Рассматривая логистику как экономическую дисциплину, мы можем с уверенностью сказать, что она представляет собой науку о планировании, контроле и управлении перемещениями грузов, складированием и прочими пространственно-временными мероприятиями. При этом передвижение сырья, комплектующих и готовой продукции невозможно рассматривать как отдельный феномен, обособленный от процессов получения и обработки информации, в зависимости от которых логистические потоки меняют свое направление и интенсивность.
Существуют два основных понимания логистики – в узком и широком смысле.
В узком смысле логистика – это деятельность предприятия по организации процессов, связанная с перемещением в пространстве и времени грузов от первичного источника до конечного потребителя.
В широком смысле определение логистики расширяется. В него включаются не только. В него включается не только доведение продукта до конечного потребителя, но и маршруты передвижения покупателей, процессы потребления и утилизации товаров, сортировки отходов и упаковок, вывоза отработанных материалов в места их захоронения.
Задачи современной логистики уже не укладываются в те простые рамки, которые были привычными еще несколько десятилетий назад. Теперь логистика оперирует не только двумя основными критериями, характерными для транспортной задачи: а) скоростью доставки грузов и б) стоимостью перевозок, но и некоторыми новыми параметрами. К их числу относятся экологичность поставок, когда разработка ресурсов, доставка их в места производства и потребления наносит минимальный ущерб окружающей среде.
Немаловажным параметром оценки современной логистической системы является ее емкость по трудовому потенциалу, способности создания рабочих мест как в самой логистической отрасли, так и в смежных областях. Важнейшие логистические проекты типа БАМа, создания сети мостов, транссибирской и транскавказской магистралей, проведение нефтяных и газопроводов в Европу и Китай (типа «Северного потока», «Восточная Сибирь — Тихий океан» и др.), строительство аэродромов, портов и транспортных терминалов – все это приносит не только прямую прибыль от перевозок и обработки грузов, но и создает расширение занятости, повышает благосостояние страны.
Нельзя не отметить и еще один критерий эффективности логистической системы – ее способность быть конкурентоспособной на международной арене. Удобство логистики, безопасность перемещения грузов, отсутствие длительных простоев на таможенных границах – один из главных факторов выбора международными перевозчиками того или иного маршрута.
В современных экономических отношениях, в маркетинге и бизнесе логистические процессы занимают особое место. В стандартных схемах поставки логистические операции занимают весьма продолжительное время, которое составляет 90-93% всего времени прохождения продукта от первичных источников до конечного потребителя и утилизации продукта (см. рис.1).
Рис.1. Стандартная схема товародвижения
По стоимости логистика может стоить производителю и продавцу до половины общих затрат на создание и продажу товара.
Здесь, правда, следует оговориться, что имеются в виду некие усредненные затраты на многие товарные группы. Очевидно, что логистические затраты на производство и продажу экскаваторов совсем иные, нежели для аналогичных издержек производителей наручных часов. Однако пропорции, указанные нами выше, можно считать достаточно верными, на которые можно ориентироваться при анализе логистических операций в их совокупности.
Источник: vadim-galkin.ru
Введение
Что такое Логистика? В настоящее время существует несколько десятков определений термина «ЛОГИСТИКА». Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.
Динамичное развитие рынков, высокая конкуренция и желание покупателя получать, прежде всего, качественный товар обуславливают развитие сравнительно новой для Беларуси науки — Логистики. На рынке все сложнее становится зарабатывать только за счет развития производства и маркетинга. Эффективная логистика позволяет, прежде всего, повышать рентабельность компании за счет снижения себестоимости и издержек.
I. Логистика как наука и инструмент бизнеса
1.1 Определение и понятие логистики
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики. Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики».
В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками».
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики.
Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики — логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.
Другое направление включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения. В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок.
Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «. совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект.
В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т. д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации. Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики — возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели.
Источник: studfile.net
Логистика и ее роль в бизнесе
В настоящее время существует много определений логистики. В них, как правило, фигурирует такое понятие, как «материальный поток», или «материалопоток», являющийся результатом работы логистики. Поскольку здесь будет рассмотрена деятельность по управлению этим потоком, следует отметить, что она включает в себя комбинированные виды деятельности учреждений и служб, информацию, материальное распределение и обеспечение, планирование производства и т.д.
Основная цель логистики — доставка продукции точно в срок. Значит, необходимо составить такое движение такого материального потока, при котором продукция в установленном количестве поступала бы потребителю в определенный день и в заданный час.
Чтобы обеспечить это, нужно связать поставщика с потребителями согласованными графиками доставки продукции, базирующимися на оптимальных транспортных маршрутах. Мы приняли такое определение логистики: логистика — это наука и искусство управления материальным потоком. Расширим данное определение, заменив понятие «управление» его функциями: планированием, организацией, мотивацией и контролем. В результате получим следующее определение: логистика — это наука и искусство планировать, организовывать, создавать условия мотивации и контроля за материальным потоком.
Сразу возникают два вопроса: Почему наука? Почему искусство? Наука — это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Искусство — умение, мастерство, знание дела. Поэтому логистику необходимо рассматривать и как науку, и как искусство, т.е. специалист по логистике должен использовать свои мастерство, теоретические знания и практические навыки, чтобы управлять материальным потоком, а также обращаться к своей интуиции в том случае, когда будет выбирать подход к решению стратегических, тактических задач и проблем в области продвижения продукции, т.е. материального потока.
Один из вариантов логистической системы, демонстрирующий ее концепцию или принципы, приведен на рис. 1.1.
Принцип логистической системы, или ее концепция, связан с управлением материалами (со снабжением) и с управлением распределения (со сбытом). Американские ученые считают, что логистика обеспечивает механизм разработки задач и стратегий, в рамках которых можно осуществлять повседневную деятельность по управлению материальными потоками. Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что не только уделяется особое внимание интеграции видов деятельности, но и выполняется их объединение. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и ответственность за транспортирование могут считаться функциями производства и распределения соответственно, а решения по первым зачастую принимаются без учета вторых. В логистической системе обе они должны быть взаимосвязаны, а также должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей логистической системы.
Управление материалами Управление распределением
Рис. 1.1. Принцип логистической системы:
—> материальный поток —> информационный поток
Логистическая система работает как внутри производства, обеспечивая внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей. На кругообороте капитала (рис. 1.2) это выглядит так:
Логистика рассматривается в управленческом и технологическом аспектах. Заниматься организацией управления снабжением, продвижением материалопотока и обеспечением сбыта — это значит осуществлять организационное управление. Совершенствование же технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб относятся к технологическому направлению.
Рис. 1.2. Логистическая система в сфере производства и обращения:
Д — Т — процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П — производство, в котором возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Т’ —Д’ — процесс сбыта (распределение продукции)
При изучении логистики следует знать, что она характеризуется такими функциональными областями, как запасы, транспорт, складское хозяйство, информация и др.
- 1. Запасы — выполняют роль буфера между транспортом, производством и реализацией, позволяя экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя или храниться ближе к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Они позволяют ей быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают стабильность работы транспорта.
- 2. Транспорт — при логистическом подходе включает в себя не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, с одного склада на другой, но и доставку со склада потребителю. При этом учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основные характеристики транспорта — стоимость и надежность.
- 3. Складское хозяйство — складские помещения, предназначенные для хранения материалов, их размещения, использования и др.
- 4. Информация — необходима для управления любой логистической системой, поскольку ее информационная и контролирующая подсистема передает заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, а также поддерживает уровень запасов.
- 5. Другие функциональные области — управление материальными ресурсами, распределение продукции, кадры и др.
