Малый бизнес это простыми словами

МСП (малое и среднее предпринимательство) — бизнес, у которого не более 250 сотрудников и годовая выручка не превышает 2 млрд рублей.

Если предприятие относится к категории МСП и включено в соответствующий реестр, оно может получить льготы и право участвовать в программах поддержки малого и среднего бизнеса.

Есть три критерия, по которым бизнес относят к МСП. Это состав учредителей, объём выручки и численный состав сотрудников.

К малым и средним предприятиям относят:

  • коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • физические лица, внесённые в Единый реестр индивидуальных предпринимателей;
  • крестьянские хозяйства, соответствующие условиям из ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В зависимости от численности сотрудников предприятия делят так:

  • среднее предприятие (101–250 человек);
  • малое предприятие (15–100);
  • микропредприятие (до 15).

Максимальный объём выручки, или балансовая стоимость активов (большее значение), у МСП такие:

  • средние предприятия — 2 млрд рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • микропредприятия — 120 млн рублей.

Также в уставном капитале или в объёме голосующих акций доля РФ, субъектов, муниципальных образований, общественных, религиозных и благотворительных организаций должна быть не более 25%, а доля других юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, и/или иностранных юр лиц суммарно не должна превышать 49%.

Пример употребления на «Секрете»

«На сегодняшний день из 5,6 млн компаний в секторе МСП всего 55 000 являются экспортёрами, это 1%».

(Директор по региональному проекту Российского экспортного центра (РЭЦ) Наталья Минаева — в ходе сессии Восточного экономического форума (ВЭФ).)

Нюансы

Поддержка малого бизнеса и развитие самозанятости — часть национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Он реализуется в России с 2019 года. До пандемии коронавируса предполагалось, что к 2024 году малый бизнес будет давать 32,5% ВВП страны, а самозанятыми зарегистрируются 25 млн человек.

Кризис, вызванный распространением COVID-19, вынудил правительство выделить дополнительные миллиарды на поддержку малого бизнеса. Например, в марте 2020 года малые и средние предприятия получили полугодовую отсрочку по всем налогам, кроме НДС. Также президент Путин поручил вдвое (до 15%) снизить страховые взносы для малого бизнеса, если зарплата сотрудников выше МРОТ. Тогда же глава государства ввёл мораторий на проверки малого бизнеса.

Критика

Поддержка МСП периодически вызывает нарекания со стороны бизнес-сообщества.

«Через крупнейшую площадку для поддержки малого и среднего бизнеса — корпорацию МСП — можно ждать одобрения (кредита для малого и среднего бизнеса. — Прим. «Секрета») до полугода. Для подачи заявки в большинство банков нужно собрать огромный пакет документов, и даже если менеджер говорит: «Вам предварительно одобрили кредит на такую-то сумму», — то ждать всё равно месяц-полтора», — рассказал «Секрету» гендиректор компании «ТД Зевс» Илья Ильинов.

Читайте также:  Создание команды для развития бизнеса

По мнению Счётной палаты, институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты.

Источник: secretmag.ru

Малый бизнес — что это и как он работает

Малый бизнес

Малый бизнес — сфера предпринимательства, подразумевающая работу небольших компаний, соответствующих определенным критериям и нормам. Регулируется ФЗ №209, утвержденным 24.06.2007 года. Ниже рассмотрим, кто входит в эту категорию, выделим виды, структуру, плюсы и минусы, особенности оценки прибыльности и другие моменты.

Что это

В категории малого бизнеса относятся предприятия, в которых работает до 100 человек. Они имеют ряд отличительных особенностей:

  • небольшая площадь офисного помещения;
  • ограниченная сфера деятельности;
  • снижение числа проверок — не более 50 ч/год;
  • удобство подтверждения статуса с учетом установленных критериев.

Простыми словами, к малому относится бизнес, который опирается на работу ИП, небольших компаний / предприятий. Главными направлениями является сфера услуг, торговля и небольшое производство.

