Ответственность за соблюдение требований охраны труда на предприятии лежит как на работодателе, так и на работниках. Поэтому и та, и другая сторона в случае нарушения этих требований подлежат установленным законодательствам наказаниям.
Ответственность по ОТ регламентируется следующими нормативными актами:
- КоАП: Ст. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
- УК РФ: Ст. 143. Нарушение требований охраны труда.
- ТК РФ: Х раздел
Ст. 419 ТК РФ определяет виды ответственности по ОТ:
- дисциплинарная
- материальная
- административная
- уголовная
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения трудовой дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности.
Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности в случаях:
Инженер по охране труда. Права и обязанности
- нарушения внутренних правил и актов по ОТ;
- нарушения инструкций по ОТ по безопасному проведению работ;
- уклонения от медицинского освидетельствования;
- отказа от прохождения в рабочее время специального обучения по ОТ
В зависимости от тяжести нарушения работодатель может сделать работнику замечание, объявить выговор или строгий выговор, расторгнуть трудовой договор. Если работник совершил проступок, не повлекший серьезных последствий, то работодатель вправе наложить замечание или выговор. Если же нарушение повторилось в течение года после последнего замечания (выговора), то работодатель вправе уволить нарушителя. Также уволить работодатель может, если нарушение правил охраны труда было очень серьезным и повлекло или создало угрозу жизни и здоровью других работников или аварию.
Для отдельных категорий работников согласно федеральным законам действуют уставы и положения о дисциплине, определяющие дополнительные меры дисциплинарного взыскания.
Привлечь виновного к дисциплинарной ответственности нужно в течение месяца со дня обнаружения нарушения. Дисциплинарное наказание снимается через год с момента его наложения, если отсутствует новое наказание. Оно может быть обжаловано работником в течение 90 дней с момента наложения.
К дисциплинарной ответственности могут привлекаться и должностные лица, на которых лежит обязанность по обеспечению безопасных условий труда.
Под материальной ответственностью за нарушение правил ОТ подразумевается возмещение ущерба, причиненного работодателю. К ней могут привлекаться совершеннолетние работники в случае, если вина работника доказана и работодатель получил явный фактический ущерб. Нарушителя могут обязать возместить ущерб полностью или частично.
Подсчитывается только непосредственный ущерб без учета упущенной выгоды (ст. 238 ТК РФ). Работодатель со своей стороны может отказатьсяот получения компенсации (ст. 240 ТК РФ). Условие о материальной ответственности за нарушение правил ОТ должно быть внесено в трудовой договор или же вносится в дополнительное соглашение между сторонами.
Законодательство не ограничивается дисциплинарной и материальной ответственностью за нарушение требований ОТ — работодатель и сотрудники могут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда распространяется на руководителей и должностных лиц. Она регламентируется ст. 5.27.1 КоАП РФ. В зависимости от нарушения она предполагает выплату штрафа или отстранение от работы (приостановление деятельности для ИП):
- в случае нарушения законодательства об охране труда с должностных лиц и ИП взимается штраф от 2 до 5 тыс. рублей, с юридических лиц — от 50 до 80 тыс. рублей. За не проведение или неправильное проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрен штраф для лиц, ответственных за охрану труда, и для ИП — от 5 до 10 тыс. рублей, для юр. лиц — от 60 до 80 тыс. рублей.
- за доступ работника без специального обучения и проверки знаний по охране труда, а также без прохождения медицинских осмотров предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП — от 15 до 25 тыс. рублей, для юр. лиц — от 110 до 130 тыс. рублей;
- за доступ работника без средств индивидуальной защиты (СИЗ) штраф для должностных лиц, а также для ИП — от 20 до 30 тыс. рублей, для юр. лиц — от 130 до 150 тыс. рублей.
- за повторное нарушение правил предусмотрен штраф для должностных лиц — от 30 до 40 тыс. руб., либо отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет. — штраф от 30 до 40 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Для юр. лиц — штраф от 100 до 200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.
В случае, если порядок проведения специальной оценки труда был нарушен организацией, проводившей спецоценку, то по ст. 14.54 налагается административный штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей на должностные лица, от 70 до 100 тыс. рублей на юридические лица. При повторном нарушении штраф для должностных лиц возрастает — от 40 до 50 тыс. рублей или же налагается дисквалификация на срок от года до трех лет; для юридических лиц при повторном нарушении штраф от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В случае, если нарушение правил охраны труда привело к причинению тяжкого вреда здоровью другого человека (людей) или к смерти, наступает уголовная ответственность, определенная в ст. 143 УК РФ. Уголовная ответственность за нарушение правил ОТ распространяется на сотрудников, на которых возложены обязанности по их соблюдению. Уголовная ответственность относится только к физическим лицам.
Степень ответственности зависит от тяжести происшествия — причинение тяжкого вреда здоровью, наступление смерти 1 человека и смерть 2-х и более людей.
Если был причинен тяжкий вред здоровью, ст. 143 предполагает следующие виды наказания:
- штраф до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев
- исправительные работы сроком до 2 лет
- принудительные работы сроком до 1 года
- лишение свободы на срок до 1 года, с возможностью (не обязательно) лишения права заниматься деятельностью сроком до 1 года
Если происходит смерть одного человека по неосторожности, то предусмотрен один из следующих видов наказания:
- принудительные работы сроком до 4 лет
- лишение свободы на срок до 4 года, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет
Если происходит смерть 2 человек и более по неосторожности:
- принудительные работы сроком до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет.
Источник: ecostandardgroup.ru
Труд-Эксперт.Управление
Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.
Управление здоровьем
Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.
Управление обучением
Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.
Управление документами
Сервис находится в разработке.
Наши проекты
Новости
С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в.
Законодательство
По данным опросов работников в настоящее время в Российской Федерации около половины организаций отмечают отсутствие готовности следовать рекомендациям Роспотребнадзора, закрепляющим меры профилактики перегрева и.
Статистика
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого.
Специальная оценка условий труда
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru до 28 сентября 2023 года будет проходить общественное обсуждение проекта Приказа Минтруда России «О.
Кто ответит за охрану труда подрядчиков?
30 марта 2016 г.
Организация, привлекающая для выполнения работ подрядчиков, должна обеспечить охрану труда. Рассмотрим в данной статье, чем регулируются мероприятия по охране труда? Кто проводит инструктаж? Как разграничить ответственность в договоре подряда?
Организация, привлекающая для выполнения работ подрядчиков, должна обеспечить охрану труда. Рассмотрим в данной статье, чем регулируются мероприятия по охране труда? Кто проводит инструктаж? Как разграничить ответственность в договоре подряда
СОБЛЮДАЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Несмотря на широкое распространение подрядных отношений, организация охраны труда подрядчиков по-прежнему вызывает множество вопросов. В частности, какими нормами регулируется охрана труда подрядчиков? Так, ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда.
Общие требования, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст (далее – ГОСТ 12.0.230-2007), определяет мероприятия по охране труда, которые должна обеспечить организация, привлекающая для выполнения работ подрядчиков (организация-заказчик). Заказчик обязан обеспечивать эти мероприятия (п. 4.10.5).
Это освобождает организацию-заказчика от ответственности за возможный несчастный случай с работниками организации-подрядчика. В противном случае при расследовании несчастного случая с работниками подрядчика в акте Н-1 (п. 9) будут указаны правила и нормы, которые были нарушены организацией-заказчиком, и его вина в процентах.
ПРОВОДИМ ИНСТРУКТАЖ
Проведение для работников инструктажей по охране труда (вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого) является обязанностью работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ и с п. 2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок обучения № 1/29). При этом не определено, заказчик или подрядчик должен это делать. Оговорено лишь, что с работниками сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, проводится вводный инструктаж (п. 2.1.2 Порядка обучения № 1/29).
Исходя из такой формулировки можно сделать вывод, что организация-заказчик обязана провести вводный инструктаж с работниками организации-подрядчика. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ от организации-подрядчика в соответствии с требованиями п. 2.1.3 Порядка обучения № 1/29. Стоит учитывать, что согласно п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 организация-заказчик должна методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности организации-подрядчика на площадке организации и гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда будут выполнены подрядчиком. Для выполнения данного требования организации-заказчику необходимо обеспечить выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации. С этой целью следует приказом назначить ответственное лицо от организации-заказчика, которое проконтролирует проведение непосредственным руководителем работников от подрядной организации необходимых инструктажей по охране труда с работниками.
РАЗГРАНИЧИВАЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В целях исполнения требований законодательства в части охраны труда, а также разграничения ответственности за обеспечение безопасности выполняемых работ между организацией-заказчиком и организацией-подрядчиком необходимо в договоре подряда четко прописать, за какие мероприятия по охране труда ответствен заказчик, а за какие – подрядчик.
Для этого в текст договора рекомендуется включать следующие условия.
1. Относительно организации-заказчика:
- организация-заказчик информирует организацию-подрядчика о возможных опасностях на территории проведения работ и мерах по предупреждению и ограничению их воздействия;
- организация-заказчик проводит вводный инструктаж по охране труда для работников организации-подрядчика;
- организация-заказчик отслеживает соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации.
2. Относительно организации-подрядчика:
- к выполнению работ организация-подрядчик привлекает квалифицированный персонал, проводит обучение данного персонала по охране труда и пожарной безопасности;
- организация-подрядчик обеспечивает работников спецодеждой, спецобувью и другими необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- организация-подрядчик представляет организации-заказчику документацию, подтверждающую прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, противопожарной безопасности, электробезопасности и т. д.
