы недели» публикует в 2008 г. серию статей под рубрикой «История бизнеса».
Появляются в это время и положительные по тематике статьи: Лидеры российского бизнеса — определены победители «многоборья» среди предпринимателей (Аргументы недели. 2008. 22 мая). Журналистов интересует участие олигархов в политической жизни: Бизнес предпочитает «Единую Россию» (Аргументы недели. 2007.
23 августа). Пресса пишет о благотворительности крупного бизнеса (Аргументы недели. 2007. 23 августа).
Тенденция гражданского примирения обрывается в 2008—2009 гг. — годы экономического кризиса. Олигархи, ранее вынужденные быть ответственными за несправедливую приватизацию, теперь должны были отвечать за тяжесть и глубину нарастающего кризиса. Возникают предложения о национализации проблемных компаний и целых отраслей промышленности.
Публикуются интервью с видными деятелями культуры и науки, которые высказывают свое мнение об олигархах. Их обвиняют в том, что они не учитывают интересы страны, ведут жлобский бизнес, им наплевать на культуру. Академик Николай Шмелев: Русский бизнес — жлобский по натуре. Перевоспитает ли олигархов кризис? (АиФ.
2009. № 12). Сергей Михалков: Богатеям плевать на культуру (АиФ. 2011. № 11).
Особое место в газетах так же, как и раньше, отводится публикациям о морально-нравственном облике богачей. Новые темы этого времени — поведение богатых русских за границей, реставрация псевдоаристократического образа жизни. Описываются скандалы в Лондоне, Куршавеле, поведение на горнолыжных курортах в Австрии (Комсомольская правда. 2009. 12 декабря).
Однако задача социализации бизнеса все насущнее ощущается не только самими предпринимателями, но и властью. Стремление примирить крупный бизнес и общество наиболее отчетливо прозвучало совсем недавно, 4 декабря 2014 г., в Послании президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию.
Все мы хотим одного — блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге. Конечно, в деловой среде, как и в других сферах жизни, необходима ответственность, соблюдение закона и обязательств. И подавляющее, абсолютное большинство наших предпринимателей работает именно так, дорожат своей деловой и социальной репутацией, как настоящие патриоты — хотят приносить пользу России. На таких людей и нужно ориентироваться, создавать им условия для результативного труда [8] .
Насущная необходимость формирования в общественном мнении страны положительного образа предпринимателя особенно отчетливо ощущается самими предпринимателями. Процитируем дословно реплику вице-президента общероссийской общественной организации «Опора России» Максима Каширина.
Ни одной программы по телевидению о поддержке бизнеса и примеров я не вижу. Я нe вижу, чтобы наша страна говорила — что это все прекрасные, честные участники нашего общества, люди, которые что-то создали с нуля, не приватизировали, не украли; не вижу наград этих людей, а таких ребят в регионах полно, полно в регионах ребят, которые против фактических обстоятельств создали сами с нуля бизнес [9] .
Таким образом, проблема создания положительного образа предпринимателя, бизнесмена остается одной из самых актуальных в современном российском обществе. От успешности ее решения зависит благосостояние и процветание нашей страны.
- [1] Аргументы и факты. 2006. № 11.
- [2]Зарубина Н. //. Российский предприниматель в художественной литературе XIX — начала XX века. Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 101- 115.
- [3]Савельева Л. В. Языковая экология. Русское слово в культурно-историческом освещении. Петрозаводск : Издательство КГПУ, 1997. С. 95.
- [4]Колесов В. П. Жизнь происходит от слова. СПб, 1999. С. 115.
- [5] Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира : сб. ст. М.: Языки славянской культуры, С. 10—11.
- [6]Леонтович О. А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003. С. 246.
- [7]Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 14—15.
- [8] URL: rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html.
- [9] Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым. 2014. 7 декабря. URL: vsoloviev.ru.
Источник: studme.org
Образы купцов в русской литературе
Во многих художественных произведениях отечественных писателей раскрываются образы купцов. К таким произведениям относятся комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», драма А.Н. Островского «Гроза» и пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».
В комедии «Ревизор» купцы являются второстепенными персонажами, однако им даны весьма емкие характеристики. Н.В. Гоголь строит повествование так, что сначала читатель узнает о том, что городничий Сквозник-Дмухановский постоянно требует с купцов товары для личного корыстного пользования.
Первоначально читатель думает о том, что образы купцов важны исключительно для раскрытия образа городничего. Однако после Н.В. Гоголь раскрывает и образы купцов в соответствии с замыслом «собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем». Оказывается, городничий помогал купцам в совершении незаконной деятельности.
Купцам свойственно лицемерие, поскольку они, понимая, что от Сквозник-Дмухановского зависит их дальнейшая деятельность, выказывали ему мнимое уважение. Когда же они понимают, что могут извлечь выгоду от приезда ревизора, то сразу же отправляются к нему для жалоб против городничего. Автор показывает, что купцы, жалующиеся на городничего, ничем не лучше него.
Они так же, как и чиновники, дают Хлестакову, которого весь город принял за ревизора, взятки. Н.В. Гоголь неслучайно раскрывает образы купцов как отрицательных персонажей, так как ему было важно показать, что все жители уездного города N, символизирующего всю Россию, обладают пороками.
В драме А.Н. Островского «Гроза» важное место занимает Дикой, который по роду деятельности является купцом. Автор подчеркивает безумную любовь Дикого к деньгам, герой сам признается: «Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет».
Такая нездоровая любовь в деньгам приводит к тому, что Дикой с большими скандалами платит своим работникам жалование, пытаясь сохранить в своих владениях каждую копейку. Не хочет Дикой делиться и со своим племянником Борисом, который приехал за бабушкиным наследством. А.Н. Островский неслучайно делает своего героя купцом, он акцентирует читательское внимание на порочности данного класса.
Порочны и купцы, изображенные А.Н. Островским в пьесе «Бесприданница». И пожилой купец Кнуров, и молодой купец Вожеватов стремятся к обретению богатства и высокого положения в обществе. А.Н. Островский показывает, что купцами можно назвать не только тех, кто занимается купеческой деятельностью, но и большинство жителей города Бряхимова.
Сюда относится и Паратов, продающий пароход «Ласточка» и собственную свободу, готовясь жениться на богатой женщине, и Огудалова Харита Игнатьевна, которая готова продать собственную дочь, и Карандышев, который стремится войти в общество «идолов». Купцы уверены, что все на свете можно продать и купить за деньги.
Материальные богатства и высокое положение в обществе – это единственное, к чему они стремятся, забывая о понятиях нравственности. В «Бесприданнице» показано, что предметом купли-продажи становятся человеческие жизни. Автор демонстрирует, что в обществе, где царствуют своеобразные «купцы», нет места для чести и справедливости, любви и дружбы. Торгово-денежные отношения между людьми делают их равнодушными к чужим жизням, корыстолюбивыми и жестокими. «Купцы» не умеют ни сопереживать другому человеку, ни сочувствовать ему, ни проявлять милосердие и самопожертвование, ни любить.
Таким образом, и в «Ревизоре», и в «Бесприданнице», и в «Грозе» купцы представлены как порочные люди, которые в вечном стремлении заработать деньги забывают о человечности и о нравственности.
Источник: www.sochinyashka.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ
1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание. Проанализируйте вопрос, выделив в нём ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа: сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.
3. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов.
4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса.
5. Избегайте общих рассуждений.
6. Проанализируйте логику ответа, проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочёты.
Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании С 5
ЕГЭ по литературе
В. Маяковский
1. В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?
2. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?
3. Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?
4. Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений Маяковского всегда драматичны?
5. В чем проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?
6. Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?
7. Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях Маяковского?
8. Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»
9. В каких произведениях отечественной лирики звучит звездная тема и в чем она близка тематике стихотворения «Послушайте!»
10. В чем своеобразие любовной лирики Маяковского?
11. Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от беззвездной муки» Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя в стихотворении «Лиличка!»?
С. Есенин
1. В чем секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший»?
2. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?
3. Как вы понимаете слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное»?
4. Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?
5. Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
6. С помощью каких художественных средств С.Есенин раскрывает перед нами мир природы в Спит ковыль. Равнина дорогая…»?
7. В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?
8. Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России – Руси?
М. Цветаева
1. Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины, и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?
2. Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
3. Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?
4. В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?
5. Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению Цветаевой «Родина»?
6. В чем особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
7. Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?
8. В каких произведениях 19 века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чем новизна этого мотива у Цветаевой?
А.А. Ахматова
1. Как вы понимаете слова Ахматовой «Я научила женщин говорить»?
2. Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?
3. У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?
4. Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?
5. В чем смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?
6. На примере стихотворения «Песня последней встречи»? докажите справедливость утверждения Чуковского: Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
7. Стихотворения Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии Ахматовой?
8. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»
9. Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»
10. Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое богослужение)?
11. Почему Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?
12. В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?
13. Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»
Б. Пастернак
1. Какие художественные образы стихотворений Пастернака вам кажутся необычными и какие русские поэты 20 века стремились к обновлению поэтических форм?
2. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки» стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»
3. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?
4. Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?
5. Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…?
6. Кто из русских поэтов близок Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?
7. Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?
8. Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?
9. Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?
10. В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Пастернака?
11. Какие параллели можно провести между образом Гамлета и образом лирического героя стихотворения Пастернака?
12. В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?
М. Шолохов
1. Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?
2. Какой смысл заключен в названии рассказа «Судьба человека»?
3. Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?
4. В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судьбой человека»?
5. В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»?
6. Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается ис
Источник: megaobuchalka.ru