А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести «Выстрел».
В повести «Метель» роковая случайность — метель, закружившая героев и «подменившая» женихов. Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы.
Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку.
Почему не нужно тянуть как Белкин? Михаил Фролов
В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной. Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии.
Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени.
А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат. неизвестно на ком. А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью.
Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу. Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
Между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести » Метель» и «Барышня — крестьянка». Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.
О ЗДОРОВЬЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ, ВЫСТУПЛЕНИЯХ ДЖАМАЛА И ХААКА / ЮРИЙ БЕЛКИН
В повести «Выстрел» и «Станционный смотритель». Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.
В «Выстреле» автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В «Станционном смотрителе» автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер.
А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в «Станционном смотрителе» рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В «Выстреле» рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта.
И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть «Гробовщик», которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.
Повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в «Выстреле» рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.
В «Станционном смотрителе» — Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.
С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя.
Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего.
В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы.
Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как «Повести Белкина» или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?
Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.
Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :
«Рассказчик — это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.
Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : «Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.
Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе «Евгений Онегин». В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.
В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад — снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.
В » Выстреле» обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.
В «Метели» влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.
В «Гробовщике» очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.
В «Станционном смотрителе» также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.
В «Барышне- крестьянке» враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе — и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.
Ученик — что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…
Источник: studfile.net
Белкин Иван Петрович: в каких организациях значится
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕРГЮЛ) от 23.09.2023, публикуемым налоговой службой РФ, Белкин Иван Петрович (ИНН 773575707972) упоминается в следующих юридических лицах.
- 1. Руководитель, директор
- 2. Учредитель Белкин И. П.
- 3. Белкин Иван Петрович и опосредованно связанные лица
Александр Пушкин
Проза: «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
Проза Пушкина отличается от всей русской прозы 19 века: ее стиль — сжатый, прозрачный, лаконичный. Разберем основные произведения, их особенности и героев.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
Автор урока
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».
текст • 5 мин —>
Разберем прозу Пушкина и начнем с «Повестей Белкина»
✍️ Пушкин-прозаик ориентировался не на романтиков, а на Вольтера и французскую классическую традицию. В 1822 году в наброске статьи «О прозе» сформулированы принципы будущего стиля: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».
В 1830 году опубликован цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга вышла без имени автора, чтобы поддержать игру. Пять текстов в сборнике приписаны вымышленному помещику Белкину.
О Белкине мы знаем немного: «издатель» в предисловии рассказывает, что ему с трудом удалось добыть краткую биографию сочинителя. Белкин каждую повесть сопроводил пометкой «слышано мною от такой-то особы». Значит, у каждой повести есть минимум три выдуманных автора: устный рассказчик, Белкин, издатель — и за всеми ними реальный автор, Пушкин. К ним добавляются вставные рассказы персонажей.
Повести расположены в таком порядке:
➖ «Выстрел». Отставной военный вспоминает о мрачном загадочном Сильвио: его тайна — в истории мести и отложенной дуэли.
➖ «Метель». Тайная свадьба из-за типичной пушкинской инфернальной метели приводит к недоразумениям — сначала трагическому, а потом и счастливому.
➖ «Гробовщик». Похоронных дел мастер Адриан Прохоров переезжает на новое место. Во время застолья ему приходит в голову поднять тост за клиентов-покойников — они являются к нему в страшном сне.
➖ «Станционный смотритель». Дочь скромного станционного смотрителя сбежала с гусаром. Убитый горем отец уверен, что судьба ее ужасна, но после его смерти выясняется, что она замужем и богата.
➖ «Барышня-крестьянка». Барышня Лиза переодевается крестьянкой, чтобы познакомиться с молодым соседом. Их семьи враждуют, но победят юные влюбленные, и все закончится помолвкой и примирением.
Повести Белкина — это новеллы: в каждой излагаются только значимые для движения сюжета события, минимум персонажей и деталей, интрига движется к неожиданной развязке. У каждого текста своя узнаваемая атмосфера. В «Выстреле» — сумрачный байронический герой. В «Метели» и «Гробовщике» обыгрываются готические мотивы, в «Станционном смотрителе» и «Барышне-крестьянке» — сентиментальные мелодрамы (две последние повести при этом противоположны по эмоциональной окраске).
Мир Белкина — маленький и обыкновенный. Вторжение необычного — загадки, сны, роковые ошибки, переодевания — колеблет ход вещей только на время, в конце всегда восстанавливается порядок. Пушкин пародирует моду на экстраординарные события, страсти и тайны. Возможно, Белкин пытается записывать романтические сюжеты, но повествователь он не романтический и не сентиментальный.
«Повести Белкина» начали ценить только в поколении Достоевского. В 20 веке к ним стали возвращаться как к нереализованному потенциалу русской прозы. Яркий пример — «Талисман» Михаила Зощенко, «шестая повесть Белкина».
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
«Дубровский» — первый прозаический роман Пушкина. Он остался неоконченным: написан в 1833, опубликован только в 1841.
Пушкин попробовал себя в популярном для западной литературы жанре «разбойничьего романа». Он восходит к легендам о Робин Гуде и драме Шиллера «Разбойники». В центре — образ «благородного разбойника»: герой, оказавшийся вне закона не по своей воле, сохраняет верность кодексу чести и вызывает симпатию читателей. Конфликт между неправедной властью и высокими принципами часто сопровождается историей любви с препятствиями.
У Пушкина в «разбойничьей» роли молодой дворянин Владимир Дубровский. В исходный конфликт вовлечен не он, а его отец. Антагонист — «старинный русский барин» Кирила Петрович Троекуров, известный жестокими шутками. Дубровского-старшего оскорбила шутка псаря — с этого начинается вражда, в которой побеждает Троекуров: он отбирает имение Дубровских.
Дубровский-сын приезжает к раздавленному унижением отцу и начинает мстить с романтическом размахом: поджигает бывшее отцовское имение, наводит ужас на округу. Но по законам трагического коллизии Владимир влюбляется в дочь Троекурова Машу… Третий том романа остался только в кратких планах, поэтому мы не знаем, какая развязка ждала героев.
❤️ В Дубровском сочетаются образы романтического бунтаря и трагического героя, чья судьба предопределена роком. Когда он открывается Маше, то говорит: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» — для героя его необыкновенное решение стать разбойником кажется единственным выходом.
Как и в «Онегине», с появлением героини баланс в тексте сдвигается в ее пользу. Марья Кириловна похожа на Татьяну, несмотря на совсем другое окружение: она выросла в уединении, и ее внутренний мир сформирован библиотекой с французскими романами. Пушкин пародирует сюжет сентиментального романа о мезальянсе: барышня влюбляется в учителя. Под маской скромного учителя скрывается Дубровский — тоже ей не пара, но не из-за происхождения, а из-за конфликта. Марья нарушает весь ход событий: влюбленный герой отказывается «от мщения, как от безумства».
⚡️ «Дубровского» часто считают неудачей Пушкина: это почти бульварный роман, менее глубокий и более мелодраматичный, чем остальная пушкинская проза. Но, кроме эксперимента с популярным жанром, роман интересен и тем, как задан в нем конфликт. Разлом между Троекуровым и Дубровским не сводится к частной ссоре — сталкиваются два несовместимых взгляда на жизнь, на границы дозволенного и социальные иерархии. А сам молодой Дубровский — редкий в истории русского романа пример деятельного и решительного героя.
Читать Закрыть —>
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
текст • 5 мин —>
«Капитанская дочка» — самое большое прозаическое сочинение Пушкина. Ее называли то повестью, то романом: сейчас предпочитают говорить «роман» — хотя от классических русских романов книгу отличает краткость и отсутствие разветвленных сюжетных линий.
✍️ В 1832 году Пушкин начал работу параллельно над двумя текстами: художественным и документально-историческим. Оба посвящены событиям конца 18 века — восстанию Емельяна Пугачева. Пушкин работал с архивными документами, ездил в Казань и Оренбург, планируя написать «Историю Пугачева» — замысел проблематичный для цензуры, но очень важный для пушкинского взгляда на историю. В 1834 году вышла «История Пугачевского бунта», а 1836 закончена рукопись «Капитанской дочки».
❓ В чем между ними разница?
В «Истории Пугачевского бунта» собраны самые разные свидетельства. Пушкин внимательно работал с источниками, и его открытием был разрыв между взглядом «сверху» и «снизу». Различаются не только позиции сторон конфликта. Расходится рациональный взгляд на Пугачева как на политика-авантюриста, и народные легенды, в которых он — главная надежда на спасение. Пушкин исследует тему внимательно и трезво и пытается разобраться в том, почему вокруг одного случайного человека разыгралась стихия мятежа.
«Капитанская дочка» написана от первого лица. Герой и рассказчик, Петр Гринев, случайно попадает в эпицентр исторических событий, но его задача — не анализировать, а просто и честно изложить свою историю. Сюжет его рассказа привязан к истории счастливой любви и женитьбы — отсюда и название романа.
Как в комедиях и сказках, повествование останавливается на свадьбе, когда влюбленные герои преодолели все препятствия. Пугачев для рассказчика — не столько историческое лицо, сколько таинственный рычаг личного сюжета.
Как и в «Повестях Белкина», наличие вымышленного рассказчика позволяет Пушкину играть с несколькими уровнями текста. Гринев — человек 18 века, и, хотя текст написан современным языком, в речи и мышлении рассказчика, в литературных отсылках воссоздается образ другой эпохи.
Значимо и расстояние между Гриневым-рассказчиком и Гриневым-героем. Повествование ведет взрослый человек, иронически вспоминающий свои юношеские ошибки и приключения.
Эпиграф задает всю проблематику романа: «Береги честь смолоду». Главное для героя — сохранение кодекса чести, даже в опасных и морально сомнительных ситуациях. Гринев постоянно проверяет сам себя на соответствие кодексу. Если бы мы смотрели на него со стороны, мог бы получиться более пафосный благородный герой — но Гринев-рассказчик не склонен к торжественности и тем более к похвальбе, он больше рассказывает о своих страхах и сомнениях.
«Капитанская дочка» расходится с нормами исторического романа: Пугачев вводит в текст не отсылки к реальности, а, наоборот, сказочную стихию. Необычен он тем, что играет роль сразу и сказочного злодея, представителя темных сил, и волшебного помощника героя.
Появляется Пугачев во второй главе — «Вожатый». В «мутном кружении метели» заблудившиеся герои видят темную фигуру — не то волка, не то человека. Странный встречный помогает им выбраться, но Гриневу по пути снится жуткий сон, в котором место его отца занял «мужик с черной бородой». Наяву герой отдает замерзшему вожатому свой заячий тулуп, а рассказчик объясняет читателям, что в это время начинается восстание — а вожатый, конечно, окажется самим Пугачевым.
Пушкин поэтически осмыслил ту же тему, что волновала его как историка-исследователя: чтобы понять бунт, нужно обратиться к народному мифологическому мышлению.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
«Пиковая дама» была написана во «вторую болдинскую осень», одновременно с «Медным всадником» и «Историей Пугачева». Повесть была опубликована в 1834 году и пользовалась большим успехом у современников Пушкина.
♠️ Сюжет «Пиковой дамы» напоминает романтическую готику: тайна, рок, неопределенность границ между фантастикой и реальностью. В ней видят влияние фантастических повестей Гофмана. Главный герой носит немецкое имя Германн (есть версия, что это не имя, а фамилия). Он холоден и рационален, но цепь случайностей ведет его к безумию.
Приятель Германна Томский за карточной игрой рассказывает о своей бабушке, некогда светской львице: она будто бы знает тайну беспроигрышной игры. Германном овладевает идея узнать секрет «трех карт», но, когда ему кажется, что он на пороге победы, одна карта — пиковая дама — ломает игру и приводит его к отчаянию.
В повести точно описываются карточные игры, популярные в то время. Об их правилах и возможном смысле можно почитать в статье Анатолия Королева.
⚡️ Роковой игрой оказывается фараон — игра простая и построенная на случае. Германн надеется с помощью волшебного правила победить хаос игры, а в итоге хаос захватывает его собственный разум. Имеет значение и гадание на картах: в эпиграфе цитата из «Новейшей гадательной книги»: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
История могла бы развиваться комически: в начале повести игра — обычное развлечение. Зловещие оттенки текст приобретает из-за разрушительной мании Германна. Он соблазняет юную воспитанницу графини Лизу, преследует старуху и пугает ее до смерти. Томский позже поражает Лизу мрачной характеристикой героя: «Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».
Германн — первый «наполеонический» герой в русской прозе (к нему присоединятся Чичиков и Раскольников): речь не о сходстве с историческим лицом, а о мифологии успеха любой ценой и сверхчеловеческих претензиях. Желания Германна при этом приземленные и простые, он мечтает только о богатстве.
Старая графиня в повести — последний осколок 18 века, эпохи больших приключений и мистификаций. Ее прототип — княгиня Наталья Петровна Голицына, звезда придворных интриг 18 века: во время создания «Пиковой дамы» ей было около 90, как и героине повести. Секрет трех карт графиня узнала от Сен-Жермена — знаменитого авантюриста, алхимика, шпиона. Намеком на фатальный сюжет может быть и то, что Жермен и Германн — варианты одного имени.
✍️ В «Пиковой даме» мистический сюжет контрастирует с пушкинским ясным стилем — в этой повести Пушкин даже более краток, чем обычно. Короткие, скупые на метафоры эпитеты и предложения передают пошаговое движение к неизбежной развязке: «Время шло медленно. Все было тихо.
В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, — все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое». А эпилог повести, в котором изложены судьбы Германна, Лизы и Томского, укладывается в пять предложений.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
✍️ Давайте прочитаем неоконченный текст Пушкина «Мы проводили вечер на даче. »
Время прочтения 〰️ 12 минут
Анна Ахматова считала, что его можно читать не как отрывок, а как завершенное произведение — а как думаете вы?
Источник: levelvan.ru