Культура как бизнес общества

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного обще­ства:

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

Сфера культуры и искусства создает конкретные ра­бочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потен­циалом, осуществляет непосредственный вклад в раз­витие экономики конкретного региона.

Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии раз­влечений.

2. Прямое социальное влияние:

Культура и искусство обеспечивают социально-зна­чимые виды деятельности, организацию отдыха, по­зитивно влияют на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствуют духовному развитию личнос­ти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала,

В элитарной, массовой культурах, андерграунде пред­лагается разнообразие возможных образцов и моде­лей социального поведения.

3. Косвенное экономическое влияние:

• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые цен­ности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой де­ятельности.

Вы живете в фальшивом обществе — Жак Фреско

• Такие современные технологии бизнеса и менедж­мента, как реклама, public relations, работа с персо­налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, не­возможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотруд­ничества с учреждениями и организациями сферы культуры.

• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче­ство делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим ме­ханизмом и инструментом формирования гражданс­кого общества, способного к саморазвитию.

• Культура и искусство повышают ценность окружаю­щей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха.

4. Косвенное социальное влияние:

• Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными собы­тиями.

Они выступают источником цивилизационного влия­ния и социальной организации, стимулируют творче­ство, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

Культура и искусство — коллективная память обще­ства, неисчерпаемый источник культурно-историчес­кого наследия и творческих идей для будущих поко­лений.

Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают сте­пень социализации личности, способствуя профилак­тике и сокращению девиантного и асоциального по­ведения.

Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием со­временных технологий.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является систе­мообразующим фактором консолидации и развития об­щества в национальном и региональном масштабе.

Корпоративная культура — просто о сложном

Так, экономика любого региона во многом связаны с его позициями на рынке куль­турных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туриз­ма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль, в которой играет формирование и продвижение при­влекательного образа города. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощ­ным катализатором деловой активности в городе.

Культура в современном обществе во все большей сте­пени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого раз­вития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного соци­ального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д.

[1] Так, по данным социологических исследований, проведенных в 1993-1995 гг., доля зрителей со сформированными предпочтениями конкретного театра, либо определенного жанра, пьесы, музыки, либо конкретных режиссеров и исполнителей составляла 39% театральной аудитории (см.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998. С. 229-246).

[2] Например, во Франции кредо государственного отношения к сфере культуры было выражено в лозунге «Культура — это нефть Франции». Его авторство принадлежит Жаку Лангу, который занимал пост министра культуры в 1980-е гг. и за период своей деятельности удвоил бюджет министерства культуры.

[3] Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресур­сы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс.

[4] Так, образовательные организации культуры отнесены в ОКВЭД к отрас­ли образование (подраздел 80), управленческие организации к отрасли «Го­сударственное управление» (подраздел 75 ОКВЭД), издательства книг, журналов, звукозаписей и др. к «Издательской И полиграфической деятельности» (раздел Д) и т.д.

[5] В соответствии с указанным законом, перемещенные культурные ценно­сти — это те, которые были вывезены с территории Германии и союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и рас­поряжениями других компетентных органов в осуществление компенса­торной реституции. Компенсаторная реституция — обязанность государства компенсировать вред, причиненный им другому государству, путем пере­дачи потерпевшему государству предметов того же рода, что и незаконно вывезенные или разграбленные.

[6] Ценовая дискриминация — продажа в один и тот же момент одного про­дукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оп­равдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных кате­горий посетителей — студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.

[7] Локализация — ограничение распространения какого-либо явления каки­ми-либо пределами; связанность с определенным местом.

[8] Ценовая дискриминация — продажа в один и тот же момент одного про­дукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оп­равдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных кате­горий посетителей — студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.

[9] Названия этих органов не единообразны, поскольку определя­ются самостоятельно законодательством каждого субъекта феде­рации (например: дума, законодательное собрание, народный хурал и др.).

Источник: megalektsii.ru

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографическая запись: Культура как сфера экономических отношений. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/05/02/kultura-kak-sfera-jekonomicheskih-otn/ (дата обращения: 5.06.2023)

  • Home
  • Экономика культуры
  • Культура как сфера экономических отношений

Культура как сфера экономических отношений

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Культура как сфера экономических отношений отключены

Просмотры: 22 169

Читайте также:  Гостиничный бизнес как общаться с клиентами

Экономические отношения в сфере культуры — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Понятие культуры

Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово «культура» используется в трех основных значениях:

  1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
  2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
  3. В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Предметом экономики культуры являются экономические взаимо­отношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры

Специфика экономических отношений в культуре:

        выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накап­ливается большой культурный потенциал; сильно выражены изъяны отношений обмена, следовательно, высокой роли государства в этой сфере речь идет о создании, распространении и потреблении

      куль­турных благ и культурных ценностей.

      Взаимное влияние экономики и культуры

      • Развитие экономики определяет уровень финансового и матери­ально-технического обеспечения культуры.
      • Культура влияет на экономику через совершенствование интеллек­туального и образовательного потенциала людей, занятых в сфере ма­териального производства.
      • Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
      • Культура и искусство служат источником развития СМИ, туризма, индустрии развлечений.
      • Развивается взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
      • Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

      С одной стороны, культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. С другой, сфера культуры конкретная сфера жизни общества, включающая:

        сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.),
        художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность,
        исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений,
        этнографические искусства и ремесла, деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

      В контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты изучают и составляют карты культурных ресурсов и культурного потенциала территорий, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Памятники культуры и события культурной жизни становятся важной составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики.

      Этапы становления экономики культуры как науки:

      Характер экономических отношений в сфере культуры

      70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отно­шений в культуре. Точки зрения:

      1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);

      2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они «второсортные». Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, создан­ный в материальном производстве.

      Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических меха­низмов в культуре.

      С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронув­ших и сферу культуры. Обоснование роли государства в новых эконо­мических условиях.

      В настоящее время общепризнанно, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ.

      Специфика экономических отношений в культуре:

      • выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накап­ливается большой культурный потенциал;
      • речь идет о создании, распространении и потреблении куль­турных благ и культурных ценностей.

      Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. 3 За­кона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

      LiveJournal
      Одноклассники

      Related Posts

      Искусство эллинизма. Эллинизм как художественное явление

      Enottt 7 лет ago

      Просмотры: 31 062 Скачать как PDF В конце 4 в. до н. э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший. Read More

      Структура и органы управления культуры

      Enottt 7 лет ago

      Просмотры: 14 068 Скачать как PDF Основное звено отрасли «культура и искусство» — организации культуры и искусства (далее — организации культуры). Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение. Read More

      Творчество Мирона и Поликлета: сравнительная характеристика.

      Enottt 7 лет ago

      Просмотры: 42 842 Скачать как PDF Мирон и Поликлет являются ярчайшими представителями эпохи греческой классики, в работах которых на первый план вышел образ прекрасного доблестного воина-атлета, спокойного, сдержанного и величественного. Read More

      Виды культурной деятельности. Культурные ценности

      Enottt 7 лет ago

      Просмотры: 32 293 Скачать как PDF Виды культурной деятельности Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не дает толкования термина «культура». Но косвенная его характеристика здесь все-таки содержится. Read More

      Ну вдруг кто-то забыл

      Версия для слабовидящих

      Свежие записи

      • История церковных облачений 29.04.2023
      • Пен Варлен (1916 – 1990): две Родины, одна судьба 09.02.2023
      • О Концептуальном Символизме и старых граблях 14.12.2022
      • Мозаика Базилики Сан Витале 16.11.2022
      • В Италии завершился Фестиваль российского искусства «Россия–Италия. Сквозь века» 10.12.2021

      Культуроновости

      • «Большие гастроли» МХАТа Горького пройдут в Кемерове и Новосибирске 02.06.2023

      C 5 по 6 июня состоятся «Большие гастроли» МХАТа Горького в Кемерово и с 8 по 11 июня в Новосибирске, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. На сценах Театра драмы Кузбасса и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета пройдут показы спектакля из золотой коллекции театра «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия […]

      Читайте также:  Востребованы ли бизнес тренеры

      Музей-заповедник во второй раз примет участие в Международной просветительской акции «Ночь географии», которая состоится на территории учреждения культуры 2 июня с 18:00 до 20:00. Для гостей будут организованы бесплатные экскурсии «Растительный мир Херсонеса Таврического» и проведены интерактивные познавательные игры, которые помогут каждому посмотреть на древний город не только с исторической, но и с географической точки […]

      В Александро-Невской лавре в рамках проекта «Навстречу солнцу: «Александр Невский» будет дана опера «Александр Невский» современного российского композитора, известного советского оперного певца, народного артиста Украины, Узбекистана и Северной Осетии-Алании, педагога и основателя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Грайра Ханеданьяна. Опера была написана в 2018 году и является уникальным музыкальным произведением о великом государственном деятеле, […]

      30 мая 2023 года в 12.00 в Арт-клубе Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова (г. Москва, ул. Садовая-Самотёчная, д. 3) состоится открытие выставки, посвященной десятилетнему юбилею Всероссийского конкурса детского творчества «Полицейский Дядя Степа».

      Кроме того, будут подведены его итоги за 2023 год. Конкурс ежегодно проводится Министерством внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с Общественным советом […]

      28 мая состоится концерт «Вивальди-Оркестра» в специальной военной части в подмосковном Чехове. В концерте прозвучат произведения, посвященные Великой Отечественной войне, а также современные композиции джазового направления. Выступления «Вивальди-оркестра» под руководством народной артистки России Светланы Безродной перед солдатами и офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации стали добро традицией. С момента начала проведения специальной военной операции оркестр постоянно […]

      Источник: iskusstvoed.ru

      1.2. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие

      Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-эко­номическое развитие на уровне обыденного сознания в публи­цистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты воспринимается и трактуется довольно по­верхностно.

      «Культура только требует денег, никакого дохода не прино­сит», «это индустрия зрелищ, развлечений», «ее задача — вос­питание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на концерт сходят, тем по улице болтать­ся» — ряд таких расхожих представлений можно продолжать и продолжать.

      Между тем за рубежом вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внима­ния и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 году в Цюрихе. Начиная с 1985 года, публикуют­ся результаты исследования экономического значения профес­сиональных искусств в Нидерландах. С 1988 года начались систе­матические исследования рентабельности культуры в Германии (Нойс, Северный Рейн-Вестфалия, Рурская область, Кельн. ). Показательно на этом фоне бурное развитие инфраструктуры сферы культуры современного Берлина.

      Систематический анализ вклада сферы культуры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Про­грамм развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 1999-2003, 2003-2006 и 2005-2008 годы, С учетом результатов этих разработок и упомянутых зарубежных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искус­ства в развитии современного общества.

      1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

      • сфера культуры способна создавать рабочие места, она уча­ствует в обеспечении занятости. Речь идет о создании рабо­чих мест по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциа­лом, осуществляя непосредственный вклад в развитие эко­номики конкретного региона (занятость, налоговые и про­чие отчисления). Такие рабочие места могут создаваться не обязательно на бюджетные финансовые средства. Сфера культуры вполне способна в этом плане к самоорганизации, и если в чем и нуждается со стороны органов власти, так, прежде всего, в организационной поддержке;

      • сфера культуры, реализуя соответствующие услуги, обес­печивает социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей. Речь идет не просто об отдыхе и развлечениях «после тяжелого трудо­вого дня», а именно о полноценной социализации и само­реализации личности, участии в развитии человеческого капитала региона;

      • создание базы и инфраструктуры развития некоторых от­раслей, существование и развитие которых предполагает достаточно развитую сферу культуры. Очевидным при­мером в этом плане является туризм. Свыше 70% миро­вого туризма составляет туризм «культуральный»: люди едут, прежде всего, знакомиться с культурно-историческим наследием, памятниками культуры, музеями, яркими и своеобразными событиями в культурной жизни. Даже конгрессный и бизнес-туризм, все равно, предполагают их подкрепление и дополнение культурными проектами и программами.

      2. Прямое социальное влияние:

      • обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духов­ному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

      • в элитарной, массовой культурах, андерграунде вырабаты­вается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения;

      • культура и искусство обогащают социальную среду, пропи­тывая ее различными привлекательными событиями, обла­гораживая и эстетизируя среду обитания, включая произ­водственную и офисную среду.

      3. Косвенное экономическое влияние. В данном случае речь идет о реализации исключительного потенциала сферы культу­ры как сферы публичной и социально-значимой деятельности. Тем самым сфера культуры активно участвует в формирова­нии инфраструктуры деловой активности и политической жиз­ни региона.

      • Аккумулирование и трансляция неких базовых ценностей общества, образцов, которые, помимо прочего, используют­ся в коммерческой и некоммерческой деятельности.

      • Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как брендинг и ребрендинг, реклама, public relations, интегрированные маркетинговые коммуникации, промо-акции, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и ис­кусств.

      • Формирование и развитие партнерских отношений бизне­са и сферы культуры открывают возможности развития корпоративной социальной ответственности (КСО) на ос­нове социальных инвестиций, социально-культурных ком­муникаций.

      • Создание инфраструктуры деловых контактов, мест и усло­вий их реализации.

      • Оказание корпоративных услуг.

      • Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и неком­мерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и ин­струментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.

      • Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды про­изводства и отдыха.

      • Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы.

      • Формирование и продвижение привлекательного имид­жа региона, местности, в т. ч. — в целях инвестиционной привлекательности.

      4. Косвенное социальное влияние:

      • культура и искусство выступают источником цивилизаци-онного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов со­знания и поведения;

      Читайте также:  Пример презентации инновационного бизнес проекта

      • культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического на­следия и творческих идей для будущих поколений;

      • они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и со­кращению девиантного и асоциального поведения;

      • велика роль культуры и искусства в образовании и воспи­тании подрастающего поколения, влиянии на интеллекту­альное и эмоциональное развитие детей;

      • возрастает роль культуры и искусства в социальной ком­муникации, в том числе с использованием современных технологий;

      • сфера культуры — единственная сфера деятельности, кото­рая реально и профессионально работает с материалом, определяющим культурную идентичность (памятники, со­бытия и герои культурно-исторического прошлого, дости­жения художественного творчества и т. п.)

      Консолидация общества может также обеспечиваться на ос­нове внешней или внутренней опасности, угроз реальных или вымышленных, на основе пропагандистской манипуляции общественным мнением. Однако сфера культуры — единственная сфе­ра профессиональной деятельности, которая обеспечивает реаль­ную консолидации общества на позитивной и конструктивной основе культурной идентичности. Такая консолидация обеспе­чивается не пропагандистски-админстративно сверху вниз, а вы­растает снизу вверх на основе прочного фундамента культурной-идентичности и самоопределения личности.

      С учетом всех указанных связей между сферой культуры и социально-экономическим развитием можно сказать, что куль­тура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

      Сказанное можно проиллюстрировать на примере сферы куль­туры Санкт-Петербурга. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развития культуры города отмечается, что экономика и международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и турист­ских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести реша­ющий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49 %), опирающийся, прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9 % приходится непосредственно на услуги свя­зи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

      Памятники культуры и события культурной жизни являют­ся важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свы­ше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестицион­ной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.

      Речь, таким образом, идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духовном пространстве, т. е. культур­ном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, об интенсивном, творческом при­общении к культурным ценностям, активной гражданственнос­ти, особом стиле общения.

      В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена («сухого остатка бывшей имперской сто­лицы») становится одним из градообразующих комплексов мегаполиса. Именно наличие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, обра­зования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры мало реальными оказываются планы социально-эко­номического развития города.

      Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стер­жень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач формирования благоприятного соци­ального климата, интеграции и продвижения города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т.д. В целом, без учета этого фактора невозможно решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формиро­вание Санкт-Петербурга в качестве интегрированного в россий­скую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и про­изводства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной страте­гической цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга — по сути дела, есть приве­дение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.

      Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, ти­тульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст турист­ской деятельности, непосредственных потребностей коммерчес­кой сферы по рекламе и public relations. Культура города — это, в конечном счете, реальная культура его реального населения! Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в каче­стве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной дея­тельности горожан — важнейшая задача городской культурной

      политики. Она должна быть направлена на повышение интег­рирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.

      Представляется, что аналогичный подход может и быть реа­лизован практически в любом регионе России — страны, регио­ны которой пока еще обладают колоссальным культурно-историческим наследием и несомненным потенциалом сферы куль­туры. Сфера культуры реально востребована обществом. Сложившийся профессиональный имидж культуры как «жал­кой и убогой» — жалкой в том смысле, что ее жалеть надо, а убо­гой — в том смысле, что к Богу близкой — является очевидным тормозом развития не только сферы культуры, но социально-экономического развития в целом.

      Сфера культуры нигде в мире не существует и не развивается исключительно на бюджетные средства, Также нигде в мире она не развивается и исключительно на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых раз­личных социальных сил. И как показано в данном материале, она объективно востребована различными силами, дает возможно­сти реализации их интересов. Использование этого ресурса от­нюдь не сводится только к своеобразной ренте материальных ценностей (зданий, помещений, оборудования и инструментов). Пол­номасштабная и эффективная реализация рассмотренного выше потенциала сферы культуры в изрядной степени зависит от самоопределения профессиональной среды работников культуры, от ее способности к самоорганизации, способности оказывать вли­яние на общественное мнение, донося до общества свои реаль­ные возможности и позиционируя свой профессионализм на ре­гиональном и федеральном уровнях.

      Источник: studfile.net

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин