Максимальный срок камеральной проверки ИП

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрения их материалов и вынесения решений по ним детально регламентирован НК РФ. Для всех процедур определены сроки. К примеру, камеральная проверка не может длиться более трех месяцев, акт проверки нужно передать организации в течение пяти рабочих дней. Рассмотрение материалов должно пройти в 10 рабочих дней с момента истечения срока на представление возражений по акту. И еще пять рабочих дней отводится на отправку налогоплательщику решения по проверке.

Но, к сожалению, установив сроки, законодатель не озаботился регламентацией последствий их нарушения со стороны ИФНС. А на практике такое встречается весьма часто. Так чем же обернется затягивание проверки?

  • Изначальный подход ВАС РФ
  • Корректировки от ВС РФ
  • Как считать сроки в 2023 году

Изначальный подход ВАС РФ

Несоблюдение налоговым органом процедурных сроков само по себе не является нарушением, которое делает решение по проверке незаконным. Но и не влечет изменения порядка исчисления сроков на последующее принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Поэтому в таких ситуациях все процедурные мероприятия должны учитываться ровно в той продолжительности, которая указана в НК РФ (Пленум ВАС РФ в п. 31 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Камеральная налоговая проверка, срок проверки (#06)

Соответственно, если инспекция затягивает с вручением акта, рассмотрением материалов проверки или вручением решения, то она может утратить право на взыскание доначисленных сумм как в бесспорном (по решению начальника ИФНС, без обращения в суд), так и в судебном порядке в связи с истечением отведенных для этого сроков.

В 2017 году подобный подход применил и Конституционный суд (определение от 20.04.2017 № 790-О). КС РФ отметил, что нарушение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует вынесению решения и само по себе не может предрешать его законность. Поэтому такое процессуальное нарушение нельзя рассматривать как основание для безусловной отмены решения по проверке.

При этом КС РФ подтвердил, что затягивание на стадии рассмотрения материалов не продлевает сроки на взыскание, которые в любом случае нужно считать, исходя из определенной НК РФ продолжительности. Это, как отметил КС РФ, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства в дела налогоплательщика.

Контролируйте отчеты и требования по всем организациям, общайтесь с клиентами без звонков и встреч

Корректировки от ВС РФ

Такой достаточно определенный подход, при котором затягивание проверки просто «отъедало» часть времени, отведенного на взыскание, просуществовал до лета 2021 года, когда увидело свет определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135. В этом документе подход к определению последствий нарушения процедурных сроков на стадии проверки, рассмотрения ее материалов и вынесения решения был скорректирован.

Сроки проведения налоговых проверок

Как отметил ВС РФ, правила, выработанные Пленумом ВАС, нужно применять с учетом того, что по НК РФ сроки проведения проверки и вынесения решения по ней отделены от сроков на взыскание доначисленных сумм. При этом именно для взыскания в ст. 47 НК РФ имеется общий пресекательный срок — два года.

Вот на него, по мнению ВС РФ, и нужно ориентироваться при решении вопроса о том к каким последствиям приведет затягивание проверки. Если сроки нарушены настолько, что отведенные два года истекли, то взыскать доначисленные суммы нельзя. Если же несмотря на нарушение, ИФНС уложилась в двухлетний срок, то никаких последствий затягивание проверки не влечет.

Но, к сожалению, предлагая такой механизм расчета, ВС РФ забыл указать с какого именно момента нужно начинать отсчет двухлетнего срока. Дело в том, что по редакции НК РФ, действовавшей в тот момент, отсчет велся с момента истечения срока на добровольную уплату, указанного в требовании. В текущей же редакции НК РФ два года считают с момента истечения срока, отведенного на отправку приставам постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика. Этот срок рассчитывается по сложному алгоритму и зависит от величины задолженности, но по-прежнему связан с выставлением требования на уплату недоимки.

При этом срок на выставление требования «завязан» на дату вступления в силу решения по проверке. А она, в свою очередь, зависит от того соблюдались ли сроки на стадии рассмотрения материалов проверки. К тому же в НК РФ не сказано, что требование, выставленное с нарушением срока, является недействительным.

Читайте также:  Как поменять режим налогообложения для ИП

Таким образом, ВС РФ, попытавшись уточнить последствия затягивания проверки и определить единый для всех ситуаций предельный срок для взыскания, лишь внес сумятицу.

Как считать сроки в 2023 году

Так как же в 2023 году правильно считать сроки для взыскания, если ИФНС затягивает проверку? В письме от 24.01.2023 № 03-02-07/5069 Минфин России подтвердил, что позиция Пленума ВАС РФ и КС РФ сохраняет силу: нарушение процедурных сроков не сдвигает сроки на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.

Выходит, что ее нужно просто совместить с подходом, озвученным Верховным судом. И если это сделать, то получится, что период, в течение которого ИФНС может провести взыскания, нужно рассчитывать в два этапа (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2021 № Ф04-6541/2021 по делу № А27-4634/2021).

Упростите работу с требованиями ФНС. Удобно отслеживать, можно выбирать способ ответа и прикреплять подтверждающие документы в любом формате

На первом определяется срок для внесудебного (по решению ИФНС) взыскания. Для этого нужно сложить все установленные НК РФ процедурные сроки, которые ИФНС должна соблюдать на стадии вынесения решения: направления налогоплательщику акта проверки, рассмотрения материалов, вручения решения, рассмотрения жалобы и вручения решения по ней, выставления требования и его добровольного исполнения.

Далее от получившейся даты нужно отсчитать время, отведенное инспекции на внесудебное взыскание через вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. По умолчанию этот период равен двум месяцам (п. 4 ст. 46 НК РФ), но в 2023 году он продлен до восьми месяцев (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500).

Если до определенной таким образом даты ИФНС не успела принять решение о взыскании, то все последующие ее решения (о взыскании, о приостановлении операций по счетам, об обращении взыскания на иное имущество) признаются незаконными. Но сама недоимка при этом не превращается в безнадежную к взысканию, так как стартует второй этап, на котором взыскание производится через суд. И здесь срок давности составляет два года, отсчет которых ведется с даты истечения срока на добровольное исполнение выставленного инспекторами требования. При этом значение имеет именно фактическая дата выставления требования, а не расчетная, которая была определена на первом этапе с учетом установленных НК РФ сроков.

Источник: www.kontur-extern.ru

Проведение камеральной проверки: ответы на часто задаваемые вопросы

Вам предстоит камеральная налоговая проверка? В нашем новом материале мы собрали самые популярные вопросы, связанные с проведением КНП и дали на них развернутые ответы. Надеемся, эта информация будет вам полезна!

Если после знакомства со статьей у вас останутся вопросы, вы всегда можете воспользоваться бесплатной консультацией специалистов «ЦентрСовета».

Что такое камеральная налоговая проверка?

Итак, что такое КНП с точки зрения российского законодательства? Само понятие «камеральная проверка» наиболее полно раскрыто в ст. 88 НК РФ. Если же говорить простыми словами, то «камералка» — это проверка соблюдения налогового законодательства, в ходе которой изучаются налоговые декларации и расчеты, предоставленные налогоплательщиком.

Если в ходе камеральной проверки будут выявлены ошибки, опечатки или нарушения, налогоплательщику направляется уведомлением с требованием подать уточненную декларацию, в которую должны быть внесены соответствующие исправления.

Обратите внимание!Для начала такой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налоговой или разрешения налогоплательщика.

Кто проводит камеральную налоговую проверку?

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ обязательство по проведению КНП возложено на уполномоченного налогового инспектора ИФНС в соответствии с его служебными обязанностями.

Чем камеральная проверка отличается от выездной?

Основные отличия между камеральной и выездной налоговой проверкой вы можете найти в таблице ниже:

Чем камеральная проверка отличается от выездной

В какой срок проводится камеральная проверка?

В соответствии с действующим налоговым законодательством камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцевс момента подачи декларации в ИФНС.

Что же касается подачи уточненной декларации, то все необходимые изменения или пояснения должны быть предоставлены в налоговый орган в течение пяти рабочих днейсо дня получения соответствующего уведомления.

Как проводится камеральная проверка?

На сегодняшний день любая камеральная проверка проводится в несколько этапов:

  1. Проверка документов налоговой отчетности, предоставленных налогоплательщиком, на полноту и правильность заполнения;
  2. Проверка своевременности предоставления документов налоговой отчетности;
  3. Арифметическая проверка данных налоговой отчетности;
  4. Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот;
  5. Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Как проводится камеральная проверка

Какие периоды могут проверить?

Из п. 1 ст. 88 НК РФ следует, что в рамках КНП может быть проверен только тот период, который был указан в декларации, поданной налогоплательщиком.

Читайте также:  Как отразить покупку программы 1С при УСН

В каких случаях ИФНC имеет право истребовать дополнительные при камеральной проверке?

Несмотря на то, что в п. 7 ст. 88 НК РФ установлено, что ИФНС не вправе требовать дополнительные сведения и документы, в некоторых случаях налоговый инспектор имеет право запросить у налогоплательщика дополнительные документы.

Это возможно, если:

  • Налогоплательщик подал декларацию без обязательных сопутствующих документов;
  • Налогоплательщик подал декларацию по НДС с суммой налога к возмещению;
  • В декларации организации и контрагента были выявлены расхождения, свидетельствующие о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета;
  • Отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Organization Business Deadline Organize Plan Time

Как обжаловать результаты камеральной проверки?

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной налоговой проверки, он имеет право обжаловать решение ИФНС как в досудебном, так и в судебном порядке. Как это правильно сделать? Подробную инструкцию можно найти в нашей статье Обжалование налоговой проверки: советы юриста по налоговому праву.

  • Проведение выездной налоговой проверки: ответы на часто задаваемые вопросы
  • Жалоба на налоговую инспекцию: советы юридическим лицам
  • Как противостоять ошибочным требованиям налоговой? Пошаговая инструкция

08.2023

Последнее обновление: 17.08.2023

Источник: centersoveta.ru

Налоговая проверка

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются камеральная и выездная налоговая проверка.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.

Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.

Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных налоговых проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к налоговым проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

Читайте также:  УСН для ано условия

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.

Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам налоговой проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов налоговых проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Налоговая проверкаОформление акта по окончании проверкиПередаче акта налогоплательщикуВозражения налогоплательщикаВынесение решения
камеральная10 дней5 дней1 месяц10 дней
выездная2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.

Вывод

Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Таким образом, избежать камеральной налоговой проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Источник: uchet.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин