Аннотация. В статье приведен анализ актуальных на сегодня проблем важнейшей отрасли публичного права, а именно, налогового права. На основе исследования научных трудов и публикаций поднимается вопрос о проблемах налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Annotation. In this article presents analysis of actual problems of the most important branch of public law such as taw law. Based on research of scientific papers and publications raises the question about the problems of taxation of small business in the Russian Federation.
Ключевые слова: малый бизнес, налогообложение, предприятие.
Key words: small business, taxation, enterprise.
Малый бизнес – это бизнес, для которого характерны независимое владение и независимая организация хозяйственной деятельности. Это коммерческая, торговая или другая деятельность, организованная в рамках предприятия малого или среднего. К малому бизнесу относятся предприятия, обладающие следующими характеристиками: независимое управление, собственный капитал, локальный район действия, относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.
Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие
Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса.
Ещё одной из проблем является воздействие мер государственной политики на выбор малым бизнесом сфер деятельности и соотношения используемых факторов производства. Если решения в отношении малого предпринимательства заключаются в предоставлении льгот без учета того, как конкретные льготы влияют на выбор предпринимателей, возможно избыточное стимулирование как выбора одних видов деятельности, так и использования одних факторов производства в ущерб другим. Кроме того, неудачно разработанная политика в отношении малого предпринимательства может не способствовать конкуренции, а, напротив, воздвигать дополнительные барьеры вхождения в отрасль. Это происходит в том случае, если уже функционирующим фирмам легче воспользоваться льготами, чем вновь входящим, и выгоды, которые можно получить от использования льгот, распределяются не в пользу новых, а также самых мелких предприятий. [2]
Действующая в настоящее время система налогообложения не берет во внимание особенности издержек малого предпринимательства и носит сугубо фискальный характер. Она направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли – основной мотивации их деятельности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения налогового бремени малого бизнеса.
Не менее важной проблемой малого бизнеса, является отсутствие денежных средств, необходимых для развития предприятия. Для решения проблемы малого бизнеса, связанного с отсутствием инвестиций, принято постановление о предоставлении грантов начинающим бизнесменам, которые позволят молодому предпринимателю открыть собственное дело.
Современные условия для малого бизнеса не только не дают ему свободно развиваться, но и не позволяют ему даже зародиться. Для того, чтобы открыть небольшое предприятие нужны средства, а главным источником для стартового капитала являются банки. Но получить в банке кредит на раскрутку собственной фирмы сейчас практически невозможно, так как Банки считают, что вероятность возврата кредита очень мала, и им легче просто дать один большой кредит одному, уже сформировавшемуся предприятию, чем ещё хрупкой и немощной молодой фирме.
На этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет. [3]
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации). [1]
К недостаткам упрощённой системы налогообложения относят:
– Отсутствие обязанности платить налог на добавленную стоимость может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.
– У фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности.
Недостатки налогообложения малого бизнеса можно свести к следующим проблемам: неправильный механизм перераспределения налогов, непостоянство налоговой политики, нечеткость звучания принятых законов и их разная трактовка, плохая организация деятельности налоговых ведомств.
- Налоговый Кодекс РФ// Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс». [дата обращения: 16.12.2017]
- Власенкова В.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы/В.А Власенкова//Налог.вестн. – 2013. – №2. 3 – 8 с
- Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение, учебник/ В. Р. Захарьин. — М.: Инфра-М, 2011 — 320 с.
Источник: posidpo.ru
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Недостатки налогообложения малого бизнеса можно свести к следующим проблемам:
— неправильный механизм перераспределения налогов;
-?непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений;
— нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка;
-?большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков;
— плохая организация деятельности налоговых ведомств.
Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины. Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов. -М.: Финансы и статистика. -2012. — С. 489.
Все более сложной и запутанной становится налоговая отчетность предпринимателей. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в 2014 году в два раза.
