Конец ноября и начало декабря — время, когда СМИ начинают подводить итоги года и среди прочего — публиковать списки главных достижений в кино, театре, музыке. Музыкальные СМИ и творческие союзы раздают свои награды. И чаще всего раздают их создателям самих произведений — авторам, исполнителям, клипмейкерам.
У нас не принято особо выделять тех, кто способствовал движению артистов к успеху. В списке номинаций любой музыкальной премии не найти строки, отведенной продюсерам или звукозаписывающим компаниям. Есть только премия «За вклад». То есть, нужно прожить жизнь, чтобы тебя оценили. Борис Барабанов решил восполнить этот пробел и составить список самых влиятельных фигурантов музыкального бизнеса и самых важных платформ, без которых не обойтись на пути к успеху.
В России любят премии, их число растет год от года. В Санкт-Петербурге прошла церемония вручения наград концертной компании NCA, а в Москве раздали Jager Music Awards (JMA), формально — за достижения в «независимой» музыке, на самом деле — наиболее востребованным у молодежи артистам. В Crocus City Hall прошла «Высшая лига», в «Олимпийском» сняли очередную «Песню года».
ИЛЛЮМИНАТЫ: КТО ОНИ И ПОЧЕМУ ЗАХВАТИЛИ ШОУ-БИЗНЕС? СТРАШНЫЕ ПОСЛАНИЯ И ЗНАКИ В КЛИПАХ ЗВЕЗД
Наконец, только что отгремела Российская национальная музыкальная премия «Виктория». Там объявили хитом года «Когда ты станешь большим» Дениса Клявера, песню, которую вы не найдете в итоговых топах Apple Music и «Яндекса». Общего аршина для измерения всего массива российской популярной музыки пока не изобрели.
В 2018 году продолжались революционные изменения, связанные с миграцией всего музыкального контента в интернет и появлением новых каналов его доставки.
Фактически бал правит цифра, код, алгоритм. А продюсер — это человек, который следит за тем, чтобы ЭВМ работала исправно. Так кажется на поверхностный взгляд. И все же люди играют в музыкальной индустрии важную роль. Те, кто сегодня стоит у руля, от чьего авторитетного мнения зависят судьбы артистов, попали в наш список «Кто решает в шоу-бизнесе—2018».
Но для начала не лишним будет экскурс в историю.
1990-е—2000-е
Первой музыкальной премией новой России была «Овация». О механизмах ее получения до сих пор ходят легенды, игроки рынка называют даже конкретные суммы, которые следовало занести организаторам, чтобы войти в число победителей, но это не мешало лауреатам держать «ладошки» на видном месте. Некоторые держат до сих пор.
Деятели индустрии, открыто конфликтовавшие с учредителем «Овации», молодым донецким предпринимателем Григорием Кузнецовым, в пику ему учредили корпорацию «Квинта» и свою премию — «Звезда». В какой-то момент под эгидой «Квинты» собрались киты, способные подмять под себя вообще весь рынок. В общем, страсти кипели нешуточные.
Чтобы публике было понятнее, кто с кем рубится, летом 1996 года популярный глянцевый журнал «Ом» опубликовал первый список самых влиятельных персон в российском шоу-бизнесе.
Вот, кто в него входил:
- Юрий Айзеншпис, продюсер «Кино», «Технологии» и Димы Билана. Ушел из жизни в 2005 году.
Яркие, дерзкие, склонные к авантюрам люди занимались в шоу-бизнесе тем же, чем их ровесники занимались в других сферах российской жизни,— зарабатывали первые капиталы и делили рынок.
Тогда, во второй половине 1990-х, сформировался образ, зафиксированный в анекдоте: «А ты настоящий продюсер?»
За прошедшие десятилетия люди из этого списка успели сделать карьеры не только в шоу-бизнесе и масс-медиа, но некоторые и в политике. Большинство из них к 2018 году ушли в тень, а кто-то и из жизни. Реальными масштабными игроками, каждый в своей сфере, остаются трое — Юрий Аксюта, Игорь Крутой и Игорь Тонких.
Итак, в координатах конца 1990-х—начала 2000-х судьбу артиста решает некий влиятельный персонаж. Он где-то есть, тот единственный, с волчьим чутьем, обезоруживающей харизмой и безграничными связями. Нужно только найти его, показать свою музыку, ошеломить талантом, при необходимости — обольстить. Вот прямо сейчас он сидит в своем кабинете и только и ждет, когда ты постучишься в дверь.
В 2000-е к списку влиятельных продюсеров добавились люди прежде всего с хорошими связями на телевидении — Максим Фадеев, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко, Иосиф Пригожин, Виктор Дробыш. Их продюсерские центры были главными поставщиками контента на ТВ и радио. Альтернативой им было только «Наше радио».
2010-е
По состоянию на 2018 год такого человека вроде бы нет, как нет и сверхвлиятельного музыкального телевидения, гарантирующего гастрольные ангажементы. Место продюсера из плоти и крови заняла платформа, алгоритм, код. А код придумали люди, далекие от музыки. По пению в школе у них были двойки, зато все было хорошо с математикой.
Нет, например, никаких сомнений в том, что сегодня звезда невозможна без правильного позиционирования в сети «ВКонтакте». Однако гипотетический начальник сети «ВКонтакте» не является тем человеком, который открывает заветную дверцу за холстом с нарисованным камином.
Точно так же, если и существует воображаемый «начальник YouTube», то решение о сотрудничестве с артистом он принимает исходя из соображений пользы для видеохостинга. Он не продает артиста публике, он продает рекламные возможности рекламодателям.
От музыкальных экспертов нередко можно услышать: «Место, которое в координатах 2000-х занимал программный директор радиостанции, принимавший решение о ротации песни, сегодня занимает составитель плейлиста для стриминга в Apple Music или на «Яндекс.Музыке»». Это на самом деле так. Самые важные плейлисты вроде «Лучшее за неделю» или «Русская поп-музыка» составляют люди, имена которых цифровые платформы хранят в строжайшей тайне, чтобы предотвратить коррупцию.
Так, вероятно, сегодняшний шоу-бизнес может вовсе обойтись без продюсера, и все решают вкусы публики и настройки ленты соцсети?
Если составлять список условных «боссов», которые влияют на судьбу артиста в 2018 году, то часть такого списка определенно должны занимать не имена конкретных людей, а названия платформ или структур, предоставляющих артисту возможности для продвижения или влияющих на его карьеру.
Личность в управлении музыкальными делами все еще имеет большое значение, но выступает нередко не столько в роли вершителя судеб, сколько в качестве супервайзера при платформе.
И все-таки фигура «архитектора успеха» по-прежнему важна.
На двадцати строчках нашего списка — имена тех, с кем стоит сохранять хорошие отношения, и бренды, без которых не обойтись в 2018 году, если вы всерьез занимаетесь музыкой как бизнесом.
- Сергей Шнуров , лидер группировки «Ленинград». Самый популярный шоумен страны, человек, превращающий в золото все, к чему прикасается. Он судит шоу «Голос» на «Первом канале», снимает мини-фильмы вместо клипов, водит дружбу с рэпером Фараоном и Александром Невзоровым и публикует в своем Instagram стихотворные фельетоны, которые тут же цитируют информационные агентства. Результат — 60 тыс. человек на недавнем концерте «Ленинграда» в Санкт-Петербурге.
«Люди тонут в информации и нуждаются в тех, кто помогает им находить музыку»
О фигуре реального или виртуального «босса» в сегодняшнем шоу-бизнесе “Ъ” расспросил певицу, радиоменеджера, главу звукозаписывающей компании, специалиста по социальным сетям и руководителя музыкальной интернет-платформы.
Елена Темникова, певица: Я как артист пережила «перекрывание кислорода», расторгла контракт с продюсером Максимом Фадеевым и нашла новую форму существования на рынке, так что могу говорить на эти темы ответственно. Если у тебя есть шикарный трек, ты на полпути к победе. Но оставшиеся полпути невероятно тяжелы.
Теперь ты должен удивить слушателя: сделать интересные рекламные кампании, выстроить диалог с аудиторией, поговорить с цифровыми платформами (напрямую или через агрегаторов). Использовать все механизмы современных каналов продаж в social media. Интернет — это свободная среда, где все зависит от ваших усилий и креатива.
Но давайте будем откровенны: радио сейчас по-прежнему имеет невероятную силу проникновения музыки в массы. Все редакторы станций прекрасно мониторят цифровую среду, и если музыка хорошая, ее непременно заметят и возьмут даже без знакомства с вами. Без радио можно прекрасно жить. Но радио сейчас ваш партнер, а не цензор — в этом фундаментальное различие 1990-х и 2010-х.
Что касается музыкальных платформ, то за ними тоже стоят люди. Стоите ли вы в фичеринге или в правильном плейлисте — это решает не алгоритм или код. Это решают редакции платформ.
Любая музыкальная платформа не бездушна. Есть автоматические хит-парады, но трафик идет далеко не только оттуда.
Слушатель сам решает, что хорошо. Молодое поколение так называемых инфлюенсеров может донести твой продукт до своей аудитории, но успех они не определяют никогда. Цены у них — до нескольких сотен тысяч рублей за пост. Но я никогда в жизни не платила блогерам Instagram-персонам ни копейки. По мне, так это выкинутые деньги.
Денис Сериков, генеральный продюсер Like.FM и NRJ: Когда появился стриминговый сервис Pandora, было ощущение, что алгоритм сможет все сделать за человека. Но, несмотря на то, что система довольно серьезно обрабатывает big data, она не справляется без человека. У Pandora минимальное количество критериев при отборе треков для плейлиста равно 150, а максимальное 300.
Представьте себе, вот трек: какой-нибудь сиплый африканец, играет саксофон, и система постоянно производит матчинг и вычленяет несовпадения, робот отсеивает не сочетающиеся с треком песни и предлагает новые для плейлиста. Вроде бы все круто, и все же далеко не совершенно. И вот Spotify и Apple Music пришли к тому, что начали перекупать людей с радио.
Был человек программным директором на радио, а теперь он сидит на этих стриминговых сервисах. И таких много. Один делает отличные релакс-подборки, другой круто шарит в роке 1970-х и делает плейлисты на эту тему, третий делает супер-урбан-рэп. Это кураторы, это люди, а не роботы. И теперь артист и рекорд-лейбл стремятся общаться с людьми из Spotify и Apple Music, чтобы попасть в эти плейлисты.
Если ваша песня попадает в плейлист, у которого 5 млн подписчиков,— это прямая монетизация.
Артисты хотят попасть в этот плейлист так же, как они раньше хотели попасть на радио. Причем там взятки не работают.
Впрочем, на радио эта тема тоже ушла.
Мне очень интересно наблюдать за тем, как ведет себя категория музыкантов, которые сами контент создают и сами на нем зарабатывают. Они ведут себя феноменально. Производство этого контента подняло планку продакшена, у меня огромный архив новой музыки отличного качества, а мне все подносят и подносят. Я не успеваю ставить новое, не знаю, что убирать из эфира.
Мне очень импонирует Джа Халиб. Он настолько творческий — заработал денег и сидит, занимается своей музыкой. Много, мало — ему достаточно, он ни от кого не зависит. Ему уже даже не нужна радиостанция. Вроде бы только первые синглы с альбома появились, а у него уже половина следующего записана.
И он выпустит его тогда, когда захочет, когда сам почувствует, что пора.
Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Group: Я не верю в «босса», я знаю, что у любого успешного музыканта текущего десятилетия есть тот, кто верил в него изначально, кто поддерживал и направлял, решал проблемы с деньгами и жизненными трудностями, кто создавал условия для творчества и работы на сцене и, кто, в итоге, вывел простого парня или дурнушку на инвесторов в творчество. Назовем этого человека «менеджер». Интернет изменил подход к контактам между артистом и аудиторией. На старте карьеры вы как артист должны быть активны в сети всегда, вы должны делиться эмоциями не только на концерте, у вас должно быть свое мнение фактически обо всем на свете. Придуманные продюсерами 1990-х образы не выдерживают такого давления.
Поэтому 10-е годы XXI века — время успеха тех, кто искренне верит в то, что говорит и о чем поет. И да, иногда это потрясающе глупо или примитивно с точки зрения жизненного опыта, но, старички, эта музыка — не для вас.
Оставайтесь со Стингом и Лагутенко.
Люди сейчас тонут в информации и нуждаются в тех, кто помогает им находить новые эмоции, то есть музыку. Поэтому opinion makers очень важны. Главное, чтобы человеку, к которому вы обращаетесь, действительно нравилось то, что он или она продвигает,— тогда это сотрудничество имеет смысл. Классический пример — Юрий Дудь, который сделал для русского рэпа в целом суперпромоушен, потому что любит его и слушает.
Роман Богаутов, руководитель продвижения сервиса VK Music: Сейчас влияние продюсеров сильно изменилось, ведь изменилась и модель потребления. Раньше серьезное продвижение артиста было невозможно без договоренностей с радиостанциями и телеэфирами, это были первые шаги карьеры. Сейчас появление музыканта в вечернем телешоу служит подтверждением того, что его песни уже слушает вся страна. Среди таких историй только за последнее время — Монеточка и Гречка, Луна и «Пошлая Молли». Но существуют тысячи артистов, которые прекрасно развиваются и собирают стадионы фанатов, сознательно игнорируя традиционные медиа.
Конечно, роль продюсера до сих пор имеет большое значение для профессионального развития, но начинающие музыканты на первых порах часто самостоятельно размещаются на цифровых площадках. Находить аудиторию им помогают рекомендации музыкальных и видеоплатформ. Например, в «ВКонтакте» существует алгоритм «Прометей», который отмечает молодых талантливых авторов и автоматически продвигает их творчество на релевантную аудиторию. Это хорошая возможность развития для молодых авторов, из ярких примеров музыкантов этого года, которые получали продвижение от «Прометея»,— Гречка и Монеточка.
На нашей практике мы видим, что место телеканалов и критиков в жизни молодых слушателей заняли паблики.
Поэтому сейчас рецензия от администраторов влиятельного паблика может гораздо сильнее повлиять на судьбу трека, альбома и даже артиста и разлететься по сети, чем слова одного критика или продюсера.
Игорь Краев, основатель платформы для дистрибуции аудио- и видеоконтента TopHit.ru: Большинство артистов не может, да и не хочет заниматься своим менеджментом и продвижением. Да, сегодня артистам доступно многое из того, чем раньше эксклюзивно занимались продюсеры и промоутеры: записать песню можно дома с помощью лэптопа, разместить ее в цифровых магазинах и на стриминговых площадках можно через агрегаторов контента, с выходом на радиостанции поможет TopHit, организовать свой канал на YouTube — минутное дело.
Проблема в том, что все эти возможности доступны сегодня абсолютно всем. В результате в iTunes каждую неделю появляется до 300 тыс. новых треков и альбомов! То есть, каждые две секунды публикуется новый релиз! А всего, по состоянию на конец августа 2018 года, в iTunes хранилось 65 млн треков!
Выделиться из этой огромной массы коллег и конкурентов можно только привлекая дополнительные ресурсы — деньги, возможности профессиональных продюсеров, промоутеров, маркетологов, медиаменеджеров.
Таким образом, плотная работа артиста с «боссами» — продюсерами, лейблами, издателями, топ-менеджерами медиа продолжает оставаться важным фактором успеха исполнителя и песни у массовой аудитории. Относительно новым трендом становится и «подписание» независимых артистов крупнейшими стриминговыми площадками. Роль технологических платформ и интернет-сервисов в продвижении артистов и треков за последние годы выросла многократно. Наряду с FM-радиостанциями, которые повсеместно остаются главным промоканалом для поп-мейнстрима, важными инструментами стали YouTube и другие стриминговые площадки, социальные медиа, а также ряд более специализированных ресурсов — агрегаторов и продавцов цифрового контента, паблишеров музыкальной статистики, краудфандинговых платформ нового поколения и т. д. И я бы все же четко разделил роль технологических платформ как таковых и отдельных лидеров процессов, которые лично и существенно влияют на творческую судьбу артистов. К числу таких людей сегодня в России относятся Алена Михайлова, Константин Меладзе, Макс Фадеев, Игорь Матвиенко, Тимур Юнусов, Баста, Роман Емельянов и Михаил Козырев.
- Борис Барабанов подписаться отписаться
- Рынок музыкальных лейблов и издательств подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Мошенничество и коррупция в шоу-бизнесе
Недавно изучал блог Алексея Навального на ютубе и пришёл к достаточно нетривиальному выводу. К любой государственной структуре можно привести аналогию из любого вида бизнеса, и музыкальный рынок не является исключением. Тем более оба вида заработка на простых людях являются самыми финансово масштабными по отношению к пиару и психологической работе с общественностью.
В этой статье я хочу в очередной раз обратить внимание на аферистов и монополистов рынка, с которыми ежедневно приходится иметь дело новобранцам нашей индустрии. Данная статья будет в первую очередь полезна продюсерам, маркетологам, пиар-менеджерам и артистам, чтобы не наткнуться на бессовестных аферистов и не разочароваться в музыкальном рынке. По традиции, примеры из собственного опыта прилагаются.
Во всяких интернетах существует огромное множество псевдопродюсеров, предлагающих туеву хучу бесполезных и нерентабельных услуг по продвижению. Например, если ты начинающий артист или его представитель в соцсетях, тебе наверняка пачками пишут специалисты, предлагающие размещать песни в подборках и постах в различных пабликах ВК за различные суммы.
Складывается ощущение, что простой смертный не в состоянии потыкать пальчиками по клавиатуре и напрямую через администраторов крупных сообществ вк разместить песню, не переплачивая посредникам. И у них всегда находятся забавные аргументы, почему заказывать нужно именно у них.
Обычно у всех таких впаривателей есть набор одних и тех же оправданий — “у меня дешевле”, “я знаю ВК от А до Б” и прочие бла бла бла. Я даже знаю одного персонажа, который утверждает, что кроме посевов в ВК артистам вообще больше ничего не нужно. Зачастую такие личности ломаются на вопросе: «что особенного ты можешь предложить, чего не могут предложить другие?».
Ибо на этот вопрос смогут ответить только настоящие маркетологи. Но этот случай достаточно простой, и уже через некоторое время тебе придётся научиться разбираться с более тяжелыми кейсами. Теперь разберём умельцев по продвижению видео на ютубе. Есть рекламщики и даже целые сервисы, предлагающие продвижение видео в топ за 25-35 тысяч рублей.
И тут есть один большой косяк, за эту сумму естественным образом вывести видео в тренды невозможно! Можно лишь накрутить достаточное количество просмотров, чтобы видео поднялось в рейтинге, но такой результат посредством данного способа будет удерживаться не долго.
К тому же, если твой ютуб канал монетизируется, Гугл внимательно следит за качеством твоих просмотров и скрутит обратно всё, что ты накрутил. От этого рейтинг канала упадёт, и в следующий раз тебе придётся постараться, чтобы попасть в тренды. Наиболее естественным способом продвижения видео на ютубе является нативная реклама.
Она появляется в цифровых рекламных источниках с открытым кодом биржи, таким образом собирая тебе естественные просмотры и дальнейшую реакцию живых людей. Есть множество сервисов нативного посева видео, например, seedr, viboom, videoseed и многие другие.
С недавних времен моей командой разработана собственная аналогичная биржа, и таким образом сейчас продвигаются на ютубе все крупнейшие бренды. Большинство видеоблогеров стали популярны именно таким способом.
На сегодняшний день самым выгодным предложением на рынке нативной рекламы является сумма в размере 60 копеек за рекламный показ, если тебе предлагают цену ниже — это накрутка. Немало умельцев предложат тебе продвигать видео отдельно от ютуба, загрузив видео непосредственно в ВК.
Чревато это тем, что ты никак не отследишь накрутку просмотров в ВК, как бы тебе не описывали все перспективы. И раз мы снова вернулись к вопросу о ВК, вот тебе ещё метод определения накруток и реального продвижения. Сейчас можно без труда посмотреть охват любой записи. Если, например, пост набрал 2 тысячи лайков при охвате, например, 4 тысячи — это явно накрутка.
Ибо невозможно при любом рекламном охвате получить половину положительных отзывов. Для 2 тысяч лайков более естественным будет охват записи не менее 200-400 тысяч. Охват — это количество людей, посмотревших запись, поэтому даже следуя стандартной формуле определения конверсии в маркетинге, невозможно получить показатель в размере 50%.
Если ты администратор сообщества, оцени соотношение вирального и рекламного охватов к конверсии в лайки, репосты и комментарии. Помимо этого отследи каждый репост и зафиксируй их охваты. Таким образом всё станет ясно.
Теперь о коррупции и монополии, прежде чем мы вернёмся к аферистам. Один из сравнительно недавних примеров взяточничества в шоу-бизнесе подробно описан в статье “Никогда никому не заплачу за ротацию”. К сожалению, в нашей стране такое позорное взаимодействие с музыкальными проектами является повседневной нормой.
Соответственно, никто не удивляется тому, что бестолковые псевдопевцы заполонили медиа пространство. А потом люди спрашивают, почему на западе музыка качественнее и дороже отечественной? Ведь если у тебя нет большой аудитории или поручительства “своего человека”, многие радиостанции скорее всего предложат тебе ротацию “на коммерческой основе”.
Подробно об этом описано в указанной выше статье. В двух словах, ротация на финансовой основе — это другими словами взятка, если верить законам РФ об авторском праве и о СМИ. И даже если ты купаешься в золоте как Скрудж Макдак, не вздумай соглашаться на сие безобразие. Во-первых, в золоте плавать невозможно в реальной жизни.
Ну и во-вторых, как только ты занесёшь конверт одной радиостанции или телеканалу, все остальные поголовно будут знать, что ты можешь платить за ротации. А, следовательно, на бесплатное эфирное время можешь больше не рассчитывать в ближайшие несколько лет. Все аналогичные истории заканчивались плачевно.
Лучше действовать по инструкции из статьи “Как наработать связи в шоу-бизнесе” и постепенно становиться “своим человеком в тусовке”. При этом обращаться за услугами к лидирующим музыкальным лейблам далеко не всегда может быть хорошей идеей. Во-первых, как я уже многократно повторял, у продюсеров любой артист может просто не стоять в приоритете, и таких историй тысячи.
Как говорилось в одном пошлом анекдоте, “у тебя два путя будет”. Либо ты попадаешь в эту категорию контрактников с отложенной приоритетностью, либо с тебя будут качать много денег, и как только они у тебя закончатся, ты станешь не интересен своему продюсеру. Естественно, из любого правила есть исключения, мы все их прекрасно знаем.
Но в данной статье я пишу не о честных ребятах, а о большинстве. Сравнительно недавно столкнулся с поучительной ситуацией. Бывший солист некогда популярного коллектива начал свою сольную историю с нахождения финансового источника в лице совершенно неопытного в этой сфере предпринимателя.
Предприниматель, наслушавшись советов и рекомендаций специалистов старой школы начал активно искать любую возможность ротаций для своего артиста. И как ты думаешь, с чем они столкнулись в самом начале? Первым же делом они сделали то, чего я почти в каждой статье прошу не делать.
Телеканал Russian MusicBox, количество ежедневных зрителей которого вряд ли превышает пару сотен человек, предложил новоиспечённым жертвам ротацию на платной основе. И они без доли сомнений взяли сыр из этой мышеловки, после чего начали наступать на грабли шаг за шагом. Предприниматель задал главному редактору телеканала простой вопрос: “что ещё можно сделать для продвижения?”.
Как будто для продвижения что-то было уже сделано! Без всякого сарказма предпринимателю можно простить такую некомпетентность, ибо никто не может быть профессионалом в любой сфере. Главный редактор Russian MusicBox порекомендовал своим жертвам обратиться за услугами к дружественным ему пиар-агентам, которые, по идее, должны были чем-то помочь.
Естественно, никуда дальше эта история не пошла, и артист со своим инвестором толкаются на мёртвой точке и по сей день. Аудитория не растёт, а что для этого нужно делать, наши Пинки и Брейн совсем не знают. Да и понимание эффективных для этого инструментов у них совершенно отсутствует.
Всем рекомендую предварительно ознакомиться со статьёй “Главная ошибка начинающих артистов”, а затем продолжить чтение этой. Существует огромное множество артистов, разочарованных в деятельности пиар-менеджеров, маркетологов, концертных директоров, продюсеров и прочих ячеек необходимой команды.
Такая позиция может возникнуть по причине халтурного отношения членов команды к проекту либо некомпетентности самого артиста. В большинстве случаев начинающие артисты, собирая свою первую команду, совершенно не понимают, какие задачи необходимо ставить персоналу и на какой результат можно объективно рассчитывать.
Многие полагают, что, как только у них появится пиарщик, маркетолог или продюсер, дела волшебным образом моментально пойдут в гору. Только маркетинг — это не волшебство, и обучаются продвижению не в Хогвартсе. Как и в любом другом виде бизнеса, процесс продвижения проекта — это сложный многоуровневый процесс, в котором постановка медиаплана является поэтапным процессом.
Соответственно, важно понимать, на каком этапе каких результатов можно ожидать. “Первые шаги” в этом деле могут занять от нескольких месяцев до целого года, как это написано в одноимённой статье, и этого времени достаточно лишь для проведения предварительной работы. А во время такой активности можно заполучить лишь первых несколько поклонников, не более.
Другой вопрос, если ты обладаешь несколькими миллионами свободных денег и готов вложиться в хардкорную программу из статьи “Сколько нужно денег на раскрутку артиста”. К счастью, этот мир развивается, в том числе и маркетинг. Соответственно, маркетологам как я необходимо всегда искать и разрабатывать новые инструменты продвижения, чтобы заказчик мог опережать конкурентов.
Как уже было сказано в статье “Уникальные способы продвижения артиста”, написанное мной более года назад небольшими шагами будет терять свою актуальность. Например, артисту сегодня нет нужды нанимать пиар-менеджера на первых этапах работы, потому что большой эффективности от него не будет на ранней стадии, какой бы он ни был профессионал.
Даже если он будет полностью отдаваться своей работе, конверсия может быть ничтожной. Конечно, если ты не автор стопроцентного хита, который заедает в голове после первого-второго прослушивания. Поэтому для продвижения своего творчества в первую очередь заведи себе маркетолога, а он уже скажет, когда тебе потребуется пиарщик.
Из-за своей некомпетентности артисты, нанявшие и сменившие пиар-агентов в самом начале пути и разочаровавшиеся в них, в большинстве случаев сами виноваты в своих огорчениях. Ведь они хотят и просят совершенно не того, что им действительно нужно.
И нет ничего страшного, если маркетолог говорит, что для начала нужно поработать, прежде чем выстраивать план продвижения, потому что шаблонные схемы крайне редко дают эффективный результат. Грамотный специалист по продвижению в первую очередь выявит целевую аудиторию артиста и уже потом начнёт расписывать бизнес-план. Потому что гипотетически представлять ЦА — это одно, а максимально точно её определить и вычислить — задача не простая. И даже тогда такой план может и должен подвергаться корректировкам в процессе работы. Теперь я расскажу, как вычислить возможных аферистов, и почему стоит избегать совершенно некомпетентных работодателей!
Самый частый конфликт артиста и его менеджмента происходит на почве непопадания песен и клипов в ротацию. Сейчас я не разбираю истории со взяточничеством. Как уже было сказано в предыдущей статье, сейчас радиостанции и телеканалы с жадностью охотятся за рейтингами, из-за активного ухода их аудитории в интернет.
Соответственно, в первую очередь им нужен артист со своей публикой либо с гарантией быстрого обретения слушателей. Такой гарантией может стать бесспорный хит, поручительство авторитетного продюсера или очевидные показатели ускоренного роста публики. То есть, если твою песню или клип не взяли в ротацию, значит, станция или канал не верят в твой продукт или твою аудиторию.
Но вполне возможно, что твой менеджер просто не отправил никому ничего, и такую банальную халтуру легко вычислить. Пусть менеджер, например, предоставит тебе скриншоты отправленных писем. Почти любые отмазки означают невыполнение своих обязанностей. А если же доказательства выполненной работы имеются, значит, проблема в тебе и твоём продукте.
Главное, что ты теперь знаешь, как проверить факт выполненных работ в случае, если никакого результата по ротациям ты не получаешь. Ещё одной причиной споров артиста и маркетолога очень часто становится отсутствие роста аудитории и слушателей исполнителя.
Ведь если за полгода у артиста не выросло количество поклонников и ненавистников, значит, продвижение работает крайне плохо. Это прямое свидетельство некомпетентности лиц, ответственных за популяризацию проекта, ибо причиной сему может быть исключительно отсутствие промо активности или нецелевой промоушн продукта.
Поэтому я очень часто отказываюсь от работы с артистами, которые думают, что сами лучше знают, что им нужно для продвижения. Потому что крайне редко они действительно знают, что может их эффективно продвигать. Совсем недавно ко мне обратилась команда артиста, который работает на большой сцене уже более 7 лет.
Но после ухода от своего продюсера данный артист остался с небольшой горсткой фанатов и утерянной востребованностью. На первых встречах мы договорились и утвердили, что ближайшие несколько месяцев будем популяризировать артиста через наиболее перспективные инструменты, чтобы он стал востребованным для телевизионщиков, радийщиков и прочих масс медиа. Но в один момент без какого-либо согласования и здравого смысла они решили перепрыгнуть первый этап работы и сразу начать взаимодействовать с элитными СМИ. Возможно, они верят в волшебство, потому что иным образом в реальной жизни этого не сделать. Но если же ты полностью принял промо план своего маркетолога и не получил никаких видимых результатов, значит, твой маркетолог не умеет работать либо просто не работает.
Каждый раз, перечитывая собственные статьи, я понимаю, как много всего важного я не успел рассказать. При этом, они и без этой информации получаются, на мой взгляд, слишком длинными. Я постоянно тешу себя надеждой, что рано или поздно запущу обучающие мастер-классы и курсы, на которых мне удастся более подробно рассказать необходимые детали данных тем.
А пока на это времени найти не получается, ты можешь приобрести курс “Основы музыкального бизнеса”, вступить в мою группу ВК и подписаться на мой инстаграм, хоть он и находится в плачевном состоянии. Внимательно изучи, с кем ты работаешь, и будет тебе счастье. Новая статья на подходе.
Источник: shagor.ru
8 правил успеха артиста от Black Star inc
Виктор Абрамов начал свой путь в музыкальном сегменте с камчатской радиостанции и построил успешную карьеру, заняв должность директора по развитию музыкального лейбла Black Star inc. На своей лекции, которая состоялась 11 декабря в бизнес-школе RMA, Виктор рассказал о приемах продвижения артистов лейбла на медиа-рынке и способах создания успешного клипа.
«В шоу-бизнесе всё плохо» – с этих слов Виктор начал свою лекцию. Верхи многие годы заняты одними и теми же артистами. Сплошь и рядом создаются модные, хорошо снятые, дорогие клипы, где видна работа стилистов, дизайнеров и режиссеров, но мы не знаем, кто эти исполнители. Такая перевернутая модель заставляет настоящих талантов отсиживаться дома.
- Артисты, которые давно на рынке
- Те, кто подражает этим артистам и пытаются действовать в их формате
- Кто готов за это платить
Но в этой системе есть брешь и есть иные пути. Субкультура имеет сложную структуру. Для построения правильной стратегии, нужно уметь отвечать на вопросы: Откуда корни стиля? Кто любит этот жанр? У артиста должна быть общая реальность с аудиторией. Нужно уметь попасть в тренд и стремиться к успеху. Сейчас самая популярная соцсеть – Instagram.
Это поколение визуалов, поэтому видеоклип является частью продолжения истории.
Как артисту добиться успеха на медиа рынке?
1. Использование трендов в видеоклипах.
Клипа МС DONI ft Тимати — «Борода» нет на TV, но на Youtube более 6 миллионов просмотров
2. Атакующий PR
В нашем шоубизнесе не принято защищаться. Но не бойтесь последствий, если вы правы. Отстаивайте свое мнение и заявляйте о нем публично
3. Стиль
Музыкальный бизнес тесно связан с fashion индустрией. «Instagram тёлочки» диктуют моду. Так, как будет одеваться звезда сегодня, будут одеты все ее фанаты завтра. Поэтому бренды стремятся к сотрудничеству с медийными артистами
4. Формат
Нужно ли следовать формату? И да и нет. Если вы готовы работать вне формата, то ваша площадка— это интернет. Смена формата чревата уходом аудитории, поэтому нужно готовить ее к этому и «просить разрешения». В субкультуре есть потолок монетизации.
Поэтому попса занимает 70% рынка, а субкультура 30%. Субкультурный артист может собирать полные залы, но не продаваться на витринах. Поэтому придется снимать в 2 раза больше видео и беспрерывно ездить на гастроли, а поп артисту достаточно выпустить 1 сингл раз в год + чек за продажу .Но есть и обратная сторона. Поп артист зависит от ротаций на радио и TV, тогда как нишевый получает свою аудиторию из интернета.
5. Запись совместных песен
Нишевым музыкантам взаимовыгодно записывать совместные песни с поп артистами для обмена аудиторией. Но учтите, что образ, создаваемый песней должен быть адекватен и совместим с видеорядом клипа.
6. Documentary
Это live видео, в которое показана закулисная жизнь музыканта, открывающая сущность артиста его публике
Главное, не разочаровать своих фанатов. Создаваемый продукт должен быть безупречен. Стиль Тимамти «luxury gay» был ограничен соответствующей аудиторией, поэтому было принято решение раскрыть его историю успеха и рассказать о том, какой он действительно человек. И это сработало.
Народную любовь не купишь! После Documentary Тимати, поменяли контент. Это позволило показать артиста с другой стороны, стать ближе к людям и расширить свою аудиторию. В дискографии любого артиста важно иметь «исповедь». Сейчас Тимати снял фильм «Капсула», который так же является своего рода откровением.
7. Умение дружить
Это важная черта для всех артистов, которые добиваются выходных сделок. Ярким примером стала совместная рекламная акция Тимати и CityMobil Taxi. Брендирование -важный вид рекламы. Главное, добиться взаимовыгодных условий и иметь общие интересы.Но ключевым моментом все равно будут хорошее отношение
8. Работа с целевой аудиторией в социальных сетях
Adwords для Youtube— это дорого и бессмысленно. Самый эффективный инструмент — это музыкальные паблики. Суммарно в соцсетях Black Star inc. насчитывается 7 миллионов активной аудитории. Артисту важно аккумулировать аудиторию в соцсетях для эффективного и быстрого распространения информации о предстоящих событиях.
Нужно все время работать с аудиторией, размещать превью, проводить акции и встречи с артистом. Кроме музыки и клипов вы так же можно размещать тексты. Социальные сети — это самый важный инструмент продвижения субкультурного артиста на сегодняшний день
Источник: upsound.org