Малый и средний бизнес в России особенности и проблемы развития

В настоящее время проблема развития малого предпринимательства в России является весьма актуальной по причине того, что отечественная экономика перешла к рыночной модели развития только в 1990-е годы. В данной работе оцениваются показатели численности малых предприятий в России, а также анализируются способы повышения эффективности поддержки государством субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Текст научной работы

Малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики, без которого не возможно гармоничное развитие социально-экономической сферы государства. Малое предпринимательство реализует такие немаловажные экономические и социальные функции, как борьба с монополизмом, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивости конкурентной среды, содействие инновациям, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, совершенствование и передача опыта по организации предпринимательской деятельности начинающим коммерсантам, формирование среднего класса как основы политической и социально-экономической стабильности государства. Также малые предприятия способны быстро адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Кроме того малое предпринимательство помогает в обеспечении занятости значительной части трудоспособного населения, расширяет сферу использования труда, стимулирует проявление инициативы и способствует более полной реализации творческого потенциала работников.

При этом среднему классу принадлежит особая роль в процессе воспроизводства товаров и услуг. В большинстве стран мира средний класс стал фактором, который представляет собой необходимое условие для устойчивого развития экономики, поскольку значительная часть общественных потребностей может быть удовлетворена только предприятиями малого и среднего бизнеса.

Кроме того многие собственники и работники малого бизнеса являются представителями этого класса. В результате средний класс производит и, в свою очередь, предъявляет спрос на современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, услуги и т.д., стимулируя воспроизводственный процесс. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%) представлена небольшими фирмами. Малый бизнес в США — это 64% объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73% — в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса, которые производят около 2/3 стоимости всей продукции [7, c. 93].

Однако в России, в силу исторических и других причин, существует множество затруднений, которые ограничивают реализацию потенциальных возможностей малых предприятий. В частности, это несовершенство нормативно-правовой базы, существенные налоги на прибыль и выплаты в социальные фонды работников, административные барьеры, коррупция и др.

Поэтому совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие малого бизнеса, а также увеличение финансовой поддержки со стороны государства в современных социально-экономических условиях является наиболее актуальными задачами, от решения которых будут зависеть дальнейшие направления развития малых предприятий в РФ. При этом в настоящее время реализуются различные федеральные и региональные программы, направленные на создание и развитие малого предпринимательства [2, c. 79].

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений этого закона является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов [1].

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия — до 15 человек.
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ [8, c. 735].

В то же время статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий, в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по экономике России в 2008-2012 гг. приведена на рисунке 1.

На 1 января 2013 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ увеличилось по сравнению с 1 января 2012 г. на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%.

Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.

Таким образом, в настоящий момент количество малых предприятий в России в целом не достигло предкризисного уровня 2008 года, но в сфере распространения микропредприятий виден рост, что вполне связано с более низкими затратами на открытие и функционирование данного вида предпринимательской деятельности. Увеличение отдельных показателей функционирования микропредприятий и малого бизнеса свидетельствует о происходящих в экономике положительных тенденциях. Однако эти тенденции нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно если сравнивать их с показателями развитых стран. Так, например, в экономически развитых странах в сфере функционирования микропредприятий и малого предпринимательства занято порядка 40-50% экономически активного населения, а в России, как было отмечено ранее, только 22,6% [9, c. 107-110].

Необходимо отметить, что в последние годы государство стало уделять гораздо больше внимания проблемам развития малых предприятий. Например, для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России созданы ассоциации помощи малому бизнесу, представители которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий, получении займов для развития бизнеса.

Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с потенциальными инвесторами, обменятся друг с другом собственными идеями или опытом. Также во многих регионах стали получать широкое распространение бизнес-инкубаторы. Они помогают начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы.

В частности, региональные власти вкладывают бюджетные средства в создание необходимой инфраструктуры (строительство зданий для организации производств, коммуникаций, дорог и т.д.). Также начинающим предпринимателям помогают существенно сократить первоначальные расходы, предоставляются в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, им оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги [3, c. 255].