Выполнение данных мероприятий по охране труда не только обеспечит безопасные условия труда для работников, но и позволит избежать несчастных случаев на производстве.
Источник: Герасименко Н. Кто ответит за охрану труда подрядчиков? // ЭЖ-Юрист. 2015. № 45. С. 5.
Источник: www.trudcontrol.ru
Вопросы по охране труда: разъяснения чиновников
Чиновники Минтруда периодически дают разъяснения по применению трудового законодательства. Сегодня рассмотрим, какого мнения они придерживаются в вопросах охраны труда.
Общие вопросы
Кто отвечает за охрану труда, если на предприятии не создана специальная служба?
Если в организации трудится меньше 50 человек, специальную службу можно не создавать. В этом случае ответственным будет считаться руководитель компании или индивидуальный предприниматель. Кроме того, можно возложить эти полномочия на другого сотрудника, нанять стороннюю организацию или лицо. Таковы разъяснения чиновников, данные в Письме Минтруда РФ от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.
Если же в организации трудится больше 50 человек, без создания службы не обойтись. В противном случае будет назначен штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Предприниматель или должностное лицо может поплатиться суммой до 5 тыс. рублей, организация — суммой 50 — 80 тыс. рублей.
Если лицо, на которое возложены функции по охране труда, допустит нарушение, в результате которого наступила гибель человека или был причинен вред его здоровью, последует привлечения к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.
Какие документы, регулирующие охрану труда, должны быть приняты работодателем?
Минтруд в письме от 31.10.2016 № 15-1/10/В-8028 указывает, что на предприятии должно быть разработано Положение о системе управления охраной труда.
Положение разрабатывается на основе Типового положения, которое утверждено приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н. При этом работодатель вправе принять документ «как есть», то есть не вносить никаких изменений в Типовое положение.
Что касается остальных инструкций, работодатель должен сам определиться, какие именно необходимо разработать в соответствии со спецификой деятельности. Об этом сказано в письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373.
Уволенный ранее сотрудник принят на работу снова. Должен ли он повторно проходить медосмотр?
На вновь принятого на работу сотрудника, в соответствии с мнением Минтруда, распространяются все законодательные нормы. В том числе и о прохождении медосмотра.
Важно помнить! Обязательный предварительный медосмотр проводится за счет работодателя. А вот если работник прошел медосмотр по личной инициативе до поступления на работу, работодатель не обязан оплачивать его расходы.
О том, какие именно категории работников должны проходить медосмотр, Роструд рассказал в письме от 12.05.2017 № ПГ/08696-03-3.
Проведение инструктажа по охране труда
Кто должен проходить вводный инструктаж?
В письме Минтруда РФ от 05.05.2017 № 15-2/ООГ-1277 чиновники напоминают, что вопросы проведения инструктажа по охране труда регулируются Порядком из постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Новый сотрудник предприятия должен пройти вводный инструктаж в день приема на работу. Об этом следует сделать запись в журнал регистрации инструктажей по охране труда.
Должен ли приходить инструктаж претендент на должность? Нет, отвечают в Минтруде, поскольку он не является сотрудникам.
Добавим, что в пункте 2.1.3 упомянутого выше Порядка приведены и другие виды инструктажа:
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Если работодатель проигнорирует требование об инструктаже, он может быть оштрафован в соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Компаниям грозит штраф 110 — 130 тыс. рублей, а предпринимателям и должностным лицам — 15 — 25 тыс. рублей.
Кто должен проводить вводный инструктаж?
Проведение вводного инструктажа осуществляется специалистом службы по охране труда, созданной на предприятии, либо сотрудником, на которого возложена эта функция. Таким сотрудником может быть в том числе и сам директор организации (Письмо Роструда от 27.04.2017 № ПГ/08346-03-3). Службу по охране труда обязаны сформировать работодатели, численность сотрудников у которых превышает 50 человек.
Обратите внимание! В статье 217 ТК РФ идет речь о производственной деятельности. Поэтому иные работодателей считают, что если они занимаются оказанием услуг, то не обязана создавать службу охраны труда. Однако это не так! Роструд в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-213 указывает, что под производственной деятельностью понимается в том числе производство работ и услуг.
Если учредитель и директор одно лицо, то он может инструктировать сам себя — это не противоречит правилам (Определение ВС РФ от 28.02.2014 № 41-КГ13-3).
Сотрудник организации, который проводит вводный инструктаж, сам должен пройти обучение в аккредитованных организациях. Это должно подтверждаться наличием у него соответствующего документа. При этом подразумевается, что проводить инструктаж может не только сотрудник служба охраны труда, но и любой другой работник предприятия, прошедший вышеупомянутой обучение (письмо Минтруда от 09.08.2016 № 15-2/ООГ-2884).
Должны ли сотрудники пройти обучение по оказанию первой помощи?
В письме Минтруда от 06.04.2017 № 15-2/ООГ-963 сказано, что работодатель должен обеспечить прохождение обучения оказанию первой помощи лицам, которые пострадали на производстве. Пройти такой обучение должны все работники предприятия.
При этом в письме того же ведомства от 11.04.2017 № 15-2/В-950 указано, что такое обучение может быть организовано как в качестве отдельного курса (тренинга), так и в рамках инструктажей или обучения охране труда.
Как проверяются знания сотрудника?
Минтруд в своем письме от 21.09.2017 № 15-2/ООГ-2616 указывает, что на предприятии приказом руководителя должна быть создана комиссия по проверке знаний по охране труда. В ее состав должны входить не менее 3 человек, прошедших соответствующее обучение. Если такой комиссии нет, работник может пройти обучение и проверку знаний в сторонней аккредитованной организации.
Что будет, если сотрудник не пройдет проверку знаний после обучения? В течение месяца он должен экзамен пересдать. На этот срок он отстраняется от выполнения своих должностных обязанностей. Практика показывает, что лучше это требование не нарушать — будут наложены штрафы.
Важно знать! Среди всех нарушений, выявляемых трудовыми проверками, нарушения правил охраны труда занимают лидирующую позицию.
Спецоценка условий труда
В отношении каких работников нужно проводить спецоценку условий труда?
Работодатель обязан проводить спецоценку условий труда (СОУТ) всех сотрудников. Есть исключения:
- лица, работающие на дому или дистанционно;
- лица, работающий у физических лиц, которые не являются предпринимателями.
В отношении прочих сотрудников организации и ИП проводит спецоценку условий труда в соответствии с положениями:
- закона 28.12.2013 № 426-ФЗ;
- методики, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.
Такие разъяснения Минтруд дает в письме от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568.
Добавим, что в соответствии с письмом Минтруда от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, СОУТ должна быть проведена до конца 2018 года. Если проигнорировать это требование, то в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ будут наложены штрафы:
- на организацию — в сумме 60-80 тыс. рублей;
- на предпринимателя или должностное лицо — в сумме 5-10 тыс. рублей.
Нужно ли проводить СОУТ, если рабочее место было перенесено из одного помещения в другое?
Перемещение, по сути, подразумевает создание нового рабочего места. При этом на основании статьи 70 закона № 426-ФЗ проводится внеплановая спецоценка условий труда. Провести ее необходимо в течение 12 месяцев с тех пор, как новое рабочее место введено в эксплуатацию. В Минтруде считают, что датой ввода в эксплуатацию рабочего места считается день, когда на нем начался штатный производственный процесс, ранее не осуществляющийся. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169.
После проведения СОУТ в договор с работником вносятся изменения — недостающие сведения об условиях труда, а также гарантии и компенсации, которые положены лицу, чье рабочее место оценивалось.
Средства индивидуальной защиты
Контур.Норматив — справочно-правовая система!
Работодатель обязан обеспечивать работников, занимающих определенные должности, средствами индивидуальной защиты. Какие требования к ним предъявляются?
В своем письме от 06.03.2017 № 15-2/ООГ-577 Минтруд поясняет следующее. Работникам могут выдаваться только средства защиты, которые:
- прошли процедуру соответствия требованиям безопасности по статье 5 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного решением от 09.12.2011 № 878;
- отмечены единым знаком продукции Таможенного союза.
Как подтверждается соответствие упомянутых средств техническому регламенту? Продукция должна иметь сертификат (если подлежит обязательной сертификации) либо такое соответствие должно быть отмечено в формах декларирования.
Говоря о средствах индивидуальной защиты, упомянем письмо Роструда от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3. В нем рассказано о классификации СИЗ по степени риска причинения вреда:
- 1 класс подразумевает простую конструкцию СИЗ;
- 2 класс — сложную.
Причем за необеспечение средствами защиты в зависимости от их класса грозит разная ответственность. Если работник не обеспечен СИЗ 2-го класса, работодатель будет привлечен по части 4 статьи 5.27.1 КоАП. Если же речь идет о средствах 1-го класса, то последует ответственность по части 1 и той же статьи.
Обратите внимание! В случае необеспечения работников СИЗ 2-го класса штрафовать будут за каждый эпизод правонарушения, то есть за каждого необеспеченного сотрудника.
Напоследок заметим, что в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности разработана дорожная карта по устранению избыточных требований в сфере охраны труда. В соответствии с этим планом мероприятий, ожидается разработка и принятие ряда нормативных актов, призванных упразднить излишние требования контролеров и навести порядок в рассматриваемой сфере.
Источник: kontursverka.ru