Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры области А.А. Журавлева.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля нередко допускаются нарушения законодательства при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако только грубые нарушения могут повлечь правовые последствия для должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в виде признания результатов проведенных ими проверок недействительными и привлечения к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Законодателем в статье 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее Федеральный закон) определен исчерпывающий перечень нарушений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, которые отнесены к числу грубых.
Защита прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля.
Так, к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ могут быть привлечены должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, за совершение следующих нарушений требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле:
— проведение плановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона;
— проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Федерального закона (не более пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год).
Превышение установленных сроков проведения проверок (20 рабочих дней).
Отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.
Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
За совершение указанных действий должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, может быть объявлено предупреждение либо назначен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Более строгое наказание в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. либо дисквалификация предусмотрены частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ за совершение следующих нарушений:
— повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 19.6.1 КоАП РФ;
В каком случае внеплановая проверка предпринимателя является правомерной?
— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
— непредставление акта проверки.
Обращаю внимание, что административные дела по частям 1 и 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ возбуждаются исключительно прокурором. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Помимо указанного выше, к грубым нарушениям относятся:
— нарушение срока уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой (за три рабочих дня) или внеплановой выездной проверки (за 24 часа);
— истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
— участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
— проведение плановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса, на которого распространяется действие «надзорных каникул».
Их совершение не образует состава административного правонарушения, но может повлечь признание результатов проверки недействительными вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, своевременное обращение хозяйствующих субъектов за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры, в вышестоящий орган контроля (надзора) либо в суд способствует снижению административного давления на бизнес.
Источник: midural.ru
ГОС. КОНТРОЛЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон от 06.10.2010 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 16апреля2021 г. N 604 “Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесенииизменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28апреля2015 г. № 415”.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2021 г. N 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
С 01.07.2021 контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ устанавливает новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля. Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Поиск контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий – https://proverki.gov.ru/portal.
Закон № 294-ФЗ вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.
РАЗНЫЕ КОНТРОЛЕРЫ НЕ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ТРЕБОВАНИЙ
Устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:
- выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
- мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
- выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
- инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Новые виды контроля требуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролёрами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
МОНИТОРИНГ ВМЕСТО ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ
Под выездной проверкой в законе понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:
- удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ КОНТРОЛЬНЫЕ (НАДЗОРНЫЕ) МЕРОПРИЯТИЯ
В силу ст. 25 Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия, их виды, периодичность определяются исходя из степени риска объекта контроля (риск-ориентированный подход).
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. Всего существует 6 категорий риска от низкой к чрезвычайно высокой.
В отношении объектов с максимальной категорией риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год, в отношении объектов высокого или значительного риска — не менее одного мероприятия в четыре года и не более одного в два года. В отношении объектов среднего и умеренного риска — не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
Согласно ст. 37 Федерального закона № 248-ФЗ «Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора» инспектор не вправе:
- оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
- отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;
- требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
- требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
- распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
- осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
- превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ
Ваши действия:
- проверьте документы проверяющего, подтверждающие его полномочия;
- зафиксируйте имена и должности проверяющих;
- внимательно изучите решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ): кем оно подписано, кто упомянут в качестве лица, осуществляющего проверку, правильно ли указаны реквизиты вашей организации, что входит в предмет КНМ, какие документы необходимо представить, на основании каких правовых актов проводится КНМ.
ПРАВА КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ
Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
- получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
- получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ
Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством РФ.
Источник: frbk.ru
Виды и основания проверок предпринимателей.
Одной из важнейших проблем развития малого бизнеса является чрезмерное государственное регулирование деятельности, а именно: огромное количество контролирующих и надзирающих органов и, соответственно, проводимые ими проверки.
Виды проверок субъектов предпринимательской деятельности:
1. Плановая проверка. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.
2. Внеплановая проверка. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Такая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении проверки.
О проведении выездной проверки субъект предпринимательской деятельности предупреждается за 24 часа, за исключением случаев возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с прокуратурой.
3. Документарная проверка. Предметом такой проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного, муниципального контроля.
Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа.
При проведении документарной проверки, проверяющий орган не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного, муниципального контроля.
4. Выездная проверка. Предметом данной проверки является содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (работа, услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Основания для проведения проверок.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1. государственной регистрации юридического лица, ИП,
2. окончание проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП,
3. начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный орган уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ (услуг), требующих представления указанного уведомления.
Основания для проведения внеплановых проверок:
1. истечение срока исполнения юридическим лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами,
2. поступления в орган контроля заявления от юридического лица, ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности,
3. мотивированное представление должностного лица органа контроля, рассмотрения или предварительной проверки, поступивших в органы контроля, обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ.
4. приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Если у Вас намечается проверка контролирующими (надзорными) органами, необходимо как можно лучше к ней подготовиться, чтобы избежать непредвиденных и, довольно крупных, убытков в виде штрафов, вплоть до приостановления деятельности.
Тел. 8 (937) 080-31-08
Адрес: 400002, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Новосибирская, дом 41, офис 2
Генеральный директор Панферова Ольга Ивановна.
Источник: 7dogs.livejournal.com