Критерии

В категорию малого бизнеса входят организации, соответствующие следующим критериям:

  1. Ограниченный список организационно-правовых форм. Распространенные — хозяйственное общество / партнерство, КФХ, ИП, потребительский / производственный кооператив. Концерны, холдинги и иные структуры входят в категорию крупного бизнеса.
  2. Количество работников. Число сотрудников составляет от 10 до 49. При наличии от 50 и более человек в штате можно говорить о среднем уровне.
  3. Доходность. Размер денежных поступлений в течение года не должен превышать 0,8 млрд рублей.

Анализ факторов позволяет отнести ту или иную деятельность к категории «малой» и учитывать этот факт при регистрации и работе.

Виды

На 2022 год выделяется три вида малого бизнеса:

  1. Производственный. Ориентирован на изготовление товаров. В группу входят компании, работающие в автомобильной, промышленной, пищевой, фармацевтической и иных сферах. Недостатком является сложность организации процесса и большие сроки окупаемости. В некоторых случаях нужна поддержка государственных органов.
  2. Коммерческий. Суть состоит в купле-продаже продукции. Сюда включаются представители аптечной сферы, АЗС, магазины оптового или розничного типа. Коммерческое направление проще организовать, а окупаемость выше.
  3. Сфера услугу. Популярный вид бизнеса, в котором виды деятельности ограничены теми или иными услугами.

При классификации можно учитывать другой критерий, характеризующий суть работы: производство и продажа собственной или реализация готовой продукции. По выбранному направлению малый бизнес бывает нескольких типов: коммерческо-торговый, производственный, посреднический, финансовый и страховой.

Структура

При планировании структурной части малого необходимо учитывать компоненты предприятия, особенности их соединения, размер, формы и налаживание взаимоотношений. Система управления должна быть гибкой, простой и соответствовать современным требованиям. Обязательно внедрение механизмов, направленных на правильное применение и экономию ресурсов.

Читайте также:  Есть ли вайбер бизнес

На этапе создания системы малого бизнеса важно учесть ряд факторов:

  • наличие и количество подразделений;
  • состав каждого из филиалов;
  • уровни подчиненности;
  • число и назначение отделов.

Для наглядности важно использовать графическое отображение в схематичном и табличном виде. Так проще сформировать структуру, а в дальнейшем провести анализ. Эффективность и прибыльность бизнеса напрямую зависит от связей между каждым из элементов.

Как создать предприятие

Для запуска малого бизнеса важно пройти несколько этапов:

  1. Оценка финансовых возможностей. При анализе стоит учитывать текущие денежные поступления, экономическую ситуацию в стране и другие факторы. Для открытия дела может требоваться привлечение инвестиций или кредит в банке.
  2. Выбор подходящей идеи. Важно проанализировать рынок и выделить перспективные направления. Нужно сразу отбросить виды деятельности, имеющие высокую конкуренцию и низкую потенциальную прибыль.
  3. Создание бизнес-плана. В документе указываются цели и ресурсы, оговаривается организационно-правовая форма, потенциальные расходы и доходы, сроки окупаемости.
  4. Организационные мероприятия. На следующем этапе определяется состав учредителей (при их наличии), и регистрируется предприятие.

После запуска проекта важно следить за реализацией бизнес-плана и вносить правки с учетом текущей ситуации. Успех деятельности во многом зависит от гибкости предпринимателя и его способности подстраиваться под сложности.

Плюсы и минусы

Организация личного малого бизнеса — путь к финансовой независимости. При выборе такого способа заработка стоит учесть его слабые и сильные стороны.

  1. Господдержка предприятий, относящихся к категории малых. Это касается упрощения процесса оформления, меньшего количества проверок и снижения налогов.
  2. Мобильность и гибкость. Из-за небольших размеров предпринимателям проще реагировать на изменения рынка и вносить правки. Расходы на изменение вида или направления деятельности много ниже, чем в случае с компаниями более высокого уровня.
  3. Небольшое число сотрудников и автоматизация. Эти факторы упрощают контроль и способствуют ускорению производства.
  4. Упрощенный документооборот. Представители малого бизнеса могут обойтись без сложных документов по распорядку деятельности, положений о зарплате, инструкций, документов о премировании и т. д. Предприниматель может сосредоточиться на деле и не отвлекается на сторонние факторы.
  5. Законодательное регулирование. Для малого бизнеса предусмотрен отдельный раздел ТК РФ, где оговорены вопросы охраны труда.

К дополнительным преимуществам стоит отнести меньший стартовый капитал, простую структуру управления, возможность реализации новаторских идей и высокое качество услуг.

  1. Сложность получения денег в банке на развитие из-за недоверия со стороны финансовых структур.
  2. Низкая вероятность успеха для представителей небольших населенных пунктов.
  3. Высокая конкуренция со стороны крупных предприятий, которые могут монополизировать рынок в определенной сфере.
  4. Меньший запас прочности, который может проявить себя в периоды кризиса.
  5. Трудности с увеличением мощностей производства и расширения ассортимента.
  6. Низкая квалификация руководителя, которому приходится учиться самому и допускать много ошибок.
  7. Большая вероятность закрытия уже в первый год из-за неправильного планирования, конкуренции и иных негативных факторов.
Читайте также:  Что включает в себя ресторанный бизнес

Оценка эффективности

Создание малого бизнеса с нуля — большая работа, требующая периодической оценки эффективности выбранного вида деятельности. К главным факторам стоит отнести:

  • коэффициент окупаемости издержек и инвестиций;
  • прибыль от продаж;
  • доходность капитала.

Объединение параметров в одну группу и расчет расходов не составляет труда. Если рентабельность ниже уровня, на который рассчитывало предприятие, необходимо изменить подходы и внести правки.

Итоги

Успех малого бизнеса зависит от многих факторов — наличие продуманного бизнес-плана, грамотности руководителя, ситуации в стране, уровня конкуренции и т. д. Для достижения результата важно постепенно идти к цели, реагировать на изменения рынка и подбирать квалифицированный персонал.

Источник: biznesymm.ru

Бизнес. Юридическое определение

Рассмотрим, как в российском законодательстве определены понятия «Бизнес», «Малый бизнес».

Вы будете смеяться, но в законодательстве нет понятия «бизнес», «бизнесмен».

Что такое «бизнес».

Вместо слова «бизнес» используется термин «предпринимательская деятельность» — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (статья 2 Гражданского кодекса России).

То есть, исходя из нормы права — «бизнесмена» надо называть «предприниматель», «деловой человек», «человек риска».

А бизнес – это предпринимательская деятельность.

Что такое «малый бизнес».

Малый бизнес в официальных документах означают как субъекты малого и среднего предпринимательства (сокращенно — МСП).

Субъекты МСП разделяют по двум критериям: по численности и доходам.

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год:

— микропредприятия — до 15 человек;

— малые предприятия — до 100 человек;

— средние предприятия — от 101 до 250 человек.

2) доходы за предшествующий год, без учета налога на добавленную стоимость:

— микропредприятия – до 120 млн. рублей;

— малые предприятия – до 800 млн. рублей;

— средние предприятия – до 2 млрд. рублей.

По данным «Опоры России» из почти 6 миллионов предприятий малого бизнеса — 96 процентов составляет микробизнес.

Если к ним добавить 10 млн неоформленных самозанятых (по другим данным 12-20 млн человек), в основном работающих в тени, то в микробизнесе работает 15-20 млн граждан.

Из них на конец 2022 года официально зарегистрированы самозанятыми — плательщиками налог на профессиональный доход около 6,5 миллионов человек.

По общей системе налогообложения (с НДС, Налогом на добавленную стоимость) работают лишь 15% предприятий малого бизнеса — поставщиков государственных компаний или крупных заказчиков.

В следующей статье рассмотрим является ли самозанятость бизнесом.

  • бизнес-модели
  • бизнес-аналитика
  • анализ данных
  • юриспруденция
  • понятия
  • глоссврий
  • законодательство
  • законодательство и ит
  • законодательство и it-бизнес

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин