Малый бизнес как неотъемлемая часть

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования

Нелегальная безопасность или почему российский малый бизнес уходит от легализации? | Часть 1


1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

По данным Организации Объединённых Наций, в мире малым бизнесом занято около 50 процентов трудоспособного населения.

Результатом намечающихся в Свердловской области долговременных тенденций развития малого предпринимательства станет приближение параметров развития этого сектора экономики к среднеевропейскому уровню.

3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Достижение основных целей и решение задач, изложенных в Концепции государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, а также реализация предусмотренных в ней мер и механизмов стимулирования малого бизнеса позволит увеличить вклад малого предпринимательства в экономику области. Рост числа субъектов малого предпринимательства повысит устойчивость, гибкость и адаптивность экономики, создаст основу для формирования массового среднего слоя в обществе. Государственная политика целенаправленно будет содействовать упрощению административных процедур при регулировании развития МП, росту конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, более быстрой их адаптации к существующей рыночной среде.

Реализация положений Концепции позволит развивать малое предпринимательство в соответствии с потребностями рыночной экономики, более полно реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач с использованием новой модели государственной поддержки малого предпринимательства на основе эффективных правовых, экономических и организационных механизмов.

КАК ВЫЖИВАЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС в РОССИИ или СКОЛЬКО ПРИНОСИТ НЕБОЛЬШОЕ КАФЕ И МАГАЗИН. ВЛОЖЕНИЯ И ДОХОДЫ

Динамика количественных и качественных характеристик малого предпринимательства приведена в таблице «Показатели развития малого предпринимательства Свердловской области в 2001 – 2020 годах» (приложение). Эти показатели охватывают позиции, которые занимает и будет занимать малый бизнес в сфере производства продукции и услуг собственными силами, объёме оборота, производстве инновационной продукции, занятости населения в экономике области, что определяет возможности малых форм хозяйствования оказывать позитивное воздействие на развитие экономических и социальных процессов.

В Свердловской области к 2020 году по сравнению с 2001 годом число субъектов малого предпринимательства увеличится в 1,9-2,0 раза, общая численность работающих в сфере малого предпринимательства достигнет 1 млн. человек, или около 45 процентов от общего числа занятых в экономике области. Доля малого предпринимательства по большинству экономических показателей, в том числе по занятости населения, обороту субъектов малого бизнеса, производству инновационной продукции приблизится к соответствующим среднеевропейским показателям.

Предполагается ежегодно обеспечить устойчивый рост оборота малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица с динамикой, опережающей темпы роста объёма валового регионального продукта.

Усилится влияние малого предпринимательства на структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной структуры видов экономической деятельности, направленной на обеспечение потребителей многообразными качественными отечественными товарами и услугами при отлаженной системе взаимодополняющих друг друга малых, средних и крупных товаропроизводителей.

Наиболее высокими темпами будет развиваться сфера деловых, социальных, коммунальных и персональных услуг. Прогнозируется ускорение роста малого предпринимательства в обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, научно-технической и инновационной сфере.

Увеличится инвестиционный потенциал малого предпринимательства для расширения производства товаров и услуг на основе активизации самофинансирования за счёт роста доходов и накоплений у субъектов малого бизнеса, привлечения сбережений населения, повышения доли заимствованных средств у коммерческих инвестиционных структур. Критерием положительной оценки этого процесса станут показатели повышения доли прибыльных малых предприятий, эффективности работы индивидуальных предпринимателей, устойчивого роста инвестиций в основной капитал.

В период до 2020 года проявится тенденция роста степени зрелости малого бизнеса через увеличение уровня имущественной обеспеченности в среднем одного субъекта малого предпринимательства, опыта хозяйствования, широты деловых связей, что приведёт к повышению стабильности малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства обеспечит снижение социальной напряжённости и бедности, увеличение в обществе граждан, самостоятельно обеспечивающих своё достойное благосостояние. Эти цели достижимы также в связи с предусмотренными к осуществлению мерами по формированию позитивного отношения различных слоёв и групп населения к предпринимательской деятельности, как к достойному образу жизни.

В Свердловской области с организационным и финансовым участием исполнительных органов государственной власти создана одна из наиболее разветвленных в Российской Федерации сетей организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которые в 2011 году оказали услуги (информационные, консультационные, образовательные, финансовые) 22 тысячам субъектов малого предпринимательства.

Учитывая имеющийся отечественный и международный опыт формирования инфраструктурного обеспечения малого бизнеса, в Свердловской области вводятся следующие принципы формирования областной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

1) адекватность развития объектов инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и его потребностей в том или ином муниципальном образовании и в области в целом;

2) развитие спектра предоставляемых объектом инфраструктуры услуг на основе соответствующего ресурсного (финансового) обеспечения;

3) комплексный характер предоставляемых объектом инфраструктуры услуг (по принципу «под одной крышей» или «одно окно»), сосредоточение на муниципальном уровне разнообразных услуг (консультационных, обучающих, информационных, правовых, финансовых) в рамках одного объекта инфраструктуры в противовес распылению ресурсов при создании нескольких разнородных и дублирующих друг друга структур;

4) преимущественное развитие на муниципальном уровне объектов инфраструктуры в организационно-правовой форме «фонд», доказавшей свою эффективность и гибкость, в том числе для приближения услуг к предпринимателям по месту их деятельности;

5) распространение деятельности существующих фондов на соседние муниципальные образования, где отсутствует или на данном этапе нецелесообразно создание самостоятельного объекта инфраструктуры.

Исходя из перечисленных принципов, предполагаются следующие направления формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

1) подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного регулирования формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в Свердловской области, в том числе аккредитацию организаций инфраструктуры на бесплатной и добровольной основе, создание условий для участия субъектов малого бизнеса в формировании инфраструктурной среды;

2) развитие существующей системы муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, направленное на расширение спектра и комплексный характер предоставляемых услуг (по принципу «под одной крышей»);

3) разработка положения об организациях инфраструктуры поддержки малого бизнеса и установление для них понижающих коэффициентов при расчете арендной платы;

4) приоритетное формирование региональной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства (технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, венчурные фонды) и инфраструктуры, содействующей развитию начинающих предпринимателей (бизнес-инкубаторы, муниципальные информационно-консультационные центры).

  1. Закон Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 134-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области».
  2. Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. N 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области».
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  4. Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». – 2011.
  5. «Изучение проблем малого и среднего бизнеса в Свердловской области
  6. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. — М., 2009. — 448 с.
  7. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. — М., 2008. — 288 с.
  8. Елисеев В. А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 2011.
  9. Организация производства: Учебник для вузов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др. 2-е изд. — М.: Экономика и финансы, 2012.
  10. Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 2009.
  11. Осетрова А. А. О формировании инвестиционного имиджа российских регионов // Панорама исследований политики Прикамья. Научное издание, выпуск 4, Пермь, 2011.
  12. Региональная экономика.: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2010. – 463 с.
  13. Региональная экономика/Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2011. — 320 с.
  14. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2011. С.288.
  15. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. — М., 2008. — 424 с.
  16. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2009. С.180.
  17. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. — М., 2011. — 271 с.
  18. Фурщик М.А., Марков С.В. «Сиситемная диагностика региональной экономики», Сборник трудов ИСА РАН, 2009.
  19. Фурщик М.А. «Эффективность применения инструментов регионального развития», Сборник трудов ИСА РАН, 2008.
  20. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2008.
  21. Экономическая география России, уч. пос., ч. II. / отв. ред. Степанов М. В.. — М., РЭА, 2011.
  22. Экономическая и социальная география мира. / Гладких Ю.Н. – М., 2011.
  23. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2012. С.265.
  24. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля и В. А. Швандара. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2012.
Читайте также:  Где определяется структура создаваемого бизнес приложения

1 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». – 2012.

Источник: www.yaneuch.ru

Малый бизнес как неотъемлемая часть

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики»

1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

активизация структурной перестройки экономики;

насыщение потребительского рынка товарами;

преодоление отраслевого и регионального монополизма;

создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

укрепление экономической базы местных органов власти;

развитие сел, небольших городов;

возрождение художественных промыслов.

Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике — 0,73 рубля.

Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.

Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США — свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса.

Так, в Германии ежегодно возникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.

Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях — и крупными.

Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.

Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления, Ведь малый бизнес — это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства.

В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия — это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.

Читайте также:  Как начинал свой бизнес стив джобс

Предпринимательство и предпринимательская деятельность — это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив.

Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008 годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставит следующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий, повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектов малого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса.

Основные разделы программы:

финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования и кредитной кооперации;

развитие объектов инфраструктуры;

устранение административных барьеров;

поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.

На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5 млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должны увеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержку маломасштабного сектора экономики.

К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1 млн, а число занятых в них работников — 11,4 млн человек или 17,5 % экономически активного населения.

