Аннотация : В статье анализируются показатели развития малого предпринимательства в арктических регионах России, проводится сравнение с другими северными регионами, а также предлагаются меры по решению возникающих проблем.
Выпуск : №1 / 2020 (январь-март)
УДК : 334.722.1 (470.211-17)
Автор(ы) : Алиева Эльмира Намик кызы
магистрант, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Липатова Людмила Николаевна
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра экономики, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Страна : Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования : Алиева Э. Н. Малый бизнес как фактор устойчивого развития региона [Электронный ресурс] / Э. Н. Алиева, Л. Н. Липатова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
Важнейшая роль в решении проблем деформации структуры российской экономики, обеспечения экономической безопасности на основе устойчивого экономического роста принадлежит малому бизнесу [1, 2, 3]. Однако не во всех российских регионах этот сектор экономики успешно развивается. Наибольшее развитие малые формы хозяйствования получили в двух столицах: в г. Москве на 10000 жителей приходится 445 малых предприятий, в г. Санкт-Петербурге – 439 малых предприятий. В пятерку лидеров входят также Калининградская область (329 малых предприятия на 10000 чел. населения), Новосибирская (296 ед.) и Свердловская (241 малых предприятия на 10000 чел. населения) области.
Арктических регионов в группе лидеров по уровню развития малого бизнеса нет. Только в одном арктическом регионе показатель «число малых предприятий на 10000 чел. населения» выше среднероссийского значения. Суровый климат Арктики – серьезное препятствие для развития предпринимательства, поскольку хозяйственная деятельность в таких условиях сопряжена с более высокими затратами, что сказывается на себестоимости и доходности бизнеса.
Характерные для арктических регионов неравномерность хозяйственного освоения и развития транспортной инфраструктуры, низкая плотность населения тоже затрудняют взаимодействие производителей с партнерами и потребителями.
Казалось бы, в таких условиях выжить под силу только крупным монополиям, располагающим огромными ресурсными возможностями, «запасом прочности» на случай осуществления рисковых сценариев развития (которые в экстремальных условиях хозяйствования не редкость), имеющим стабильный спрос и не находящимся в сильной зависимости от колебаний рыночной конъюнктуры. Однако статистика показывает, что ни один арктический регион России не входит в число аутсайдеров по развитию на их территориях малых форм хозяйствования.
Из числа регионов АЗРФ самые слабые показатели развития малого предпринимательства демонстрирует Чукотский АО, на территории которого функционируют около 400 малых предприятий; в расчете на 10000 чел. населения это составляет 74 ед. (таблица 1).
По этому показателю Чукотский АО опережает такие российские регионы, как: Республика Тыва (34 малых предприятия на 10000 чел. населения), Республика Калмыкия (67 ед.), Забайкальский край (70 ед.), а также все 6 республик Северного Кавказа, в которых этот показатель варьируется от 20 ед. в Чеченской Республике до 58 малых предприятия на 10000 чел. населения в Кабардино-Балкарской Республике.
Основные показатели деятельности малых предприятий в регионах Арктической Зоны Российской Федерации, 2017 г. [4, с. 572 – 573]
В ряде российских регионов, для которых характерны гораздо более благоприятные природно-климатические условия, удобное месторасположение, лучшее состояние транспортной инфраструктуры и ряд других преимуществ, показатели развития малых форм хозяйствования только немного превышают принадлежащий Чукотскому АО «арктический минимум» (74 малых предприятия на 10000 чел. населения). Например, в Республике Адыгея, входящей в состав Южного ФО, рассматриваемый показатель составляет 83 малых предприятия на 10000 чел. населения, Республике Мордовия, расположенной на территории Приволжского ФО и пересечении многих федеральных трасс, – 88 ед. на 10000 населения.
