Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации
Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Округин А.Н.
Федеральным законом от 29.12.2022 №590-ФЗ в Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде принудительных работ, ареста, лишения свободы, в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных частями первой – четвертой статьи 159 и статьями 159.1 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях осуществления предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению такой организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой – седьмой статьи 159 и статьями 171, 171.1, 171.3 – 172.3, 173.1 – 174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185 – 185.4 и 190 – 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Защита прав предпринимателей | Экономика с Алишером Кожасбаевым
Таким образом, указанным федеральным законом дополнен перечень преступлений, а также субъектов предпринимательской деятельности права которых защищает Уполномоченный.
Источник: prvadm.ru
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шалманова Е.С. 1 , Серова О.Ю. 1
1 Владимирский государственный университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых, Юридический институт им.М.М.Сперанского
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В настоящее время все большее внимание государства акцентировано на таких экономически и общественно-значимых вопросах, как свобода предпринимательства и ее расширение, а также совершенствование мер защиты прав предпринимателей. Это проявляется на различных уровнях, к примеру, конституционный уровень провозглашает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности 1 . Кроме того, на отраслевом уровне можно обратиться к нормам Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Однако, провозглашенная на различных уровнях свобода предпринимательства требует и защиту прав предпринимателей со стороны государства.
Защита прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей представляет собой совокупность законодательно закрепленных мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенной форме, способах, в установленных границах , с применением мер юридической ответственности за их нарушение, а также механизм исполнения данных мер.
В свою очередь, под способами защиты прав предпринимателей понимаются установленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, с помощью которых осуществляется восстановление нарушенных или оспариваемых прав, а также воздействие на правонарушителя. В юридической литературе выделяют как материально-правовые способы защиты прав предпринимателей, так и процессуальные.
Материально- правовые способы защиты прав предпринимателей – совокупность действий, направленных на защиту прав на основании охранительных норм материального права. К ним относятся:
1)пресекательные способы защиты, характеризующиеся принудительным прекращением противоправных действий, наносящих вред или другие негативные последствия либо создающие угрозу таких последствий. К примеру, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
2) восстановительные, представляющие собой те действия, которые направлены на признание за определенным субъектом конкретных прав и на восстановление положения, существовавшего до нарушения права. К ним, в частности, относятся: признание права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и компенсации морального вреда и другие.;
3) штрафные способы защиты прав предполагают применение против нарушившего их лица законодательно закрепленных санкций за его противоправное поведение. К ним относятся действия по взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, конфискации и так далее.
Процессуальные способы защиты прав предпринимателей представляют собой комплекс мер, обеспечивающих защиту прав предпринимателей в ходе рассмотрения спора о нарушенном или оспариваемом праве. Основными процессуальными способами защиты прав предпринимателей , по мнению Атласова Д.И 2 являются:
1)Право установления в договорном порядке компетентного органа по разрешению спора;
2)Право на обращение к компетентному органу в целях защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей .
В тоже время, защита прав и интересов предпринимателей становится неэффективной ввиду сложности применения частноправовых конструкций к публично-правовым отношениям. Острой проблемой остается соблюдение законодательства органами законодательной власти и их должностными лицами при обеспечении принципа законности в сфере предпринимательской деятельности 3 . Анализ судебной практики показывает, что в деятельности данных органов чаще всего встречаются нарушения требований закона, которые обусловлены теми или иными субъективными и объективными причинами.
Поддержка и защита прав предпринимателей является приоритетной задачей, стоящей перед Россией и ее обществом. Однако, удовлетворительного решения она до сих пор не получила. Можно говорить о несовершенстве законодательства о защите прав предпринимателей, что выражается в том, что нормативные правовые акты в данной области принимаются и находят свое применение без системного учета принципов регулирования предпринимательской деятельности, установленных в Конституции РФ, а также без анализа и оценки предполагаемых последствий их воздействия на развитие предпринимательских отношений.
В связи с этим можно предложить следующие варианты совершенствования законодательной базы о защите прав предпринимателей:
1)ввести ответственность за создание государственными органами и должностными лицами препятствий к деятельности предпринимателей;
2) дополнить п.1 ст.22 ФЗ №294 положением о том, что вред, который причинен предпринимателям вследствие неправомерных действий или бездействий органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления подлежит возмещению, включая упущенную выгоды и компенсацию за вред, который был нанесен деловой репутации предпринимателей, за счет средств соответствующих бюджетов;
3) внести изменения в АПК РФ в ст.138 в относительно того, что субъектам предпринимательской деятельности будет предоставлена возможность разрешить спор процедурой альтернативного урегулирования споров.
Таким образом, правовая защита прав предпринимателей требует совершенствования законодательства, поскольку предпринимательские отношения представляют собой доминанту в развитии экономики государства. Несмотря на активное обращение внимания со стороны государства на данную область правоотношений, остаются нерешенными многие вопросы относительно правовой защиты прав предпринимателей.
Список использованной литературы:
1.Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».- Режим доступа: Консультант плюс. — Загл. с экрана.(Дата обращения 20.12.2017.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Российская газета.-08.12.1994.-№238-239.- Режим доступа: Консультант плюс. — Загл. с экрана.(Дата обращения 20.12.2017.).
3. Каминка, А. И. Основы предпринимательского права / А.И. Каминка. — М.: Зерцало-М, 2015. С. — 320.
4. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. — М.: Проспект, 2015. С. — 650.
5. Корпоративные отношения: комплексные проблемы теоретического изучения и нормативно-правового регулирования: монография / А.Н. Беседин, Е.Н. Ефименко, Е.А. Козина и др.; под ред. Е.Д.
Тягай. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 144 с.
6. Атласов Д.И. Формирование законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 1. С. 253-261.
7. Актуальные проблемы предпринимательского права: [сборник статей]. Вып. 1 / [под ред. А.Е. Молотникова, Р.С. Куракина; Е.О. Барсукова, Д.А. Гаврилов, О.И. Грищенко [и др.]; [предисл.
А.Е. Молотников]. М.: Волтерс Клувер, 2016. — С.339.
1 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».- Режим доступа: Консультант плюс. — Загл. с экрана.(Дата обращения 20.12.2017.).
2 Атласов Д.И. Формирование законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 1. С. 254.
3 Корпоративные отношения: комплексные проблемы теоретического изучения и нормативно-правового регулирования: монография / А.Н. Беседин, Е.Н. Ефименко, Е.А. Козина и др.; под ред. Е.Д.
Тягай. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 144 с.
Источник: scienceforum.ru
Охрана и защита прав и интересов предпринимателей
знать виды отношений по защите прав предпринимателей; основные проявления коррупции в сфере предпринимательской деятельности; основные начала законодательства РФ, регламентирующие вопросы защиты субъектов предпринимательства от коррупционных правонарушений; основания возникновения предпринимательских прав и обязанностей;
уметь отграничивать понятия охраны и защиты прав предпринимателей; раскрыть сущность предупредительной защиты прав предпринимателей; разграничить предупредительную и судебную защиту прав предпринимателей; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями в рамках рассматриваемой темы; логически и грамотно излагать свою точку зрения по вопросам применения законодательства, регулирующего предпринимательские правоотношения;
владеть навыками анализа действий субъектов предпринимательского права и юридически значимых событий при выявлении коррупционных правонарушений; применения гражданско-правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе профессиональной деятельности.
Понятие и основные формы защита прав предпринимателей
Развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной политики. Поэтому основная задача государства заключается во всемерном поощрении и обеспечении надлежащих гарантий развития предпринимательства, охране и защите прав предпринимателей [1] .
Одной из форм охраны прав предпринимателей является защита их прав. В юридической литературе отмечается, что в отличие от защиты субъективных прав, потребность в которой возникает при нарушении, меры охраны используются до нарушения, для предотвращения возможного нарушения [2] .
Как отмечает Н. И. Матузов: «Вообще охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса — не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Эти понятия не совпадают».
Отношения по защите прав предпринимателей условно можно разделить на следующие группы.
- 1. Защита от противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур, которые урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- 2. Внутренняя безопасность — отношения работников и работодателя, урегулированные трудовым правом (например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома).
- 3. Защита от противоправных действий контрагентов — отношения, касающиеся самого процесса осуществления предпринимательской деятельности, которые регулируются тем или иным гражданско-правовым договором и нормами ГК РФ (например, установление форм ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств), а также мерами информационно-правового характера (проверка благонадежности контрагента на официальных открытых ресурсах ФНС России, Росфинмониторинга и федерального ресурса — Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности).
- 4. Защита от противоправных действий конкурентов — защита как на уровне законодательства, например, работа ФАС России, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
- 5. Защита от противоправных действий клиентов — сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», а также введение дополнительных мер обеспечения безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
- 6. Защита от противоправных действий третьих лиц — это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении субъекта предпринимательства преступных деяний. Регулируются отношения уголовным, административным законодательством, Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Действующее законодательство предусматривает две большие группы вариантов защиты прав предпринимателей:
Первую группу отношений составляет предупредительная защита — меры досудебного урегулирования конфликтов, а также принятия охранительных мер. К ним относятся: процедуры переговоров, подписания протоколов разногласий, подача заявлений и жалоб в государственные надзорные органы и т. д.
Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате возлагает на нотариат обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий в бесспорном порядке. Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:
- а) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем (удостоверение сделок, удостоверение времени предъявления документов — как механизм защиты интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, свидетельствование верности копий документов и т. д.);
- б) посредством защиты уже нарушенного права (например, совершение исполнительной надписи, обеспечение доказательств, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг — как механизм надлежащего исполнения обязательств при отсутствии, недееспособности, уклонения кредитора или его неопределенности).
Наряду с вышеперечисленным нотариусы свидетельствуют подлинность подписи на заявлениях юридических лиц в регистрационные органы о государственной регистрации юридического лица при создании, о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и др.
Нотариусы также представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вносят сведения в реестр списков участников общества с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата и выдают выписки из указанного реестра.
Согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (такой, как подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения) не предусмотрен уставом такого общества, либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками единогласно. Участие нотариуса в подтверждении принятия решения является дополнительной гарантией охраны юридического лица от фальсификаций решений органа управления, а также эффективным средством борьбы с «рейдерством».
Современные экономические реалии и рост благосостояния российских предпринимателей требуют адаптации всех отраслей права, в том числе и вопросов наследования и правопреемства бизнеса. С 1 сентября 2018 г. в ГК РФ появилось новое понятие — наследственные фонды — согласно ст. 123.20-1 ГК РФ это создаваемый в порядке, предусмотренном ГК РФ, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом. Гибкость института позволяет сохранить бизнес, преумножить доход и распорядиться им надлежащим образом (учредитель может установить/ограничить сумму, которая ежегодно будет выплачиваться детям из средств фонда — это дает дополнительную гарантию того, что все средства фонда не будут впустую потрачены в кратчайшие сроки).
С недавних пор в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, а также гармонизации социальных отношений создан институт медиации. Данные отношения регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно ему споры, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений можно решить путем участия в переговорах в качестве посредника независимого лица — медиатора.
К группе предупредительной защиты прав предпринимателей можно также отнести превентивным меры, направленные на исключение ситуаций нарушения прав: составление договоров, законодательное регулирование различных процедур в отношении предпринимателей, например, проведения проверок.
Сюда также можно отнести и локальные нормативные акты, издаваемые предпринимателем, такие как положение о коммерческой тайне, соглашение о полной материальной ответственности, подписываемое сотрудниками и т. д.
Некоторые источники относят к данной группе детективные и охранные услуги, которыми может воспользоваться предприниматель, например, для обеспечения сохранности своего имущества или пресечения попытки проникновения в коллектив недобросовестных сотрудников.
Вторая группа отношений, представляет собой судебную защиту, гарантированную Конституцией РФ. Судебная защита прав предпринимателей может осуществляться в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также третейских судах, созданных при различных объединениях предпринимателей. При нарушении любого права предприниматель вправе обратиться с иском в суд соответствующей инстанции, в ходе судебного заседания он может пользоваться всеми правами, предусмотренными ГПК РФ и АПК РФ. При этом предприниматель может защищать свои права как самостоятельно, так и с помощью квалифицированных специалистов.
Специальным субъектом в защите прав предпринимателей является институт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, созданный во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица.
Основными задачами Уполномоченного согласно Федеральному закону от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» являются:
- 1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств;
- 2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
- 3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- 4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;
- 5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
В целях защиты прав предпринимателей Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» создан институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. Данный институт включает в себя Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 1 данного Закона основной целью деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Д. Е. Зайков отмечает: «Введение института уполномоченных по защите прав предпринимателей было обусловлено актуальной необходимостью создания действенного механизма оказания квалифицированной помощи субъектам предпринимательской деятельности. защиты их прав и законных интересов в сложных ситуациях в условиях бюрократии, административного давления и коррупционных проявлений со стороны государственных органов и их должностных лиц» [3] .
Законом субъекта РФ может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте РФ устанавливаются специализированным законом субъекта (например, Законом Ульяновской области от 06.11.2011 № 166-30 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области»).
При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте РФ вправе:
- 1) запрашивать и получать от органов государственной власти, необходимые сведения, документы и материалы;
- 2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- 3) направлять мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов;
- 4) направлять высшему должностному лицу субъекта мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;
- 5) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
- 6) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции.
Российское законодательство представляет широкий спектр способов защиты прав предпринимателей, выбор того или иного способа осуществляется субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно, исходя из тех или иных жизненных обстоятельств.
- [1] Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Е. Г. Афанасьева [и др.] ; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2017.
- [2] Корпоративное право : в 2 т. Т. 2 : учебный курс / Е. Г. Афанасьева [и др.] ; отв. ред. И. С. Шиткина. М. : Статут, 2018. 2 Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. С. 130—131.
- [3] Зайков Д. Е. Уполномоченные по защите прав предпринимателей как участники арбитражного процесса // Безопасность бизнеса. 2019. № 6. С. 9—13.
Источник: studme.org