Основными и распространёнными формами ведения бизнеса в РК являются:
1) юридическое лицо Товарищество с Ограниченной Ответственностью «ТОО»;
2) физическое лицо Индивидуальный Предприниматель «ИП»;
3) регистрация структурного подразделения головного юридического лица «Филиала либо Представительства».
Конечно, существуют и другие формы, менее привлекательные, но необходимые или удобные в некоторых случаях. Чем же удобны вышеназванные три формы.
Товарищество с ограниченной ответственностью
Наиболее распространена, даже распространена в основном, так как участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Учредителями ТОО могут быть физические, юридические лица, резиденты и не резиденты РК, в любом соотношении долей, если иное не установлено отдельными нормативно-правовыми актами. Регистрирующий орган – органы юстиции РК и налоговые органы.
Индивидуальные предприниматели
Мораторий на проверку бизнеса продлят еще на год
Физические лица могут зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность в налоговых органах, оформив свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя и выбрав специальный налоговый режим. Специальные налоговые режимы – разовые талоны, патент, работа на основе упрощенной декларации, что подразумевает уплату основных видов налогов в виде двух проплат, которые в некоторых случаях можно внести заранее. Здесь много деталей и возможностей выбора режима налогообложения, но в целом идея такова, что работа в форме ИП самая упрощённая и в основных случаях несет наименее облегченное налоговое бремя, малый и микро бизнес предпочитает работу в форме ИП.
«ТОО» и «ИП» также выбирают статус, в котором предпочитают работать
ТОО могут быть субъектами малого, среднего, крупного бизнеса. ИП могут быть субъектами малого и среднего бизнеса. Малый бизнес — численность работников не более 50 человек, активы в год не более 60 000 МРП, средний бизнес — численность работников до 250 человек, активы в год не более 325 000 МРП, крупный бизнес — без ограничений. Малый бизнес не вправе осуществлять: деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; проведение лотереи; деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса; деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); аудиторскую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность кредитных бюро; охранную деятельность. Минимальный уставной капитал для субъектов малого бизнеса 100 тенге, для субъектов среднего и крупного бизнеса 100 МРП.
Если вы хотите получить поддержку от Фонда «Даму», то вам необходимо знать.
Филиалы и представительства
Филиалы и представительства это структурные подразделения головного предприятия не являются юридическими лицами, располагаются вне места нахождения головного предприятия и осуществляют защиту и представительство интересов юридического лица, совершают от его имени сделки и иные правовые действия. Филиалы и представительства иностранных компаний открываются в таком же режиме как структурные подразделения казахстанских компаний. Филиалы и представительства имеют отдельную печать, расчетный счет и отчисляют местные налоги.
Налогообложение
Для ТОО предусмотрены следующие виды налогов. Индивидуальный подоходный налог, социальный налог, обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления, налог на добавленную стоимость, плата за загрязнение окружающей среды. Необходимо сдавать отчетность и производить оплату налогов и иных обязательных платежей ежеквартально.
По итогам года, необходимо сдать отчетность и произвести оплату корпоративного подоходного налога, налога на транспорт, земельного налога, налога на имущество. Базовые ставки на текущий 2011год:
МРП (месячный расчетный показатель) 1 512тг
МЗП (минимальная заработная плата) 15 999тг
Ставка рефинансирования 7,5% (с 09 марта 2011 года, однако может быть изменена)
КПН (корпоративный подоходный налог) 20% от чистой прибыли.
ИПН (индивидуальный подоходный налог) 10% от заработной платы одного сотрудника, высчитывается по определенной формуле.
Социальный налог 11% от заработной платы одного сотрудника, высчитывается по определенной формуле.
Социальные отчисления 5% от заработной платы одного сотрудника, высчитывается по определенной формуле.
НДС (налог на добавленную стоимость) 12% от стоимости товара или услуги.
Филиалы и Представительства
В связи с тем, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, уплата основных налогов производится юридическим лицом, создавшим филиал или представительство.
По решению юридического лица его филиалы и представительства могут рассматриваться в качестве плательщиков:
— индивидуального подоходного налога.
— налога на транспортные средства;
— налога на имущество.
Уплата индивидуального подоходного налога и социального налога за филиалы или представительства производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения филиала или представительства. Уплата земельного налога и налога на имущество производится в бюджет по месту нахождения земельного участка и имущества филиала или представительства.
Информация по налогообложению филиалов и представительств обобщенная, не несет детально информативной нагрузки, так как налогообложение зависит от вида деятельности, выбранного режима и специфики деятельности.
Лицензии и иные разрешительные документы
Лицензированию подлежат определенные виды деятельности в соответствии с Законом РК «О лицензировании». Лицензии по следующим видам работ, в сфере:
2) использования атомной энергии;
3) оборота ядовитых веществ;
4) технической безопасности;
6) оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;
7) обеспечения информационной безопасности;
8) специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
9) оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением;
10) использования космического пространства;
11) информатизации и связи;
13) средств массовой информации;
14) сельского и лесного хозяйств, землеустройства, геодезии и картографии;
16) туристской деятельности;
17) игорного бизнеса;
21) финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;
22) архитектуры, градостроительства и строительства;
23) изготовления государственных символов Республики Казахстан;
24) таможенного дела;
25) производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий;
26) деятельности, связанной с использованием валютных ценностей;
27) экспорта и импорта товаров.
Лицензии оформляются — генеральные — на занятие отдельными видами деятельности, выдаваемые без ограничения срока действия; — разовые — на занятие определенной хозяйственной операцией в пределах разрешенного срока, объема, веса или количества (в натуральном либо денежном выражении); — операционные;
Форма лицензии и приложения к ней устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Публикации на тему.
Источник: www.zancompany.com
Роль и значение малого предпринимательства для развития экономики Казахстана
В Казахстане развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики государства и Правительство стремится к формированию среднего класса и конкурентоспособного динамичного бизнес-сообщества, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. И хотя показатели развития предпринимательства в Казахстане существенно отличаются от аналогичных показателей развитых стран мира, на сегодняшний день МСБ республики сумел занять соответствующую нишу в экономике государства.
В течение последних пяти лет динамично растет количество зарегистрированных и активных субъектов МСБ. Так, согласно данным Агентства РК по статистике, численность зарегистрированных и активных субъектов МСБ в 2009 году возросла в 1,5 раза (до 1,1 млн.) по сравнению с 2005-м (741 тыс. единиц).
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Развитие малого предпринимательства должно способствовать решению ряда экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии.
Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана. Основная трудность организации и функционирования малого бизнеса в РК заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры. Небольших же накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малый бизнес более или менее развит только в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.
Следующая трудность для малого бизнеса как и для всей предпринимательской деятельности — это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого предпринимательства немыслима без особых налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство.
[ Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм — «венчурные» (от англ. venture — рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения. ]
Источник: cyberpedia.su
Малый и средний бизнес в Казахстане
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано почти 840 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля этого сектора в ВВП страны составляет около 30%. По состоянию на 1 января 2007 года поступления от предприятий малого и среднего бизнеса в государственный бюджет составили 427 888,6 млн. тенге или 15% от общего объема поступлений в бюджет.
Более 46% активных предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 14% – в строительстве, 12,1% – в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, 10,9% – в промышленности.
Таким образом, следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие этого сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. К примеру, об этом свидетельствует то, что в последнем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Главой государства Н.А.Назарбаевым перед Правительством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсификации экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес.
Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Правительства страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Именно в этом контексте становится еще более понятной идея создания социально-предпринимательских корпораций в Казахстане, которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реализации проектов в регионах. Взаимоотношения СПК с предпринимательством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по вопросам разрешительных процедур, получения в пользование земельных участков и недр для реализации совместных проектов.
В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое.
Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования. Фондом профинансировано почти 100 проектов на общую сумму 54,7 млн. долларов США. По программе развития микрокредитования Фондом профинансировано 99 проектов на общую сумму 4 088,76 млн. тенге.
Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. Ожидается, что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь создадут десятки тысяч новых рабочих мест. Но что еще более важно, будет создана такая предпринимательская среда, которая будет обеспечивать беспрерывное воспроизводство новых предприятий малого и среднего бизнеса.
Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стала опорой экономического развития и процветания Казахстана.
«Федерация развития малого и среднего бизнеса»
Современное состояние экономики и позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие данного сектора. Понимая необходимость создания условий для активного роста и развития компаний малого и среднего бизнеса на казахстанском рынке была создана «Федерация развития малого и среднего бизнеса».
В рамках, проходящих в стране экономических изменений, по линии развития и поддержки малого и среднего бизнеса, Федерация совместно с Ассамблеей народов Казахстана намерена использовать свой объединенный потенциал и возможности в развитии данного сектора.
Разработка и продвижение программ и механизмов, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Организация деятельности по разработке, экспертизе и реализации перспективных проектов для субъектов малого и среднего бизнеса;
Координация взаимоотношений с предприятиями Республики Казахстан и зарубежных стран, организация необходимых условий и мероприятий для активного сотрудничества;
Поиск необходимых партнёров и эффективных финансовых инструментов для реализации проектов и повышение квалификации субъектов малого и среднего бизнеса.
Налажено сотрудничество со следующими организациями:
Министерством индустрии и торговли РК
Министерством экономики и бюджетного планирования РК
Центром инжиниринга и трансферта технологий
Национальным инновационным фондом
Фондом развития малого предпринимательства
Центром маркетингово-аналитических исследований
Департаментами малого и среднего бизнеса при акиматах
Республиканскими национально-культурными центрами при Ассамблее народов Казахстана
Деятельность Федерации активно поддерживается Посольством Республики Корея в РК, Агентством по торговле «КОТРА» и другими зарубежными партнерами.
Организация «притока» зарубежных инвесторов и бизнесменов
Центр подготовки и продвижения перспективных бизнес проектов
Информационно-аналитический центр для выполнения коммуникационной функции
Центр повышения квалификации предпринимателей
Способствует организации и продвижению инновационных проектов в секторе малого и среднего бизнеса. Занимается привлечением заинтересованных лиц и партнеров для реализации проектов. Осуществляет подготовительные мероприятия, формирует нормативную документацию и разрабатывает схемы финансирования по отобранным проектам.
Подготавливает и реализует мероприятия, встречи заинтересованных лиц, партнеров, проводит имиджевые и специализированные презентации и конференции, направленные на ознакомление с деятельностью Федерации. Организует деятельность центра повышения квалификации предпринимателей, подбирает специалистов.
Правовое обеспечение и юридическое сопровождение ФРМСБ; Оказание юридических услуг членам ФРМСБ, координация деятельности ФРМСБ по правовым вопросам и работе с государственными органами РК
Осведомление субъектов МСБ о возможностях развития бизнеса в данных рыночных условиях, обеспечение информацией о уровне развития бизнеса различных сфер деятельности.
Департамент Развития Международного Сотрудничества
Занимаетсяя налаживанием связей с иностранными компаниями, привлечением инвестиций для реализации проектов. Регулярно проводятся встречи с представителями иностранных компаний. В рамках ДРМС был подписан меморандум с «Khan 21Holding».
Основные формы ведения бизнеса в Казахстане
Законодательством Республики Казахстан предусмотрены различные организационно-правовые формы осуществления деятельности, такие как хозяйственные товарищества, акционерные общества, общественные объединения, иные некоммерческие и коммерческие организации, а также обособленные подразделения юридических лиц — филиалы и представительства.
Правильный выбор организационно-правовой формы юридического лица, четкое определение прав и обязанностей каждого из его участников, законная государственная регистрация являются основой для дальнейшей успешной деятельности компании.
При выборе организационно правовой формы ведения бизнеса в Казахстане иностранными инвесторами следует учитывать нормы валютного и иного законодательства Республики Казахстан. Так преимуществом филиалов и представительств иностранных компаний в Казахстане является возможность свободного открытия банковских счетов как на территории РК, так и за ее пределами, а также возможность расчетов в иностранной валюте. Тогда как казахстанские юридические лица, созданные с иностранным участием, не могут так легко открыть банковские счета за пределами Республики, так как для этого необходимо будет получать разрешения уполномоченных органов. То же относится к переводу иностранной валюты и ведению расчетов в иностранной валюте.
С другой стороны, преимуществами казахстанских юридических лиц, в отличие от филиалов и представительств иностранных юридических лиц, является возможность участия в различных тендерах и признание данных юридических лиц казахстанскими поставщиками товаров и услуг. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц в тендерах участвовать не могут и не признаются казахстанскими поставщиками товаров и услуг.
В настоящей статье нам бы хотелось рассмотреть наиболее популярные и удобные для ведения бизнеса организационно-правовые формы юридических лиц и их подразделений, как Акционерное общество, Товарищество с ограниченной ответственностью, Филиал и Представительство.
Наиболее простой формой, позволяющей обозначить свое присутствие в Казахстане, является Представительство. Основными характеристиками которого является то, что Представительство не является самостоятельным юридическим лицом, а лишь его обособленным подразделением. Основная задача Представительства – осуществление защиты и представительство интересов создавшего его юридического лица. При этом следует учитывать, что Представительство не вправе осуществлять коммерческую деятельность и, в связи с чем, может ограничить юридическое лицо в деятельности на территории Казахстана. Ответственность за деятельность Представительства возлагается на головную компанию.
При намерении юридического лица осуществлять коммерческую деятельность в Казахстане, но нежелании создавать самостоятельное юридическое лицо, удобной организационно-правовой формой может стать филиал. По основным своим характеристикам филиал схож с представительством и фактически обладает всеми функциями представительства, но отличается тем, что имеет право осуществлять коммерческую деятельность. При этом деятельность филиала ограничивается видами деятельности создавшей его компании, то есть могут осуществляться только те виды деятельности, которые прописаны в учредительных документах головной компании, либо часть этих видов деятельности по усмотрению учредившего юридического лица.
Как филиал, так и представительство не требуют формирования отдельно уставного капитала.
Товарищество с ограниченной ответственностью
Наиболее распространенной и удобной формой ведения бизнеса (как малого, так среднего и крупного) в Казахстане является, несомненно, товарищество с ограниченно ответственностью. В отличие от филиалов и представительств Товарищество с ограниченной ответственностью является самостоятельным юридическим лицом, и, в благодаря чему, может участвовать в тендерах и имеет некоторые другие преимущества.
Товарищество с ограниченной ответственностью является разновидностью хозяйственных товариществ и отличается тем, что ответственность его учредителей (участников) ограничена размерами внесенных ими вкладов в уставный капитал. Участники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Источник: www.myunivercity.ru