Обязательная маркировка обуви началась с 1 июля 2020 года. Именно с этого момента несоблюдение правил розничной продажи маркированных товаров грозит ответственностью — административной или уголовной.
Основные нарушения у розничных продавцов — это продажа товара без маркировки и отсутствие маркировочного кода в кассовом чеке.
Продажа обуви без маркировки влечёт ответственность по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей — 5—10 тысяч рублей, товары без маркировки подлежат конфискации.
За отсутствие кода (реквизита «КТ») в кассовом чеке ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 КоАП. Возможно предупреждение (при первом нарушении) или штраф 1,5—3 тысячи рублей. Чтобы избежать ответственности, убедитесь, что ККТ соответствует требованиям и работает правильно.
Уголовная ответственность по ч. 3 ст. 171.1 УК РФ предусмотрена за приобретение, продажу, перевозку и хранение немаркированной обуви в крупном размере — стоимостью более 400 тысяч рублей.
Основные проверяющие органы — ФНС и Роспотребнадзор. Проверки носят плановый характер. Однако возможна и внеплановая проверка, если пожалуется покупатель или конкурент. При наличии предпосылок для уголовной ответственности могут прийти с проверкой сотрудники ОЭБиПК (бывший ОБЭП). Они вправе проводить контрольные закупки.
Штраф за несанкционированную торговлю
Источник: iitrust.ru
Как будут проверять работу с маркировкой
С 1 июля началась обязательная маркировка табака, обуви и лекарственных препаратов. Вся эта продукция теперь может продаваться только маркированной. По обуви и табаку предусмотрена маркировка остатков – до 1 сентября 2020 года для обуви и до 1 декабря 2020 года по сигаретам и папиросам. После этих дат перевозка и хранение не маркированной продукции будет являться нарушением требований законодательства. В этой статье мы обсудим, как государство контролирует работу с маркировкой и как бизнес может подготовиться к такому контролю.
Реестр выявленных нарушений в области маркировки
Вся информация о работе с маркировкой обрабатывается ее оператором – компанией ЦРПТ. По разным направлениям маркировки она может работать от имени разных юридических лиц, но это всегда одна и та же компания, которая работает по принципу частно-государственного партнерства. Такой статус делает невозможным для нее реализацию каких-то контрольных функций по отношению к участникам рынка.
Государство наделило эту компанию обязанностью по сбору информации о всех нарушениях, которые она выявляет при анализе данных об обороте маркированных товаров:
24. Оператор в рамках информационной системы мониторинга организует и обеспечивает ведение следующих реестров:
з) реестр выявленных нарушений (ссылка)
Доступ к реестру выявленных нарушений предоставляется органам государственной власти, осуществляющим надзорные функции. Оператор ЦРПТ также планировал реализовать доступ к реестру нарушений по своей компании непосредственно участнику оборота через личный кабинет «Честный Знак». Это поможет добросовестным игрокам своевременно реагировать, исправлять и не допускать повторные нарушения при работе с системой.
Кто может проверить правильность работы с маркировкой
Контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При осуществлении контроля Роспотребнадзор имеет право:
— проверять достоверность сведений, представляемых в соответствии с настоящими Правилами, а также их соответствие сведениям, указанным в первичных документах, договорах, бухгалтерских и налоговых отчетностях участников оборота товаров, иных документах и иных данных и сведениях, имеющихся в налоговых органах;
— вызывать на основании письменного уведомления участников оборота товаров для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими обязанности по представлению сведений в информационный ресурс маркировки;
— при наличии информации о фактах оборота товаров запрашивать и получать в 5-дневный срок от соответствующих участников оборота товаров информацию и документы, подтверждающие оборот товаров;
Примеры нарушений в области маркировки товаров
Самым сложным для исполнения сейчас, наверное, является сохранение целостности логической цепочки информации о движении маркированной продукции. В связи с переносами сроков обязательной маркировки какие-то компании передавали в ГИС МТ информацию о выпуске, списании или продаже другому юридическому лицу информации о маркированной продукции, какие-то этого не делали. В результате сейчас в обороте находится большое число средств идентификации, по которым такая логическая цепочка разорвана – марка введена в оборот и продана контрагенту производителем продукции, а этим контрагентом приемка не подтверждена. В результате продажа на кассе такой продукции будет нарушением, т.к. товар по ГИС МТ все еще находится в собственности поставщика, а его контрагент продает ее незаконно. И таких примеров множество.
Но до 01.07.2020 передача сведений была добровольной, и контрагент ничего не нарушал. Поэтому оператор маркировки принял решение, что контроль логической целостности будет действовать только на товары, введенные в оборот с 01.07.2020 года.
Будьте внимательны. Начинайте уже сейчас контролировать ту информацию, которую вы передаете в ГИС МТ.
Другим примером нарушения будет наличие не маркированной продукции после даты запрета на маркировку остатков. По обуви это 01.09.2020, по сигаретам – 01.12.2020. Не маркированные лекарства могут находится в обороте до окончания их срока годности. Выездная проверка Роспотребнадзора может выявить такие остатки и составить протокол о нарушении, который затем будет передан в суд.
Согласно КоАП 15.12 в случае производства или продажи товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов правонарушения.
Проверки соблюдения требования кассового законодательства по ФЗ-54 и работа с маркированной продукцией
Исполнение данного приказа контролирует ФНС, основанием для проверки могут стать данные, полученные от ОФД. Такое нарушение подпадает под КоАП 14.15.1, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации. Штраф по такой статье до 40 тыс. рублей, но основание для штрафа будет является каждый выявленный факт, т.к. каждый чек, пробитый с нарушением правил.
Как подготовить бизнес к проверкам по работе с маркированной продукцией
В связи с пандемией коронавируса в 2020 году запрещены все выездные проверки, не связанные с безопасностью и здоровьем граждан. Это означает, что все контрольные мероприятия по проверке маркировки будут перенесены на период после снятия ограничений. Но это не означает, что все нарушения, допущенные в период пандемии, будут забыты.
Реестр выявленных нарушений в «Честном Знаке» накапливает информацию, которая потом будет передана в Роспотребнадзор. Срок давности по административным правонарушениям, рассматриваемых судом, составляет 3 месяца, но в некоторых случаях он может доходить до 1 года, например в случаях, связанных с нарушением прав потребителя. Кроме того, данные по реестру выявленных нарушений могут рассматриваться как признак «длящегося правонарушения», в этом случае срок давности может отсчитываться от последнего выявленного случая.
При этом сама работа с ГИС МТ сейчас проходит в режиме постоянных сбоев, которые не позволяют своевременно передавать данные о маркированной продукции в систему. Такие сбои, зарегистрированные должным образом, могут являться признаком того, что ваша компания нарушила правила работы с маркировкой вынужденно и приняла все меры, для предотвращения нарушения. Это позволит в случае проверки и возбуждения административного расследования по допущенным вами нарушениям, ожидать от суда замены штрафа предупреждением.
Для фиксации фактов сбоев работы с «Честным Знаком» подойдут любые документальные способы – фотографии экранов с фиксацией времени и даты, ваши запросу и ответы службы технической поддержки, письма от оператора о задержках с обработкой документов или о проблемах доступа в Личный Кабинет и т.д. Мы рекомендуем уже сейчас собирать такое «досье» на «Честный Знак», чтобы в случае необходимости им можно было воспользоваться.
Маркировка товаров с лета 2020 года стала нашей обыденной реальностью. Система работает, хоть и со сбоями. Никто маркировку уже не отменит. Это значит, что бизнесу нужно привыкать к работе с еще одной системой контроля со стороны государства. А мы со своей стороны постараемся и дальше информировать вас обо всех новостях по этой теме.
Оставайтесь на связи!
Источник: trade-drive.ru
Проверки в розничной торговле
Как правило, информацию, содержащуюся в сертификате соответствия и протоколе лабораторного испытания, контролеры редко принимают на веру и требуют соответствия товара ГОСТу.
Однако сейчас настолько разнообразен ассортимент продуктов, что многие ГОСТы уже устарели. Поэтому не стоит соглашаться с контролерами, а смело идите в суд, поскольку арбитражная практика по таким вопросам уже есть (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 января 2001 г. № А74-3130/00-К2).
— Обязательно ли прекращать работу магазина в случае торговой проверки?
Законодательство не предусматривает обязанности приостанавливать работу при проведении в магазине проверки сотрудниками Роспотребнадзора. Как правило, деятельность прекращается, если возникает необходимость отвлечь от работы некоторых сотрудников, например, единственного кассира. Однако если есть возможность вести проверку, не препятствуя деятельности фирмы, то она вполне может продолжать свою работу.
— Сотрудники Роспотребнадзора обнаружили в аптеке лекарственные средства импортного производства, в инструкции к которым на русском языке не указаны были их регистрационный номер и дата регистрации в реестре. Контролеры потребовали снять эти препараты с продажи, что мы и сделали. Можно ли теперь возникшие убытки учесть при исчислении налога на прибыль?
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде относятся к внереализационным расходам (п. 2 ст. 265 НК), причем перечень убытков открытый.
Следует помнить, что информация о лекарственных препаратах должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его госрегистрации (п. 71 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства от 19 января 1998 г. № 55).
Причем лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до того как попадут в торговый зал, должны пройти предпродажную подготовку. Она включает в себя распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике) (п. 75 Правил).
Закупая товары у поставщиков, согласно статье 513 Гражданского кодекса покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК).
В соответствии со статьей 518 Гражданского кодекса покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленную продукцию товарами надлежащего качества.
Таким образом, вы вправе отнести полученный убыток от списания лекарственных средств к внереализационным расходам, только исчерпав все возможности компенсации понесенных затрат по приобретению рассматриваемых лекарственных средств за счет поставщика.
— Всегда ли составляется протокол о нарушении? И в какой форме его надо оформлять?
Протокол можно не оформлять, если сумма штрафа меньше 100 рублей и представители фирмы с ней согласны. В остальных случаях инспекторы обязаны составить этот документ, иначе взыскать штраф они не смогут (решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 сентября 2003 г.).
Контролеры могут составить протокол в произвольной форме, но основные требования предусмотрены в статье 28.2 Кодекса об административных правонарушениях. Отсутствие данных, прямо перечисленных в части второй этой статьи, Верховный Суд признает существенным недостатком протокола (п. 4 постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5). Если в протоколе нет сведений о нарушителе и о том, что именно он совершил, а также подписи, подтверждающей, что проверяемому разъяснены его права и обязанности, такой документ может быть признан судом недействительным.
— Кто должен подписывать протокол со стороны фирмы?
Если нарушитель продавец или предприниматель, то протокол подписывают именно они.
А вот если фирма нарушила закон, то подписать протокол может ее руководитель или другой сотрудник, который по учредительным документам имеет право действовать от имени фирмы без доверенности (например, заместитель руководителя, финансовый директор и т. д.).
Протокол, подписанный ненадлежащим лицом, недействителен (решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 23 декабря 2003 г. № А16-800/03-4).
— Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить? Нам выдали постановление о привлечении к ответственности, которое подписано не руководителем отделения Роспотребнадзора. Правомерно ли это и есть ли смысл его обжаловать?
Если постановление вынесено не руководителем, а другим сотрудником Роспотребнадзора, суд признает его недействительным. Такая арбитражная практика уже есть, так что смело можете судиться (решение Арбитражного суда Нижегородской области от 7 сентября 2002 г. № А43-4455/02-11-215).
— В трех наших магазинах в течение одного дня проверяли, соблюдаются ли правила торговли с ККТ. При этом в двух торговых точках было выявлено неприменение контрольно-кассовых машин. Организацию оштрафовали в размере 800 МРОТ. Правомерно ли наложен штраф в указанном случае?
ККМ применяется в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). А в пункте 1 статьи 7 Закона сказано, что налоговые органы налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом об административных правонарушениях.
При этом продажа товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц, от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.5 КоАП).
При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое совершенное из них (п. 1 ст. 4.4 КоАП).
Вместе с тем в пункте 2 статьи 4.4 Кодекса предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу (должностному лицу) наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В указанной ситуации организацией совершено одно административное правонарушение, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой машины, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Учитывая изложенное, организации неправомерно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 МРОТ.
— Продавец не допустил работников налоговой инспекции к проверке ККМ, пока не приехало руководство. Грозит ли ему за это наказание?
Работники организации не имеют права не допускать должностных лиц налоговых органов до проверки контрольно-кассовой техники.
Ваш случай квалифицируется как воспрепятствование осуществлению своих обязанностей должностным лицом, осуществляющим государственный надзор (контроль), и за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
На основании пункта 1 статьи 19.4 указанного Кодекса такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц – от десяти до двадцати МРОТ.
— Какие документы могут потребовать милиционеры при проверке палатки, торгующей детской одеждой?
На объектах мелкорозничной торговой сети должны иметься следующие документы:
– разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети);
– свидетельство о внесении в Торговый реестр города Москвы в качестве временных объектов;
– заверенная копия договора аренды земельного участка (для павильонов и киосков);
– санитарно-эпидемиологическое заключение с приложением ассортиментного перечня реализуемой продукции (оказываемых услуг), санитарно-эпидемиологическое заключение о согласовании плана (программы) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, санитарный журнал, личные медицинские книжки на работников и другие необходимые документы в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
– документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции;
– документ о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется);
– регистрационное свидетельство Газовой технической инспекции Мосжилинспекции, заверенные копии договоров на техническое обслуживание газобаллонной установки и на централизованную заправку (доставку, замену) баллонов сжиженного газа (для объектов, оборудованных газобаллонными установками);
– текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил продажи отдельных видов товаров (оказания услуг общественного питания, бытового обслуживания населения), санитарные правила для предприятий продовольственной торговли и общественного питания;
– книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
– журнал учета мероприятий по контролю;
– технологические карточки (для летних кафе и автокафе).
– объекты должны быть оснащены коллективной аптечкой первой помощи.
Все эти документы необходимо представлять сотрудникам органов государственного контроля (надзора) по их требованию.
— Могут ли оштрафовать предпринимателя за то, что на продуктах нет информации о пестицидах?
Да могут, поскольку санитарными правилами не допускается ввоз, использование и реализация продуктов без информации о применении пестицидов (п. 2.15 СанПина 2.3.3.1078-01, утвержден постановлением Главного санитарного врача от 14 ноября 2001 г. № 36).
Ответственность за подобное нарушение предусмотрена Законом от 7 февраля 1992 г. № 36 «О защите прав потребителей».
Источник: bishelp.ru