«Белгородские известия» рассказывают о профессии, которая нигде не значилась, но которая многих кормила долгие годы
Фото: zen.yandex.ru
Ещё несколько лет назад путешествие в поезде дальнего следования невозможно было представить без громкоголосых предприимчивых людей, которые у входов в вагоны наперебой предлагали готовую еду, сладости, фрукты, вещи – от кастрюль до халатов. Если поезд стоял 2–5 минут и из него никого не выпускали, торговцы передавали пакеты и бутылки прямо в открытые окна, принимая обратно скомканные купюры.
Те, кто ездил часто, заранее предвкушали, как купят в Джанкое самые сочные и дешёвые персики, в Самаре и Архангельске – копчёного судака и леща, а на уральских полустанках – северные ягоды, грибы и кедровые орешки. В белгородских краях в охотку шли толчёная картошка, сдобренная пахучим жареным лучком или свежим укропчиком, квашеные огурцы, яблоки, вишня, малина, клубника, домашние сало и яйца.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Бизнес-зал Ленинградского вокзала
Обеспечивали всю эту «кулинарию» местные жители, для которых торговля на вокзалах зачастую была единственным источником дохода. В народе за глаза их называли «перунами»: не в честь бога-громовержца, как можно подумать, а от переиначенного слова «перрон». В нашей области профессия эта, которой не было ни в одном официальном классификаторе, канула в Лету вместе с отменой поездов южного направления.
Сегодня о том, как жилось и работалось представителям стихийного общепита, рассказывает белгородка, более 18 лет кормившая транзитных пассажиров.
Жизнь заставила
«В начале 1990-х мы с семьёй стали строить дом. Коробку кое‑как выгнали, продав родительское наследство, а дальше – всё. Зарплаты были копеечные, не то что на стройку, на жизнь еле хватало. Подруга тем временем моталась с сумками на вокзал – торговала. Предложила и мне попробовать.
Почему нет? Как сейчас помню: на все деньги, что были в доме, купила и пожарила цыплят, натолкла картофельного пюре, достала из погреба квашеных огурцов, разложила всё по пакетикам и пошла к 8 утра на вокзал. На перроне в ларьке подкупила воды, пива, свежей выпечки. Нагрузила две неподъёмные сумки. К двум часам они уже были у меня пустые.
Пришла домой, посчитала деньги и от избытка чувств заплакала: за один день я заработала 35 рублей, а зарплата моя была тогда около 70. Тут же написала заявление на расчёт. И на долгие годы моими работодателями стали пассажиры, а местом работы – перрон».
Бизнес-зал вокзала Сочи | Сколько стоит и что дают | Обзор не бздыха
Всё по‑честному
«Не знаю, как у других, но у меня еда – пунктик по жизни. Люблю, чтобы всё было вкусно, полезно, разнообразно. К порядку отношусь щепетильно, особенно на кухне. Так что совесть моя чиста – кормила пассажиров как родных, никого не отравила, волосы в продукты не сыпала.
Поднималась, как доярка, в четыре часа. Варила три-четыре десятка яиц вкрутую, ведро картошки, запекала замаринованных с вечера цыплят. Раскладывала всё по порциям в пакеты, укутывала в газетки, сверху полотенцами, чтобы тёпленькое было. В сезон почти каждый день ставила варить 20-литровые чаны с кукурузой. Семечки жарила вёдрами.
Покупали всё. Северяне по пути домой затаривались молодой картошкой, огурцами, помидорами – тут мне муж помогал, подносил сетки и вёдра к вагонам. Сразу по 10–15 кг забирали груши, яблоки, сливы, в общем, весь огородно-садовый ассортимент.
Каждый день я несла на вокзал минимум две сумки килограмм по 15. Плюс докупала что‑то в ларьках – пиво, газировку.
Чтобы везде поспеть, лазила под вагонами: пока их обежишь, все поезда уйдут. Конечно, рисковала. Бывало, ты только под вагон, а поезд трогается, выскакиваешь как бешеный, да ещё узлы за собой тянешь. Поэтому старались подальше от колёс пробираться на соседний путь. Тележку брать было опасно: мало ли где она зацепится.
Так что сама торговля – это полдела, больше грузчиком приходилось трудиться».
Гоняли и ловили
«Никто нашу деятельность на перроне не поощрял: гоняла нас милиция постоянно. Бегали от неё до Белой горы, на пляж, в депо прятались. Если рейд у них специальный, наловят, набьют полный автобус торговцев и везут в суд. Инкриминировали два вида нарушений – торговля в неустановленном месте и неправильный переход железнодорожных путей.
Так что мы штрафами в госказну вносили приличный вклад. Иногда договаривались, чтобы милиция на нас глаза закрывала. Но это всё было ненадолго.
Сейчас, спустя годы, удивляюсь абсурдности происходившего. Пассажиры в пути хотят есть, государство их питание никак не организовало, но и нам проходу не давали. Как говорится, собака на сене.
Помню, где‑то на Украине горели склады и поезда с юга задержали на сутки. Белгород был первой станцией, где можно было купить продукты. Люди выскакивали из вагонов, сметая всё подряд, мы думали, они и нас съедят. Получается, мы от голода народ спасали. И радовались, что могли помочь. Сейчас, насколько знаю, всё изменилось. Обед можно с билетом купить.
И хорошо. Хотя сама не езжу никуда, но за других рада: не то время, чтобы люди голодали. Хоть в пути, хоть где».
Разный народ
«Торговать на перроне мог кто угодно, никто это не контролировал. Много было пьющих людей, маргиналов. Только не каждый мог перронный ритм и тяжести вынести долго. И психологически себя настроить на такую работу, как оказалось, тоже непросто. Со мной как‑то напросилась знакомая: мол, денег нет, пропадаем.
Заняла приличную сумму, набрала колбасы, молочки, конфет, булочек, минералки. Привела я её на вокзал, сама всё оббежала, возвращаюсь, она у входа стоит, глаза в землю: боится. Я её сумку схватила – и к вагонам, продать товар, чтобы она хотя бы долги отдала. Идём домой, а она мне: «Я лучше один хлеб буду есть, а на вокзал ни ногой».
Фото: Наталия Козлова
На перроне вообще всё важно делать быстро, шустро – торговать, бегать, соображать. Муж попробовал один раз и только ущерб нанёс: продал два ведра картошки как один, да ещё с хорошей сумкой.
А ещё нужен характер, иначе не выстоять: конкуренция, каждый хочет заработать. Одному пассажир в окно махнул, а другой его перехватил. Скандал сразу, а то и драка, было такое. Я никого не трогала, но и себя в обиду не давала.
Работали в четыре смены, условные, конечно: с утра до обеда, с обеда до вечера, вечер и в ночь. Хотя оканчивались они все не по времени, а как продашь. Были такие поезда, где всё скупали оптом, пока они стояли. Мы особенно любили бакинский. Выйдет из вагона дядечка, покажет на три сумки: «Что у вас – всё давай». И пошли мы домой с деньгами и налегке.
Жалко, что недолго этот состав ходил».
Табель о рангах
«Торговали в основном «универсалы», как я: едой, напитками, пивом. Но были и две отдельные группы – «водочники» и «мороженники». Они считались как бы выше рангом, туда чужак втиснуться не мог. У них и доходы были выше. Прямо скажем, очень высокие доходы: за два-три сезона люди квартиры покупали.
Фото: pixabay.com
Мне тоже грех жаловаться – жили хорошо. Дом достроили, обставили, детей подняли. Но ценой всему этому стало потерянное здоровье. Настал момент, когда я не смогла ни согнуться, ни разогнуться, ноги просто не шли. А потом поезда через Украину отменили, и все торговцы вмиг стали безработными.
Жалею ли о том, что столько лет отдала поездам, вокзалу? Пожалуй, нет. Несмотря на сложности, это была интересная жизнь, быстрая, денежная. Ни на одной другой работе не было такой активности. Огромный плюс и в том, что на ней все зависело только от тебя самого, твоего желания, твоих усилий.
Тот, кто прошёл перрон, точно в жизни не потеряется, это хорошая школа».
Записала Ольга Бондарева
Источник: www.belpressa.ru
Вокзальный вендинг
Крупные игроки вендингового рынка объявили железнодорожные вокзалы зоной своих стратегических интересов. Потому, что за вокзальной автоматизированной торговлей. Тем более, что места хватит всем ‑ как крупным вендинг сетям, так и небольшим игрокам.
Торговые автоматы, а в особенности настенные кофе автоматы давно уже стали неотъемлемой частью железнодорожных вокзалов в Японии, США, стран ЕС. Это у нас он только набирает обороты — особенно страдает пассажир, когда у одного единственного тонара установленного на перроне выстраиваются в очередь пассажиры со всего поезда.
А должен быть, чистый красивый, небольшой вендинг парк, установленный близи или на перроне. Вендинг- парк предлагающий пассажирам туалетную бумагу, воду, соки, выпечку, бульоны, настенные кофе автоматы или напольные и т.д . Все с минимальной наценкой (не будем скрывать что «вокзальная» наценка все же будет исходя из платы аренды места под торговый автомат) для наших просторов пока редкость.
Проще говоря, вендинговый — сервис расположенный «шаговой доступности» от потенциального покупателя, в тех местах, где невозможна работа традиционной торговой точки, кроме «передвижных бабушек с картошкой». И там, где пассажиры ожидают загородных электричек, также можно вполне можно предложить дополнительный сервис – например, поставить автомат с выпечкой, бутербродами или напитками. Торговые автоматы дают возможность совершать покупку быстро, продукты питания уже находятся в порционной упаковке, что особо актуально для тех, кто находится в пути. Товар хранится в соответствии с требованиями производителей, а хорошие дизайнерские решения не испортят «интерьер» ЖД вокзала.
Можно конечно пойти и дальше — устанавливать специальные автоматы и в вагонах поездов дальнего следования вместо устаревших титанов. В отличие от бойлеров, обеспечивающих пассажира исключительно кипятком, аппараты не только кипятят воду, но и разливают кофе, чай, бульон или молочный коктейль. Примером могут послужить электрички в Германии, которые оснащены настенными кофе автоматами.
Пока в России можно было встретить одинокие торговые автоматы и еще реже настенные кофе автоматы, установленные внутри самого здания вокзала (часто в залах ожидания) предлагающих кофе.
Более 180 ж/д вокзалов ждут торговых автоматов
РЖД которое страдает от существенных убытков, готово поправить свое пошатнувшееся финансовое положение с помощью сдачи коммерческим организациям в аренду объектов недвижимости, находящихся на территории железнодорожных вокзалов.
И конечно среди объектов, предназначенных для аренды, российские железные дороги предлагают – площадки под платежные терминалы и вендинговые автоматы. Для вендинговых аппаратов (400 кв. м с перспективой увеличения до 3 тыс. кв. м) и для платежных терминалов (450 кв. м с перспективой увеличения до 3 тыс. кв. м).
Уже был открыт прием заявок на участие в открытых конкурсах на право аренды площадей на всех вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов страны. На торги выставлены свыше 87 тыс. кв. м на территории более чем 180 вокзалов всех классов. На аукцион выставлены территории вокзальных комплексов в Казани, Нижнем Новгороде, Кирове, Владимире, Ижевске, Калининграде, Хабаровске, Владивостоке, Уссурийске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане и Арсеньеве и т.д.
Источник: veq.ru
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Повышение эффективности функционирования вокзальных комплексов ОАО «РЖД» на основе вовлечения арендопригодных площадей в коммерческий оборот
Никонова Я.И. 1 , Рябикин Р.В. 1
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Железнодорожные вокзалы в России развиваются в соответствии с целевой моделью, предъявляющей определенные требования к вокзальным комплексам. В качестве одной из главных целей Дирекции железнодорожных вокзалов и ее филиалов определено повышение доходной составляющей своего бизнеса. В статье обоснована необходимость повышения эффективности функционирования вокзальных комплексов ОАО «РЖД» в условиях устойчивой тенденции снижения количества отправленных пассажиров с вокзалов.
Основным методом сбора информации в работе послужил опрос в ходе как опосредованного (анкетирование – для потребителей сектора B2B), так и непосредственного (личное интервью – для потребителей сектора B2C) социально-психологического общения. В результате проведенного опроса были выявлены факторы, ограничивающие и стимулирующие развитие розничной торговли и услуг на вокзале.
В качестве инструмента повышения эффективности функционирования вокзальных комплексов ОАО «РЖД» предложено вовлечение арендопригодных площадей в коммерческий оборот. Выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих наиболее полному вовлечению арендопригодных площадей в коммерческий оборот и разработаны мероприятия для минимизации влияния негативных факторов на процесс передачи площадей в аренду.
Ключевые слова: вокзальные комплексы, эффективность функционирования, вовлечение арендопригодных площадей в коммерческий оборот.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE RAILWAY STATION COMPLEXES OF JSC «RUSSIAN RAILWAYS» BY INVOLVING LEASABLE AREAS IN COMMERCIAL TURNOVER
Ryabikin R.V., NikinovaYa.I.
Siberian Transport University, Novosibirsk
Railway stations in Russia are being developed in accordance with the target model, which imposes certain requirements on station complexes. One of the main goals of the Directorate of railway stations and its branches is to increase the revenue component of their business. The article substantiates the need to improve the efficiency of the railway station complexes of JSC «Russian Railways» in the context of a steady trend of reducing the number of passengers sent from stations.
The main method of collecting information in the work was a survey in the course of both indirect (questionnaire – for consumers of the B2B sector) and direct (personal interview – for consumers of the B2C sector) socio-psychological communication. As a result of the survey, the factors limiting and stimulating the development of retail trade and services at the railway station were identified.
As a tool for improving the efficiency of the railway station complexes of JSC «Russian Railways», the involvement of leasable areas in commercial turnover is proposed. A number of problematic issues that prevent the most complete involvement of leasable areas in commercial turnover have been identified and measures have been developed to minimize the impact of negative factors on the process of transferring space for rent.
Key words: railway station complexes, efficiency of functioning, involvement of leasable areas in commercial turnover.
Одной из главных целей деятельности ОАО «РЖД» является извлечение прибыли [1]. Данная цель транслируется по иерархии на бизнес-блоки, филиалы и структурные подразделения. Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) – филиал ОАО «РЖД» является обособленным подразделением открытого акционерного общества «Российские железные дороги», образованным во исполнение решения совета директоров от 3 марта 2006 года. Для Дирекции железнодорожных вокзалов и ее филиалов одной из главных целей является повышение доходной составляющей своего бизнеса.
Однако, на сегодняшний день существует ряд немаловажных факторов, оказывающих существенное влияние на данный показатель деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов. Так, последние несколько лет прослеживается устойчивая тенденция снижения количества отправленных пассажиров с вокзалов Дирекции. Особенно остро это ощущается на вокзалах «зауральной» части России.
Еще одним фактором, определяющим доходность бизнеса ОАО «РЖД» в целом и Дирекции железнодорожных вокзалов в частности, является общая экономическая ситуация в стране. На фоне экономической нестабильности в России существенно снижается транспортная активность населения, а также платежеспособный спрос на товары и услуги, сопутствующие услугам железнодорожного транспорта [2]. Серьезной проблемой на сегодняшний день также является излишняя забюрократизованность процесса вовлечения в коммерческий оборот площадей вокзальных комплексов. Все указанные выше факторы существенно влияют на эффективность функционирования вокзальных комплексов.
Цель исследования: предложить направления повышения эффективности функционирования вокзальных комплексов ОАО «РЖД» на основе вовлечения арендопригодных площадей в коммерческий оборот.
Материалы и методы исследования. Основным методом сбора информации в работе послужил опрос в ходе как опосредованного (анкетирование – для потребителей сектора B 2 B ), так и непосредственного (личное интервью – для потребителей сектора B 2 C ) социально-психологического общения.
С целью изучения потребительского спроса на услуги, предоставляемые на железнодорожных вокзалах, был проведен опрос потребителей, которыми являются пассажиры и другие посетители вокзального комплекса, методом личного интервьюирования. Выборка респондентов производилась без специализированного отбора по полу и возрасту. Анкета состояла из 8 вопросов закрытого типа. Всего было опрошено 202 человека.
Анализ данных потребителей сектора В2В был проведен методом анкетирования. В анкете руководителю организации предлагалось назвать три фактора, ограничивающих развитие розничной торговли и услуг на вокзале, и три фактора, стимулирующих развитие розничной торговли и услуг на вокзале.
Результаты исследования и их обсуждение.
На сегодняшний день в управлении Дирекции железнодорожных вокзалов находится 348 крупнейших вокзала России, которые сгруппированы в рамках 15 региональных структурных подразделений. Общий годовой пассажиропоток на вокзалах Дирекции в 2019 году составил более 330 миллионов человек. В управлении Дирекции находится 1,31 миллиона квадратных метров площадей пассажирских зданий и 2,98 миллиона квадратных метров платформ. 348 вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов компании «Российские железные дороги» имеют различные эксплуатационные и технологические характеристики. Усредненные показатели приведены в табл.1.
Эксплуатационная и технологическая характеристика вокзалов Дирекции
Малые вокзалы по классам
Усредненные характеристики вокзалов
Суточный пассажиро-поток, чел.
Источник: scienceforum.ru