Логистическая система, обладающая широкими функциональными областями, взаимодействует со многими управленческими функциями, такими как планирование, финансирование, производство и т.д. В различных исследовательских работах и изданиях приведены характеристики логистических систем и парадигмы логистики, которые следует использовать при проектировании таких систем (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Характеристика логистических систем
Логистическая с прямыми связями (прямая транзитная поставка — так она называлась в СССР)
Система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственный связей
Эшелонированная или многоуровневая логистическая (складская поставка — так она называлась в СССР)
Система, выстраивающаяся таким образом, что в ней материальный поток на пути от производителя к потребителю идет через одного или нескольких посредников
Система, в которой материальный поток доводится до потребителя как по прямым связям, так и с участием посредников
Система поставки «точно вовремя» (just in time)
Система, при которой резервные запасы, создаваемые на стыках процессов, резко сокращаются в целях повышения производительности и улучшения качества (изготавливается и перевозится только то, что необходимо в данный момент)
Система, в которой на все производственные участки, включая линию конечной сборки, строго по графику поставляется количество сырья и материалов, действительно требующееся для выпуска лишь запланированного объема продукции
Планируемая программа доставки (SDP — System of Delivery Planning)
Усовершенствованная система «точно в срок», представляющая собой систему планирования потребностей в материалах и прогнозирования их количества
Система DRP (Distribution Requirements Planning)
Система управления распределением продукции, главным в которой являются контроль состояния запасов, расчет точки заказа, формирование связей производства, снабжения и сбыта, планирование перевозок
Система LRP (Logistic Requirement Planning)
Система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материальных потоков на уровне предприятия
Метод быстрого реагирования (QRM — Quick Response Method)
Система планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли
Компании используют различные сочетания этих систем, а также парадигмы, которых в логистике четыре (табл. 1.2), что сложилось исторически.
Таблица 1.2. Характеристика парадигм логистики
Классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и в обращении
Информационно-компьютерная технология и технология эффективной работы функциональных областей в логистике
Направлена на то, чтобы описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе
Развивает маркетинговую парадигму и использует менеджмент и различные функции, связанные с материальным потоком
Менеджер-логист, применяющий логистические системы и парадигмы при проектировании, должен приводить в равновесие все функциональные области и следить за тем, чтобы ни одна из них не наносила ущерб другим. Чтобы реализовать это, ему необходимо пользоваться системным подходом, при котором не только подразумевается важность каждой из областей, но и признается существование взаимосвязей между ними.
При проектировании логистической системы требуется и системная интеграция, основанная на принципах системного подхода, позволяющего создать из функциональных областей логистики единый, цельный логистический механизм. Это дает возможность реализовать потенциал синергических (синергия — совместное действие каких-либо органов или систем) отношений между функциональными областями ради повышения ее эффективности. Таким образом, при построении логистической системы в целом нужно основываться на следующем:
- • во-первых, требуется обеспечивать ее работоспособность;
- • во-вторых, необходимо учитывать взаимозависимость функциональных областей и выбирать такой ее вариант, который соответствовал бы запросам потребителя.
Та эффективность, с которой материалы доходят в установленное место в указанный срок и в требуемом объеме, оказывает значительное влияние на баланс затрат, а также на функционирование логистической системы в целом и ее экономичность в частности.
Практика показывает, что узкие специалисты, как правило, сосредоточиваются на проблемах исключительно в рамках своей компетенции, выполняя лишь тактические задачи. А вот логисты должны использовать системный подход и стремиться достичь оптимального сочетания отдельных операций и функциональных областей, чтобы добиться эффективной работы логистических систем.
Необходимо также учитывать, что при принятии логистических решений порой оказывается, что затраты одних функциональных областей могут уменьшаться, а других — увеличиваться. Здесь, как говорится, работает золотой закон механики, когда в чем-то можно выиграть, а в чем-то — проиграть.
Поэтому задача логиста заключается в том, чтобы найти также решение, которое удовлетворило бы и поставщика продукции, и ее потребителя. Например, потребитель может получать продукцию напрямую от поставщика (поставщик — потребитель) массой 60 т или через склад, но уже 2 т (поставщик — склад — потребитель).
В первом случае транспортные и складские издержки будут меньше, чем во втором (рис. 1.3), но потребитель для хранения 60 т продукции должен иметь складское хозяйство. А для строительства такого хозяйства потребителю придется вложить капитал. Во втором случае издержки будут выше, но ему не придется создавать складских помещений. Его выгода будет выражаться во-первых, в том что, не построив складское хозяйство, он может использовать имеющуюся площадь для расширения производства, а во-вторых, отказавшись от поставки 2 т, он понесет меньше штрафных санкций и денежных потерь.