Примечательно, что показатели развития малых форм хозяйствования в Республике Саха (Якутия), в которой на 10000 жителей приходится 117 малых предприятий, сопоставимы с достижениями в этой сфере таких регионов средней полосы России, как Орловская (122 ед.), Пензенская (119 ед.), Саратовская (116 ед.) области. Климатические условия в данном регионе – самые суровые в нашей стране, температура зимой опускается ниже -67 градусов, на территории Якутии находятся два населенных пункта, считающиеся основными претендентами на звание планетарного «Северного полюса холода» (г. Верхоянск и с. Оймякон).
Слабее, чем в большинстве арктических регионов, развито малое предпринимательство во многих российских регионах, среди которых, кроме названных выше, представители всех федеральных округов: Брянская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Ленинградская, Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Курганская, Кемеровская области, а также Ставропольский край, республики Крым, Адыгея, Хакасия, Бурятия и Еврейская АО. В них в расчете на 10000 жителей приходится 126 малых предприятий и меньше.
В богатейшей сырьевой Республике Башкортостан, входящей в состав Приволжского ФО, рассматриваемый показатель составляет 127 малых предприятия на 10000 чел. населения. Примерно такой же уровень развития малого предпринимательства фиксирует статистическое ведомство в Архангельской области [4, с. 572–573].
Лидер среди регионов АЗРФ по развитию малого предпринимательства – Республика Карелия. Показатель числа малых предприятий в расчете на 10000 чел. населения в этом арктическом регионе на 9,6 % (или 18 ед.) больше среднероссийского значения. Удельный вес занятых на малых предприятиях в структуре занятых в экономике региона в этом арктическом регионе выше средних по стране и федеральному округу значений – 18,6 % против 15,1 % и 17,8 % соответственно. В других регионах АЗРФ вклад малого бизнеса в решение проблем занятости меньше: от 5,5 % в Ненецком АО до 13,3 % в Красноярском крае [4, с. 116–117, 572–573].
Красноярский край, хотя имеет сравнительно невысокие показатели по уровню развития малого бизнеса, занимает в Сибирском ФО 3-е место, уступая только Новосибирской и Томской областям. Для других арктических регионов опыт Красноярского края в части содействия развитию малого предпринимательства может быть полезен.
Как и в экономике России в целом, в большинстве арктических регионов наиболее широкое применение малые формы хозяйствование находят в торговле. Но удельный вес этого вида экономической деятельности в структуре «малой экономики» регионов Арктической зоны России заметно ниже, чем в целом по стране. Если в РФ на сферу торговли приходится 36,2 % общего числа зарегистрированных малых предприятий, то в АЗРФ – от 21,2 % в Республике Саха (Якутия) до 35,7 % в Красноярском крае. В структуре занятости в секторе «малой экономики» этот вид деятельности представлен следующим образом: в РФ – 28,8 %, в регионах АЗРФ – от 19,3 % в Ямало-Ненецком АО до 29,6 % в Архангельской области. В структуре оборота малых предприятий на оптовую и розничную торговлю и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов в РФ приходится 58,1 %, в регионах АЗРФ – от 39,5 % в Ненецком АО до 56,1 % в Архангельской области.
В большинстве арктических регионов статистика фиксирует заметное отставание по динамике оборота розничной торговли в 2010–2017 гг. Только в трёх регионах АЗРФ прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в рассматриваемый период был выше среднего в стране показателя – в Республике Карелия, Архангельской области включая Ненецкий АО) и Республике Саха (Якутия). В Красноярском крае отмечается заметное отставание, а в Республике Коми, Мурманской области, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах произошло снижение показателя [4, с. 793–794]. Это не могло не сказаться на ситуации в секторе малой экономики, поскольку торговля – самый большой ее сегмент.
Структура оборота розничной торговли в арктических регионах существенно отличается от ситуации в других российских регионах. В РФ оборот розничной торговли распределяется в соотношении: 48 % – пищевые продукты, 52 % – непродовольственные товары. Во многих регионах АЗРФ доля непродовольственных товаров значительно ниже: в Республике Карелия – 43 %, Ненецком АО – 34 %, Мурманской области – 41 %, Чукотский АО – 31 % [4, с. 807–808]. Это дает основания предложить такое направление в развитии малого предпринимательства, как организация обеспечения арктических жителей непродовольственными товарами.
В некоторых арктических регионах, несмотря на то, что общий уровень цен на таких территориях выше, показатель объема бытовых услуг в расчете на душу населения невысок. По этому показателю Республика Карелия занимает 57-е место в стране, Республика Коми – 48-е, Ямало-Ненецкий АО – 70-е место в стране [4, с. 833–834]. Это свидетельствует о слабом развитии малого бизнеса в этой сфере. Перспективным направлением для предпринимателей в Ненецком АО являются услуги связи; по объему этих услуг регион занимает 62-е место в стране [4, с. 841].
В развитии малого бизнеса в арктических регионах есть и другие особенности. В большинстве регионов Арктической Зоны России удельный вес малых предприятий, занятых строительными работами, выше, чем в экономике страны в целом. Если в секторе малого бизнеса в России на этот вид деятельности приходится 12,5 % общего числа малых предприятий, то в регионах АЗРФ – от 12,1 % в Мурманской области до 25 % в Ненецком АО. В Республике Саха (Якутия) наибольшее число малых предприятий работают именно в этой сфере. В Ненецком АО две ключевых отрасли – торговля и строительство – представлены в секторе малого бизнеса примерно равным число предприятий.
В строительных организациях трудятся от 5,6 % (Ненецкий АО) до 22 % (Ямало-Ненецкий АО) общей численности занятых на малых предприятиях. В структуре оборота малых предприятий на строительство в РФ приходится 11,5 %, в регионах АЗРФ – от 6,3 % в Мурманской области до 21,1 % в Ненецком АО.
А вот обрабатывающие производства, несмотря на сырьевую направленность экономики арктических регионов, в структуре малого бизнеса представлены слабо. Только в двух арктических регионах удельный вес этого вида экономической деятельности выше среднероссийского показателя – в Республике Карелия и Архангельской области. Если в РФ удельный вес этого вида экономической деятельности в структуре малого бизнеса составляет 8,2 %, то в арктических регионах эта структурная доля не превышает 6 %. В этой сфере трудятся от 4,7 % (Ямало-Ненецкий АО) до 14,4 % общего числа занятых на малых предприятиях (Мурманская область). В структуре оборота малых предприятий на обрабатывающие производства в РФ приходится 8,7 %, в регионах АЗРФ – от 3 % в Республике Коми до 10,1 % в Мурманской области [4, с. 574–575].
Таким образом, малый бизнес в регионах Арктической Зоны Российской Федерации развит слабо, что во многом связано с экстремальными климатическими условиями, неразвитостью транспортной инфраструктуры. Выявленные особенности структуры малого бизнеса в арктических регионах дают основания рассматривать торговлю и сферу услуг как основные направления развития малого бизнеса на этих территориях.
Обоснованность предлагаемых мер подтверждает динамика оборота розничной торговли, а также позиции арктических регионов в рейтинге российских регионов по объему отдельных видов услуг. Изучению в целях использования подлежит опыт содействия развитию малого предпринимательства, накопленный в Красноярском крае. Развитию малого предпринимательства будет способствовать и увеличение денежных доходов жителей арктических регионов.
Список использованных источников
- Пахомов Ю. Н. Липатова Л. Н. Развитие малого бизнеса как ключевой фактор экономической безопасности: статистическая оценка // Статистика в условиях формирования цифровой экономики: материалы Международной научно-практической конференции / Мордовиястат; Белстат; ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева». Саранск, 2019. С. 114–122.
- Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Развитие малого предпринимательства в высокотехнологичной сфере // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал 2018. № 4. URL: https://srjournal.ru/2018/id142/ (дата обращения; 10.12.2019).
- Градусова В. Н., Липатова Л. Н. Основные тенденции развития малого бизнеса в сфере инноваций: региональный аспект // Государство и бизнес: современные проблемы экономики : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2018. С. 16–24.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.
Aliyeva Elmira
Master’s Degree Student, Department of Economy and Finance, North-West Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Sankt-Petersburg
Lipatova Ludmila
PhD in Economics, Professor, Department of Economics and Finance, North-West Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Sankt-Petersburg
SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE REGION’S DEVELOPMENT
The article analyzes the indicators of small business development in the Arctic regions of Russia. It makes comparisons to other Northern regions, and suggests measures to solve emerging problems.
Keywords: region, entrepreneurship, small business, trade, services, tourism.
Публикации по рубрикам
- Научные исследования
- Наука и практика
- Слово молодым ученым
Источник: srjournal.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
Выблова Н.В. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г.Кропоткине
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Развитие рыночных отношений объективно связано с новыми процессами устойчивого развития предпринимательских структур. Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство в определенных условиях и времени является основой для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, формируя одновременно, новую структуру экономики и конкурентной среды. Размеры предприятий зависят от отраслей, их технологических особенностей, действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и где не требуются большие размеры предприятий, а напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
К числу малых предприятий относят предприятия с численностью персонала не более 50 человек, национальным оборотом не более 10 млн. евро или валюты баланса до 10 млн. евро.
Малое предпринимательство имеет и свои сильные стороны:
— возникает на основе технической инициативы или новой идеи его создателя, опираясь на демократические принципы управления;
— приспособляемость к потребностям и возможностям рынка с учетом участия в нем крупных организаций;
— высокая потребность знания потребительской и ценовой конъюнктуры и умение эффективно для производства реагировать на нее;
— относительная техническая и финансовая доступность создания новых рабочих мест.
Малый бизнес заполняет те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и услуг, связанных с бизнесом (консультационных, торговых, технических и т.д.). Малые предприятия в этих сферах, во-первых, разгружая от них домашние хозяйства, увеличивает свободное время людей, создает дополнительные возможности для домашнего и организованного отдыха, во-вторых, подпитывает необходимой информацией, кадрами, материальными ресурсами, нуждающихся в них. Кроме того, малый бизнес – огромное поле для инноваций, которые в больших объемах могут быть слишком рискованными для организации крупных хозяйственных структур. В этом случае малые предприятия становятся своего рода рабочей лабораторией, испытательным полигоном для предприятий крупного бизнеса.
Они легче воспринимают и реализуют новые идеи, здесь на одного сотрудника приходится в среднем в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия, производство готовой продукции, от которой крупный бизнес может отказаться из-за высокой степени риска.
Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, – не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а их стоимость ниже. Малые предприятия способствуют изменению технологий и структуры отдельных, отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревающих технологий в перспективные.
Значительное число малых предприятий, в той или иной степени находятся в сфере влияния крупных компаний, а иногда ими же и создаются.
Но есть у малого предпринимательства и слабые стороны, с которыми следует считаться, а именно:
— необходимость самофинансирования долгосрочных вложений из-за трудностей получения долгосрочных кредитов, из-за объективно более емкого риска и высоких процентов оплаты займов;
— повышенная чувствительность к отрицательным финансовым изменениям (инфляция, рост цен, рост налогов, социальных выплат);
— организационные возможности привлечения квалифицированной рабочей силы, в т.ч. специалистов из-за ненормированного дня, нерегулярного дохода, высокой ответственности и т.п.;
— полнота материальной ответственности организаторов малого предпринимательства.
Однако существуют свои стратегии малого предпринимательства, которые позволяют наилучшим образом использовать его преимущества.
Стратегия копирования, которая предполагает два пути:
— выпускать по лицензии марочный продукт крупной фирмы;
— осваивать и выпускать копию какого-нибудь оригинального продукта, конкурентоспособность, которой обеспечивается, по сути, крупным производителем, выпускающим оригинальный товар.
Стратегия оптимального размера, рекомендует осваивать небольшие и специализированные рынки, где крупное производство неэффективно.
Стратегия участия в производстве продукта крупной фирмы, дает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Во избежании опасной зависимости малого производства от крупного, малые предприятия «ограничивают размер поставок, в расчете на одного крупного заказчика», имеют их несколько, чем обеспечивают себе устойчивость сбыта, а следовательно и производства.
В конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют динамичную среду субподрядного рынка, способствуя крупным фирмам снижать собственные издержки и сохранять заказы малым фирмам.
В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
— близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
— производство малыми партиями того, что невыгодно крупным фирмам;
— исключение лишних звеньев управления и т.д.
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Под устойчивым положением предприятия, следует понимать экономическое состояние, которое позволяет сохранить объемы реализации готовой продукции на более длительный период времени, при различных изменениях в инфраструктуре рынка.
Устойчивое развитие, представляет собой экономические отношения, складывающиеся между предприятиями по поводу формирования пространственно-временной последовательности эффективного взаимодействия и использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, позволяющих осуществлять не только процесс простого воспроизводства, но и расширенного.
Основными факторами, влияющими на устойчивое развитие, являются:
1) недостаточное использование производственных мощностей;
2) слабое изучение рыночного механизма спроса и предложения;
3)неэффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
4) недостаточная информационная база о положении на рынке готовой продукции;
5) усиление роли маркетинговых исследований;
6) изменение структуры производства;
7) формирование ассортиментной политики и др.
По содержанию все факторы подразделяются на: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия по отношению к ней.
Так, к факторам прямого воздействия, по мнению автора, следует отнести факторы внутренней среды организации. Факторы косвенного воздействия устойчивого развития включают факторы внешней среды организации.
Проведенный анализ категорий «устойчивости» и «устойчивого развития» на всех уровнях предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует в себе социальные, экономические и экологические результаты его функционирования и является аналогом простого и расширенного воспроизводства, при котором процесс простого воспроизводства характеризуется возобновлением из года в год в неизменных размерах, а при расширенном воспроизводстве, возобновляется во все увеличивающихся размерах.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых, невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.
Малые предприятия в РФ в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте.
В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать.
Их источником не может стать и предельно напряженный государственный бюджет. Кредитные же ресурсы незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Важным моментом в развитии малого предпринимательства является его социальная значимость. В сфере малого бизнеса звнята сегодня пятая часть населения, где предприниматель, включая членов его семьи и работников полностью живут на доходы полученные в данном секторе. Так как рынок труда у нас и сегодня остается в напряжении, малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.
В заключении необходимо отметить, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, сложившейся структуры экономики, где преобладают крупные предприятия нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Разработка и создание всех элементов государственной поддержки малого предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления, и в последствии определить вклад малых предприятий в решении социально-экономических вопросов, и оценить результативность от вложенных в развитее малого предпринимательства бюджетных средств.
Список использованных источников
- Социально-экономическая политика и эффективное управление развитием малого и среднего бизнеса/ Национальный институт систем исследований проблем предпринимательства: www.NISSE_ru
Источник: scienceforum.ru
Малое предпринимательство как фактор устойчивого развития региона Штурмина Ольга Сергеевна
В силу многих причин Россия на пороге нового тысячелетия оказалась в эпицентре всех глобальных проблем современности, которую можно охарактеризовать как находящуюся в состоянии «системной неустойчивости» Исходя из сложившихся реалий, Россия, как и все мировое сообщество, стоит перед проблемой, связанной с необходимостью радикальных изменений самих основ функционирования сложившейся социально-экономической системы для выхода из состояния кризиса и неустойчивости и выявления новых, более эффективных направлений развития, учитывающих все компоненты системы «человек-общество-природа» на долговременной, устойчивой основе.
Переход к рыночным отношениям, изменение парадигмы регионального развития предъявляют новые требования к формированию стратегии развития региона, которые заключаются в прогнозировании количественных г качественных параметров экономики региона для дальнейшего определения обоснованных приоритетных направлений её трансформации и создания для этого необходимых организационно-экономических условий. Прогнозирование должно опираться на анализ результатов мониторинга по факторам устойчивости региональной системы хозяйствования, так как знание объективных тенденций и закономерностей позволит увидеть перспективу развития.
Малое предпринимательство в течение последнего десятилетия рассматривается как один из важных элементов рыночной экономики l генератором структурной перестройки экономики России. При этом усилия по государственному регулированию этого сектора не привели к ожидаемому прорыву, и вклад малого бизнеса по-прежнему не соизмерим не только с уровнем развитых стран, но и значительно дифференцирован по регионам России. Это обусловлено отсутствием четкого представления места и роли
4 малого предпринимательства в формируемой модели развития, способной обеспечить гармоничное развитие человека и природы на инновационной основе на долгосрочную перспективу. Отсюда слабая увязка программ социально-экономического развития территорий и целей системы развития малого предпринимательства в регионах, недостаточная ясность его целей и задач, потребности в нем, трудности в определении его эффективности. Оно не рассматривается в качестве самостоятельного фактора устойчивого развития. Все это определяет актуальность данного исследования, его теоретическую и практическую значимость.
Степень разработанности проблемы. В современной отечественной экономической литературе с разной степенью разработанности освещаются отдельные вопросы поставленной проблемы.
Большую роль в теоретической разработке вопросов устойчивого развития сыграли научные труды Л. Абалкина, Н Агафонова, А Анохина, С. Бобылева,
B. Вернадского, Е. Гайдара, Н Газизуллина, С. Глазьева, В. Горшкова, А.
Гусева, Р. Исляева, В. Кондратьева, В. Коптюга, С. Лаврова, В. Левашова, И.
Моисеева, Р. Перелета, В. Писарева, М. Раца, Р. Соколова, А. Урсула, Р.
Хильчевской и других. Их региональные аспекты исследовались в работах Л.
Абалкина, А. Брячихина, Э. Дроздовского, А. Гранберга, В. Лексина. А.
Шевцова и т. д.
Методологии и методики измерения устойчивости и безопасности экономики региона посвящены работы Л. Абалкина, Е. Бухвальда, Е. Ведуты,
C. Глазьева, Е. Олейникова, В. Сенчагова и других. Несмотря на значительное
количество научных публикаций по проблемам экономического развития
регионов, зачастую исследования носят противоречивый характер, начиная от
самой терминологии «устойчивости» и «устойчивого развития региона».
Недостаточно разработанными остаются теоретические, методологические и
методические основы устойчивого регионального развития, факторы и
механизмы обеспечения устойчивого развития в регионе. В частности,
отсутствуют практические разработки для Ульяновской области.
5 Исследователями также не установлена роль малого предпринимательства как одного из факторов, обеспечивающих перспективное развитие на долгосрочной основе.
В современной российской науке предпринимательству уделяется широкое
внимание в публикациях В. Автономова, А. Блинова, Т. Долгопятовой,
Б. Злобина, Н. Иващенко, Л. Колесниковой, В. Кушлина, В. Масленникова,
А. Пригожина, В. Радаева, В. Савченко, В. Яковлева, Ю. Яковца и многих
других. В то же время, происходящие кардинальные изменения в России
обогащают само явление «малого предпринимательства», которое в нашей
стране имеет ярко выраженную региональную специфику, что требует новых
научных обобщений, выводов и практических рекомендаций. Далее,
современное состояние и развитие малого бизнеса в стране и обусловливают
необходимость поиска наиболее эффективных форм и методов
государственного регулирования системы развития малого
предпринимательства на уровне региона для достижения целей устойчивого развития.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование теоретических, методологических и методических основ процесса управления системой развития малого предпринимательства в целях достижения устойчивого развития региона и выявление его региональных особенностей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
устойчивости в различных аспектах;
выявить основные факторы устойчивого развития региона и
критерии их измерения;
рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в
экономике развитых стран и России на современном этапе;
проанализировать состояние и динамику развития малого
предпринимательства в регионе и обосновать его значение в
обеспечении устойчивости и устойчивого развития экономики Ульяновской области;
провести диагностику устойчивости экономики Ульяновской области и выявить основные направления для ее достижения; рассмотреть сферу услуг экономики региона в качестве ведущего фактора для перехода к устойчивому развитию;
разработать рекомендации по стимулированию приоритетных
направлений развития малого бизнеса, способствующие
достижению устойчивости экономики Ульяновской области.
Объект исследования. Экономика Ульяновской области и региональная
система малого предпринимательства как ведущее направление для ее вывода
на траекторию устойчивого развития.
Предмет исследования. Теоретические и практические аспекты формирования условий устойчивого развития экономики региона.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, результаты различных прикладных исследований по проблемам оценки качества жизни и экономической безопасности, периодическая литература, материалы научных исследований, представленных в виде диссертаций, ресурсы глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ. В работе использованы нормативные акты, регулирующие вопросы разработки государственной стратегии устойчивого развития РФ, среднесрочных стратегий социально-экономического развития, нормативные акты, регулирующие развитие и поддержку малого предпринимательства как на уровне России, так и на уровне Ульяновской области.
В процессе исследования были применены общенаучные методы познания, методы системного, исторического, экономико-статистического анализа (группировки, сравнения, динамических рядов, графики, диаграммы), социологических исследований, экспертных и рейтинговых оценок.
Информационной базой исследования являются материалы Комиссии Государственной Думы по проблемам устойчивого развития, Государственного комитета по статистике РФ, Ульяновского областного комитета государственной статистики, данные налоговой инспекции по Ульяновской области, федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства, передовой опыт российских регионов, обзорные и справочные материалы.
Научная новизна исследования. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:
обобщены, систематизированы и теоретически обоснованы критерии и факторы устойчивого развития региона в современных российских условиях, с учетом региональных особенностей, которые обусловлены имеющимся ресурсным потенциалом. К ключевым факторам развития, как показывает мировой опыт, следует отнести развитие малого бизнеса;
выявлено состояние и динамика факторов устойчивости в регионе и определена роль малого предпринимательства в обеспечении сбалансированного развития (способствует расширенному воспроизводству основных фондов, субъекты малого бизнеса образуют отдельные отрасли промышленности, только ими выпускаются определенные виды продукции, доминируют в сфере услуг и строительства, инициируют появление новых видов услуг, повышают уровень доходов и качество жизни населения, поглощают сокращенных работников крупных предприятий). Проведенный анализ показал необходимость оценки устойчивости региона и использования механизмов стимулирования малого бизнеса;
предложена методика оценки устойчивости региона, включающая показатели состояния человеческого, природного, производственного потенциалов, социальной и финансовой сфер, а также воспроизводства всех ресурсов с учетом характерных особенностей функционирования региона;
— разработана рамочная программа развития предприятий малого бизнеса в
сфере туризма, ключевыми мероприятиями которой являются: организации
8 работы межведомственного координационного совета по развитию туризма, формирование системы туристических зон, реконструкция городских объектов под сеть малых гостиниц на конкурсной основе, содействие в подготовке кадров, выпуск и реализация рекламной и сувенирной продукции и т. д.
— определены приоритетные направления стимулирования малого бизнеса как фактора устойчивого развития региона: строительство, промышленность, торговля и общественное питание, транспорт, сельское хозяйство.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные научные результаты и рекомендации могут быть использованы при определении ориентиров и разработке стратегической Концепции устойчивого развития Ульяновской области, политики социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, а также политики развития малого предпринимательства на региональном уровне. Кроме того, результаты диссертационного исследования широко используются в учебном процессе.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях Ульяновского государственного технического университета (Ульяновск, 2001, 2002, 2003, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспекты)» (Пенза, 2003), региональной научно-практической конференции «Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление» (Оренбург, 2003), Международной научно-практической конференции «Стратегии развития экономического потенциала регионов: инвестиционные приоритеты и инфраструктура» (Черновцы, Украина, 2002), региональном совещании-семинаре «Бизнес и власть: сотрудничество к ответственность» (Ульяновск, 2004).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Источник: www.dslib.net