В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласно вступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пять отраслевых групп малых предприятий:

промышленность, строительство и транспорт;

сельское хозяйство и научно-техническая сфера;

розничная торговля и бытовое обслуживание;

остальные отрасли и другие виды деятельности.

С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество работающих: в промышленности, строительстве и транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в остальных отраслях и других видах деятельности — 50 человек.

Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может быть предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в том числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

2. Льготы предприятий малого бизнеса

Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления — организационное и экономическое.

Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.

С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшился размер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков — на выбор (это преимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядок определения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовый метод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываются доходы и расходы нарастающим итогом с начала года.

Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платить налог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект — доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).

Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная система налогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения, применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будет по-прежнему добровольным.

Теперь она может применяться не только малым предприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работников до 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности не превышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ). И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе на упрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципе не могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).

Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платить налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должны платить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия, перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый период для «упрощенки» — не менее календарного года.

Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003 г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия, перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН). Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.

Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионы не могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властей остаются коэффициенты, но они — только «понижающие», учитывающие совокупность «прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности» (ст. 346.26, 346.27 НК РФ).

Объект налогообложения — вмененный доход. Налоговая база — величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельности и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности. Налоговый период — квартал, ставка-15%.

Читайте также:  Какие проверки малого бизнеса запрещены

К важным нововведениям относится порядок списания стоимости приобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходов убытков, понесенных малым предприятием.

Ускоренная амортизация может применяться к основным средствам независимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему. Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки» включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ).

Порядок включения стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезного использования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).

В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применять льготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).

Государство не только гарантирует малым предприятиям льготные стартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и средними предприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство на дальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление их материально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряд дополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.

Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:

на финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;

на погашение кредитов банка, использованных как капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;

на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли;

на благотворительные цели по перечню, утвержденному правительством, но не более 3 %;

в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малым предприятиям.

Малым предприятиям предоставляется ряд специальных льгот:

освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;

суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;

освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором;

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;

малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.

В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса, то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиям непосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работе взаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес — это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут на сотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать эти учреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, что налог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:

банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитов крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность);

страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малых предприятий.

Индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предприниматель уплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и в Фонд медицинского страхования — 3,6 % с дохода. Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых на предприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателя производится только в судебном порядке, что является надежным гарантом от незаконных действий налоговых органов.

Список литературы

1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.

3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.

4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. — ЮНИТИ, 2007.

6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., — Инфра-М, 2003.

Теги: Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики Реферат Экономика отраслей

Источник: dodiplom.ru

Малый и средний бизнес — неотъемлемая часть нашей экономики

Создание здоровой экономики в России невозможно без организации серьёзного малого предпринимательства, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании по оказанию мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году, сообщает РИА Новости.

По его словам, в последнее время слышится множество споров среди экспертов о том, нужно ли правительству РФ вообще поддерживать малое и среднее предпринимательство и являются ли они драйвером развития экономики.

«Моя личная позиция и уверенность, что здоровой экономики без серьёзного малого предпринимательства невозможно. Малое предпринимательство — это совсем не обязательно торговые точки, которые также нам нужны. Почему-то у всех складывается впечатление что палатки — это малый бизнес. Нет, малый бизнес — это и небольшой комбинат, и производство различных электронных деталей, и множества других производственных направлений», — подытожил первый вице-премьер.

Читайте нас в Одноклассниках

Просмотров

858

Рекомендуемые материалы

Калиматов: Ингушетия стала лидером по росту промышленного производства в СКФО

Калиматов: Ингушетия стала лидером по росту промышленного производства в СКФО

Кадыров заявил о готовности спецназа «Ахмат» занять позиции в Артемовске

Кадыров заявил о готовности спецназа «Ахмат» занять позиции в Артемовске

В Курганской области потушили все пожары, угрожавшие населенным пунктам

В Курганской области потушили все пожары, угрожавшие населенным пунктам

Сходить в необычные музеи можно будет бесплатно или со скидкой

Сходить в необычные музеи можно будет бесплатно или со скидкой

Лагерям поручили научить детей плавать и разжигать костры

Лагерям поручили научить детей плавать и разжигать костры

Искусственный интеллект: спаситель или враг человечества?

Искусственный интеллект: спаситель или враг человечества?

Интересное за неделю

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы

Источник: www.pnp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин