Организации на упрощенной системе налогообложения, независимо от объекта налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность. Только индивидуальные предприниматели освобождены от этой обязанности.
Бухгалтерская отчетность должна быть представлена в ИФНС и Росстат не позднее 31 марта. Но перед тем, как заполнить итоговые отчеты, следует убедиться в том, что у организации отсутствуют грубые нарушения ведения учета. Для этого предлагаем воспользоваться следующей инструкцией.
Лимит доходов и их учет
В 2014 году максимально возможный размер доходов организации на УСН (с учетом коэффициента-дефлятора) был равен 62,02 млн. рублей. Основным последствием превышения этого лимита является потеря права применять упрощенную систему налогообложения и, как следствие — переход на ОСН. Что это значит? Во-первых, придется вносить изменения в учет с начала того квартала, в котором было зафиксировано превышение (задним числом). Во-вторых, доначислять и выплачивать налоги.
Доходы на УСН учитываются кассовым методом, то есть на дату фактического получения денежных средств. В налогооблагаемую базу попадают реализационные (в том числе авансы) и внереализационные доходы. Обязанность начислять и плачивать налог возникает в том налоговом периоде, когда были получены денежные средства. Но бывают и непростые случаи.
Например, когда в одном квартале был получен аванс от покупателя, а в следующем его вернули обратно. В ст. 346.17 НК РФ говорится, что при возврате аванса покупателю на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Соответствие требованиям ст. 346.12 НК РФ
Речь в данном случае идет :
Величина нормируемых расходов
Данная информация актуальна для организаций, применяющих объект налогообложения «Доходы минус расходы». Необходимо просчитать, уложилась ли организация в действующие лимиты расходов. Так как они считаются нарастающим итогом, то следует проследить, не попали ли лишние суммы в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Также нельзя забывать о том, что нельзя учитывать в КУДиР представительские расходы, так ка они не попадают в закрытый перечень статьи 346.16 НК РФ .
Минимальный налог
Как и в предыдущем пункте данная ситуация относится исключительно к объекту налогообложения «Доходы минус расходы». Минимальный налог рассчитывается исходя из 1% от доходов, и уплачивается в том случае, когда его сумма больше полученного результата от вычитания расходов из доходов. Также он уплачивается в случае, когда по итогам года организация получает убыток от предпринимательской деятельности. Заметьте, минимальный налог уплачивают только по итогам года, если поквартально фирма получает убытки, авансовые платежи не производятся.
Уменьшение налоговой базы
По итогам отчетного периода налоговую базу можно уменьшить на сумму прошлых убытков или разницу между перечисленным в бюджет минимальным налогом и рассчитанным единым. В последнем случае, чтобы получить искомую сумму денежных средств (разницу), из суммы минимального налога за прошлый период нужно вычесть сумму налога по обычной ставке за тот же период.
Уплаченные авансовые платежи не берут во внимание при расчете. В некоторых случаях минимальный налог организации платить не выгодно, в связи с его значительной суммой. Это стоит учитывать перед тем, как фирма решит уменьшить налоговую базу. Если минимизация приводит к ситуации, когда нужно платить минимальный налог, нужно сравнить насколько это выгодно.
Организация вправе и не уменьшать базу на прошлые убытки. Отражать перенесенные убытки прошлых лет нужно в третьем разделе книги учета доходов и расходов и в декларации по УСН. Эти показатели должны быть обоснованы и подтверждены документально. Разницу между минимальным и единым налогом в КУДиР показывают в первом разделе, а в декларации отражают в расходах.
Если организация в течение года перешла с общей системы на упрощенную, то убытки по ОСНО к расчету не принимаются. В другой ситуации, когда фирма сначала была плательщиком УСН, потом ОСНО, и, в конечном итоге вернулась на УСН, убытки по упрощенке учесть можно, несмотря на то, что был перерыв в деятельности с этой системой налогообложения. От редакции: все аспекты ведения учета и составления отчетности для «упрощенцев» рассмотрены в «Практическом пособии по УСН» Путеводителя по налогам системы КонсультантПлюс.
Источник: ppt.ru
Имеет ли право территориальный орган ПФР при проведении выездной проверки требовать от проверяемой организации, применяющей УСН, представления актов выполненных работ и договоров с контрагентами (физическими лицами)?
Вопрос: Имеет ли право территориальный орган ПФР при проведении выездной проверки требовать от проверяемой организации, применяющей УСН, представления актов выполненных работ и договоров с контрагентами (физическими лицами)?
Ответ: Во избежание споров с контролирующими органами организации целесообразнее представить истребованные в рамках выездной проверки правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов ПФР документы, в частности акты выполненных работ и договоры с контрагентами (физическими лицами) об оказании услуг.
Обоснование: В силу указания ст. 783 Гражданского кодекса РФ положения о подряде (ст. ст. 702 — 729) применяются к договору возмездного оказания услуг. Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы, то есть необходимо составить акт либо иной документ, удостоверяющий приемку оказанных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов — организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
При этом согласно ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР территориальные органы ПФР проводят проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее выездную проверку, вправе истребовать необходимые для проверки документы (форма требования о представлении документов утверждена Приложением N 21 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н).
Исходя из приведенных выше нормативных положений Закона N 212-ФЗ на выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются в том числе выполнение работ, оказание услуг, начисляются страховые взносы на обязательное страхование. Следовательно, документы, на основании которых осуществляются выплаты физическим лицам по таким договорам, связаны с исчислением страховых взносов, а значит, могут быть истребованы органами контроля в рамках проведения выездной проверки плательщиков взносов.
Соответственно, плательщики обязаны их представить контролирующему органу при предъявлении требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 22 ст. 35, ст.
37 Закона N 212-ФЗ).
Однако законодательно перечень таких документов не утвержден.
На основании указанных норм Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ разработал и утвердил Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее — Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям при проведении выездной проверки плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР предусмотрено истребование, в частности, следующих документов:
— договоров гражданско-правового характера, соглашений, заключенных с физическими лицами, контрактов и других документов, связанных с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (п. 7.4.9 Методических рекомендаций);
— банковских и кассовых документов (выписок банка, платежных поручений (требований), прочих документов) (п. 7.4.10 Методических рекомендаций).
В соответствии с п. п. 12, 16, 17 Приложения N 1 к Распоряжению Правления ПФР N 34р в перечень документов, подлежащих проверке, включены банковские документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования) и пр.), договоры гражданско-правового характера, акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг).
Учитывая вышеизложенное, считаем, что истребование контролирующим органом в рамках выездной проверки актов выполненных работ и договора с контрагентами (физическими лицами) является правомерным.
При этом организация вправе представить любые документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, однако во избежание споров с контролирующими органами организации целесообразнее представить истребованные документы, в частности акты выполненных работ и договоры с контрагентами (физическими лицами) об оказании услуг.
О.Ю.Поздеев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
03.09.2013
Источник: enterfin.ru
Судебный вердикт: могут ли налоговики проверить компанию, поставленную на учет в другой ИФНС

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.11.2020 № А69-526/2019 признал, что налоговая инспекция не вправе проводить налоговую проверку и выносить по ней решение в отношении налогоплательщика, поставленного на учет в другом налоговом органе.
Предмет спора: налоговая инспекция провела выездную проверку организации, по итогам которой доначислила единый налог по УСН, а также пени и штраф. Организация обратилась в суд, потребовав признать недействительным и полностью отменить данное решение налоговиков.
За что спорили: 3 888 885 рублей.
Кто выиграл: организация.
В обоснование заявленных требований организация ссылалась на грубое нарушение налоговой инспекцией порядка проведения выездной налоговой проверки. Нарушение выразилось в том, что проверку проводили должностные лица налоговой инспекции, в которой организация не состояла на налоговом учете.
По мнению налогоплательщика, подобное нарушение является достаточным основанием для отмены принятого решения о доначислении налогов.
Суд кассационной инстанции согласился с доводами организации и признал решение налоговиков незаконным и нарушающим права налогоплательщика. Суд пояснил, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Этот контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован в соответствии со ст. 89 НК РФ. Так, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 89 НК РФ).
В свою очередь место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации и постановки на учет (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Из приведенных норм следует, что выездную налоговую проверку организации вправе проводить налоговый орган по месту постановки организации на налоговый учет, которое определяется местом нахождения организации или ее филиала.
Налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной проверки, будет являться та налоговая инспекция, на учете в которой и состоит организация.
При этом несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Суд установил, что в спорном случае налоговая проверка была проведена не той налоговой инспекцией, где организация состояла на налоговом учете. Филиалов и представительств у организации не было. Поэтому оснований для проведения выездной проверки сторонней налоговой инспекцией не имелось.
В связи с этим, заключил суд, налоговая инспекция нарушила порядок проведения проверки, и принятое ею решение подлежит отмене.
Источник: buh.ru