Выбор режима налогообложения для малого бизнеса тоже нелегкая задача. Налоговый режим выбирается самостоятельно. По большому счету есть два варианта — общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.
Все недостатки существующего общего режима налогообложения можно свести к трем:
1. Она сложна и запутанна. Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.
2. ?Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.
3. Нестабильность законодательства.
Специальные налоговые режимы, которые имеет право применять малый бизнес:
— упрощенная система налогообложения (УСН);
— единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
— единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
-?патентная система налогообложения (специальный налоговый режим только для индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность в том регионе, где законом субъекта Российской Федерации принято решение о введении патентной системы налогообложения)
Согласно сайту «налог.ру» специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства, но и у них есть недостатки.
К недостаткам УСН (самого распространенного из спецрежимов), в частности, относят:
1. Вероятность утраты права работать по УСН. Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизирующего имущества и т. п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.
2. Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей — плательщиков этого налога;
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.
3. При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;
4. У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном эта?е // Журнал российского права. — 2013.- № 5. — С. 34.
Проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это легко проследить на основе новой патентной системы налогообложения, применение которой в регионах обозначило ряд негативных моментов.
Так, патенты в регионах устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах же соответствующий закон принимался без широкого обсуждения с самими предпринимателями, для которых эта система налогообложения и создавалась. В связи с этим у представителей малого бизнеса возникает множество вопросов.
Патент должен был стать самой простой и выгодной системой налогообложения для малого бизнеса из-за малых размеров патентных платежей. Целью принятого закона являлось содействие развитию индивидуального предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки на данный сектор экономики. Но, например, в таком регионе как Башкортостан, законом установлено относительно высокое увеличение размеров этих платежей. И если в прошлом году предприниматели могли уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов, то в новой патентной системе такой возможности не предусмотрено.
Есть и ограничения для тех, кто только открывает свой бизнес — подать заявление на патент может только зарегистрированный в качестве предпринимателя гражданин.
Произошло и сокращение обязательного перечня видов деятельности с 69 до 47, например, с 1 января 2013 года «Изготовление мебели» было исключено из перечня видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применять патент.
По мнению аналитиков научно-исследовательского университета Высшей школы экономики проблемными для малого бизнеса являются и то, как осуществляются принципы его налогообложения.
Таким образом, проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются и в существующих режимах его налогообложения (специальном или общем), и на разных его уровнях (будь он федеральным или региональным).
Источник: studbooks.net
Проблемы налогообложения малого бизнеса
Проблемы налогообложения малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса.
В последнее десятилетие в РФ много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому — непосильные налоги.
Основными недостатками существующей системы налогообложения малого бизнеса являются следующие:
1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.
Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Возникают сомнения в социальной ориентированности налоговой системы, так как она кажется специально усложненной, чтобы получать пени от налогов. Кроме того, многие законы, устанавливающие ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают обязательные элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования некоторых Законов (которые тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как те или иные налоги правильно считать.
2. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д.
Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога. Как видно, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
3. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.
Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности.
Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет. Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.
Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа к финансовым ресурсам; системное развитие инфраструктуры для предоставления предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. Отлаженная и последовательная работа в данных направлениях позволит осуществить качественные изменения предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого бизнеса.
Совершенствование налогообложения малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.
Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».
Эффективная система налоговых преобразований в отношении малого предпринимательства должна отвечать следующим критериям:
- 1. Прозрачности — то есть все результаты проведенных реформ видны, отсутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные последствия.
- 2. Непротиворечивости — при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, которые потребуют решения в будущем.
- 3. Завершенности преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиками из зоны распада в зону безопасности сохранение устойчивого состояния динамического равновесия.
В соответствии с этим, основными направлениями совершенствования системы налогообложения малого бизнеса являются следующие:
- 1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков.
- 2. Объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу.
- 3. Совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
- 4. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
- 5. Четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).
Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.
Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения малого бизнеса не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.
Источник: studwood.net