Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:
Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
2. Прямое социальное влияние:
Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала,
В элитарной, массовой культурах, андерграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.
3. Косвенное экономическое влияние:
• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Вы живете в фальшивом обществе — Жак Фреско
• Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию.
• Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
4. Косвенное социальное влияние:
• Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями.
Они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.
Культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений.
Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения.
Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.
С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.
Корпоративная культура — просто о сложном
Так, экономика любого региона во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль, в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.
Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д.
[1] Так, по данным социологических исследований, проведенных в 1993-1995 гг., доля зрителей со сформированными предпочтениями конкретного театра, либо определенного жанра, пьесы, музыки, либо конкретных режиссеров и исполнителей составляла 39% театральной аудитории (см.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998. С. 229-246).
[2] Например, во Франции кредо государственного отношения к сфере культуры было выражено в лозунге «Культура — это нефть Франции». Его авторство принадлежит Жаку Лангу, который занимал пост министра культуры в 1980-е гг. и за период своей деятельности удвоил бюджет министерства культуры.
[3] Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресурсы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс.
[4] Так, образовательные организации культуры отнесены в ОКВЭД к отрасли образование (подраздел 80), управленческие организации к отрасли «Государственное управление» (подраздел 75 ОКВЭД), издательства книг, журналов, звукозаписей и др. к «Издательской И полиграфической деятельности» (раздел Д) и т.д.
[5] В соответствии с указанным законом, перемещенные культурные ценности — это те, которые были вывезены с территории Германии и союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных органов в осуществление компенсаторной реституции. Компенсаторная реституция — обязанность государства компенсировать вред, причиненный им другому государству, путем передачи потерпевшему государству предметов того же рода, что и незаконно вывезенные или разграбленные.
[6] Ценовая дискриминация — продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных категорий посетителей — студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.
[7] Локализация — ограничение распространения какого-либо явления какими-либо пределами; связанность с определенным местом.
[8] Ценовая дискриминация — продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных категорий посетителей — студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.
[9] Названия этих органов не единообразны, поскольку определяются самостоятельно законодательством каждого субъекта федерации (например: дума, законодательное собрание, народный хурал и др.).
Источник: megalektsii.ru
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Библиографическая запись: Культура как сфера экономических отношений. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/05/02/kultura-kak-sfera-jekonomicheskih-otn/ (дата обращения: 5.06.2023)
- Home
- Экономика культуры
- Культура как сфера экономических отношений
Культура как сфера экономических отношений
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Культура как сфера экономических отношений отключены
Просмотры: 22 169
Экономические отношения в сфере культуры — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Понятие культуры
Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:
- В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
- В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
- В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Предметом экономики культуры являются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры
Специфика экономических отношений в культуре:
- выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал; сильно выражены изъяны отношений обмена, следовательно, высокой роли государства в этой сфере речь идет о создании, распространении и потреблении
культурных благ и культурных ценностей.
Взаимное влияние экономики и культуры
- Развитие экономики определяет уровень финансового и материально-технического обеспечения культуры.
- Культура влияет на экономику через совершенствование интеллектуального и образовательного потенциала людей, занятых в сфере материального производства.
- Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
- Культура и искусство служат источником развития СМИ, туризма, индустрии развлечений.
- Развивается взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
- Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
С одной стороны, культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. С другой, сфера культуры конкретная сфера жизни общества, включающая:
- сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.),
- художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность,
- исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений,
- этнографические искусства и ремесла, деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).
В контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты изучают и составляют карты культурных ресурсов и культурного потенциала территорий, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Памятники культуры и события культурной жизни становятся важной составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики.
Этапы становления экономики культуры как науки:
Характер экономических отношений в сфере культуры
70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:
1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);
2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они «второсортные». Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.
Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре.
С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры. Обоснование роли государства в новых экономических условиях.
В настоящее время общепризнанно, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ.
Специфика экономических отношений в культуре:
- выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;
- речь идет о создании, распространении и потреблении культурных благ и культурных ценностей.
Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. 3 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
LiveJournal
Одноклассники
Related Posts
Искусство эллинизма. Эллинизм как художественное явление
Enottt 7 лет ago
Просмотры: 31 062 Скачать как PDF В конце 4 в. до н. э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший. Read More
Структура и органы управления культуры
Enottt 7 лет ago
Просмотры: 14 068 Скачать как PDF Основное звено отрасли «культура и искусство» — организации культуры и искусства (далее — организации культуры). Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение. Read More
Творчество Мирона и Поликлета: сравнительная характеристика.
Enottt 7 лет ago
Просмотры: 42 842 Скачать как PDF Мирон и Поликлет являются ярчайшими представителями эпохи греческой классики, в работах которых на первый план вышел образ прекрасного доблестного воина-атлета, спокойного, сдержанного и величественного. Read More
Виды культурной деятельности. Культурные ценности
Enottt 7 лет ago
Просмотры: 32 293 Скачать как PDF Виды культурной деятельности Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не дает толкования термина «культура». Но косвенная его характеристика здесь все-таки содержится. Read More
Ну вдруг кто-то забыл
Версия для слабовидящих
Свежие записи
- История церковных облачений 29.04.2023
- Пен Варлен (1916 – 1990): две Родины, одна судьба 09.02.2023
- О Концептуальном Символизме и старых граблях 14.12.2022
- Мозаика Базилики Сан Витале 16.11.2022
- В Италии завершился Фестиваль российского искусства «Россия–Италия. Сквозь века» 10.12.2021
Культуроновости
- «Большие гастроли» МХАТа Горького пройдут в Кемерове и Новосибирске 02.06.2023
C 5 по 6 июня состоятся «Большие гастроли» МХАТа Горького в Кемерово и с 8 по 11 июня в Новосибирске, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. На сценах Театра драмы Кузбасса и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета пройдут показы спектакля из золотой коллекции театра «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия […]
Музей-заповедник во второй раз примет участие в Международной просветительской акции «Ночь географии», которая состоится на территории учреждения культуры 2 июня с 18:00 до 20:00. Для гостей будут организованы бесплатные экскурсии «Растительный мир Херсонеса Таврического» и проведены интерактивные познавательные игры, которые помогут каждому посмотреть на древний город не только с исторической, но и с географической точки […]
В Александро-Невской лавре в рамках проекта «Навстречу солнцу: «Александр Невский» будет дана опера «Александр Невский» современного российского композитора, известного советского оперного певца, народного артиста Украины, Узбекистана и Северной Осетии-Алании, педагога и основателя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Грайра Ханеданьяна. Опера была написана в 2018 году и является уникальным музыкальным произведением о великом государственном деятеле, […]
30 мая 2023 года в 12.00 в Арт-клубе Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова (г. Москва, ул. Садовая-Самотёчная, д. 3) состоится открытие выставки, посвященной десятилетнему юбилею Всероссийского конкурса детского творчества «Полицейский Дядя Степа».
Кроме того, будут подведены его итоги за 2023 год. Конкурс ежегодно проводится Министерством внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с Общественным советом […]
28 мая состоится концерт «Вивальди-Оркестра» в специальной военной части в подмосковном Чехове. В концерте прозвучат произведения, посвященные Великой Отечественной войне, а также современные композиции джазового направления. Выступления «Вивальди-оркестра» под руководством народной артистки России Светланы Безродной перед солдатами и офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации стали добро традицией. С момента начала проведения специальной военной операции оркестр постоянно […]
Источник: iskusstvoed.ru
1.2. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие
Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое развитие на уровне обыденного сознания в публицистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты воспринимается и трактуется довольно поверхностно.
«Культура только требует денег, никакого дохода не приносит», «это индустрия зрелищ, развлечений», «ее задача — воспитание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на концерт сходят, тем по улице болтаться» — ряд таких расхожих представлений можно продолжать и продолжать.
Между тем за рубежом вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внимания и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 году в Цюрихе. Начиная с 1985 года, публикуются результаты исследования экономического значения профессиональных искусств в Нидерландах. С 1988 года начались систематические исследования рентабельности культуры в Германии (Нойс, Северный Рейн-Вестфалия, Рурская область, Кельн. ). Показательно на этом фоне бурное развитие инфраструктуры сферы культуры современного Берлина.
Систематический анализ вклада сферы культуры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Программ развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 1999-2003, 2003-2006 и 2005-2008 годы, С учетом результатов этих разработок и упомянутых зарубежных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитии современного общества.
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:
• сфера культуры способна создавать рабочие места, она участвует в обеспечении занятости. Речь идет о создании рабочих мест по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом, осуществляя непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона (занятость, налоговые и прочие отчисления). Такие рабочие места могут создаваться не обязательно на бюджетные финансовые средства. Сфера культуры вполне способна в этом плане к самоорганизации, и если в чем и нуждается со стороны органов власти, так, прежде всего, в организационной поддержке;
• сфера культуры, реализуя соответствующие услуги, обеспечивает социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей. Речь идет не просто об отдыхе и развлечениях «после тяжелого трудового дня», а именно о полноценной социализации и самореализации личности, участии в развитии человеческого капитала региона;
• создание базы и инфраструктуры развития некоторых отраслей, существование и развитие которых предполагает достаточно развитую сферу культуры. Очевидным примером в этом плане является туризм. Свыше 70% мирового туризма составляет туризм «культуральный»: люди едут, прежде всего, знакомиться с культурно-историческим наследием, памятниками культуры, музеями, яркими и своеобразными событиями в культурной жизни. Даже конгрессный и бизнес-туризм, все равно, предполагают их подкрепление и дополнение культурными проектами и программами.
2. Прямое социальное влияние:
• обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;
• в элитарной, массовой культурах, андерграунде вырабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения;
• культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями, облагораживая и эстетизируя среду обитания, включая производственную и офисную среду.
3. Косвенное экономическое влияние. В данном случае речь идет о реализации исключительного потенциала сферы культуры как сферы публичной и социально-значимой деятельности. Тем самым сфера культуры активно участвует в формировании инфраструктуры деловой активности и политической жизни региона.
• Аккумулирование и трансляция неких базовых ценностей общества, образцов, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
• Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как брендинг и ребрендинг, реклама, public relations, интегрированные маркетинговые коммуникации, промо-акции, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусств.
• Формирование и развитие партнерских отношений бизнеса и сферы культуры открывают возможности развития корпоративной социальной ответственности (КСО) на основе социальных инвестиций, социально-культурных коммуникаций.
• Создание инфраструктуры деловых контактов, мест и условий их реализации.
• Оказание корпоративных услуг.
• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.
• Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
• Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы.
• Формирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в т. ч. — в целях инвестиционной привлекательности.
4. Косвенное социальное влияние:
• культура и искусство выступают источником цивилизаци-онного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения;
• культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений;
• они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения;
• велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;
• возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе с использованием современных технологий;
• сфера культуры — единственная сфера деятельности, которая реально и профессионально работает с материалом, определяющим культурную идентичность (памятники, события и герои культурно-исторического прошлого, достижения художественного творчества и т. п.)
Консолидация общества может также обеспечиваться на основе внешней или внутренней опасности, угроз реальных или вымышленных, на основе пропагандистской манипуляции общественным мнением. Однако сфера культуры — единственная сфера профессиональной деятельности, которая обеспечивает реальную консолидации общества на позитивной и конструктивной основе культурной идентичности. Такая консолидация обеспечивается не пропагандистски-админстративно сверху вниз, а вырастает снизу вверх на основе прочного фундамента культурной-идентичности и самоопределения личности.
С учетом всех указанных связей между сферой культуры и социально-экономическим развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.
Сказанное можно проиллюстрировать на примере сферы культуры Санкт-Петербурга. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развития культуры города отмечается, что экономика и международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49 %), опирающийся, прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9 % приходится непосредственно на услуги связи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.
Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свыше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.
Речь, таким образом, идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духовном пространстве, т. е. культурном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, об интенсивном, творческом приобщении к культурным ценностям, активной гражданственности, особом стиле общения.
В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена («сухого остатка бывшей имперской столицы») становится одним из градообразующих комплексов мегаполиса. Именно наличие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры мало реальными оказываются планы социально-экономического развития города.
Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач формирования благоприятного социального климата, интеграции и продвижения города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т.д. В целом, без учета этого фактора невозможно решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формирование Санкт-Петербурга в качестве интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и производства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной стратегической цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга — по сути дела, есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.
Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст туристской деятельности, непосредственных потребностей коммерческой сферы по рекламе и public relations. Культура города — это, в конечном счете, реальная культура его реального населения! Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в качестве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности горожан — важнейшая задача городской культурной
политики. Она должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.
Представляется, что аналогичный подход может и быть реализован практически в любом регионе России — страны, регионы которой пока еще обладают колоссальным культурно-историческим наследием и несомненным потенциалом сферы культуры. Сфера культуры реально востребована обществом. Сложившийся профессиональный имидж культуры как «жалкой и убогой» — жалкой в том смысле, что ее жалеть надо, а убогой — в том смысле, что к Богу близкой — является очевидным тормозом развития не только сферы культуры, но социально-экономического развития в целом.
Сфера культуры нигде в мире не существует и не развивается исключительно на бюджетные средства, Также нигде в мире она не развивается и исключительно на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых различных социальных сил. И как показано в данном материале, она объективно востребована различными силами, дает возможности реализации их интересов. Использование этого ресурса отнюдь не сводится только к своеобразной ренте материальных ценностей (зданий, помещений, оборудования и инструментов). Полномасштабная и эффективная реализация рассмотренного выше потенциала сферы культуры в изрядной степени зависит от самоопределения профессиональной среды работников культуры, от ее способности к самоорганизации, способности оказывать влияние на общественное мнение, донося до общества свои реальные возможности и позиционируя свой профессионализм на региональном и федеральном уровнях.
Источник: studfile.net