▪ Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании»).
▪ Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Локальные нормативные акты в трудовых отношениях | Смотрите семинар на Видео.Консультант
2. Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?
▪ Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.
▪ Отрасль — основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения
3. В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?
▪ Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования:
а) как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений;
б) какова экономическая эффективность образования;
в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом
4 .Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.
▪ Экономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века.
▪ Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования в более развёрнутом плане можно конкретизировать следующим образом
▪ Задачами экономики образования также являются:
— определение места образования в народном хозяйстве страны;
— исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
— установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
— поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
Состоялось заседание Республиканской комиссии по регулированию социально трудовых отношений
5. Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.
▪ Существуют различные подходы к определению предмета экономической теории. Предметом экономической теории являются производственные отношения, т.е. отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества. С точки зрения этого подхода отношения производства считаются главными, определяющими другие отношения (распределения, обмена, потребления). Собственность определяет всю систему отношений, поэтому большое внимание уделяется анализу отношений присвоения. Исследуются причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями.
Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитии науки экономика образования
▪ Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.
▪ Дэвид Рикардо. До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.
▪ Карл Маркс. Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.
▪ Джон Мейнард Кейнс. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства.
▪ Йозеф Шумпетер. Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.
Источник: poisk-ru.ru
Вклад российских ученых в управление организации
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;
Работа состоит из 1 файл
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. [10]
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
Классическая (административная) школа в управлении.
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.[11]
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Школа психологии и человеческих отношений.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.[12]
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
Школа науки управления (количественная школа).
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. [13]
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.
Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.
3. Развитие теории и практики управления в бывшем СССР.
Период становления социализма в СССР был неразрывно связан с возникновением и развитием научной организации труда и управления. Прежде всего, требовалось теоретическое обоснование сущности, природы ‘научной организации труда и управления в социалистическом обществе.
Теоретическая мысль была направлена на то, чтобы доказать, что только социализм создает объективные условия для развития научной организации труда и управления. Вместе с тем в 20-х годах уделялось большое внимание, поиску наиболее рациональных форм организации и методов выполнения ручных работ, распространению их среди рабочих, недавно пришедших в промышленность из сельской местности. Разрабатывались методы профессионального отбора, анализировалась структура рабочего времени и т.д. Заметной вехой явилось проведение II Всесоюзной конференции по НОТ в 1924 году, определившей НОТ ( научная организация труда), как процесс внесения в существующую организацию труда достигнутых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда.
Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по НОТ и управлению. Среди них следует отметить имена А. К. Гастева, П. К. Керженцева, И. Н. Бутакова, Ф. Р. Дунаевского, О. А. Ерманского, Е. Ф. Розмирович и др.
А. К. Гастев выдвинул концепцию «трудовых установок», исходящую из того, что трудовой пафос трудящихся масс того времени следует заполнить научной организацией их труда. Для этого он считал необходимым, во-первых, обеспечить соблюдение принципа соответствия между мерой труда и мерой потребления путем совершенствования системы заработной платы, выдачи премий и т.д. Во-вторых, по его мнению, следовало перестроить организацию труда таким образом, чтобы каждый работник испытывал постоянную потребность в рационализации своего собственного труда и производства в целом. В этих целях работников надо вооружать соответствующей методикой и обучать передовым приемам труда. Принцип трудовой установки, подчеркивал А. Гастев, открывает путь новаторству и совершенствованию производства.
В работах О. Ерманского делались попытки сформулировать общие принципы рационализации управления производством. Совершенствование управления производством он понимал широко, но основное свое внимание сосредоточил на проблемах управления предприятием и рабочими процессами.[14]
Ерманский выдвинул три основных принципа рационализации: положительный подбор элементов, достижение организационной суммы, обеспечение «оптимума». Под первым принципом — человек, инструменты, виды операции и пр. — он понимал такое их сочетание, которое умножает совокупный эффект в процессе функционирования этих элементов. Второй принцип означал, что положительного подбора элементов следует добиваться соответствующей организацией соответствующих элементов, а не путем механического суммирования. На основе двух первых принципов выводился третий принцип — принцип «оптимума».
Для количественной оценки рациональности сочетания элементов производства Ерманский предлагал учитывать соотношения между полезным эффектом и затратами энергии. При этом затраты энергии не должны выходить за пределы так называемого «оптимума».
Еще одна концепция управления 20-х годов, связанная с именем Е. Ф. Розмировича исходила из принципиальной однородности производственного и управленческого процессов. Она переоценивала значение хронометража, фотосъемок, с помощью которых якобы можно было получить точную картину управленческого процесса. Однако механистический подход к проблемам управления, игнорирование социально-психологических аспектов не помешало ей и ее сторонникам сделать весьма значительный вклад в рационализацию делопроизводства архивного дела, счетоводства и т.д., в ликвидацию параллелизма и рассредоточение функций управления на основе выделения трех «больших функций» — организации, планирования, учета — и их организационное оформление.
Источник: www.freepapers.ru
Вклад российских ученых в развитие менеджмента. Характеристика современной российской практики управления
Наиболее плодородным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. нашего столетия, когда в период нэпа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных с проблемами политики или идеологии. В это время четко обозначились две основные концепции управления: организационно-технические и социальные.
К 1 можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова; «»Физиологического оптимума» О.А. Ерманского; «Узкой базы» А.К. Гастева. Ко 2 группе – концепцию «Организационной деятельности» П.М.
Керженцева; «Социально-трудовую концепцию управления производством» Н.А Витке.
А.А.Богданов заметил, что все виды управления и в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования особой науки – организационной. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере – организация людей, в политической – организация идей. Техническая организация, по его мнению, была определяющей по отношению ко всем остальным, т.о., он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идей.
О.А. Ерманский сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов этой науки считал «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта, физических и психологических качеств человека. Ерманский считал, что в будущем все станут руководителями, а вместо людей будут работать машины-автоматы.
А.К.Гастев считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым. Он и его коллеги разработали концепцию трудовых установок: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр., что позволяло обеспечить адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу. Гастев пытался активизировать работника, развить в нем потребность к совершенствованию. Суть концепции: «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.
П.М.Керженцев сформулировал теорию организационной деятельности. Выделил в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационной структуры, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины. Считал, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающих организации дополнительных жизненных сил.
Н.А.Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации.
Управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции. Существо административной работы состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Витке сформулировал совокупность требований к руководителям – носителей административных функций. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу и т.п.
Черты современного менеджмента в России: Типы организации России: 1) государственные – претерпевает меньше всего изменений, ключевой характеристикой данного предприятия яв-ся авторитарный тип руководства и умение получать средства для дальнейшего развития; 2) традиционные(бывшие советские предприятия) охарактеризовать нынешний тип управления сложно, поскольку он является многообразным. 3) совместные – жесткое требование к отбору персонала, акцент на обучение, формирование корпоративной культуры, ориентация на динамический рост; 4) криминальные- возникшие в рамках масштабного перераспределения собственности за последние 10 лет: сугубо авторитарные методы руководства, жесткая стратификация сотрудников по степени их приближенности к лидеру, формирование у работников криминальной морали, отбор персонала на основе личного отношения с лидером.
Т.О. современный стиль российского управления окончательно не сформировался, но среди основных характеристик можно выделить: автократический стиль управления, ориентация на формирование корпоративной культуры, невысокий уровень квалификации, менее жесткие чем на западе структуры предполагающие возможность использования сотрудников в их прямых обязанностях.
4 Характеристика основных школ менеджмента.
I. Классические школы: Школа научного менеджмента. Основатель Фредерик Уинслоу Тейлор. Он придал понятию менеджмент определенность, назвав его ”организацией производства ”. Основные работы “Управление циклом”, “Принципы научного менеджмента”. Сформулировал принципы управления:
1. научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности
2. отбор рабочих, менеджеров на основе научных критериев и их обучение
3. сотрудничество рабочих и менеджеров в доле внедрения НОТ (научная организация труда)
4. равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.
Система материальных стимулов, которые по мнению Тейлора повышают производительность труда: прогрессивная система оплаты труда
1. разумные уступки рабочим со стороны администрации
2. администрация должна заниматься решением социальных проблем работников
3. использование человеческого фактора.
Цель производства: улучшение, увеличение комфорта и жизнедеятельности человека.
Миссия научного менеджмента: улучшение, конструктивный вклад в экономическое и социальное развитие общества.
Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее распространение в трудах Френка и Лилиан Гилберт (оптимизация элементарных трудовых движений,хронометраж рабочего дня, обучение руководящих кадров), Генри Ганнта, Гарри Эмерсон, Генри Форда(впервые в организации использовал автоматизацию производства, создал систему конвейера).
Административная школа. Основатель: Анри Файоль, “Общее и промышленное управление”. Создал теорию администрации. Цель школы: определение универсальных принципов управления, соблюдая которые организация должна несомненно добиться успеха.
1. разделение труда (специализация, кооперация)
2. взаимосвязь власти и ответственности
4.единоначалие – единство распорядительства
5.единство рук-ва: виды деятельности, починенные одной и той же цели должны иметь одного рук-ля и руководствоваться единым планом
6.подчинение частных интересов общим
7.принцип вознаграждения: должна существовать справедливая система поощрения труда, стимулирование
8. принцип централизации: разумная концентрация и рассредоточение власти
9.пр-п скалярной цепи
10.порядок рабочего места
11.пр-п справедливости: справедливое и уважительное отношение к подчиненному
12.пр-п стабильности рабочего места для персонала: каждый работник должен иметь свое рабочее место
14.пр-п корпоративности: единство коллектива
Макс Вебер. Теория бюрократии власти
II. Неоклассические школы: Школа человеческих отношений. Отличительной характеристикой этой школы является перенос акцента направления с изучения процессов производства и администрирования на отношения между людьми.
Представители: Гуго Монстерберг, Мэри Поркер Фоллетт.
Элтон Мейо. Хоторнский (г. Хоторн) эксперименты на предприятиях Western Electric, проводимые с1927 по 1939 гг. не имели аналогов и принесли ему мировую известность. Он изучал влияние таких факторов как условие труда, стиль руководства, зарплата на производительность труда в промышленности. Эксперименты проводились в 3 ЭТАПА: 1. условия труда (роль освещения),
2изучались неконтролируемые факторы (больше оказывает влияние психологический климат в коллективе на производительность труда),
Выводы полученные в результате позволили создать социальную философию Менеджмента (система человеческих отношений). Выводы: коллектив представляет собой не просто формальную группу для реализации производственного задания, а систему отношений между людьми, для которых характерна взаимопомощь и поддержка, и в конечном итоге производительность труда в коллективе возрастает.
Бихевиористское направление. Школа поведенческих наук. Представители: Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу, Ренсис Лайкерт. Положили начала развитию управления персоналом.
Дуглас Мак-Грегор (Теория Х и У). Авторитарный тип руководителя реализует руководитель типа Х:
— человек генетически ленив, не хочет работать
— только с помощью контроля и при страхе наказания подчиненный выполнит задание
— человек не имеет престижных потребностей и не стремится брать на себя ответственность.
Рук-тель типа У исходит из следующих предпосылок:
— физически и эмоционально человек воспринимает работу либо как источник удовлетворения, либо как наказание в зависимости от условий труда и мотивации
— людям свойственно чувство ответственности, интерес к деятельности, они способны осуществить самоконтроль
— наиболее важным является вознаграждение, связанное с удовлетворением духовных, эстетических, творческих потребностей
— человек не только готов, он стремится к ответственности.
Пирамида потребностей Маслоу: базисные, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные.
Источник: studopedia.su