При создании логистического бизнеса следует учитывать, что он существует для удовлетворения потребителей. Поэтому его организационные цели зависят от определения и более эффективного и производительного удовлетворения их потребностей, чем у конкурентов. Для этого логистам следует использовать маркетинговую концепцию, содержащую три элемента:
удовлетворение потребителей, интегрированные усилия и прибыль логистической компании (рис. 1.4). Анализ схемы, представленной на рисунке, позволяет сделать вывод, что маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой. Для анализа такого взаимодействия на практике часто используют миксы. Для маркетинга — это «четыре Р»: Price — Product — Promotion — Place (цена — продукт — продвижение — место), а для логистики — это «семь Р»: Right product — Right place — Right time — Right quantity — Right condition — Right customer — Right cost (продукт — место — время — количество — качество — потребитель — затраты).
Рис. 1.3. Прямая и складская поставки
Рис. 1.4. Маркетинговая (логистическая) концепция менеджмента [21, с. 6]
С точки зрения покупателя «четыре Р» означает следующее. Продукция должна давать блага покупателю и обеспечивать эффективность работы его бизнеса. Цена — это издержки покупателя, которые должны соответствовать его доходам. Продвижение продукции на рынке должно сопровождаться эффективной информационной поддержкой, в частности рекламой.
Место, или уровень обслуживания, потребителей отражает уровень выполнения заказов (своевременную доставку). Это один из важных показателей, влияющих на конкурентное преимущество.
Схема взаимодействия маркетингового и логистического миксов приведена на рис. 1.5. На нем также показаны затраты, которые влияют на все виды деятельности, осуществляемые логистической системой. Следует отметить, что продукты или материальные ресурсы, поступающие потребителю, обладают определенным уровнем ценности (value) или полезности (utility). Причем готовый продукт (например, станок) стоит больше, чем отдельные его компоненты или материальные ресурсы, из которых он изготавливается.
Ценность или полезность производственного процесса, позволяющего получить готовую продукцию, пригодную для использования, называется «полезность формы» (form utility). С точки зрения логистики для потребителя продукт должен не только иметь полезность формы и быть в продаже, но и находиться в нужном месте в нужное время. Поэтому ценность продукта наряду с полезностью формы характеризуется также полезностью места (place utility), полезностью времени (time utility) и полезностью владения (possession utility).
Полезность места и времени обеспечивает логистика. Эти две полезности (ценности), действующие совместно и согласованно, сокращают издержки логистической компании и приносят ей высокие прибыли. Полезность владения обеспечивает маркетинг, способствующий совершенствованию логистической системы. Характеристики этих полезностей приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Характеристика полезности места, времени и владения
Ценность, добавленная продукту путем создания и обеспечения его доступности для приобретения или потребления в нужном месте
Дополнительная ценность, созданная для получения потребителем нужного продукта в нужное время. Это очень важная ценность. Несвоевременная доставка продукта может привести к остановке производственного процесса, из-за чего компания понесет большие экономические потери
Эта ценность, добавленная продукту, обусловлена тем, что потребитель становится владельцем этого продукта, и связана с условиями кредитования, дисконтными скидками, размером отсроченных платежей, а также с количеством приобретаемой продукции
Нужно отметить, что успех логистического бизнеса и его проектирование связаны не только с полезностью места и времени, но и с повышением качества обслуживания потребителей. В различных изданиях процесс повышения качества обслуживания потребителей подразделяют на четыре стадии (табл. 1.4).
Таблица 1.4. Оценка качества обслуживания потребителей
Характеристика
1. Достижение ценовой эффективности
Основывается на осознании руководством компании того, что в области логистики необходимо достичь эффективности исполнения операций при установлении приемлемой цены как для самой компании, так и для ее клиентуры
2. Завоевание доступа на рынок
Основывается на желании работать для клиента. Зачастую эта стадия сопровождается приложением совместно с клиентурой усилий, направленных на усовершенствование операций по логистике
3. Расширение присутствия на рынке
Основывается на существенном улучшении исполнения логистических операций и на достижении безупречного качества в работе
4. Создание рынка
Полное удовлетворение потребностей клиентуры в своевременном и качественном логистическом обслуживании. Качественное обеспечение логистических операций способствует улучшению работы компании клиента
Рис. 1.5. Взаимодействие маркетингового и логистического миксов
Источник: studme.org