Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее «Закона № 209-ФЗ).
А также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
МАЛЫЙ БИЗНЕС | Что такое малое предприятие | Бизнес ИП и ООО | Налоги и предпринимательство
Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества.
Деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений.
Топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства:
- определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пп. 2 и 3 части 1 статьи 4 указанного закона
- изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в этих пунктах, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальные предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в течение того года, в котором они зарегистрированы, показателями отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства являются:
- средняя численность работников,
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).
При этом условиями отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства являются то, что указанные показатели за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не должны превышать предельные значения, установленные соответствующими документами.
Средняя численность работников микропредприятия (малого или среднего предприятия) за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий.
На правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г., установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Так, Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 “О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства” установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия – 60 млн. рублей;
- малые предприятия – 400 млн. рублей;
- средние предприятия – 1000 млн. рублей.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Положения статьи 4 Закона N 209-ФЗ допускают отнесение к субъектам малого предпринимательства, в том числе и к микропредприятиям, индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет (статья 346.24 НК РФ, п.4.ч.1.ст.2, п.1 ч.2 ст.6 Закона N 402-ФЗ).
Хозяйствующие субъекты могут быть отнесены к микропредприятиям, если одновременно соблюдаются следующие требования:
Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не превышает 15 человек (п.2 ч.1 ст.4 Закона N 209- ФЗ);
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 60 млн. руб. (п.3 ч.1 ст.4 Закона N 209-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101).
Аналогичное предельное значение выручки от реализации для субъектов малого предпринимательства применялось и до 1 января 2013 г. (пп.2,3 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, абз. 3 п.1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).
Кроме того, для организаций должны быть соблюдены условия участия в них РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных организаций или физических лиц, указанных в п.1 ч 1 ст.4 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определяются и регулируются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Статьи по теме
- Международные стандарты финансовой отчетности
- Представление бухгалтерской отчетности
- Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации
- Законодательная и нормативная база по бухгалтерской отчетности
- Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- Забалансированные счета
- Резервы предстоящих расходов
- Расходы и доходы будущих периодов
- Доходы и расходы организации
Источник: student-servis.ru
Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2021 году
Субъект малого предпринимательства — критерии 2021 года представляют собой законодательно определенные условия, при наличии которых организации и частные предприниматели могут быть причислены к данной категории. О том, каким именно критериям должны соответствовать субъекты малого или среднего предпринимательства (далее — МСП), расскажем в нашей статье.
- Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым
- Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства
- Средний и малый бизнес — критерии отнесения по численности штата
- Субъект среднего и малого предпринимательства — критерии, касающиеся дохода
- Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса
- Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев
Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым
Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.
Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).
Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:
Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:
- постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
- определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.
Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства
К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):
- Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
- совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
- отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
- осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
- наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
- принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
- Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
- Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.
Средний и малый бизнес — критерии отнесения по численности штата
Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий п. 1 ч. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:
- для микропредприятий — 15 человек;
- для мелких предприятий — 100 человек;
- для средних коммерсантов — 250 человек.
При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:
- Выработка текстильных изделий.
- Изготовление одежды.
- Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).
Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 22.11.2017 № 1412 с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.
Субъект среднего и малого предпринимательства — критерии, касающиеся дохода
Доход, который позволяет относить к субъектам МСП лиц, подпадающих под критерии п. 1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, определен в п. 3 ч. 1.1 ст. 4. Однако рассматриваемая норма является отсылочной и лишь указывает, что пограничные значения указанного показателя устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением же Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 введены следующие максимальные объемы доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год для субъектов МСП:
- для микропредприятий — 120 млн руб.;
- для малых предприятий — 800 млн руб.;
- для средних предприятий — 2 млрд руб.
Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса
Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (чч. 3–5 ст. 4):
- Группа субъекта МСП определяется исходя из значения одного из условий, приведенных в ст. 4 закона № 209-ФЗ (по доходу или по среднесписочной численности сотрудников).
- Если на статус субъекта МСП претендует индивидуальный предприниматель, не имевший в отчетном (прошлом) году сотрудников, для определения принадлежности применяются критерии малого бизнеса, касающиеся величины полученного дохода.
- Общества и ИП, созданные и/или зарегистрированные в период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего за ним (далее — вновь созданные коммерсанты) и ИП с патентной системой налогообложения относятся к микропредприятиям.
- Если соучастник проекта ИЦ «Сколково» освобожден от обязанности по представлению налоговых отчетов, его группа принадлежности к субъектам МСП определяется исходя из среднесписочной численности сотрудников.
- Коррекция категории субъекта МСП происходит последовательно в случае повышения или снижения предельных нормативов. При этом учитываются показатели за 3 года.
- Изменение категории вновь созданного коммерсанта (как организации, так и ИП) происходит с учетом показателей, перечисленных в ст. 4 закона № 209-ФЗ, при исключении из реестра субъектов МСП указания на то, что конкретный фигурант является вновь созданным коммерсантом.
- Вновь созданные/зарегистрированные коммерсанты, внесенные в реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113. Тем самым они дают повод для отнесения их к той или иной группе.
Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев
Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.
Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:
- не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 того же закона;
- имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
- имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.
Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.
Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai