Кудрявцева Е.И. Кто является субъектом управленческого труда? // XIX Международная конференция. История управленческой мысли и бизнеса. Управленческий труд и роли менеджеров: прошлое, настоящее, будущее. М. МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2018. С. 156-163.
Отношение к управленческому труду в обществе менялось в соответствии с культурными детерминантами эпох. Эти изменения прослеживаются в диапазоне от благоговения к пренебрежению, от сакральности к обыденности. В эпоху глобализации, быстрых изменений и нарастания неопределенности к традиционно выделяемым видам труда, в том числе – к управленческому труду предъявляются особые требования. Управленческие вызовы принимают на себя не только лица, наделенные специальными полномочиями, но и иные субъекты, которые в силу различных обстоятельств оказываются перед необходимостью принимать управленческие решения и осуществлять управленческие действия. Обсуждаются вопросы статуса этих субъектов, их способностей и готовности принять на себя ответственность субъекта управленческого труда.
А.М.Рощин. Кто ты, менеджер. Первая лекция.
Ключевые слова: управленческий труд, управленческая деятельность, субъект управленческого труда, психологический контракт
Who is a managerial activity actor?
The attitude to managerial work in society changed according to cultural determinants of eras. These changes are traced in the range from awe to neglect, from sacral to the ordinary. During an era of globalization, fast changes and increase of uncertainty special requirements are imposed to managerial activities. Management calls are assumed not only by the persons given special authority but also other employees which owing to various reasons appear before need to make managerial decisions and to carry out managerial actions. Issues of the status of these persons, their abilities and readiness to assume responsibility of the management are discussed.
Keywords: work of the manager, managerial activities, managerial activity actor, psychological contract
Источник: ago-consult.ru
21.6. Области профессиональной деятельности менеджера
Менеджер, руководитель — субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, осознающий, что он представитель особой профессии; работник, прошедший специальную подготовку. Для того чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем, осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, усвоить знания, относящиеся к менеджменту, придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам, уметь хорошо управлять, достигать поставленных целей.
Объективной причиной существования менеджеров является основополагающее положение о том, что организация не может существовать без менеджеров в условиях рыночных отношений. Г. Минцберг видит ее в следующем. Менеджеры вырабатывают стратегии организации, разрабатывают и устанавливают взаимодействия между процессами, протекающими в ней.
А.М.Рощин. Кто ты, менеджер. Вторая лекция.
Они направляют деятельность организации на пользу тем лицам и учреждениям, которые имеют контроль над нею. Менеджеры служат основным информационным каналом связи организаций с окружающей средой, несут ответственность за конечные результаты деятельности организаций. Они представляют организацию на официальных мероприятиях, направляют организацию на осуществление ее миссии.
Существует применяемый к любой организации процесс управления. Он заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель.
Несмотря но то, что менеджеры играют определенные роли и выполняют определенные функции, работы они выполняют различные. При большом объеме управленческой работы она тоже должна быть разделена.
Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры стоят во главе функциональных областей и подразделений. Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу, менеджеры.
Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Последние, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей вплоть до уровня менеджеров, которые координируют работу неуправленческого персонала. Неуправленческий персонал организации, например промышленного предприятия, включает работников, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств).
Вертикальное разделение труда образует уровни управления.
Независимо от существования в организации уровней управления, руководителей делят на три категории. Талкотт Парсонс предлагает рассматривать категории менеджеров с точки зрения функций, выполняемых руководителем в организации. Это уровни: технический, управленческий и институционный — уровень социальных структур, так называемых институтов, выполняющих определенные общественные функции.
Согласно Т. Парсонсу, менеджеры на техническом уровне в основном занимаются ежедневными управленческими процессами и действиями, необходимыми для эффективной производственной деятельности организации. Роль руководителей на управленческом уровне — управление и координация работы внутри организации. Руководители на институционном уровне заняты разработкой стратегии, долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.
Общеупотребителен также способ описания уровней менеджеров по иерархии в организации. Выделяют менеджеров (руководителей) низового звена, менеджеров (руководителей) среднего звена и менеджеров (руководителей) высшего звена (топ-менеджеров — главных управляющих).
Менеджеры низового звена — это младшие начальники (в машиностроении — мастера). Они выполняют управленческие действия на организационном уровне, находящемся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). В обязанности младших управленцев входит выдача производственных заданий и осуществление контроля за их выполнением, предоставление информации о правильности выполнения этих заданий. Они могут отвечать за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырья, оборудования).
Руководители низового звена составляют большую часть руководителей в организации. Большинство менеджеров начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.
Работа руководителя низового звена характеризуется напряженностью и наполненностью разнообразными действиями, переходами от решения одной задачи к другой. Задачи, в основном краткие, порой исчисляются минутами. Временной период для реализации решений короткий (до двух недель). Около половины своего рабочего времени младшие руководители проводят в общении, в основном с подчиненными.
Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена.
В зависимости от организационной необходимости средний уровень управления может быть подразделен на верхний средний (начальник цеха), низший средний (старший мастер).
Характер работы руководителя среднего звена изменяется внутри организации и от одной организации к другой. Некоторые фирмы предоставляют руководителям среднего звена больше полномочий. Их работа становится похожей на работу руководителей высшего уровня управления.
Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.
Работа менеджеров среднего уровня управления подвержена сильному влиянию различных изменений экономического и технологического характера, например из-за дробления или слияния фирм, компьютеризации процессов сбора информации и т. п.
Руководители высшего звена, высшего уровня управления в организации гораздо малочисленнее других. Типичные представители должностей высших руководителей, например, для открытого акционерного общества — председатель совета директоров, президент или генеральный директор, вице-президенты.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших для организации в целом решений.
Работа высшего руководителя характеризуется напряженностью и большим объемом и не имеет четкого завершения, поскольку организация продолжает действовать.
Пределы, которые ограничивают деятельность менеджеров в организации, определяются функциональными группами процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.
Области профессиональной деятельности менеджеров по управлению производством: подготовка производства (выполнение научных исследований, опытно-конструкторских работ, разработка технологических процессов, изготовление оснастки); производственные процессы (основные: заготовительные, обрабатывающие, сборочные; вспомогательные; обеспечивающие); материально-техническое снабжение; обеспечение качества продукции.
Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, организации рекламы и пропаганды, ценообразовании, реализации продукции.
Деятельность финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы предприятия, фирмы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участие в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организация коммерческого расчета, проведение кредитной политики, анализ финансового состояния компании.
Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности персонала, управлением продвижения сотрудников по службе.
Менеджер в области эккаутинга занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением ее фактической деятельности с возможностями и деятельностью организаций-конкурентов.
На высшем уровне управления, уровне машиностроительного предприятия в профессиональную деятельность менеджера входят: работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждение организационных проектов, планов реорганизации производства и контроль за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества.
Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы — цеха: решение задач постоянного совершенствования организации производства, обеспечение деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создание условий для активизации творческой активности персонала. На уровне производственного участка и бригады — низовом уровне управления — профессиональная деятельность менеджера должна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий для выпуска продукции высокого качества и стимулирование такой работы, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и поощрять творческую активность в процессе труда.
Организация производства на предприятиях относится к сфере деятельности линейных менеджеров: генерального директора, директора, начальника производства, начальника цеха и участка, мастера, бригадира. Линейный менеджер несет всю полноту ответственности за состояние и высокий уровень организации производства.
Смотрите также:
В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низового звена (или операционных управляющих), среднего
Глава 1. Персонал организации как объект управления.
Глава 2. Психологический анализ профессиональной деятельности.
3.1. Стили лидерства и управления в организации.
— изучение профессиональных, технических вопросов. — передача полномочий
Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других.
Субъект управления — менеджер или работник аппарата управления
Глава 1. Персонал организации как объект управления. 1.1. Психология личности работника как объекта управления.
6.2. Развитие и профессиональное обучение персонала.
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.
Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру
Новое в организации управления.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной
среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов
Управление персоналом. Менеджер по персоналу .
Управление персоналом. Руководитель в системе управления .
Планирование карьеры работников — составная часть управления персоналом в организации.
Глава 1. Персонал организации как объект управления.
Глава 3. Руководитель в системе управления персоналом. 3.2. Психологические требования к менеджеру по персоналу.
Источник: bibliotekar.ru
Понятия субъекта и объекта управления
Вникая в смысл определения управления как процесса воздействия на коллектив людей, можно задаться вопросами: кто воздействует? Что такое коллектив? Что такое люди? Кто, кем и чем управляет? С целью обозначить понятия субъекта и объекта управления.
На предприятиях, в фирмах, учреждениях, коллективах, т. е. в организациях, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, а другие исполняют и подчиняются руководству. В управленческой науке существуют понятия субъекта и объекта управления.
Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.
Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т. е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.
Таким образом, центральная фигура в управленческом процессе — человек, который может выступать и как субъект, и как объект. Огромной заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. В свою очередь, многие предприниматели и управленцы (менеджеры) использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн. Русский философ Н.А. Бердяев писал:
«Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все».
В научной литературе по управленческой психологии часто употребляются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Сущность этих понятий состоит в следующем.
Человек — это понятие, указывающее, с материальной точки зрения, на отнесенность существа к человеческому роду как к высшей ступени развития живой природы. Человек — это уникальное единство биологического и социального. Как биологическое существо («индивид», «биологическая система») он подчиняется биологическим и физиологическим законам. Как существо социальное он является частью социума и продуктом общественного развития.
Личность — это важнейший социальный признак человека, его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д. Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность является самоорганизующей системой. Объектом внимания и деятельности личности служит не только внешний мир, но и она сама. Это проявляется в ее чувстве «Я», которое включает представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, реакции на проявление своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Быть личностью означает:
- иметь активную жизненную позицию;
- осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
- оценивать последствия принятого решения и отвечать за них перед собой и перед обществом;
- постоянно строить и совершенствовать себя и других, располагать приемами и средствами, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей воле;
- обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Индивидуальность — это особенная и непохожая на других личность, которой присуще единство неповторимых личностных свойств. Это своеобразие ее психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Основными параметрами индивидуальности являются мотивация, темперамент, способности, характер.
Источник: psyera.ru