Читайте также:  Как выбрать систему управления бизнес процессами

Однако для дальнейшего повышения эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных регионах необходимо проведение следующих мероприятий:

  • разработка и реализация программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия;
  • четкое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами государственной власти при сохранении за федеральными органами общих координационных функций;
  • рациональное сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки;
  • привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных методов финансирования, поощрения частных кредитов и инвестиций путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия;
  • существование правительственных и общественных учреждений, обеспечивающих координацию программ и выполнения всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;
  • поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого предпринимательства, приводящее к повышению его эффективности, конкурентоспособности и устойчивости;
  • развитие государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства.

Стоит отметить, что исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, которые наиболее актуальны для России [4, c. 275].

  1. Снижение налоговой нагрузки на уже функционирующие и на только открывающиеся малые предприятия. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность малого и среднего предпринимательства, является высокий уровень налогов. В этом направлении целесообразно также выделение грантов и субсидий для отдельных категорий предприятий, обремененных высокими налоговыми выплатами. Данные мероприятия смогут помочь решению и проблемы наличия в стране неформальных «теневых» предприятий, часть которых могла бы в дальнейшем зарегистрироваться и платить налоги в местные бюджеты;
  2. Разработка современного и эффективного законодательства, которое будет гарантировать защиту частной собственности и деловых интересов малого и среднего бизнеса. Это необходимо для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности предпринимательства и их безусловное исполнение;
  3. Разработка мер, которые позволят расширять доступность кредитования и инвестирования в сфере малого предпринимательства. Кроме того, необходимо введение бюджетных субсидий, направленных на компенсацию расходов при открытии или расширения собственного предприятия. Данные меры помогут снизить стоимость заемных финансовых ресурсов и облегчить затрудненный доступ к ним [5, c. 239];
  4. Предоставление малым предприятиям государственных заказов путем разработки конкретных условий и требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле госзаказов;
  5. Предоставление консультационной помощи, по вопросам касающихся нормативно-правой базы, субъектам малого бизнеса со стороны органов федеральной и региональной власти;
  6. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности в разных отраслях экономики страны;
  7. Постоянное изучение и адаптация на территории России опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Одним из способов осуществления этого направления является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах [10, c. 165].

В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс. рублей. Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий [6, c. 710].

Таким образом, можно заключить, что развитие в нашем государстве конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно стать одной из главных целей экономической политики России.

Информационно-консультационное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств

  1. Куатова А.А.

Промышленность, как основополагающий фактор регионального развития

  1. Борисова Л.Г.
  2. Курбатова В.А.

Единое информационное пространство как один из способов государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

  1. Зеленина Д.В.

Источник: novainfo.ru

Малый и средний бизнес: особенности функционирования на современном этапе

Исследование особенностей функционирования малого и среднего бизнеса в России обусловлено несоответствием между потребностями в финансовой поддержке предпринимательства и сложившейся моделью предложения финансовых ресурсов в России.
На основе статистического материала определены основополагающие факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние на ведение малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности и волатильности конъюнктуры на мировых рынках. Обосновано, что на современном этапе основными проблемами в России выступают: недостаточность собственных финансовых ресурсов и основных фондов; недоверие со стороны кредитных организаций и нежелание осуществлять их кредитование без гарантий или стабильных залогов; недоступность финансирования в виде лизинга; низкая эффективность функционирования существующего гарантийного механизма поддержки малого и среднего бизнеса и др.

предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес, финансовые ресурсы, финансовая поддержка

JEL-классификация: L26, M21, G39

Цитировать публикацию:

Люй Хунюй, Хохлова Г.И., Кретова Н.В., Коршунова Е.И. Малый и средний бизнес: особенности функционирования на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 4. – С. 865-872. – doi: 10.18334/rp.20.4.40594
Lyuy, Khunyuy, Khokhlova, G.I., Kretova, N.V., https://creativeconomy.ru/lib/40594″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]

Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье представлены обобщенные данные по динамике развития малых и средних предприятий, как в начале кризиса, так и в последующий период; выделены проблемы функционирования малого бизнеса и основные проблемы банковского кредитования.

Данная статья опубликована в научном журнале KANT.

Ссылка на сборник статей, в который она входит (страница 105, при нажатии на кнопку «скачать»): http://mirabook.ru/works/433/

Данный сборник включен в РИНЦ.

Оценка от партнеров: плюс / минус

Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России

Читайте также:  Принцип устойчивое развитие в бизнесе

В статье представлены обобщенные данные по динамике развития малых и средних предприятий, как в начале кризиса, так и в последующий период; выделены проблемы функционирования малого бизнеса и основные проблемы банковского кредитования.

Данная статья опубликована в научном журнале KANT.

Ссылка на сборник статей, в который она входит (страница 105, при нажатии на кнопку «скачать»): http://mirabook.ru/works/433/

Данный сборник включен в РИНЦ.

инжиниринг, развитие бизнеса, управление проектами, проектный менеджмент, контрактование, бизнес, малое и среднее предпринимательство, кризис, кредит, банки, социально-экономическое развитие

Виктория Казачкова Виктория Казачкова

Виктория Казачкова Виктория Казачкова

Малое предпринимательство является одним из важнейших факторов, влияющих на состояние экономики России, так как:

– во-первых, от малого бизнеса идут поступления в бюджет страны в виде налогов.

– во-вторых, малый бизнес создаёт рабочие места, это его отличие от крупного бизнеса, который стремится автоматизировать производство, дабы тратить меньше денег на заработную плату рабочим, малый же бизнес, создавая рабочие места, понижает уровень безработицы.

– в-третьих, он заполняет пустоты на рынке, т.е. он обеспечивает продукцией малонаселённые пункты, что является невыгодным для крупных предприятий.

– в-четвертых, малое предпринимательство, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, делает рыночную экономику гибкой. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что имеет важное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции. А конкуренция очень важна для потребителя, поскольку у него появляется выбор из более качественных товаров и услуг.

Малое предпринимательство является мерилом успешности, развитости экономики, т. е. зависимость между ними прямая, чем больше малых предприятий, чем они эффективнее, тем успешней экономика данной страны в целом. Одно из самых кратких определений предпринимательства дает Р. Хизрич: предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью.

Как известно, способности предпринимателя – это один из экономических ресурсов. Сам же предприниматель – это человек, соединяющий такие факторы производства, как: земля, труд, капитал, а также в последнее время к ним относится информация, не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром.

Предприниматель – это человек, который умеет брать на себя ответственность, умеет рисковать. Он понимает, что ему необходимо платить заработную плату сотрудникам, тратить средства на различные производственные нужды, при этом, не зная какой будет его будущая прибыль. Он верит, что прибыль будет больше потерь. Так считал Ричард Кантильон.

Адам Смит полагал, что цель предпринимательской деятельности – это корыстный интерес, т. е. человек хочет денег, а не сделать мир лучше. Также Адам Смит, живший в 18 веке, считал, что чем хуже живут люди, тем лучше живут предприниматели, следовательно, последние склонны угнетать народ.

Скорее всего, для 21 века это неверно ведь, предпринимателю выгодно продать дорого, а дорого могут заплатить только люди с хорошим достатком, т.е. чем выше уровень дохода потребителей, тем больше прибыли получит предприниматель. Йозеф Шумпетер был уверен в том, что понижение цены на товар, с целью повышения на него спроса – это неэффективная мера, так как гораздо лучше использовать нововведение, из-за того, что оно более действенно. Действительно, ведь постоянно понижая цену можно прийти к тому, что прибыли вообще не будет или будет убыток, следовательно, предпринимательская деятельность потеряет всякий смысл.

Таким образом, бизнес – это процесс создания, чего-то нового обладающего стоимостью. Сам же предприниматель – это человек, который может соединить все факторы производства и получить от этого прибыль. Предприниматель умеет брать на себя ответственность и в то же время умеет рисковать, ведь он верит в то, что возможная прибыль будет больше возможных потерь, хотя он не может знать этого наперёд.

В России малые и средние предприятия играют все более значимую роль в социально-экономическом развитии. Однако мировой кризис выявил то обстоятельство, что данный сектор отечественной экономики находится на неэффективной траектории развития, а предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями, несмотря на осуществляемые государством «антикризисные влияния».

В ситуации, когда перед страной стоят задачи в области модернизации, без развития эффективного функционирования малого и среднего бизнеса обойтись невозможно. Согласно задачам, поставленным руководством страны, необходимо за 10 лет удвоить долю вклада малого и среднего бизнеса в ВВП с 20% до 40%, и примерно утроить долю занятости в этом сегменте производства с сегодняшних 22% до 67% [14].

Таким образом, от успешности развития малых и средних предприятий могут напрямую зависеть экономические показатели в масштабах государства и, следовательно, именно эта категория предприятий вправе рассчитывать на значимую поддержку, как со стороны государства, так и со стороны банковского сообщества. В то же время, в последние годы, в связи с кризисными явлениями в российской экономике, произошло сжатие сектора малых и средних предприятий. Мировой кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого и среднего предпринимательства: произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования. Но, несмотря на то, что зависимость малых предприятий от банковского сектора и банковского финансирования в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис неумения управления ликвидностью в банковском секторе еще больше сократил желание и возможности банков для выделения кредитов малым предприятиям.

При существующей позиции банков-кредиторов, представители малого и среднего бизнеса в меньшей мере пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, в частности, для закупки товаров у крупных производителей или предприятий оптовой торговли.

Другими словами, у малого бизнеса проявляется и, по большей части, реализуется потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Банки же, пока не смогли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение такого рода кредитов. Более того, именно программы кредитования малого бизнеса были свернуты в первую очередь или существенно ужесточены банками. В наибольше степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые и средние предприятия, взаимодействующие с небольшими региональными банками, которые реально испытывали значительные проблемы с уровнем ликвидности. В продолжительный кризисный период произошли следующие существенные изменения условий кредитования малых и средних предприятий:

– во-первых, новые кредиты выдавались исключительно под залог материального имущества. Причем преимущество, в части залогового обеспечения, отдавалось оборудованию и транспортным средствам, в то время как недвижимость и товары в обороте были менее желательны в качестве залога. Для сравнения: в докризисный период микро-кредиты выдавались в ускоренные сроки с минимальным пакетом документов от компании;

Читайте также:  Как рассчитать доход малого бизнеса

– во-вторых, значительно повысились процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, при этом многие банки придерживались их плавающих значений, так как, в условиях кризиса, фиксированные ставки по кредитам оказываются для кредитных организаций, в силу реализации процентного риска, невыгодными;

– в-третьих, сроки кредитования значительно сократились, приоритет отдавался краткосрочному кредитованию;

– в-четвертых, банки, которые продолжали в кризисный период кредитовать малые и средние предприятия, стали подходить к анализу их финансового состояния более жестко;

– в-пятых, банки стали более «разборчивыми», выбирая из числа новых потенциальных заемщиков исключительно тех, в чьей сфере деятельности наблюдалась наибольшая стабильность. В связи с этим, в кредитовании все чаще получали отказ строительные организации, туристические фирмы и другие, по мнению кредитных организаций, высокорискованные виды деятельности;

– в-шестых, даже в тех банках, в которых программа кредитования малого и среднего бизнеса продолжала функционировать, наблюдалось существенное сокращение номенклатуры предлагаемых кредитных продуктов. Так, например, «револьверная кредитная линия» как финансовый продукт и ее производные были практически полностью исключены из ассортимента услуг в связи негативными ожиданиями банков [13].

Сильное давление на рынок кредитования малых и средних предприятий оказало снижение транспарентности заемщиков в данном секторе из-за повышения социальных страховых взносов с 26 до 34%, которые не привели к адекватному увеличению поступлений в Фонды.

Обобщая данные по динамике развития малых и средних предприятий, как в начале кризиса, так и в последующий период, можно выделить основные проблемы банковского кредитования, которые существуют с точки зрения малых предприятий:

1. Высокие процентные ставки. Многие предприниматели оценивают процентные ставки по кредитам как завышенные, поэтому, являясь людьми добросовестными, отдавая себе отчет в сложности возврата долга на предлагаемых условиях, не обращаются за кредитными средствами в банковские организации.

2. Сложности предоставления залога. Существующие программы беззалогового кредитования предлагают малым и средним предприятиям недостаточные для развития деятельности суммы – до 1 млн. руб. отсутствие ликвидного или какого-либо залога не позволяет малым и средним предприятиям пользоваться банковскими кредитами. На сегодняшний день банки отдают предпочтение, для принятия в качестве залога, недвижимости, автотранспорту, оборудованию, реже – товарным запасам.

4. Множественность поручителей. К еще одной причине недостаточной популярности кредитования малых и средних предприятий предприниматели относят обязательное для большинства программ предоставление поручителей, которые должны иметь доходы, сопоставимые с платежами по кредиту.

5. Неразвитость системы оценки деятельности предприятия. По мнению предпринимателей, банки не имеют четкой и отработанной системы выдачи кредитов вследствие отсутствия объективного, научно-обоснованного анализа бизнеса. В то же время кредиторы имеют различное представление о том, что собственно представляет собой малый бизнес. В итоге, предпринимателям приходится обращаться в «условно бесконечный» ряд банков, прежде чем им удастся найти подходящие, для развития своего дела, условия кредитования.

Таким образом, для более эффективного развития малого и среднего предпринимательства в России помимо государственной поддержки, необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса, особенно для клиентов с положительной кредитной историей.

1. Биндасова Н.А., Погосян В.В. Инвестиции : учебное пособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное. / Н.А. Биндасова, В.В. Погосян. – Пятигорск : РИА-КМВ, 2015. – 156 с.

2. Гладилин В.А., Юрина В.П., Грицай С.Е. Развитие предпринимательства в сферах туризма и рекреации региональных экономических систем // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 5-1 (46-1). – С. 607-612.

3. Голубина Ж.И. Формы государственной бюджетной поддержки сельхозпроизводителей // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 9. – С. 135-147.

4. Голубина Ж.И., Баскакова Л.В. Основные риски присоединения к ВТО для продовольственной безопасности страны и ее сельского хозяйства // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014. – № 3. – С. 81-

5. Голубина Ж.И., Кузнецова Т.Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // Kant: Экономика и управление. – 2015. – № 1 (4). – С. 15-17.

6. Голубина Ж.И. 10.6. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – № 4. – С. 394-398.

7. Голубина Ж.И., Марченко С.В. Формирование источников финансирования предприятий сферы АПК: проблемы и альтернатива // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 561-563.

8. Марченко С., Погосян В., Голубина Ж. Особенности финансирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Кавказского Федерального округа // Финансовая жизнь. – 2016. – № 1. – С. 70-74.

9. Марченко С., Погосян В., Голубина Ж. Особенности долговой политики Российской Федерации // Путеводитель предпринимателя. – 2015.– № 28. – С. 118-126.

10. Марченко С.В. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в СКФО: проблемы и перспективы // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов Материалы Международной научно-практической конференции. Пятигорский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», Рекламно-информационное агентство на Кавминводах. – 2013. – С. 153-162.

11. Марченко С.В., Голубина Ж.И. Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая экономика. – 2015. – № 2.С. 23-28.

12. Марченко С.В. Территориальные финансы / С.В. Марченко. – Пятигорск : КМВ, 2009. – 178 с.

13. Марченко С.В. Проблемы финансирования Северо-Кавказского Федерального округа // В сборнике: Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2012. – С. 142-150.

14. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Kant. – 2015. – № 2 (15). – С. 96-100.

15. Погосян В.В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса // Kant. – 2015. – № 3 (16). – С. 86-89.

16. Юрина В.П., Грицай С.Е. Развитие СКФО на основе предпринимательства // В сборнике: Модернизация экономики и управления II Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей / под общей редакцией В.И. Бережного. – 2014. – С. 91-96.

17. Социально-экономическое положение федеральных округов // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_20/Main.htm

Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0

Источник: samovod.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин